Подготовила : Азизова Марина
ТЕСТ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ГРИФФИТС (ПЕРЕВОД Е. С. КЕШИШЯН, 2000)
ТЕСТ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ГРИФФИТС. 1-Й ГОД РАЗВИТИЯ
Тест психомоторного развития Гриффитс используется для скрининг-обследования детей 1-го и 2-го года развития. Шкала оценки по Гриффитс позволяет определить уровень развития ребенка по таким параметрам, как моторика, социальная адаптация, слух и речь, зрительная функция и действия рук, способность к игре. По каждому из параметров выставляется соответствующий балл, затем баллы суммируются и по их сумме определяется уровень развития.
Hачало обследования.
В качестве вступительной части исследования доктор собирает полную историю развития ребенка, его поведение, игровую деятельность, взаимодействие с окружающими. Ребенок может быть осмотрен как в кабинете, так и дома или в школе. Также доктору могут пригодиться заключения от специалистов, у которых ребеок постоянно наблюдается. Эта информация очень важна, для обоснования заключения в конце данного обследования
Месяц жизни | Моторика | балл | Социальная адаптация | балл | Слух и речь | балл | Глаза и руки | балл | Способность к игре | балл |
1 | Поднимает подбородок лежа на животе | 1 | Кратковрем енно фиксирует взгляд на предмете | 1 | Вздрагивает от звуков | 1 | Следит глазами за ярким источником света | 1 | Сжимает пальцы исследователя | 1 |
Отталкивается ногами от рук исследователя | 2 | Успокаивае тся на руках | 2 | Успокаивае тся от обращенной к нему речи | 2 | Смотрит на кольцо или игрушку | 2 | Реагирует на родителей генерализованн ыми движениями | 2 |
Удерживает вертикально головку несколько секунд | 3 | Радуется купанию | 3 | Гулит больше, чем плачет | 3 | Смотрит на колокольчик, расположенн ый прямо перед ним | 3 | Руки тянет в рот | 3 |
2 | Поднимает головку, лежа на животе | 4 | Улыбается | 4 | Слушает колокольчи к | 4 | Прослеживае т за колокольчико м в горизонтальн ом направлении | 4 | Энергично двигает ручками | 4 |
3 | Энергично брыкается | 5 | Узнает мать | 5 | Гулит, произносит гласные звуки | 5 | Прослеживае т за колокольчико м в вертикальном направлении | 5 | Реакция на родителей: тянет к ним головку | 5 |
4 | При купании активно отталкивается ножками | 6 | Гулит на обращение к нему | 6 | Ищет глазами источник звука | 6 | Переводит взгляд с объекта на объект | 6 | Удерживает палочку | 6 |
Поднимает головку лежа на спине | 7 | Следит глазами за | 7 | Слушает музыку | 7 | Следит за колокольчико м по кругу | 7 | Играет со своими пальчиками | 7 |
| | | движением человека | | | | | | | |
| Перекатывается с боку на спину | 8 | Реагирует на взгляд улыбкой или гулением | 8 | Произносит два и более звука | 8 | Наблюдает за предметом, подвешенны м на веревочке | 8 | Рассматривает коробку на столе | 8 |
| Выпрямляет спину в сидячем положении | 9 | Дружелюбе н к незнакомым людям | 9 | Ищет источник звука, поворачива я голову | 9 | Сжимает игрушку, когда ее вкладывают в руку | 9 | Сопротивляетс я при попытке отнять игрушку | 9 |
| Поднимает голову и грудь лежа на животе | 10 | Сопротивля ется, когда взрослый тянет; хочет забрать кольцо | 10 | Громко смеется | 10 | Взглядом исследует и рассматривае т новый предмет | 10 | Сжимает кубик и удерживает его | 10 |
| Длительно удерживает головку в вертикальном положении | 11 1 | Радуется, резвится, когда с ним играют | 11 | Точно поворачива ет головку в сторону звонка | 11 | Тянется к игрушке и захватывает ее | 11 | Бьет кубиком по другому | 11 |
| Поднимает головку и плечи в положении на спине | 12 | Перестает плакать, когда с ним разговарива ют | 12 | Слушает мелодичные звуки | 12 | Тянет игрушку в рот | 12 | Отталкивает игрушку | 12 |
5 | Перекатывается с боку на бок | 13 | Поворачива ет голову в сторону разговарива ющего или поющего | 13 | Гулит и прекращает плакать при звуках музыки | 13 | Хватает раскачивающ уюся игрушку | 13 | Проявляет интерес к различным коробочкам | 13 |
| Играет с большим пальцем на йогах | 14 | Пытается помочь, когда его присажива ют | 14 | Лепечет, обращаясь к человеку, | 14 | Пытается остановить раскачивающ уюся игрушку | 14 | Берет кубик со стола | 14 |
6 | Появляется реакция ползания - подгибает коленки | 15 | Держит ложку | 15 | Манипулир ует колокольчи ком | 15 | Обследует руками стол | 15 | Держит два кубика | 15 |
| Сидит со слабой поддержкой | 16 | Тянется, чтобы его взяли на руки | 16 | Произноси четыре и более различных звуков | 16 | Играется с колокольчико м, трясет его и разглядывает | 16 | Захватывает коробку | 16 |
7 | Переворачиваетс я со спины на живот и назад | 17 | Пьет из чашки | 17 | «Отвечает», когда его зовут | 17 | Пытается дотянуться и любым способом схватить веревку | 17 | Манипулирует кубиками, | 17 |
| Первое появление шаговых движений - танцующее движение | 18 | Манипулир ует чашкой и ложкой | 18 | Двусложны й лепет | 18 | Следит за падающими предметами | 18 | Достает и берет предмет | 18 |
| Усиленно старается ползать | 19 | Реагирует на свое отражение в зеркале - смотрит в него | 19 | Кричит, чтобы привлечь к себе внимание | 19 | Стучит одним предметом о другой | 19 | Перекладывает игрушку из рук в руки | 19 |
8 | Сидит сам короткое время | 20 | Различает знакомых и незнакомых | 20 | Прислушив ается к разговору | 20 | Следит, когда рисуют на бумаге | 20 | Бросает один кубик, чтобы взять другой | 20 |
Более четкая реакция перешагивания - ставит одну ножку на другую | 21 | Быстро реагирует на изменение ситуации | 21 | Издает певучие звуки | 21 | Прочно удерживает раскачивающ ееся кольцо | 21 | Играет сразу двумя предметами | 21 |
9 | Крутится на месте на полу (более усложненная реакция ползания) | 22 | Плачет, если убрать игрушку | 22 | Фразовый лепет - четыре и более слогов | 22 | «Частичная» специализаци я -выведение большого и указательног о пальцев | 22 | Мнет бумагу | 22 |
Может самостоятельно сидеть на полу | 23 | Пытается держать чашку когда пьет | 23 | Говорит «ма-ма», «па-па» | 23 | Захватывает более мелкие предметы (кубики 2x2, шарик) | 23 | Переворачивае т чашку, чтобы найти игрушку | 23 |
Пытается ползать вперед и назад | 24 | Стаскивает шапку | 24 | Слушает тиканье часов | 24 | Раскачивает кольцо на веревке | 24 | Бьет кубиком о стол | 24 |
10. | Стоит при поддержке | 25 | Реагирует на свое отражение в зеркале - смеется, играет с ним | 25 | Качает головой, «да» или «нет» | 25 | Играет с подвешенны ми игрушками | 25 | Стучит двумя кубиками друг о друга | 25 |
Хорошо сидит в стуле | 26 | Машет рукой, говоря «до свидания» | 26 | Говорит два слова | 26 | Осознанно бросает предметы | 26 | Поднимает крышку с коробки | 26 |
11 | Поднимается сам, держась за что-то | 27 | Проявляет свою любовь | 27 | Лепечет предложени я | 27 | Полная специализаци я большого и остальных пальцев | 27 | Находит спрятанную игрушку | 27 |
Может долго стоять, держась за что-то | 28 | Берет в рот, сосет свой палец на руке | 28 | Осознанно играет колокольчи ком | 28 | Может указывать предмет пальцем | 28 | Пытается вынуть кубик из коробки | 28 |
Полноценное ползание на «четвереньках» | 29 | Осознанно играет с чашкой и ложкой, правильно подносит их ко рту | 29 | Реагирует на музыку, пение | 29 | Интересуется заводными игрушками | 29 | Удерживает три кубика | 29 |
12 | Переступает самостоятельно по периметру кровати или манежа | 30 | Отвечает на простые просьбы (типа «дай мне») | 30 | Длительно лепечет, особенно когда один | 30 | Может держать карандаш и тыкать им в бумагу, пытаясь рисовать | 30 | Вынимает кубики из коробки и укладывает их в коробку | 30 |
| Ходит за ручку | 31 | Хлопает в ладоши | 31 | Говорит три слова | 31 | Калякает на бумаге | 31 | - | 31 |
Оценка психомоторного развития ребенка производится в баллах, которые затем сравниваются с баллами, определенными нормативами (см. таблицу 2).
Сводная таблица баллов для 1-го года развития
Таблица 2
Месяцы | Сумма баллов | Месяцы | Сумма баллов |
1 | 5-15 | 7 | 85-95 |
2 | 20 | 8 | 100-105 |
3 | 25 | 9 | 110-120 |
4 | 30-60 | 10 | 125-130 |
5 | 65-70 | 11 | 135-145 |
6 | 75-80 | 12 | 150-155 |
Оценка психомоторного развития производится по каждой графе, соответствующей возрасту ребёнка. Причём ребёнок может опережать норму развития по графе для своего возраста, тогда выбирается графа и бал из более старшего возраста. И, наоборот, при задержке развития выбирается графа и бал нормы меньшего возраста.
Параметры обследования: 1. Моторика – баллов - соответствует месяцам.
2. Социальная адаптация - баллов – соответствует месяцам.
3. Слух и речь – баллов - соответствует месяцам.
4. Глаза и руки – баллов - соответствует месяцам.
5. Способность к игре – баллов - соответствует месяцам.
После сложения всех баллов определяется какого уровня в развитии достиг ребенок. Сравнивается сумма баллов, который он набирает, с баллом, который определен нормативами. Общая сумма баллов, что соответствует уровню развития возраста месяцев.
В ходе такого обследования можно выявить детей "группы риска" и спланировать корригирующий режим, направленный на стимуляцию тех или иных функций, а также включить психолого-педагогическое сопровождение.
Таким образом, используя шкалу психомоторного развития по Гриффитс, можно выявить отставание определенных функций и спланировать корригирующие меры, направленные на стимуляцию развития данных функций, выявить показания к более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане (консультации невролога, детского психолога, воспитателя-дефектолога, логопеда и др.).
Необходимо установить причины отставания ребенка, рекомендовать провести более углубленное исследование, определить адекватные пути развития ребёнка: 1) осмотр и оценка состояния нервной системы неврологом, возможно с рекомендациями по лечебной физкультуре, физиотерапии, лекарственному лечению;
2) оценка педиатром соматического состояния ребёнка (в том числе набирает ли он вес по норме своего возраста, обеспечен ли ребёнок достаточным по количеству и качеству питанием и др.);
3) психолого-педагогическое воздействие и коррекционно-развивающие мероприятия, возможно при помощи психолога, логопеда.
Пример количественного анализа результатов обследования ребенка в возрасте одного года. По результатам скринингового обследования ребенок в возрасте одного года набрал: моторика – 17 баллов; социальная адаптация – 16 баллов; слух и речь – 13 баллов; глаза и руки – 19 баллов; способность к игре – 20 баллов. Общая сумма – 85 баллов из 150–155 возможных. Таким образом, годовалый ребенок по развитию моторики соответствует семимесячному ребенку; по уровню социальной адаптации – шестимесячному ребенку; по развитию слуха и речи – пятимесячному ребенку; глаз и рук – семимесячному ребенку; способности к игре – восьмимесячному ребенку. В результате график уровня психомоторного развития ребенка в возрасте одного года будет выглядеть следующим образом
Анализируя результаты, полученные в ходе обследования ребенка в возрасте одного года, и сравнив их с условной нормой, можно отметить отставание в психомоторном развитии по всем функциям на 6 месяцев. Фактически ребенок в один год соответствует полугодовалому ребенку. Выявленные особенности в психомоторном развитии ребенка являются показаниями к его более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане. Необходимо также изучить условия воспитания младенца, его соматическое состояние и т. д.