Тест « Грамматика. Синтаксис»
Для успешного выполнения теста студент должен: знать:
основные синтаксические единицы (словосочетание, предложение); синтаксические отношения между компонентами предложения; главные члены предложения и способы их выражения; типы односоставных предложений; структуру простого предложения; что такое главные члены предложения и способы их выражения; классификацию второстепенных членов предложения и способы их выражения; что такое обособленные члены предложения, вводные конструкции; какова структура сложного предложения, способы выражения отношений между частями сложного предложения; разновидности сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений; уметь: находить главные и второстепенные члены предложения и определять способы их выражения; определять типы односоставных предложений, выполнять синтаксический разбор простого предложения, находить обособленные члены предложения, отличать вводные конструкции от членов предложения, правильно ставить знаки препинания и объяснять их; отличать простое предложение от сложного; различать сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное предложение; выполнять синтаксический разбор сложного предложения, правильно ставить знаки препинания и объяснять их выбор.
Задание 1 Укажите, какое словосочетание образовано путем согласования (выберите один вариант ответа):
1) взгляд исподлобья;
2) мой дом;
3) кофе по-восточному;
4) две руки.
Задание 2 Укажите, какое словосочетание образовано путем управления (выберите один вариант ответа):
1) одна строка;
2) решать быстро;
3) восхищаться успехом;
4) фактически выполненный.
Задание 3 Укажите, какое словосочетание образовано путем примыкания (выберите один вариант ответа):
1) чей-то перевод;
2) смелый в решениях;
3) сгоревший дотла;
4) интересовать читателя.
Задание 4 В 1941 г. С. Дали начал отходить от сюрреализма, чтобы создать более универсальный художественный стиль, и заявил, что он намерен «стать классическим». Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из простых предложений в составе сложного (выберите один вариант ответа)?
1) С. Дали начал отходить;
2) С. Дали начал;
3) С. Дали начал отходить и заявил;
4) С. Дали начал и заявил.
Задание 5 Если оценивать поступки художника с позиции обычного человека, то самое мягкое, что можно о нем сказать, – «сумасшедший». Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из простых предложений в составе сложного (выберите один вариант ответа)?
1) Оценивать поступки;
2) оценивать;
3) можно о нем сказать;
4) сказать.
Задание 6 Само собой разумеется, что при такой скупости на движения Савка был гол как сокол и жил хуже всякого бобыля. Каким членом предложения является выделенное слово (выберите один вариант ответа)?
1) Определение;
2) обстоятельство;
3) дополнение;
4) сказуемое.
Задание 7 Ласковая старушка – моя вагонная спутница – просит подать ей немудреные узелки. Каким членом предложения является выделенное слово (выберите один вариант ответа)?
1) Подлежащее;
2) дополнение;
3) определение;
4) обстоятельство.
Задание 8 Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское. Какими членами предложения являются выделенные слова (выберите один вариант ответа)?
1) Подлежащие;
2) дополнения;
3) определения;
4) обстоятельства.
Задание 9 Представители этого класса, называемые регентами, были сторонниками консервативной одежды прошлых эпох и имели влияние на формирование европейской одежды этого периода. Какими членами предложения являются выделенные слова (выберите один вариант ответа)?
1) Дополнения;
2) сказуемые;
3) определения;
4) обстоятельства.
Задание 10 Продажа лошади особенно врезалась в память. Определите, в каком случае указана правильная характеристика предложения (выберите один вариант ответа):
1) простое, односоставное, безличное;
2) простое, двусоставное;
3) простое, односоставное, назывное;
4) сложное.
Задание 11 Больного торопливо внесли и положили на кровать. Определите, в каком случае указана правильная характеристика предложения (выберите один вариант ответа):
1) простое, односоставное, безличное;
2) простое, двусоставное;
3) простое, односоставное, назывное;
4) простое, односоставное, неопределенно-личное.
Задание 12 Высокий кабинет с лепными работами и росписью на потолке. Определите, в каком случае указана правильная характеристика предложения (выберите один вариант ответа):
1) простое, односоставное, безличное;
2) простое, односоставное, определенно-личное;
3) простое, односоставное, назывное;
4) простое, односоставное, неопределенно-личное.
Задание 13 Женских прихотей не перечтешь. Определите, в каком случае указана правильная характеристика предложения (выберите один вариант ответа):
1) простое, односоставное, безличное;
2) простое, односоставное, определенно-личное;
3) простое, односоставное, назывное;
4) простое, односоставное, неопределенно-личное.
Задание 14 К этому было не привыкать Григорию. Определите, в каком случае указана правильная характеристика предложения (выберите один вариант ответа):
1) простое, двусоставное;
2) простое, односоставное, определенно-личное;
3) простое, односоставное, назывное;
4) простое, односоставное, безличное.
Задание 15 Какова же была здесь линия, если она еще оставалась!.. Определите, в каком случае указана правильная характеристика предложения (выберите один вариант ответа):
1) простое, двусоставное;
2) простое, односоставное, определенно-личное;
3) сложное, состоящее из простых двусоставных предложений;
4) простое, односоставное, неопределенно-личное.