Опрос по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Опрос 1
В каком порядке приезжают гости Фамусова? Запишите эту последовательность и укажите первую
реплику каждого из персонажей. Что можно сказать о каждом из героев по первым словам? Что их всех
объединяет?
Опрос 2
Проанализируйте цепочку, составленную из женских персонажей комедии: Княгиня Тугоуховская →
Наталья Дмитриевна Горич → Татьяна Юрьевна → графинябабушка. Какое место среди них будет
отведено Софье?
Опрос 3
1. Подберите как можно больше синонимов к словам «ум», «умный». Соотнесите персонажей комедии с
этими синонимами. Какие из них употребляются в тексте комедии? Установите персонажей, с
которыми связаны эти слова. Сделайте вывод о том, кто претендует в комедии называться умным
человеком и каково его положение в обществе.
2. Пользуясь текстом (монолог «Вот тото, все вы гордецы…»), поясните, одинаково ли понимают, что
значит «умный человек», Чацкий и Фамусов. Чьи взгляды в отношении «умного человека» разделяют
другие герои комедии: Софья, Молчалин, Скалозуб, гости Фамусова?
Опрос 4
Представьте, что день, описанный в комедии, наконец завершился. Попытайтесь сделать дневниковую
запись о произошедшем от лица одного из героев пьесы (по выбору). Постарайтесь передать
особенности его речи.
Опрос 5
Расставьте основные события пьесы в хронологическом порядке:
1. Диалог Молчалина и Чацкого о добродетелях.
2. Приезд Чацкого.
3. Разговор Чацкого, Фамусова и Скалозуба о службе и наградах.
4. Разговор Фамусова с Лизой, Софьей и Молчалиным о воспитании, снах и деловых бумагах.
5. Сплетня о безумии Чацкого.
6. Разговор Чацкого и Репетилова.
7. Прозрение Софьи.
8. Отъезд гостей.
9. Отъезд Чацкого из Москвы.
10. Бал у Фамусова.
Правильный ответ: 4; 2; 3; 1; 10; 5; 8; 6; 7; 9.
Опрос 6
А. С. Пушкин в письме А. А. Бестужеву так отозвался о языке комедии «Горе от ума»: «О стихах я не
говорю: половина — должны войти в пословицу». Согласны ли вы с оценкой Пушкина?
Обоснуйте свою позицию. Приведите не менее 2 примеров.
Опрос 7
Проанализируйте финальный эпизод (д.4 явл. 12-15) комедии по плану:
1. События эпизода и его место в сюжете всего произведения.
2. Проблематика эпизода, определяющая идейное содержание произведения.
3. Герои, участвующие в эпизоде, их место в системе образов. Мысли, поступки, высказывания героев
эпизода и его связь с проблематикой произведения. Основной конфликт их диалогов и монологов.
4. Речевые характеристики героев (лексика, синтаксис, интонации).
5. Взаимосвязи героев и событий в эпизоде; причинно-следственные связи.
6. Наличие авторских ремарок и их смысл. Мысли и суждения автора, не свойственные героям
произведения. Подтекст эпизода.
7. Своеобразие художественного времени и пространства, пафос эпизода.
8. Композиционная роль эпизода, отражение в нём жанрового своеобразия пьесы.
9. Связи эпизода с литературными направлениями (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).
10. Место эпизода в контексте творчества писателя, в русской и мировой литературе и культуре.