СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Тест. Общее языкознание"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Тест. Общее языкознание"»

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО общему языкознанию


1. Соотношение между планом выражения и планом содержания языкового знака, при котором один знак может нести несколько означаемых, и одно означаемое может выражаться несколькими знаками, называется принцип … языкового знака

2. Связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте

денотат

дискурс

коннотат

референт

3. Внешняя сторона языковой единицы, способ выражения внутреннего содержания языкового знака

дистрибутивный анализ

лингвистическая интерпретация

план выражения

план содержания

4. Внутренняя сторона языковой единицы, значение языкового знака

внутренняя форма слова

план содержания

понятие

5. Материально-идеальное образование, представляющее собой единство определенного мыслительного содержания и формы выражения и отражающее предмет, свойство, отношение действительности

концепт

язык

языковая форма

языковой знак

6. Определение «язык – это система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа, причем оба этих элемента в равной мере психичны» принадлежит

В. Фон Гумбольдту

Ф. де Соссюру

Ф.Ф. Фортунатову

7. Ф. де Соссюр выделил основные свойства языкового знака

линейность языкового знака

непрерывность языкового знака

произвольность языкового знака

экономичность языкового знака

8. Ф. де Соссюр писал: «Входя в состав системы, слово облечено не только значением, но еще главным образом …, а это нечто совсем другое

9. В учении о знаках и фигурах Л. Ельмслева изменение единиц в плане выражения, ведущее к изменению в плане содержания, – это …

10. Комплекс отношений, связывающих элементы в системы, – это … языка

11. Сложное целое, состоящее из взаимозависимых и взаимообусловленных частей, выступающее по отношению к внешним условиям как единое целое и выполняющее единую функцию, – это …

12. В американском структурализме совокупность всех окружений, в которых встречается элемент в речи, – это …

13. Основными единицами языка являются

звук

слово

фонема

предложение

морфема

интонация

ударение

14. Вся совокупность мыслительных и речевых действий, совершаемых человеком на основе системы языка, представляет собой

познавательную деятельность

сознание

речевую деятельность

15. Упорядоченная совокупность знаний и представлений о действительности, сформировавшаяся в общественном и индивидуальном сознании

картина мира

система языка

законы развития языка

16. Совокупность зафиксированных в единицах языка представлений народа о действительности на определенном этапе развития народа

научная картина мира

языковая картина мира

система языка

17. Невербальные средства общения

жесты

слова

междометия

мимика

дистанция

физический контакт

18. Согласно этой гипотезе, язык возник вследствие подражания человека различным звукам природы, крикам животных

звукосимволическая гипотеза

звукоподражательная гипотеза

междометная гипотеза

гипотеза общественного договора

жестовая гипотеза

трудовая гипотеза

естественная гипотеза

19. Согласно этой гипотезе, язык возник из невольных выкриков человека в процессе трудовой деятельности, охоты, собирательства под воздействием внешних обстоятельств или внутренних состояний

звукосимволическая гипотеза

звукоподражательная гипотеза

междометная гипотеза

гипотеза общественного договора

жестовая гипотеза

трудовая гипотеза

естественная гипотеза

20. Согласно этой гипотезе, в возникновении языка ведущую роль сыграла бессознательно улавливаемая людьми связь звуков с некоторыми качествами или признаками предметов

звукосимволическая гипотеза

звукоподражательная гипотеза

междометная гипотеза

гипотеза общественного договора

жестовая гипотеза

трудовая гипотеза

естественная гипотеза

21. Согласно этой гипотезе, язык возник как результат договора людей о том, что как будут все называть

звукосимволическая гипотеза

звукоподражательная гипотеза

междометная гипотеза

гипотеза общественного договора

жестовая гипотеза

трудовая гипотеза

естественная гипотеза

22. Согласно этой гипотезе, звуковому языку предшествовал развитый ручной язык, который впоследствии стал сопровождаться звуковыми возгласами

звукосимволическая гипотеза

звукоподражательная гипотеза

междометная гипотеза

гипотеза общественного договора

жестовая гипотеза

трудовая гипотеза

естественная гипотеза

23. Согласно этой гипотезе, первые звуковые слова возникают в процессе совместной деятельности людей как обозначения трудовых процессов

звукосимволическая гипотеза

звукоподражательная гипотеза

междометная гипотеза

гипотеза общественного договора

жестовая гипотеза

трудовая гипотеза

естественная гипотеза

24. Согласно этой гипотезе, язык сформировался из коммуникативной системы человекообразной обезьяны эволюционным путем приспособления к растущим потребностям развивающегося человека

звукосимволическая гипотеза

звукоподражательная гипотеза

междометная гипотеза

гипотеза общественного договора

жестовая гипотеза

трудовая гипотеза

естественная гипотеза

25. Ментальная сущность, отражающая не только понятийное содержание, но и экстралингвистическую информацию

концепт

план содержания

сигнификат

26. Свойство, присущее всем языкам или большинству из них

языковая аномалия

языковая универсалия

языковой закон

27. Гипотеза «лингвистической относительности» возникла в рамках

пражского структурализма

датского структурализма

американского структурализма П

советского языкознания

28. Совокупность политических и административных мер, принимаемых государством для регулирования развития языка

реформа письменности

языковая политика

языковая дивергенция

языковая конвергенция

29. Набор и взаимоотношение языков, используемых в определенной этнической общности или административно-территориальном объединении, в отношении которых население этих территорий придерживается определенных социальных установок

языковая политика

языковая ситуация

двуязычие

30. Национальная языковая ситуация в Российской Федерации

одноязычная

двухъязычная

трехъязычная

многоязычная

31. Русский язык на территории Российской Федерации имеет статус … языка

32. Основные социальные функции языка

перформативная

коммуникативная

когнитивная

метаязыковая

суггестивная

магическая

фатическая

33. Формы общественного существования языка

канцеляризмы

литературный язык

диалекты

просторечие

профессиональные диалекты

групповые жаргоны

заимствования

неологизмы

34. Язык коренного населения, который разрушился в результате контакта с языком пришельцев, но оставил в системе нового языка некоторые свои элементы

адстрат

субстрат

суперстрат

35. Язык пришельцев, который воздействовал на язык местного населения, но не разрушил его системы, а лишь обогатил ее отдельными элементами

адстрат

субстрат

суперстрат

36. Язык, элементы которого в большом количестве включились в систему другого языка, но сам язык продолжает свое существование на другой, обычно соседней территории

адстрат

субстрат

суперстрат

37. Существование двух языков в рамках одного языкового коллектива, использующего эти языки в различных коммуникативных сферах, в зависимости от социальной ситуации

двуязычие

языковая ситуация

интерференция

38. Группа географически смежных неродственных языков, обладающих существенными сходными чертами в синтаксической, морфологической или фонологической структурах

праязык

языковая семья

языковой союз

39. Внутренний фактор развития языка, согласно которому язык меняется из-за того, что говорящий стремится упростить свою речь, а слушающий – облегчить понимание

антиномия говорящего и слушающего

антиномия нормы и возможностей системы

антиномия системы и текста

антиномия стандартизации и экспрессивности

антонимия потребностей общения и психофизиологических возможностей человека

40. Внутренний фактор развития языка, согласно которому развитие языка определяется стремлением говорящих сохранить установившееся употребление языковых единиц и невозможностью это сделать

антиномия говорящего и слушающего

антиномия нормы и возможностей системы

антиномия системы и текста

антиномия стандартизации и экспрессивности

антонимия потребностей общения и психофизиологических возможностей человека

41. Внутренний фактор развития языка, согласно которому увеличение числа языковых единиц приводит к сокращению текста и одновременному усложнению самой системы, что невыгодно говорящему

антиномия говорящего и слушающего

антиномия нормы и возможностей системы

антиномия системы и текста

антиномия стандартизации и экспрессивности

антонимия потребностей общения и психофизиологических возможностей человека

42. Внутренний фактор развития языка, согласно которому говорящему легче использовать привычные и регулярно употребляемые единицы языка, но иногда говорящий бывает склонен к экспрессивной выделенности единиц языка в речи

антиномия говорящего и слушающего

антиномия нормы и возможностей системы

антиномия системы и текста

антиномия стандартизации и экспрессивности

антонимия потребностей общения и психофизиологических возможностей человека

43. Внутренний фактор развития языка, согласно которому существует постоянное противоречие между потребностями общения человека и его стремлением свести к минимуму свои умственные и физические усилия

антиномия говорящего и слушающего

антиномия нормы и возможностей системы

антиномия системы и текста

антиномия стандартизации и экспрессивности

антонимия потребностей общения и психофизиологических возможностей человека

44. Морфологический процесс, при котором изменение в какой-либо форме возникает не фонетическим путем, а в результате выравнивания по другим формам

дифференциация

аналогия

опрощение

переразложение

45. Процесс, в результате которого происходит сокращение основ в пользу аффиксов

дифференциация

аналогия

опрощение

переразложение

46. Триада «статика – динамика – история» разработана в лингвистической школе

Московская лингвистическая школа

Казанская лингвистическая школа

47. Рассмотрение языка в данный момент его состояния

диахрония

синхрония

историчность

48. Рассмотрение языка в плане его исторического развития

диахрония

синхрония

типология

49. В концепции Ф. де Соссюра изучением внеязыковых факторов, влияющих на язык, установлением связи языка и истории, особенностями диалектного дробления языка, заимствованиями занимается

внешняя лингвистика

внутренняя лингвистика

50. Представители школы датского структурализма

Ф. Боас

В. Брендаль

Х. Ульдалль

Л. Ельмслев

Р.О. Якобсон

В. Матезиус

51. Представители школы пражского структурализма

Л. Ельмслев

Л. Блумфилд

В. Матезиус

В. Скаличка

С.О. Карцевский

Б. Гавранек

Н.С. Трубецкой

В. Брендаль

52. Представители школы американского структурализма

Н. Трубецкой

Н. Хомский

Э. Бенвенист

Д. Блумфилд

Э. Сепир

З. Хэррис

Й. Вахек

53. Представители западноевропейского сравнительно-исторического языкознания

Р. Раск

А.Х. Востоков

М.В. Ломоносов

К. Лансло

Г. Штейнталь

Ф. Бопп

Я. Гримм

54. Лингвистическая концепция этого ученого получила название «философия языка»

А. Шлейхер

В. Гумбольдт

К. Бругман

Г. Пауль

55. Теорию агглютинации создал

Я. Гримм

В. Гумбольдт

Ф. Бопп

Р. Раск

А. Шлейхер

56. «Всеобщую рациональную грамматику» написали

К. Лансло

Ф. Бэкон

А. Арно

Р. Декарт

Г.В. Лейбниц

57. Создал натуралистическую теорию о естественном, природном организме человеческого языка

А.А. Потебня

В. Гумбольдт

Г. Пауль

А. Шлейхер

58. Представители психологического языкознания XIX века

Ф.И. Буслаев

Г. Штейнталь

А.А. Потебня

Р. Раск

59. Представитель логического языкознания XIX века

Г. Штейнталь

Ф.И. Буслаев

А.А. Потебня

А. Шлейхер

60. Индивидуалистический психологизм свойствен лингвистической теории

Ф. де Соссюра

Г. Пауля

А. Шлейхера

В. Гумбольдта

61. Основатель Московской лингвистической школы

И.А. Бодуэн де Куртенэ

Ф.Ф. Фортунатов

А.А. Потебня

62. Основатель Казанской лингвистической школы

И.А. Бодуэн де Куртенэ

Ф.Ф. Фортунатов

А.А. Потебня

63. Представители Московской лингвистической школы

Н.В. Крушевский

В.К. Поржезинский

А.М. Пешковский

Б.М. Ляпунов

Д.Н. Ушаков

В.А. Богородицкий

А.А. Шахматов

М.М. Покровский

64. Представители Казанской лингвистической школы

Н.В. Крушевский

В.К. Поржезинский

А.М. Пешковский

Б.М. Ляпунов

Д.Н. Ушаков

В.А. Богородицкий

А.А. Шахматов

М.М. Покровский

65. Создатель теории фонетических альтернаций

Ф.Ф. Фортунатов

В.А. Богородицкий

И.А. Бодуэн де Куртенэ

Р.И. Аванесов

66. Учение о психологической сказуемом и психологическом подлежащем разработал

А.М. Пешковский

В.А. Богородицкий

М.М. Покровский

А.А. Шахматов

67. На формирование лингвистической концепции Ф. де Соссюра оказали влияние

Дж. Лакофф

Э. Дюркгейм

О. Конт

И.А. Бодуэн де Куртенэ

Т. Тард

Н.В. Крушевский

М.В. Ломоносов

В. Брендаль

68. Создатель яфетической теории в советском языкознании

Л.В. Щерба

И.И. Мещанинов

Н.Я. Марр

Е.Д. Поливанов

69. Анализ текста с точки зрения семантики и функционирования его компонентов

коммуникативный синтаксис

лингвистический анализ

семантический синтаксис

70. Совокупность теоретических установок, приемов, методик исследования языка, связанных с определенной лингвистической теорией и с общей методологией

лингвистическая интерпретация

лингвистическая статистика

лингвистический метод

71. Совокупность принципов и правил классификации лингвистических объектов

парадигма

таксономия

описание

72. Сравнение синхронных срезов в области фонетики, морфологии, синтаксиса с целью установить законы, действовавшие в данном языке, и исключения из них, которые желательно объяснить фонетическими и лингво-психологическими причинами

историческая грамматика

историческая типология

73. Конструктивные методы в языкознании были выработаны

в XIX веке

в начале ХХ века

в 60-х годах ХХ века

в 80-х годах ХХ века

74. Частные методы структурализма

дистрибуция

оппозитивный анализ

внутренняя реконструкция

генеалогическая классификация

75. Лишний в перечне индоевропейских языков

македонский

арабский

болгарский

76. Описание языка в виде формальных моделей определенного типа

генеративная грамматика

дистрибутивный анализ

лингвистическая таксономия

77. Направление в языкознании, занимающееся разработкой методов решения практических задач, связанных с использованием языка

методика преподавания русского языка

прикладная лингвистика

экспериментальная лингвистика

78. Метод представления синтаксической структуры предложения, основанный на выведении сложных синтаксических структур из более простых с помощью небольшого набора правил преобразования

трансформационный метод

метод непосредственно составляющих

79. Метод исследования содержательной стороны значимых единиц языка, имеющий целью разложение значения на минимальные семантические составляющие

компонентный анализ

дистрибутивный анализ

функтивный анализ