Просмотр содержимого документа
«Тест по теме "Химический состав клетки" для подготовки к ЕГЭ»
Химический состав клетки
1. Неорганические вещества
1. Установите соответствие между характеристиками и химическими элементами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ | А) | участвует в проведении нервных импульсов | Б) | участвует в транспорте кислорода | В) | входит в состав нуклеиновых кислот | Г) | входит в состав костной ткани | Д) | входит в состав липидного слоя | | | 1) | фосфор | 2) | калий | 3) | железо | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
2. Углеводы, липиды
1. Установите соответствие между функциями и веществами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| ФУНКЦИИ | | ВЕЩЕСТВА | А) | обеспечивают узнавание клеток ткани своего типа | Б) | образуют двойной слой мембраны | В) | участвуют в гормональной регуляции | Г) | образуют стенки растительных клеток | Д) | защищают организм от теплопотерь | | | | |
Начало формы 2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы крахмала. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. | | 1) | состоит из одной цепи | | 2) | хорошо растворяется в воде | | 3) | в комплексе с белками образует клеточную стенку | | 4) | подвергается гидролизу | | 5) | является запасным веществом в растительных клетках | | Конец формы |
3. Белки
1. Установите соответствие между характеристиками и органическими веществами клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ | А) | состоят из остатков аминокислот | Б) | входят в состав хромосом | В) | формируют бислой в мембране клетки | Г) | обладают высокой калорийностью (около 9 ккал/г) | Д) | являются ферментами | Е) | имеют третичную и четвертичную структуру | | | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
2. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Белки�. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Белки отличаются друг от друга количеством и последовательностью мономеров. (2)Первичная структура белка зашифрована в гене последовательностью аминокислот. (3)Аминокислотные звенья соединяются между собой в единую цепь водородными связями. (4)Первичная структура белка определяет его форму, свойства и функции. (5)Вторичная структура белка имеет вид спирали или сложной, складчатой структуры. (6)Третичная структура имеет вид клубка, или глобулы, при этом образуются дисульфидные, ионные и другие связи, гидрофобные взаимодействия. (7)Четвертичная структура некоторых белков содержит атомы металлов, например магния, в молекуле гемоглобина.
3. Проанализируйте таблицу «Органические вещества клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка. Вещества | Мономер | Основная(-ые) функция(-и) | __________(А) | Аминокислота | Ферментативная, регуляторная, строительная | Нуклеиновые кислоты | __________(Б) | Хранение и передача наследственной информации | Углеводы | Глюкоза | __________(В) | |
| Список терминов и понятий: | 1) | белки | 2) | липид | 3) | глицерин | 4) | жирные кислоты | 5) | нуклеотид | 6) | запасающая и ферментативная | 7) | транспортная и защитная | 8) | энергетическая | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
4. Рассмотрите рисунок с изображением полипептида и укажите уровень его организации, форму молекулы и вид взаимодействия, поддерживающий эту структуру. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка. Уровень организации полипептида | Форма молекулы полипептида | Вид взаимодействия, поддерживающий структуру полипептида | __________(А) | __________(Б) | __________(В) | |
| Список терминов и понятий: | 1) | первичная структура | 2) | вторичная структура | 3) | третичная структура | 4) | взаимодействия между нуклеотидами | 5) | металлическая связь | 6) | гидрофобные взаимодействия | 7) | фибриллярная | 8) | глобулярная | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
5. Установите соответствие между характеристиками и веществами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ВЕЩЕСТВА | А) | являются биологическими катализаторами | Б) | содержат пептидные связи | В) | синтезируются на рибосомах | Г) | подразделяются на моносахариды, дисахариды и полисахариды | Д) | являются основным источником энергии | | | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
4. Нуклеиновые кислоты
1) Установите соответствие между признаком нуклеиновой кислоты и её видом. |
| ПРИЗНАКИ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ | | ВИДЫ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ | А) | состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль | Б) | состоит из одной полинуклеотидной неспирализованной цепи | В) | передает наследственную информацию из ядра к рибосоме | Г) | является хранителем наследственной информации | Д) | состоит из нуклеотидов: АТГЦ | Е) | состоит из нуклеотидов: АУГЦ | | | | |
2) Установите соответствие между характеристикой молекулы нуклеиновой кислоты и её видом. |
| ХАРАКТЕРИСТИКА | | ВИД НУКЛЕИНОВОЙ КИСЛОТЫ | А) | имеет форму клеверного листа | Б) | состоит из двух спирально закрученных цепей | В) | доставляет аминокислоты к рибосоме | Г) | является хранителем наследственной информации | Д) | в длину достигает несколько сотен тысяч нанометров | Е) | имеет самые маленькие размеры из нуклеиновых кислот | | | | |
3) В 1958 г. учёными в процессе эксперимента был установлен полуконсервативный принцип репликации ДНК. В качестве объекта эксперимента использовали бактерию кишечную палочку Escherichia сoli. Бактерии длительное время выращивали на питательной среде, содержащей нуклеотиды с тяжёлым изотопом азота 15N, а затем перевели на среду с лёгким изотопом 14N. Как называется используемый в эксперименте метод? Какие изотопы азота (N) содержали цепи новых молекул ДНК после первого деления клетки на новой питательной среде?
4) Рассмотрите рисунок с изображением молекулы РНК. Определите её вид, место синтеза в клетке и функциональный участок, который она несёт. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка. Вид РНК | Место синтеза в клетке | Функциональный участок | __________(А) | __________(Б) | __________(В) | |
| Список терминов и понятий: | 1) | информационная | 2) | рибосомальная | 3) | транспортная | 4) | рибосома | 5) | антикодон | 6) | аминокислота | 7) | ядро | 8) | шероховатая ЭПС | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
5. Как известно, существуют вирусы, имеющие наследственный аппарат в виде ДНК или РНК. Чем по химическому составу различаются РНК- и ДНК-содержащие вирусы?
5. АТФ и другие соединения
1. Установите соответствие между характеристиками и видами молекул: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ВИДЫ МОЛЕКУЛ | А) | содержит макроэргические связи | Б) | обеспечивает энергией реакции синтеза | В) | содержит четыре вида азотистых оснований | Г) | служит матрицей при трансляции | Д) | входит в состав рибосом | Е) | содержит один вид азотистых оснований | | | | |
Начало формы 2. Схема строения какого вещества изображена на рисунке? В чём его особенность? В чём состоит его участие в процессах обмена веществ? Ответ поясните. | Конец формы |