Тест по разделу «Фразеология» для учащихся 6 класса
Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой, запиши этот фразеологизм.
а) Встали очень рано и отправились в путь.
б) Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца .
в) «Запомни крепко-накрепко: каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
г) Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания .
д) Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было.
е) Станция железной дороги находится совсем близко отсюда.
ж) У каждого человека есть слабое место.
з) Он тяжело дышал, потому что бежал очень быстро, чтобы сообщить сестре новость.
и) Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить
________________________________________________________________________
От корки до корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то, Ахиллесова пята, со всех ног, водой не разлить, подать рукой.
2. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот, укажи соответствующую букву:
1. Метко 2. Неожиданно 3. Тесно 4. Восхвалять 5. Опытный | а. Как снег на голову б. Держать язык за зубами в. Намять бока г. Хоть глаз выколи д. Не в бровь, а в глаз е. Яблоку негде упасть ж. Возносить до небес з. Стреляный воробей и. Водить вокруг пальца к. Рассеиваться как дым |
3. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму? Укажи букву.
а) кот наплакал – вредно, глупо
б) с горем пополам – еле-еле, кое-как
в) поставить крест – креститься, унижать
г) водить за нос – заглушить, мешать
4. Определите, где неверно указано значение фразеологизма. Укажи букву.
а) стреляный воробей – опытный
б) обводить вокруг пальца – обманывать
в) с гулькин нос – много
г) яблоку негде упасть – тесно
5. Объясните значение фразеологизмов одним словом, запиши это слово:
а) Готов сквозь землю провалиться
б) Язык без костей
в) Волосы встали дыбом
6. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму? Укажи букву.
а) рукой подать – быстро, хорошо
б) язык проглотить – вредно, тихо
в) под шумок – громко, открыто
г) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок
7. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо». Укажи букву.
а) между двух огней
б) ни два ни полтора
в) как звёзд на небе
г) лежать мёртвым грузом
8. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты? Укажи букву.
а) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.
б) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
в) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.
г) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует.
9. Продолжите определение, выбрав правильный ответ. Укажи букву. Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий … а) строение слов и способы их образования. |
б) слово как основную единицу языка и его словарный состав. |
в) слово как часть речи. |
г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. |
10. Укажите вариант, в котором толкование фразеологизма неверно. Укажи букву.
а) человек с головой – умный
б) ломать голову – мучительно думать о чем-либо
в) горячая голова – человек вспыльчивый
г) разбить наголову – нанести полное поражение
д) голова садовая – много возомнить о себе
11. Значение фразеологизма «брать в свои руки», укажи букву.
а) настойчиво добиваться чего-либо
б) принимать на себя руководство, управление чем-либо
в) добиваться чего-либо криком, руганью
г) действовать обманным путем
д) делать запись, заметку о чем-либо
12. Укажите фразеологизм, обозначь буквой.
а) держать в руках палку
б) работать без году неделю
в) работать с начала зимы
г) сорвалось с балкона
д) проглотил кусочек хлеба
1. а)Встали ___________________________________________ и отправились в путь.
б)Ученик дважды прочитал книгу __________________________________________.
в)_________________________________________: каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
г)Сын очень часто баловался, а мама на это __________________________________.
д)Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то ____________________________________.
е)Станция железной дороги находится ________________________________ отсюда.
ж)У каждого человека есть _______________________________________________.
з)Он тяжело дышал, потому что бежал __________________________________, чтобы сообщить сестре новость.
и)Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их ________________________________.
2. 1-___ 2-___ 3-___ 4-___ 5-___ 3. ___ 4. ___ 5. а) _____________________________ б)_______________________________ в) _______________________________ | 6.___ 7.___ 8. ___ 9. ___ 10. ___ 11. ___ 12. ___ |
Критерии оценки
Количество баллов | Оценка |
30-32 | «5» |
23-29 | «4» |
16-22 | «3» |
0-15 | «2» |
1. а)Встали ___________________________________________ и отправились в путь.
б)Ученик дважды прочитал книгу __________________________________________.
в)_________________________________________: каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
г)Сын очень часто баловался, а мама на это __________________________________.
д)Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то ____________________________________.
е)Станция железной дороги находится ________________________________ отсюда.
ж)У каждого человека есть _______________________________________________.
з)Он тяжело дышал, потому что бежал __________________________________, чтобы сообщить сестре новость.
и)Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их ________________________________.
2. 1-___ 2-___ 3-___ 4-___ 5-___ 3. ___ 4. ___ 5. а) _____________________________ б)_______________________________ в) _______________________________ | 6.___ 7.___ 8. ___ 9. ___ 10. ___ 11. ___ 12. ___ |
Критерии оценки
Количество баллов | Оценка |
30-32 | «5» |
23-29 | «4» |
16-22 | «3» |
0-15 | «2» |