СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по теме «Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа призвана осуществить проверку уровня усвоения знаний по реформам Петра I. Работа состоит из двух частей (II часть содержит задания в формате ЕГЭ и ориентирована на учащихся, сдающих историю).

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме «Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований»»

Тест по теме «Причины, особенности, последствия

и цена петровских преобразований»

Часть I (базовый уровень)

Вариант 1

1.В 1721 г. произошло событие

1) восстание Е. Пугачева 3) основание Московского университета

2) начало правления Петра I 4) окончание Северной войны.

2. Стремление усовершенствовать органы власти заставило Петра I

1) ввести систему кормлений 2) установить местничество 3) создать приказы 4) учредить коллегии

3. Усилению обороноспособности Российского государства в первой четверти XVIII в.

способствовало

1) присоединение побережья Черного моря 2) создание регулярной армии

3) введение всеобщей воинской повинности 4) создание «полков нового строя»

4. Петровские реформы первой четверти XVIII в. способствовали

1) демократизации политической жизни 2) ослаблению феодального гнета

3) ослаблению обороноспособности страны 4) усилению самодержавной власти

5. К результатам деятельности Великого посольства не относится

1) приглашение в Россию более 800 иностранных мастеров

2) освоение достижений европейской цивилизации

3) заключение союзных договоров с рядом европейских стран против Турции

4) была достигнута тайная договоренность с некоторыми северными странами о борьбе против Швеции

6. В результате петровских преобразований в области культуры в XVIII в. произошло

утверждение

1) «золотого века» русской культуры 2) интереса к античному искусству 3) классицизма в архитектуре 4) светского искусства

7. В результате проведения военной реформы в XVIII в. возникло понятие

1) мушкетер 2) кирасир 3) рекрут 4) гусар

8. В петровскую эпоху для управления делами церкви было создано учреждение

1) митрополия 2) патриархат 3) Синод 4) Сенат

9. Реформы Петра I в области государственного управления привели к

1) выборности государственных органов 2) усилению влияния родовитого боярства

3) ликвидации приказной системы 4) упразднению сословного строя

10. «Подлым народом» в петровскую эпоху называли

1) всех иноземцев 2) низы общества 3) бунтарей 4) армию крымского хана

11. К преобразованиям Петра I в сфере культуры относится (-сятся)

1) введение гражданского шрифта и арабских цифр 2) учреждение коллегий и Синода

3) начало взимания подушной подати 4) строительство Ладожского и Вышневолоцкого каналов

12.Что было одним из со­ци­аль­ных по­след­ствий пет­ров­ских преобразований?

 1) ослаб­ле­ние кре­пост­ной за­ви­си­мо­сти крестьян

2) ра­зо­ре­ние на­се­ле­ния из-за по­вы­сив­ше­го­ся на­ло­го­во­го бремени

3) от­ми­ра­ние со­слов­ной струк­ту­ры общества

4) за­кры­тие до­сту­па на го­су­дар­ствен­ную служ­бу всем лицам нед­во­рян­ско­го происхождения

13. Найдите современников Петра I.

1) польский король Август II 4) И.Ньютон

2) В. Шуйский 5) гетман Мазепа

3) И.Болотников 6) президент США В.Вильсон

14. Соотнесите дату и событие.

1. Ништадтский мир 1. 1725 г.

2. Введение коллегий. 2. 1721 г.

3. Дата смерти Петра I. 3. 1718 г.

4. Учреждение Сената 4. 1697 г.

5. Начало «Великого посольства» в Европу 5. 1711 г.

15. Расположите в хронологическом порядке события Северной войны.

1. Полтавская баталия.

2. Битва под Нарвой.

3. Победа русского флота у острова Гренгам.

4. Битва у деревни Лесной.

5. Морское сражение у мыса Гангут.



Вариант 2

1. Одной из целей Великого посольства было

1) поиски союзников в войне с Турцией 2) заключение торговых договоров со странами Европы

3) добиться выхода к Балтийскому морю 4) поиски союзников в войне со Швецией

2. Причиной проведения преобразований Петра I было стремление

1) расширению связей с Европой 2) объединению всех русских земель

3) расширению сети железных дорог 4) завоеванию колоний

3. основание Санкт- Петербурга произошло в

1) 1700 г. 2) 1713 г. 3) 1721 г. 4) 1703 г.

4. Какое событие называют «матерью Полтавской баталии»?

1) битву под Нарвой 3) основание Петропавловской крепости

2) битву под Лесной 4) победу русского флота у мыса Гангут

5. Одним из хозяйственных нововведений Петра I является

1) создание военных учебных заведений 2) замена подворной подати подушной

3) введение «Табели о рангах» 4) переход к новому летоисчислению

6. Заимствование европейского опыта в России XVIII в.

1) отсутствовало 2) осуществлялось во всех областях, сферах

3) осуществлялось европейскими методами 4) осуществлялось неевропейскими методами

7. Что относится к экономическим нововведениям Петра I

1) организация «огненных потех» ассамблей 2) создание системы военных учебных заведений

3) развитие овцеводства в России 4) запрещение дворянам жениться до получения образования

8. Что относится к политическим нововведениям Петра I

1) предписание брить бороды 2) учреждение Святейшего Синода

3) массовое строительство мануфактур 4) развитие овцеводства в России

9. Какое событие произошло в правление Петра I

1) присоединение Крыма к России 2) отмена крепостного права

3) разгром шведов у мыса Гангут 4) замена коллегий министерствами

10.Что относится к военным преобразованиям Петра I

1) учреждение Сената 2) строительство флота

3) введение нового летосчисления 4) принятие «Табели о рангах»

11. К социальным преобразованиям Петра I относится

1) начало взимания подушной подати 2) введение «Табели о рангах»

3) массовое строительство мануфактур 4) введение европейских форм организации досуга знати

12.Что из названного было характерно для экономики России в первой четверти XVIII в.?

1) отсутствие экономических связей между районами страны

2) переход на подворное налогообложение

3) начало промышленного переворота

4) значительное увеличение количества мануфактур

13. Найдите современников Петра I.

1) шведский король Карл XII 4) английский король Карл I Стюарт

2) Ф.М. Апраксин 5) Франсуа Мари Вольтер

3) президент США Томас Джефферсон 6) австрийский император Франц I

14. Соотнесите дату и событие.

1. Перенос столицы в Петербург. 1. 1712 г.

2. Сражение у Лесной. 2. 1721 г.

3. Учреждение Синода. 3. 1695 г.

4. Гангутское сражение 4. 1708 г.

5. Азовские походы Петра I. 5. 1714

15. Расположите хронологической последовательности события Петровской эпохи.

  1. Провозглашение России империей.

  2. Выход в свет первой русской газеты «Ведомости».

  3. Петра Великий заключил мир с Турцией и начал войну со Швецией.

  4. В Европу отправлено «Великое посольство».

  5. Полтавская битва.



ОТВЕТЫ

1 вариант

2 вариант

баллы

1

4

1

1

2

4

1

1

3

2

4

1

4

4

2

1

5

4

2

1

6

4

4

1

7

3

3

1

8

3

2

1

9

3

3

1

10

2

2

1

11

1

1

1

12

2

4

1

13

145

125

3

14

23154

14253

5

15

24153

43251

5





Часть II (профильный уровень)

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Северная война

2) учреждение Академии наук

3) указ о единонаследии


2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОДЫ

А) введение Табели о рангах 1) 16 мая 1703

Б) учреждение губерний 2) 1697-1698

В учреждение коллегий 3) 1722

Г ) основание С-Петербурга 4) 1707-1710

5) 1718

6) 1721 г.

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к реформам Петра I.

1) подушная подать; 2) Сенат; 3) коллегии; 4) рекрут; 5) мировые судьи; 6) Синод.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Политика активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь, основанная на преобладании вывоза товаров над ввозом.

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ

А) совершенствование аппарата управления 1) высокие ввозные пошлины

Б) реформы в области культуры

В) проведение политики 2) провозглашение Петра I императором

протекционизма

Г) усиление власти царя 3) Правительствующий Сенат

4) первая печатная газета «Ведомости»

5 ) «потешные полки»

6) Великое посольство

6. Что из перечисленного относится к причинам реформ Петра I. Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) усиливающееся отставание России от стран Запада

2) отсутствие реформ в правление Софьи

3) стремление боярской аристократии к переменам

4) устаревшая и громоздкая система управления страной

5) начавшаяся Северная война

6) наличие четкой программы реформ разработанных Боярской Думой




7. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.



ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А

В 27 день (июля 1714 года) по утру господин наш адмирал со всем при нем бывшим флотом с полуночи пошёл и того же утра приближался к неприятелю и указ дал пробиваться сквозь оного, не огребая кругом, что с помощью Божиею и учинено. И так безвредно, что только одна скампавея (весельное судно) стала на мель, которую неприятель взял, а прочие все суда, как и люди, без вреда прошли, хотя со всего флота шведского стреляли по нашим жестоко, от которой стрельбы у одного капитана только ногу отбили. Когда господин адмирал в то место прибыл, то, учредя флот к бою, послал генерала адьютанта Ягужинского к командующиму той шведскую эксвадрою Эреншельду, чтобы оный сдался. На что оный сказал, что того учинить не может. Тогда, видя их упорство, господин адмирал дал сигнал авангардии нашей оного атоковать. Которая атака началась в третьем часу пополудни и продолжалась даже до пятого часа.

Б

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру и Церковь…

А о Петре ведайте. Что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего»

1) Данный речь была произнесена перед битвой.

2) Описание морского сражения в ходе Северной войны

3) Данная битва состоялась в 1709 году

4) Современником подписания данной битвы был А.В. Суворов

5) Этим сражением командовал Ф.М Апраксин

6) После этого сражения война закончилась

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента

А) ______________ была основана в 1687г

Б) Любимцем царя из «птенцов гнезда Петрова» был_____________________

В) Первая общероссийская газета называлась _____________________

Пропущенные элементы:

1) «Куранты»

2) Б.П. Шереметев

3) Славяно- греко –латинская академия

4) «Ведомости»

5) А.Д. Меншиков

6). ассамблея

9. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие

Месяц, год

Участник(-и)

Первая в России обсерватория

____________ (А)

Я.В.Брюс

Учебник «Арифметика»

____________ (Б)

____________ (В)

____________ (Г)

28 сентября

Петр1, А.Д.Меншиков

о. Гренгам

____________ (Д)

____________ (Е)



Пропущенные элементы:

1) Л.Ф.Магницкий

2) 1702

3) Ф.М.Апраксин

4) 1703

5) битва у деревни Лесной

6) 1721

7) М.М.Голицын

8) 27 июля 1720

9) «Юности честное зерцало»



10. Прочтите отрывок из Указа Петра I.

«…Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое… тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения, которыя должен отец или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воле, кроме онаго одного, который в недвижимых наследниках будет…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) Данный указ был принят 23 марта 1714 года

2) Этот указ давал возможность служебного роста

3) Этот указ ликвидировал различие между поместьями и вотчинами

4) Этот указ вызвал восстание К. Булавина

5) Этот указ запрещал дробить дворянские имения, т.к. это приводило к их разорению

6) Исполнением указа занималась Тайная канцелярия


Рассмотрите схему и выполните задания 13-16




11. На­пи­ши­те на­зва­ние войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме.


12. На­пи­ши­те имя рос­сий­ско­го мо­нар­ха, в годы прав­ле­ния ко­то­ро­го шла война, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме.


13. На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, у стен ко­то­ро­го про­изо­шло сра­же­ние, обо­зна­чен­ное на схеме циф­рой «1».


14. Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) В ходе войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме, про­во­ди­лись ре­крут­ские на­бо­ры.

2) Мир­ный до­го­вор, за­вер­шив­ший войну, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме, был под­пи­сан в го­ро­де, обо­зна­чен­ном циф­рой «2».

3) Одну из ре­ша­ю­щих побед в дан­ной войне рус­ская армия одер­жа­ла в сра­же­нии, обо­зна­чен­ном циф­рой «3».

4) След­стви­ем войны, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме, стала утра­та Рос­си­ей ста­ту­са мор­ской дер­жа­вы.

5) После за­вер­ше­ния войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме, Рос­сия стала им­пе­ри­ей.

6) В ре­зуль­та­те этой войны Рос­сия утра­ти­ла за­штри­хо­ван­ные на схеме тер­ри­то­рии.