-закрепить сведения о способах выражения подлежащего и сказуемого в простом и сложном предложении;
Определите количество грамматических основ в предложении и запишите их.
1 | И ощущение того, что они вынужденно покидают родную землю, близких людей, бегут в безвестность и что сила, бросившая эту чёрную тень, может настигнуть и раздавить их, тяжестью лежало на сердце у каждого. |
2 | Учёные на протяжении многих лет исследуют птиц, перья которых ослепительно сверкают на солнце, а длинный хвост развевается на ветру. |
3 | Блеснул луч солнца, и явственно было слышно, как шелестнул на дереве лист, как хлестнула хвостом и плеснула в воде длинная щука. |
4 | И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки. |
5 | Стало ясно: кто – то калечит деревья, чтобы они засохли: потом легче будет спилить и вывезти их. |
6 | Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание – это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. |
7 | Он долго почтительно стоял невдалеке от нашего столика, слушал наш разговор, потом подошёл и спросил, на каком языке мы разговариваем. |
8 | Приняв рапорт, он молча оглядел строй, едва заметно меняя положение корпуса, чтобы видеть тех, кто стоял в затылок. |
9 | Когда он распахнул дверь сторожки, то увидел, что шея лебёдки как – то обмякла, вытянулась на досках пола, а глаза закрыты. |
10 | Я выстрелил неудачно, сразу задев спуски обоих курков, дробь хлестнула по краю табунка, и на землю упала только одна птица. |
11 | Не доходя до деревеньки, мой спутник остановился у заросшей кустарником лощины, предложил свернуть с дороги и обсудить, как быть дальше. |
12 | И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушёл по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна. |
13 | Я вернулся домой, сказал Серафиме Ионовне, что остаюсь в Петрозаводске, и тотчас пошёл в архив. |
14 | Старшеклассники рассказали, что на квартире у Черпунова устроен небольшой географический музей, но старик к себе никого не пускает. |
15 | Медуница пахла так сильно, что солнечный свет, затопивший рязанские дали, казался жидким мёдом. |
16 | Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца. |
17 | Задумчиво свистели в синем воздухе последние птицы, и облака растворялись в небе, подымаясь к зениту. |
18 | Довженко справедливо писал, что у людей не может быть никакой охоты жить в этих не отличимых друг от друга домах, где, кстати, не растёт за окнами ни одного деревца. |
19 | Он назвал себя парикмахером Мариупольского театра армянином Аветисом и рассказал историю, которая потом долго передавалась по всем соседним частям. |
20 | Косари жаловались: трава в парке пожухла, загрубела, как проволока, и косить её нет возможности, - то и дело приходится отбивать косы. |
21 | Только известно одно: пришёл он к Шлихтингу и просил, чтобы отпустил помещик Анну в Москву играть в столичном театре, потому что у неё был великий дар. |
22 | Он остался в вольере, и когда сотрудники заповедника эвакуировались, то Аннушке поручили его кормить. |
23 | Каждый раз бобёр, завидев Аннушку, становился на задние лапы и начинал трясти проволочную решётку: он радовался человеку. |
24 | И в один майский день, когда небо зеленело от холода, пришло великое известие, что мы победили и окончена война. |
25 | Он долго смотрел, как степь синела к вечеру, как на небе загорались закатным огнём облачные снеговые горы и острова и тихо стояли над усталой от богатых хлебов, остывающей землёй, ждали прохладной ночи. |
1 | Когда мальчика бросили в море, старик заявил, что священную тайну он ни за что не раскроет врагам. |
2 | В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. |
3 | Словно вдруг мы прозрели и поняли, что занимались чем – то недостойным, постыдным, как будто бы предали что – то родное и близкое. |
4 | Они думали, что он просто идёт со своей лошадкой, изучает местность, потом возвращается и докладывает, свободен ли путь, но Ваня делал не только это. |
5 | Когда капитану Енакиеву донесли о разведке, в которой участвовал Ваня, когда он узнал о происшествии в «штабном лесу», он рассердился. |
6 | У них было задание как можно дальше проникнуть в расположение противника и разведать дороги, по которым в случае продвижения можно было бы наилучшим образом провести свою батарею через болота вперёд. |
7 | Была ли это демонстрация, или толстые утки действительно не узнали его, но только Пете вдруг стало до того тяжело и грустно, что он готов был заплакать. |
8 | Только однажды в подзорную трубу, которую ему удалось выпросить на минуточку у одного мальчика, он разглядел светло – зелёный силуэт трёхтрубного броненосца с красным флажком на мачте. |
9 | Горбунов, который был старшой в группе, приказал заночевать на лугу посреди болот, с тем чтобы перед рассветом пробраться к речке и, пользуясь утренним туманом, осмотреть берега, найти броды, промерить их и нанести на карту. |
10 | И тотчас мелкие и даже мельчайшие подробности, на которые солдаты не обратили внимания именно потому, что эти подробности были так близко, сразу со всех сторон бросились им в глаза. |
11 | Он знал, что быть проводником – почётное, ответственное задание, но ему этого было мало. |
12 | Именно за таким занятие и застал мальчика немецкий комендантский патруль, когда он, расположившись со своим компасом и букварём в дубовом кустарнике, снимал план местности с речкой и новым мостом, который Ваня действительно разведал в камышах. |
13 | Нельзя сказать, что Иван Максимович не знал всего этого, но так же, как знакомое произведение, исполненное большим артистом, звучит для нас часто по – новому, так и известные истины, произнесённые Николаем Николаевичем, нередко казались ему откровением. |
14 | Приведём поэтому другие, самые простые примеры, как от знаков препинания зависят содержание и понимание текста. |
15 | В общем, кукла говорила не очень богато, но я была в восторге, мне казалось, что это очень похоже на человеческую речь. |
16 | Во время грозы он единственный не бросил свои камышовые стебли, и потом, когда мы дошли до дома, он разделил этот пучок на пять равных частей. |
17 | К примеру, ей нравилось, что её старинный балкон выходил не в тихий двор, а как бы нависал над тротуаром, не умолкавшим ни ночью ни днём, особенно в весеннее время. |
18 | Однажды взгляд Синеглазого случайно упал на Серёжку, волчком крутившегося у него под ногами, и в воспалённом бездельем Синеглазовом мозгу родилась идея, которую он тут же принялся, как говорится, претворять в жизнь. |
19 | Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. |
20 | А тут проходили мимо старшеклассники, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених. |
21 | Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду. |
22 | На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. |
23 | И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. |
24 | Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! |
25 | Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. |