Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Кто встретил Аркадия и Базарова на постоялом дворе?
А) Павел Петрович Кирсанов
Б) Николай Петрович Кирсанов
В) Ситников
Г) Прокофьич
2. Кто это? «Человек высокого роста в длинном балахоне… Лицо длинное и худое, с широким лбом, …большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами»
А) Аркадий
Б) Базаров
В)Ситников
Г) Павел Петрович Кирсанов
3. На какую профессию хотел «держать» Базаров?
А) географ
Б) геолог
В) учитель
Г) доктор
4. Чья это рука? «Красивая рука с длинными ногтями…, казавшаяся ещё красивей от снежной белизны рукавчика…»
А) Базаров
Б) Павел Петрович Кирсанов
В) Аркадий
Г) Прокофьич
5. Что хранил Павел Петрович Кирсанов в память о своей пламенной любви?
А) брошь с портретом возлюбленной
Б) часы с памятной гравировкой
В) кольцо со сфинксом
Г) перстень с изумрудом
6. Чем Базаров занимался в Марьине?
А) писал философские статьи
Б) бездельничал
В) заводил любовные романы
Г) проводил естественнонаучные опыты
7. О творчестве какого поэта Базаров сказал, что «никуда не годится, пора бросить эту ерунду»?
А) Некрасов
Б) Пушкин
В) Фет
Г) Тютчев
8. Базаров по общественно-политическим взглядам был
А) нигилист
Б) пацифист
В) коммунист
Г) оппозиционер
9. Как Ситников называл себя по отношению к Базарову?
А) почитатель
Б) ученик
В) наставник
Г) друг
10. Чем Анна Одинцова покорила сердце Базарова?
А) умом и спокойствием
Б) красотой и здоровьем
В) богатством и независимостью
Г) добродушием и простотой
11. Как Базаров назвал свои чувства к Одинцовой?
А) счастье и восторг
Б) сдержанность и напряжённость
В) глупость и безумие
Г) любопытство и одухотворённость
12. Как можно охарактеризовать отношение П.П.Кирсанова к Базарову?
А) восхищение и почитание
Б) уважение и преклонение
В) ненависть и презрение
Г) безразличие
13. Какова причина дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем?
А) оскорбление личности
Б) ревность к Одинцовой
В) защита чести женщины
Г) презрение и неприятие
14. Кто стал в доме Кирсановых «существом, с которым Базаров не то чтобы отводил душу, а охотно беседовал»?
А) Катя Одинцова
Б) Аркадий
В) Николай Петрович
Г) Фенечка
15. Почему Тургенев заканчивает роман смертью героя?
А) Базаров не хотел жить из-за отношений с Одинцовой;
Б) автор считал, что Базарову незачем было жить;
В) такова судьба всех «лишних людей»;
Г) автор не знал, как продолжить роман.
Ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Б | Б | Г | Б | Б | Г | Б | А | Б | А | В | В | Г | Г | В |
Урок русского языка по теме: "Что такое причастие?"
Белобородова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Русский язык
Цель:
дать понятие о причастии;
формировать умение отличать причастия от глагола и прилагательного;
развитие интереса к предмету.
Средства обучения:
Русский язык 6-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др. ; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 12-е изд.; стериот. – М.: Дрофа, 2008. – 363 с.
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 7-м классе. Универсальная рабочая тетрадь с богатым теоретическим, а также практическим материалом, подготовленная для детей и их родителей, для преподавателей-словесников. – Калининград: Редкая книга, 1996. – 160 с.
Рик Т.Г. Привет, Причастие! – М.: САМОВАР, 1997. – 132 с.
Оборудование
Компьютер.
Интерактивная доска
Ход урока
I. Приветствие.
II. Эмоциональный настрой на продуктивную учебную деятельность.
Друзья мои, я очень рада
Войти в ваш дружный милый класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестив лишь шпаги наших мнений,
Мы вместе сотворим урок!
III. Актуализация знаний
Повторение сведений о прилагательном и глаголе. «Внимание: розыск!» (презентация, приложение 1).
Запись предложения, постановка знаков препинания (повторение пунктуационных правил). Интерактивная доска (приложение 2).
IV. Определяем тему урока.
Учитель. За ними увязался малыш, имя которого тоже пока неизвестно. Правда. Он оставил записку следующего содержания: (интерактивная доска, приложение 2, слайд 2).
1. Повторение орфографии и запись темы урока.
Учитель. Почему малыш увязался за этой парочкой?
Ответ на это вопрос даёт лингвистическая сказка из книги Угроватовой Т.Ю. стр. 36 со слов «Володе снился удивительный сон…»
Дополняем ответ материалом из учебника § 34 словами В. Даля.
2. Формулируем цель урока.
3. Объяснение материала ведётся по книге Т. Рик, в качестве наглядности используется интерактивная доска (приложение 2). Дети заполняют таблицу.
4. Итог объяснения – вывод по таблице.
V. Запись домашнего задания: № 387.
VI. Закрепление.
Игра «Придумай себе имя» (по цепочке).
«Узнавший причастие» – выписать на слух причастия. (Рик.Т. стр. 23).
Дополнение к объяснению «Как образовать причастия» (Рик Т. Стр. 15).
«Образуйте причастия от глагола» (см. интерактивная доска, приложение 2).
Итог урока.
Морфологическая задача. (Самостоятельная работа).
Причастие
Урок русского языка в 6 классе
По программе под ред.М.М.Разумовской
Цель: дать представление о причастии как особой форме глагола; создать условия для дальнейшего углубления знаний по теме.
Задачи: 1. создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности 9 формирование и совершенствование всех видов УУД).
формировать ценностное отношение к русскому языку, русской классической литературе.
Повторить понятия глагол, имя прилагательное; морфологические признаки данных частей речи.
Познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию.
Формировать умения отличать причастия от имён прилагательных.
Урок спроектирован с использованием технологии развития критического мышления через наблюдение, чтение и письмо.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация по теме; толковый и этимологический словари; аудиозапись; электронное приложение к учебнику
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, оформление записи в тетрадях. Настрой на урок.
Повторение ранее изученного. Комментирование домашней работы.
Мотивационно-мобилизирующий этап:
Наблюдение:
Учитель. У меня в руках мяч. Назовите его признаки по форме, величине, цвету, качеству, назначению.
Ученики. Круглый, маленький, небольшой, жёлтый, плотный, теннисный.
Учитель. Какую часть речи для характеристики признаков использовали?
Ученики. Имя прилагательное.
Учитель. Какие признаки предмета обозначают эти слова — врЕменные или постоянные?
Ученики. Постоянные.
Учитель. Я произведу некоторые действия с мячом, а вы назовите признак, который приобретает мяч.
Подбрасываю мяч — подбрасываемый, летящий (ученики);
кладу мяч на стол — лежащий (ученики);
бросаю, пал — упавший (ученики).
Учитель. После того, как я произвела действия с мячом, он приобрёл новые признаки.
На доске: лежащий, летящий, упавший, подбрасываемый
Постоянные ли это признаки?
Ученики. Нет.
Учитель. Признаки, которые приобрёл мяч, это признаки по тем действиям, которые мы (я) совершали.
Стадия вызова
Работа с гипотезой
Учитель. Моя гипотеза: эти слова — имена прилагательные. Согласны? Аргументируйте свой ответ.
Ученики. Имена прилагательные чаще всего образуются от существительных, а наши — от глагола.
Имена прилагательные обозначают постоянный признак.
Учитель. Но в чём же сходство с именем прилагательным?
Ученики. Отвечают на вопрос «какой».
Учитель. А к глаголу можем отнести?
Ученики. Нет, т. к. глагол обозначает действие предмета.
Учитель. А что общего у этих слов с глаголом?
Ученики. Образовались от глагола.
Стадия осмысления. Открытие новых знаний
Лексико-семантическая работа
Учитель. Сегодня мы знакомимся с новым для вас понятием — причастие. Запишите в тетрадях. (слайд 5)
На слайде: причастие — причастный, приближённый.
Учитель. Как вы понимаете значение этого слова?
Обратимся к учебнику. Стр. 151. Слова Даля. (сл.7)
Снова открываются слова: лежащий, летящий, упавший, подбрасываемый
Итак, перед нами причастия.
Работа с учебником
Работа с теорией. Какое определение дано в учебнике.
Электронная версия:
Причастие —
это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает
на вопросы
какой? какая? какое?
Конструирование. Работа у доски (в тетр.).
В рюкзаке лежит мяч, который мне недавно подарили.
Задание: произвести синтаксический разбор предложения. Словосочетание «мяч, который подарили» заменить на существительное «мяч» + признак мяча по действию. Записать полученное предложение.
В рюкзаке лежит подаренный мяч.
Учитель. Обращаю ваше внимание, причастие можно заменить сочетанием слов «который» + глагол, от которого оно образовано. ( сл.8)
Учитель. Докажем, что слово «подаренный» - причастие.
Ученики: образовалось от глагола, отвечает на вопрос «какой».
Учитель. Синтаксическая функция причастия?
Ученики. Определение.
Исследовательская работа.
Доска: 1 вар.: желтеющая нива, желтеющий лист, желтеющие нивы, на желтеющей ниве, желтеющее поле.
2 вар.: желтеющая нива, желтевшая нива, пожелтевшая нива, колышущаяся нива.
Задание: проанализируйте словосочетания и посмотрите, какие признаки есть у причастия.
(род, число, падеж, время, вид, возвратность).
Открытие новых знаний (продолжение)
Учитель. У причастия есть свои опознавательные морфемы.
(обращаемся к тем же словосочетаниям)
Кто может назвать эту опознавательную морфему.
Работа с теорией (электронное приложение «Как быстро находить причастие?»)
Выделяю суффиксы в словах.
Практическое применения полученных знаний
Работа с электронным приложением у доски (устно).
Задание: распределить слова в два столбика: прилагательное или причастие.
Прослушивание аудиозаписи (фонохрестоматия раздел 4 папка «Писатели улыбаются». Отрывок из «Толстый и тонкий». 1 мин. + на презентации (сл.9)
Задание: найти причастие.
Подёрнутый
Навьюченный
Если есть время, то работаем по составлению словосочетаний причастие + определяемое слово
Рефлексия: обсуждение результатов выполнения заданий
Учитель. Что мы сегодня узнали?
В чём трудности?
Что нужно сделать, чтобы научиться видеть и слышать причастия?
Что можете сказать о причастии?
(сл.9)
Домашнее задание
Теоретический материал.
Упр. 392
На дополнительную оценку (кто считает, что справится) прослушать, дочитать текст «Толстый и тонкий до конца, найти, если таковые имеются, причастия, аргументировать свой ответ.