СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по подготовке к ЕГЭ "Домонгольская Русь"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный тест можно использовать для подготовки к ЕГЭ. Тест предназначен как для учителей, так и для абитуриентов

Просмотр содержимого документа
«Тест по подготовке к ЕГЭ "Домонгольская Русь"»

Задания ФИПИ по истории (с древнейших времен до монгольского нашествия)

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1)

создание Андреем Рублёвым иконы «Троица»

2)

создание «Слова о полку Игореве»

3)

строительство Покровского собора (храма Василия Блаженного)

4)

строительство храма Христа Спасителя

5)

 «Соловецкое сидение»


2.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Принятое в конце X в. в качестве государственной религии христианство успешно распространилось на Руси».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …


3. Внимательно прочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка

Прочтите отрывок из «Повести временных лет».

«И пришёл …[князь] к Царьграду; греки же …город затворили. И вышел …[он] на берег, и приказал воинам вытащить корабли на берег, и разорил окрестности города, и много перебил греков, и множество палат разрушили, и церкви пожгли… и много другого зла причинили русские грекам, как обычно поступают враги.

И повелел …[князь] своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к …[князю]: "Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь". И остановил …[князь] воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: "Это не … но святой Дмитрий, посланный на нас Богом". И потребовал …[князь] выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

События, о которых идёт речь в отрывке, произошли в начале IX в.

1.В отрывке описан поход князя, который ранее объединил под своей властью Киев и Новгород.  

2.В походе, завершение которого описано в отрывке, русское войско пересекло Каспийское море.

3.Князь, о котором идёт речь в отрывке, заключил в результате описанного похода выгодный для Руси договор с государством, столица которого упомянута в отрывке.

4.Князь, о котором идёт речь в отрывке, погиб в ходе восстания древлян, поднявшегося при попытке сбора дополнительной дани.

5.Введение уроков и погостов было осуществлено в том же веке, к которому относятся описанные в отрывке события.


4.Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.



1.Киевский князь Игорь погиб во время восстания восточнославянского племенного союза, название которого указано на данной схеме.

2.Цифрой «3» на схеме обозначена территория восточнославянского племенного союза ильменских словен.

3.Цифрой «6» в легенде схемы обозначены направления походов киевского князя Святослава.

4.Город, обозначенный на схеме цифрой «5», расположен в том месте, где теперь находится Санкт-Петербург.

5.С середины XI в. половецкие племена кочевали в районе, обозначенном на схеме цифрой «8».

6.Территория, обозначенная в легенде схемы цифрой «4», вошла в состав Древнерусского государства при Владимире Мономахе.


--- Укажите название восточнославянского союза племен, территория которого обозначена на схеме цифрой «2».

-----Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».



























5.


























Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.Князь, походы которого обозначены на схеме, планировал перенести столицу Древнерусского государства.

2.Последствием походов князя, обозначенных на схеме, стала раздробленность русских земель.

3.В ходе одного из походов, обозначенных на схеме, произошло первое столкновение русских и монгольских войск.

4.В городе, обозначенном на схеме цифрой «2», был заключён первый письменный договор Древнерусского государства.

5.В ходе одного из походов, обозначенных на схеме, князем и его дружиной был разгромлен Хазарский каганат.

6.Во время походов князя, которые обозначены на схеме, государством управляла его жена.

----- Укажите век, в котором происходили события, обозначенные на схеме. Ответ запишите словом.

------Напишите имя князя, погибшего в месте, обозначенном на схеме цифрой «3».





6. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Переход к политической раздробленности означал упадок в развитии средневековой Руси».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

7. Установите соответствие между терминами и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ТЕРМИНЫ


ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А)

вотчина

1)

административно-территориальная единица Московской Руси

Б)

вече

2)

территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода

В)

удел

3)

земельное владение при условии несения службы

Г)

поместье

4)

народное собрание



5)

земельное владение, которое безусловно передавалось по наследству


8. В Новгородской земле периода политической раздробленности верхушку общества составляли боярство и князь, которого новгородцы, в отличие от других русских земель, приглашали править на условиях договора. Укажите любые два ограничения княжеской власти, которые определялись в договоре князя с новгородцами. Укажите одну из причин сохранения княжеской власти в Новгороде.

9. Князь Владимир Святославич принял христианство в его восточном варианте (православии). Укажите не менее двух причин, по которым, как считают историки, выбор был сделан в пользу восточного, а не западного варианта  христианства (католичества). Объясните способ, с помощью которого княжеская власть материально обеспечивала церковную организацию на Руси.

10. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Вооружённый отряд при князе в Древней Руси, участвовавший как в войнах, так и в управлении княжеством и личным хозяйством князя».

11. Прочтите отрывок из летописи.

«[Князь] повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они его святого крещения… Затем послал… [князь] по всему городу сказать: "Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел… [князь] с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Князь был рад, что познал Бога сам и люди его, и приказал рубить (строить) церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них, ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.События, о которых идёт речь в отрывке, произошли во второй
половине X в.

2.Описанные в отрывке события произошли во второй половине правления князя, о котором идёт речь.

3.События, описанные в отрывке, происходили в городе – племенном центре ильменских словен.

4.В отрывке упомянуто имя бога-громовержца – покровителя князя
и дружины в языческом пантеоне восточных славян.

5.Князь, о котором идёт речь в тексте, крестился в христианскую веру ранее событий, описанных в отрывке.

6.Согласно тексту родители просили князя отдать их детей «в обучение книжное».

12. Прочтите отрывок из летописи.

«В ту же ночь пришла [князю] весть из Киева от сестры его Предславы: "Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, а на Глеба послал, берегись его очень". Услышав это, печален был [князь]  и об отце, и о братьях… Утёр слёзы и обратился к [новгородцам] на вече: "Отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве и убивает братьев своих".  И сказали новгородцы: "Хотя, князь, и иссечены братья наши, можем за тебя бороться!" И собрал [князь] тысячу варягов, а других воинов 40 000, и пошёл на Святополка, призвав Бога в свидетели своей правды и сказав: "Не я начал избивать братьев моих, но он; да будет Бог мстителем за кровь братьев моих, потому что без вины пролил он праведную кровь Бориса и Глеба. Или же и мне то же сделать? Рассуди меня, Господи, по правде, да прекратятся злодеяния грешного". И пошёл на Святополка. Услышав же, что [он] идёт, Святополк собрал бесчисленное количество воинов, русских и печенегов и вышел против него к Любечу на тот берег Днепра, а [князь] был на этом».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.Описанные события произошли в начале XII в.

2.В отрывке идёт речь о борьбе за власть сыновей Ярослава Мудрого.

3.Князь, имя которого неоднократно пропущено в отрывке, руководил русским войском, разгромившим печенегов под Киевом.

4.Автор обращает внимание на то, что князь, имя которого неоднократно пропущено в отрывке, перед походом задумывался о моральной стороне предстоящего столкновения с братом.

5.Князья, о гибели которых идёт речь в отрывке, стали первыми русскими святыми.

6.Столкновение войск русских князей, о подготовке к которому идёт речь
в отрывке, завершилось победой Святополка.

13. Укажите термин, о котором идёт речь.

Название территориальной общины в Древней Руси, члены которой несли коллективную ответственность за убийства и кражи, совершённые в границах общины; упоминается в Русской Правде.

14. Прочтите отрывок из летописи.

«В год 6370. И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: "Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону". Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные – норманны и англы, а ещё иные – готы, вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший в Ладоге, а другой – Синеус – на Белом озере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один … [князь], и пришёл к Ильменю, и поставил город над Волховом… и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.В отрывке описано событие, датируемое по современному летосчислению 862 г.

2.В отрывке упомянут восточнославянский племенной союз, занимавший территорию по среднему течению реки Днепра, с центром в г. Киеве.

3.В отрывке упомянуты финно-угорские племена.

4.Автор излагает в отрывке одну из существующих в настоящее время версий происхождения названия нашей страны.

5.В отрывке приведено название племенного союза восточных славян, поднявшего восстание, в ходе которого был убит сын князя, упомянутого в тексте.

6.Автор излагает в данном отрывке одну из существующих версий основания г. Владимира.

15. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Когда Ярослав был в Новгороде, пришла к нему весть, что печенеги осадили Киев. Ярослав собрал воинов многих, варягов и словен, пришёл к Киеву и вошёл в город свой. А было печенегов без числа. Ярослав выступил из города, исполчил дружину, и поставил варягов посередине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев, и стал пред градом. Печенеги двинулись на них, и сошлись на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая, и едва к вечеру одолел Ярослав. И побежали печенеги врассыпную и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же – в других реках, и так гибли, а остаток их бегает где-то и до сего дня».

Б)

«Пошёл Юрий воевать Новгородскую волость и, придя, взял Новый Торг и всю Мсту. А к Святославу послал Юрий, повелел ему воевать Смоленскую волость. И Святослав пошёл и захватил голядь вверх по Протве, и дружина Святослава набрала там пленных. И прислал к нему Юрий со словами: "Приди ко мне, брат, в Москву". Святослав поехал к нему с сыном своим Олегом и с небольшою дружиной и взял с собой Владимира Святославича. А Олег поехал вперёд к Юрию и подарил ему барса. Вслед за ним приехал его отец Святослав, и они сердечно встретились с поцелуями в пятницу… и были веселы. На другой день повелел Юрий устроить большой пир (обед силен), и оказал князьям великую честь, и дал Святославу в знак любви много даров, и одарил сына его Олега, и Владимира Святославича, и Святославовых мужей, и так отпустил их».

1)

Описываемые события произошли в XI в.

2)

Князь, упомянутый в отрывке, был сыном Владимира Мономаха.

3)

Описываемые события произошли в XII в.

4)

В правление князя, упомянутого в отрывке, был заключён первый письменный договор Руси с Византией.

5)

В правление князя, упомянутого в отрывке, было положено начало составлению сборника законов Русская Правда.

6)

Описываемые события произошли в XIII в.

16. Прочтите отрывок из договора.

«Мы от рода русского… посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, – светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам…

Первыми словами нашего договора помиримся с вами, греки, и станем любить друг друга от всей души и по всей доброй воле, и не дадим произойти, поскольку это в нашей власти, никакому обману или преступлению от сущих под рукою наших светлых князей; но постараемся, насколько в силах наших, сохранить с вами, греки, в будущие годы и навсегда непревратную и неизменную дружбу, изъявлением и преданием письму с закреплением, клятвой удостоверяемую. Так же и вы, греки, соблюдайте такую же непоколебимую и неизменную дружбу к князьям нашим светлым русским и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя всегда и во все годы.

Если кто убьёт, – русский христианина или христианин русского, – да умрёт на месте убийства.

Если ударит кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за этот удар или битьё пусть даст 5 литр серебра по закону русскому.

Если пленник той или иной стороны насильно удерживается русскими или греками, будучи продан в их страну, и если действительно окажется русский или грек, то пусть выкупят и возвратят выкупленное лицо в его страну и возьмут цену его купившие, или пусть будет предложена за него цена, полагающаяся за челядина. Также, если и на войне взят будет он теми греками, всё равно пусть возвратится он в свою страну, и отдана будет за него обычная цена его, как уже указано выше».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

1.Составление данного договора стало результатом последнего военного столкновения Руси с государством, одно из названий жителей которого упомянуто в отрывке.

2.В отрывке сказано о территориальных изменениях, которые закрепляются данным договором.

3.Отрывок представляет собой фрагменты договора, составленного до крещения Руси.

4.Согласно данному отрывку совершение убийства должно наказываться казнью.

5.Древнерусский князь, о котором идёт речь в отрывке, за несколько лет до составления договора в ознаменование победы прибил щит на воротах Константинополя.

6.«Закон русский», упомянутый в отрывке,  это Русская Правда.


17. Княжеская дружина играла важную роль в жизни Древнерусского государства. Какие исторические факты подтверждают этот тезис? Приведите любые три факта.


18. На определенном этапе своего развития Русское государство вошло в стадию удельной раздробленности. Укажите не менее трех причин формирования такого

социально-политического явления

19. Процесс политической раздробленности русских земель в XII–XIII вв. сопровождался упадком роли и значения земель Среднего Поднепровья исторического ядра Древнерусского государства в политической и экономической жизни Руси. Назовите любые три причины этого упадка.

20. Какие из перечисленных событий произошли в период существования Древнерусского государства (IX первая половина XII в.)? Выберите три события и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.поход хана Тохтамыша на Москву

2.восстание древлян

3.поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев

4.разгром печенегов под Киевом

5.введение уроков и погостов

6.битва на реке Воже


21. Напишите пропущенное слово.

Промысловое занятие восточных славян, связанное со сбором мёда диких пчёл, называлось ___________________________.

22. По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.

«Деятельность князя Святослава Игоревича как правителя государства не была успешной».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.


23.
















Какие суждения о данной памятной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.Город, которому посвящена данная памятная монета, первым из русских городов был разорён войском хана Батыя.

2.Часть города, изображённая на монете, – кремль.

3.В городе, в честь которого выпущена данная монета, в период раздробленности русских земель сформировалась сильная княжеская власть.

4.Город, которому посвящена данная монета, был основан менее 1000 лет назад.

5.Собор, представленный на монете, был построен в период княжения
в Киеве Ярослава Мудрого.


------Укажите памятники архитектуры, возведённые в том же веке, когда город, в честь которого выпущена данная памятная монета, был присоединён к Московскому государству. В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники архитектуры.


1



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!