Основы эволюционного учения
1 вариант
1. Укажите особенности модификационной изменчивости.
1) возникает внезапно
2) проявляется у отдельных особей вида
3) изменения обусловлены нормой реакции
4) проявляется сходно у всех особей вида
5) носит адаптивный характер
6) передаётся потомству
2. Примерами ароморфозов являются:
1) внутреннее оплодотворение
2) четырехкамерное сердце
3) трехслойный зародыш
4) сильное опушение листьев
5) форма клюва вьюрков
6) короткий срок вегетации растений
3. Выберите три идиоадаптации.
1) легкие, состоящие из альвеол, у млекопитающих
2) отсутствие густого шерстного покрова у слона
3) развитие пищеварительной системы у плоских червей
4) развитие кровеносной системы у кольчатых червей
5) наличие длинных тычиночных нитей у злаков
6) развитие колюще-сосущего ротового аппарата у комаров
4. Рудиментами у человека являются:
1) наличие хвоста
2) аппендикс
3) копчиковая кость
4) густой волосяной покров на теле
5) многососковость
6) складка мигательной перепонки
5. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят
1) остаток третьего века у человека
2) отпечатки растений на пластах каменного угля
3) окаменевшие остатки папоротников
4) рождение людей с густым волосяным покровом на теле
5) копчик в скелете человека
6) филогенетический ряд лошади
6. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?
1) развитие семян у голосеменных растений
2) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания
3) образование сочной мякоти в плодах бешеного огурца
4) выделение душистым табаком пахучих веществ
5) двойное оплодотворение у цветковых растений
6) появление у растений механических тканей
7. Выберите несколько ответов из шести. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) развитие придаточных корней после окучивания у картофеля
2) превращение части листочков листа гороха в усики
3) появление многоклеточности у водорослей
4) появление цветков у покрытосеменных
5) развитие механической ткани у подорожника
6) образование хлорофилла
8. Укажите процессы, относящиеся к микроэволюции.
1) возникновение мутаций и рекомбинаций
2) ароморфоз
3) обмен генами между популяциями
4) биологический регресс
5) идиоадаптация
6) колебания численности популяций
9. Выберите примеры идиоадаптаций.
1) покровительственная окраска животных
2) видоизменения вегетативных органов растений
3) исчезновение пищеварительной системы у червей
4) возникновение эукариотической клетки
5) появление теплокровности у птиц
6) соответствие размеров тела насекомых — опылителей строению цветков
10. Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в
1) постоянных условиях среды
2) изменении средней нормы реакции
3) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания
4) выбраковывании особей с отклонением от нормы
5) сохранении особей с мутациями
6) сохранении особи с новыми фенотипами
11. Какие факторы являются движущими силами эволюции?
1) модификационная изменчивость
2) мутационный процесс
3) естественный отбор
4) приспособленность организмов к среде обитания
5) популяционные волны
6) абиотические факторы среды
12. Выберите примеры действия движущей формы естественного отбора.
1) Бабочки с тёмной окраской вытесняют бабочек со светлой окраской.
2) В озере появляются мутантные формы рыб, которые сразу съедаются хищниками.
3) Отбор направлен на сохранение птиц со средней плодовитостью.
4) У лошадей постепенно пятипалая конечность заменяется однопалой.
5) Детёныши животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды.
6) Среди колонии бактерий появляются клетки, устойчивые к антибиотикам.
13. Выберите примеры стабилизирующей формы естественного отбора.
1) Бабочки с тёмной окраской вытесняют бабочек со светлой окраской.
2) В озере появляются мутантные формы рыб, которые сразу съедаются хищниками.
3) Отбор направлен на сохранение птиц со средней плодовитостью.
4) У лошадей постепенно пятипалая конечность заменяется однопалой.
5) Потомки животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды.
6) Среди колонии бактерий появляются клетки, устойчивые к антибиотикам.
14. В результате идиоадаптаций появилась(-лись)
1) способность к смене окраски хамелеона при опасности
2) хлоропласты и фотосинтез
3) ткани растений
4) ядовитые железы змей
5) ласты кита
6) первичная и вторичная полости тела у червей
15. Выберите примеры, относящиеся к ароморфозам.
1) смена окраски хамелеона при опасности
2) возникновение полового процесса
3) возникновение двух кругов кровообращения
4) ядовитые железы змей
5) ласты кита
6) появление полости тела у червей
16. Что из перечисленного относят к факторам эволюции?
1) конъюгацию
2) изоляцию
3) видообразование
4) мутационный процесс
5) естественный отбор
6) общую дегенерацию
17. Укажите примеры ароморфозов у растений и животных. Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
1) развитие семян у голосеменных растений
2) появление яйца с кожистой оболочкой у пресмыкающихся
3) появление самораскрывающихся плодов у некоторых растений
4) появление рогов у оленей и лосей
5) двойное оплодотворение у цветковых растений
6) появление копыта у непарнокопытных животных
18. Укажите характерные признаки биологического прогресса. Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
1) увеличение численности вида
2) расширение ареала вида
3) появление надвидовых систематических групп
4) большое количество мутаций в популяции
5) множество модификационных изменений у особей популяции
6) снижение плотности популяции
19. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) наличие млечных желез у млекопитающих
2) образование корнеплода у моркови
3) возникновение полового процесса у организмов
4) возникновение процесса фотосинтеза
5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
6) наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц.
20. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Примером общей дегенерации служит
1) редукция органов чувств у ленточных червей
2) редукция задних конечностей у кита
3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов
4) отсутствие конечностей у змеи
5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
6) потеря страусом способности к полёту
21. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицы цифры, под которыми они указаны. К процессам, приводящим к образованию новых видов в природе, относят:
1) митотическое деление клеток
2) скачкообразный мутационный процесс
3) модификационную изменчивость
4) географическую изоляцию
5) бесполое размножение особей.
6) естественный отбор
22. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путём ароморфозов?
1) наличие двойного оплодотворения
2) образование корней у папоротниковидных
3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
4) усиление опушённости листьев у покрытосеменных растений
5) образование плодов с семенами у покрытосеменных растений
6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате
23. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
(1)Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса. (2)Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию. (3)Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4)У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5)У змей произошла редукция конечностей, а у крота – редукция органов зрения. (6)Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.
24. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Самый многочисленный класс беспозвоночных животных — Насекомые. (2)В процессе эволюции они приобрели частные приспособления к различным условиям обитания без изменения своего уровня организации. (3)У насекомых существуют разнообразные типы окраски, различные формы тела и конечностей. (4)Появление хитинового покрова и хорошо развитая нервная система и органы чувств помогли насекомым широко расселиться на Земле. (5)Разнообразные ротовые аппараты способствовали их закреплению в различных экологических нишах в зависимости от пищевой специализации. (6) Развитие трахейной системы обеспечивает дыхание атмосферым кислородом.
Основы эволюционного учения
2 вариант
1. Результатом эволюции является
1) появление новых засухоустойчивых сортов растений
2) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды
3) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота
4) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях
5) сохранение старых видов в стабильных условиях обитания
6) получение высокопродуктивных бройлерных кур
2. Выберите три ароморфоза.
1) возникновение теплокровности у позвоночных
2) развитие трехкамерного сердца у земноводных
3) формирование торпедообразного тела у акул
4) развитие организма внутри матки
5) появление рогов у копытных
6) формирование крыльев у летучих мышей
3. Проявлением атавизма считают развитие у человека:
1) зубов мудрости
2) хвостового отдела
3) многососковости
4) мимической мускулатуры
5) густого волосяного покрова на теле
6) кисти руки
4. Искусственный отбор в отличие от естественного:
1) проводится человеком целенаправленно
2) осуществляется природными экологическими факторами
3) проводится среди особей сорта, породы
4) происходит среди особей природных популяций
5) завершается получением новых культурных форм
6) завершается возникновением новых видов
5. Укажите примеры ароморфозов.
1) возникновение постоянной температуры тела
2) появление цветка и семян
3) приспособленность некоторых растений к определённым опылителям
4) утрата зрения у кротов в связи с образом жизни
5) возникновение длинных корней у верблюжьей колючки
6) появление второго круга кровообращения
6. Выберите примеры идиоадаптаций.
1) сходство мухи-журчалки с пчелой
2) второй круг кровообращения у жабы
3) теплокровность у голубя
4) длинный корень верблюжьей колючки
5) диафрагма у волка
6) обтекаемая форма тела пингвина
7. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) листья-иголки у хвойных
2) млечные железы у млекопитающих
3) корнеплоды у свёклы
4) половое размножение
5) ткани у растений
6) стебель соломина у злаков
8. Какие из нижеперечисленных примеров характеризуют движущую форму естественного отбора?
1) возрастание численности тёмных бабочек в промышленных районах по сравнению со светлыми
2) появление устойчивости у животных к ядохимикатам
3) постоянство размеров и формы цветка у насекомоопыляемых растений
4) уменьшение размеров крабов, обитающих в мутной воде
5) уплощённое в спинно-брюшном направлении тело камбалы
6) сохранение до настоящего времени кистепёрой рыбы латимерии
9. Выберите примеры действия движущей формы естественного отбора.
1) Бабочки с тёмной окраской вытесняют бабочек со светлой окраской.
2) В озере появляются мутантные формы рыб, которые сразу съедаются хищниками.
3) Отбор направлен на сохранение птиц со средней плодовитостью.
4) У лошадей постепенно пятипалая конечность заменяется однопалой.
5) Детёныши животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды.
6) Среди колонии бактерий появляются клетки, устойчивые к антибиотикам.
10. Выберите примеры стабилизирующей формы естественного отбора.
1) Бабочки с тёмной окраской вытесняют бабочек со светлой окраской.
2) В озере появляются мутантные формы рыб, которые сразу съедаются хищниками.
3) Отбор направлен на сохранение птиц со средней плодовитостью.
4) У лошадей постепенно пятипалая конечность заменяется однопалой.
5) Потомки животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды.
6) Среди колонии бактерий появляются клетки, устойчивые к антибиотикам.
11. Что из перечисленного является примером идиоадаптации организмов в природе?
1) двусторонняя симметрия тела у плоских червей
2) четырёхкамерное сердце у млекопитающих
3) плоская форма тела у донных рыб
4) кожное дыхание у земноводных
5) семена с парашютиками у цветковых растений
6) наличие щетинок у кольчатых червей
12. Выберите три фактора эволюционного процесса, действие которых ведёт к видообразованию.
1) изоляция
2) биологический регресс
3) модификационная изменчивость
4) наследственная изменчивость
5) высокая плодовитость особи
6) естественный отбор
13. Укажите примеры идиоадаптаций
1) роющие лапы крота
2) длинный язык муравьеда
3) утрата пищеварительной системы цепнями
4) появление цветка у покрытосеменных
5) возникновение речи у человека
6) меняющаяся окраска хамелеона
14. Укажите примеры дегенерации
1) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
2) сидячий образ жизни асцидий
3) многососковость у человека
4) примитивная нервная система у кишечнополостных
5) плохо развитые глаза у крота
6) двухслойное строение тела медуз
15. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) наличие зацепок у плодов репейника
2) образование плодов у покрытосеменных растений
3) образование клубней у картофеля
4) образование корнеплодов у моркови
5) развитие проводящей ткани у растений
6) возникновение фотосинтеза
16. Что из перечисленного считается палеонтологическими доказательствами эволюции? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) скелет археоптерикса
2) окаменевшие остатки древних моллюсков
3) схожесть эмбрионов позвоночных животных на ранних стадиях, развития
4) отпечатки папоротников в пластах угля
5) схожесть строения клеток эукариотических организмов
6) общий план строения всех позвоночных животных
17. Укажите особенности модификационной изменчивости.
1) возникает внезапно
2) проявляется у отдельных особей вида
3) изменения обусловлены нормой реакции
4) проявляется сходно у всех особей вида
5) носит адаптивный характер
6) передаётся потомству
18. Укажите характерные признаки биологического прогресса. Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
1) увеличение численности вида
2) расширение ареала вида
3) появление надвидовых систематических групп
4) большое количество мутаций в популяции
5) множество модификационных изменений у особей популяции
6) снижение плотности популяции
19. Укажите процессы, относящиеся к микроэволюции.
1) возникновение мутаций и рекомбинаций
2) ароморфоз
3) обмен генами между популяциями
4) биологический регресс
5) идиоадаптация
6) колебания численности популяций
20. Выберите примеры идиоадаптаций.
1) покровительственная окраска животных
2) видоизменения вегетативных органов растений
3) исчезновение пищеварительной системы у червей
4) возникновение эукариотической клетки
5) появление теплокровности у птиц
6) соответствие размеров тела насекомых — опылителей строению цветков
21. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) наличие млечных желез у млекопитающих
2) образование корнеплода у моркови
3) возникновение полового процесса у организмов
4) возникновение процесса фотосинтеза
5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
6) наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц.
22. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицы цифры, под которыми они указаны. К процессам, приводящим к образованию новых видов в природе, относят:
1) митотическое деление клеток
2) скачкообразный мутационный процесс
3) модификационную изменчивость
4) географическую изоляцию
5) бесполое размножение особей.
6) естественный отбор
23. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)В процессе эволюции у млекопитающих произошли крупные, принципиально новые изменения в строении организма, существенно повышающие общий уровень их организации. (2)Четырёхкамерное сердце и теплокровность, хорошо развитые отделы головного мозга позволили млекопитающим, как и птицам, расселиться повсеместно на земном шаре. (3)У ластоногих сформировались видоизменённые в ласты конечности, носовые отверстия открываются только при вдохе и выдохе. (4)Альвеолярные лёгкие млекопитающих способствуют обогащению крови кислородом и вырабатыванию большого количества энергии, необходимой для активной жизни. (5)Иногда в процессе эволюции может появиться крайняя степень приспособленности организма к очень ограниченным условиям обитания – специализация. (6)Например, сумчатое животное коала питается только листьями нескольких видов эвкалиптов.
24. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания палеонтологического метода изучения эволюции.
(1)В настоящее время для изучения эволюционного развития той или иной группы организмов используется комплекс методов. (2)Изучение растительного и животного мира некоторых океанических островов позволило установить эндемичные виды. (3)Фауна и флора островов оказывается тем более своеобразной, чем глубже и дольше эти острова были изолированы от основной суши. (4)Поиски и детальные описания форм организмов, сочетающих признаки более древних и молодых групп, служат важными методами восстановления филогенеза. (5)Также ход филогенеза можно проследить, используя ряды ископаемых форм, генеалогически связанных друг с другом. (6)Восстановление филогенетических рядов и обнаружение последовательности ископаемых форм позволили установить ход эволюционного процесса для лошадей, слонов, носорогов и некоторых моллюсков.