Тема 4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Задания уровня А
А1. Первоначально культурой называли:
1) ораторское искусство 2) умение рисовать
3) способы возделывания почвы 4) воспитанность
А2. Культура в широком смысле слова — это:
1) все виды преобразовательной деятельности 2) виды искусства
3) производство духовных ценностей 4) образованность человека
A3. К духовным ценностям относится:
1) микроскоп 2) компьютер 3) научное открытие 4) телевидение
А4. Накопление культурных ценностей по вертикали означает:
1) появление новых произведений искусства
2) углубление знаний о культуре
3) передачу культурных ценностей от поколения к поколению
4) реставрацию памятников культуры
А5. Спецификой массовой культуры является:
1) зрелищность 2) доступность 3) оригинальность 4) узнаваемость
А6. Верны ли следующие суждения?
А. Элитарная культура враждебна массовой.
Б. Элитарная культура повышает уровень массовой культуры.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны
А7. Верны ли следующие суждения?
А. Наука — это система знаний
Б. Наука — это производство знаний.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны
А8. Система образования регулируется:
1)государством 2) о0ществом 3) социальной группой 4) отдельными людьми
А9. Гуманизация образования — это:
1) уменьшение учебной нагрузки 2) возможность получить образование в другой стране
3) внимание к индивидуальным особенностям личности 4) свободное посещение занятий
А10. К мировым религиям не относится:
1). Христианство 2)буддизм 3) иудаизм 4) ислам
All. Искусство в широком смысле слова — это:
1) высокий уровень мастерства 2) художественное отражение действительности
3) правильное отражение действительности 4) все вышеперечисленное
А12. Мировоззрение формируется под влиянием:
A. Личного опыта.
Б. Окружающей культурной среды.
B. Образования и воспитания.
Г. Психологических особенностей личности.
1) верно А и Г 2) верно А В Г 3) верно В и Г 4) верно А Б В Г
А13. Способность личности к моральному самоконтролю называется:
1) совестью 2) убеждением 3) талантом 4) этикетом
А14. Осознание личностью своей значимости называется:
1) честью 2) достоинством 3) уважением 4)признанием
А15. Нормы морали охраняются:
1)государством 2) обществом 3) церковью 4) политическими партиями
А16. Реклама является обязательной и неотъемлемой частью:
1) национальной культуры 2) элитарной культуры
3) массовой культуры 4) народной культуры
А17. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по использованию ультразвука для сверления и резки металлов?
1) культурно-мировоззренческую 2) производственную
3)социальную 4) нравственную
А18. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.
Б. Цель науки — теоретическое отражение действительности в форме теоретических знаний.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А19. Верны ли следующие суждения о классификации культуры?
А. Формы культуры определяют ее носители.
Б. Формы культуры определяет природно-географический фактор.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А20. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?
А. В процессе образования человек овладевает социальным опытом, происходит его социализация.
Б. Образование непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А21. К средствам массовой информации относится:
1) литература 2) телевидение 3) театр 4) киноискусство
А22. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре:
1) массовой 2) народной 3)экранной 4) художественной
А23. Проблему повышения социально-нравственной ответственности ученого в наши дни определяет:
1) борьба за авторские права 2) появление новых научных открытий
3) стремление к научной истине 4) неоднозначность последствий научных открытий
А24. Экстенсивный путь развития образования означает:
1) увеличение разнообразных типов образовательных учреждений
2) увеличение количества преподаваемых дисциплин в школе
3) интеграция учебных дисциплин
4) повышение качества преподавания
А25. Какой признак характеризует среднее образование в РФ:
1) государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке
2) преподавание на иностранных языках является обязательным
3) среднее образование является в РФ обязательным
4) учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения
А26. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?
А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.
Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием СМИ.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А27. Верны ли следующие суждения о СМИ?
А. СМИ способствуют поддержанию преемственности развития общества. Б. Содержание информации, распространяемой СМИ, отражает запросы определенной аудитории.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны
А28. Верны ли следующие суждения о самообразовании?
А. Самообразование необходимо для заочной формы обучения.
Б. Самообразованием необходимо заниматься для повышения индивидуального уровня культуры.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А29. Духовный мир человека называется:
1) микрокосм 2) макрокосм 3) космос 4) душа
АЗО. Фундаментом духовной жизни общества является:
1) познание 2) искусство 3)наука 4) культура
Задания уровня В
В1. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Способность человека отдавать предпочтение высоким (художественным, научным, религиозным) интересам перед корыстными, материальными, приземленными стремлениями — это ...».
В2. Вставьте пропущенное слово:
«... — это особая форма общественного сознания и практически духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей, т.е. ценностей прекрасного».
ВЗ. Вставьте пропущенное слово:
«Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации — это ...».
В4. Закончите фразу:
«Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении — это ...».
В5. Что из перечисленного ниже характерно исключительно для элитарной культуры?
1) Общедоступность
2) Сложность и противоречивость
3) Расчет на узкий круг знатоков
4) Анонимность
5) Выражение изысканных вкусов привилегированной части общества
В6. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.
ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ | | | НАУКА |
1. Власть в обществе | | А. | Психология |
2. Поведение человека, его индивидуальные особенности | | Б. | Экономика |
3. Производство и обмен | | В. | Политология |
1 | 2 | 3 | | |
| | | | |
В7. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1. Создание художественного образа | А. Наука |
2. Выдвижение гипотез | Б. Искусство |
3. Эксперимент | |
4. Формирование чувства прекрасного | |
5. Новые, достоверные знания | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
В8. Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре?
1) Мюзикл
2) Кино
3) Пляски
4) Анекдоты
5) Сказки
6) Поговорки
7) Законы
В9. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?
1) Фортепианный концерт
2) Философское эссе
3) Детективный роман
4) Героическая былина
5) Эпос
6) Телевидение
7) Радиотрансляция эстрадного концерта
В10. К моральным нормам относятся
1) Уважение к другим народам
2) Верховенство закона
3) Преданность и любовь к Отечеству
4) Бережное отношение к природе
5) Талант
6) Любовь к искусству
7) Честное исполнение долга
Задания уровня С
Дайте развернутый ответ.
С1. Перечислите основные виды (формы) искусства.
С2. Какими путями идет накопление культурных ценностей? Раскройте их содержание.
СЗ. Назовите любые три типа общеобразовательных учреждений.
С4. «Наука — сила, она раскрывает отношение вещей, их законы и взаимодействие». (А.И. Герцен)
1) Какую функцию науки выделяет Герцен?
2) Какие функции науки знаете вы? Перечислите их.
3) Как изменилась роль науки в современном обществе?
4) Приведите два примера возрастания роли науки в обществе.
С5. «Новая религия, как новое видение мира и человека, как новое откровение и новое постижение, всегда зарождается в глубинах человеческой личности. И именно через такую личность, поднявшуюся над другими, и проникает в народные массы влияние нового учения*.
М. Светлов
1) Дайте определение религии.
2) Какие компоненты включает в себя религия?
3) Что, на ваш взгляд, вкладывает в понятие «новая религия» автор высказывания?
4) Назовите мировые религии. Перечислите основные признаки мировых религий (не менее трех).
Сб. Наука — один из главных источников, «питающих» мировоззрение. Прочитайте следующие высказывания и ответьте на вопросы к ним.
«Кто двигается вперед в науках; но отстает в нравственности, тот больше идет наздд, чем вперед». (Аристотель)
Кто из наук решил извлечь доход, Тот и себя обманет, и народ. Унизившись, чтобы снискать чины, Свои познанья он лишит цены.
(А. Навои)
«В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». (А. Эйнштейн)
1)0 каких этических ценностях науки идет речь в каждом из трех высказываний? Назовите их последовательно, опираясь на высказывания.
2) Докажите на двух примерах, что мысли Аристотеля и Навои не потеряли актуальности в наши дни.
3) Значит ли из высказывания А. Эйнштейна, что красота и истина связаны между собой? Ответ обоснуйте.
С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ
... Термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И, действительно, русская культура значительно отличается от английской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются в культурных контактах.
Однако, пожалуй, в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные универсалии — это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются. Американский социолог Джордж Мердок в 1959 г. описал такие универсалии. Он отнес к ним значимость различий между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, космологию, гадание, танцы. Декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий). Существует два крайних подхода к рассмотрению культурных универсалий:
1) релятивизм, в основе которого лежит принцип: «Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм». ...
2) этноцентризм, основанный на цринципе: «Моя культура — лучшая, а остальные — хуже»...
Касьянов В.В.
1) Что может означать термин «культура» в понимании автора? Приведите цитату из текста.
2) Что такое «культурные универсалии»? Какие культурные универсалии называет автор? Не противоречит ли это первому утверждению автора?
3) Сформулируйте с опорой на текст главное различие в рассмотрении культурных универсалий в приведенных в тексте подходах?
4) Приведите конкретный оценочный пример одного из подходов.
С8. Выберите одно из высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. В сочинении-эссе вы должны использовать понятия курса обществознания, приводить конкретные примеры из общественной жизни и собственного опыта. Свою позицию необходимо аргументировать.
1. «Тот, кто не приобрел культурных навыков, — груб». (И. Кант)
2. «Жизнь коротка — искусство вечно». (Античный афоризм)
3. «Искусство без мысли, что человек без души — труп». (В.Г. Белинский)