СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест психомоторного развития гриффитс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шкала Гриффитс — психологическая методика для определения способностей детей. Впервые была опубликована в 1954 году доктором Рут Гриффитс.

Тест психомоторного развития Гриффитс используется для скрининг-обследования детей 1-го и 2-го года развития. Шкала оценки по Гриффитс позволяет определить уровень развития ребенка по таким параметрам, как моторика, социальная адаптация, слух и речь, зрительная функция и действия рук, способность к игре.

Просмотр содержимого документа
«Тест психомоторного развития гриффитс»

Подготовила : Азизова Марина

ТЕСТ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ГРИФФИТС (ПЕРЕВОД Е. С. КЕШИШЯН, 2000)

ТЕСТ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ГРИФФИТС. 1-Й ГОД РАЗВИТИЯ

Тест психомоторного развития Гриффитс используется для скрининг-обследования детей 1-го и 2-го года развития. Шкала оценки по Гриффитс позволяет определить уровень развития ребенка по таким параметрам, как моторика, социальная адаптация, слух и речь, зрительная функция и действия рук, способность к игре. По каждому из параметров выставляется соответствующий балл, затем баллы суммируются и по их сумме определяется уровень развития.

Hачало обследования.

В качестве вступительной части исследования доктор собирает полную историю развития ребенка, его поведение, игровую деятельность, взаимодействие с окружающими. Ребенок может быть осмотрен как в кабинете, так и дома или в школе. Также доктору могут пригодиться заключения от специалистов, у которых ребеок постоянно наблюдается. Эта информация очень важна, для обоснования заключения в конце данного обследования

Месяц жизни


Моторика

балл


Социальная адаптация

балл


Слух и речь

балл


Глаза и руки

балл


Способность к игре

балл


1

Поднимает подбородок лежа на животе


1

Кратковрем енно фиксирует взгляд на предмете


1

Вздрагивает от звуков


1

Следит глазами за ярким источником света


1

Сжимает пальцы исследователя


1

Отталкивается ногами от рук исследователя


2

Успокаивае тся на руках


2

Успокаивае тся от обращенной к нему речи


2

Смотрит на кольцо или игрушку


2

Реагирует на родителей генерализованн ыми движениями


2

Удерживает вертикально головку несколько секунд


3

Радуется купанию


3

Гулит больше, чем плачет


3

Смотрит на колокольчик, расположенн ый прямо перед ним


3

Руки тянет в рот


3


2

Поднимает головку, лежа на животе


4

Улыбается


4

Слушает колокольчи к


4

Прослеживае т за колокольчико м в горизонтальн ом направлении


4

Энергично двигает ручками


4


3

Энергично брыкается


5

Узнает мать


5

Гулит, произносит гласные звуки


5

Прослеживае т за колокольчико м в вертикальном направлении


5

Реакция на родителей: тянет к ним головку


5


4

При купании активно отталкивается ножками


6

Гулит на обращение к нему


6

Ищет глазами источник звука


6

Переводит взгляд с объекта на объект


6

Удерживает палочку


6

Поднимает головку лежа на спине


7

Следит глазами за


7

Слушает музыку


7

Следит за колокольчико м по кругу


7

Играет со своими пальчиками


7





движением человека









Перекатывается с боку на спину


8

Реагирует на взгляд улыбкой или гулением


8

Произносит два и более звука


8

Наблюдает за предметом, подвешенны м на веревочке


8

Рассматривает коробку на столе


8


Выпрямляет спину в сидячем положении


9

Дружелюбе н к незнакомым людям


9

Ищет источник звука, поворачива я голову


9

Сжимает игрушку, когда ее вкладывают в руку


9

Сопротивляетс я при попытке отнять игрушку


9


Поднимает голову и грудь лежа на животе


10

Сопротивля ется, когда взрослый тянет; хочет забрать кольцо


10

Громко смеется


10

Взглядом исследует и рассматривае т новый предмет


10

Сжимает кубик и удерживает его


10


Длительно удерживает головку в вертикальном положении


11

1

Радуется, резвится, когда с ним играют


11

Точно поворачива ет головку в сторону звонка


11

Тянется к игрушке и захватывает ее


11

Бьет кубиком по другому


11


Поднимает головку и плечи в положении на спине


12

Перестает плакать, когда с ним разговарива ют


12

Слушает мелодичные звуки


12

Тянет игрушку в рот


12

Отталкивает игрушку


12


5

Перекатывается с боку на бок


13

Поворачива ет голову в сторону разговарива ющего или поющего


13

Гулит и прекращает плакать при звуках музыки


13

Хватает раскачивающ уюся игрушку


13

Проявляет интерес к различным коробочкам


13


Играет с большим пальцем на йогах


14

Пытается помочь, когда его присажива ют


14

Лепечет, обращаясь к человеку,


14

Пытается остановить раскачивающ уюся игрушку


14

Берет кубик со стола


14


6

Появляется реакция ползания - подгибает коленки


15

Держит ложку


15

Манипулир ует колокольчи ком


15

Обследует руками стол


15

Держит два кубика


15


Сидит со слабой

поддержкой


16

Тянется,

чтобы его взяли на руки


16

Произноси

четыре и более различных звуков


16

Играется с

колокольчико м, трясет его и разглядывает


16

Захватывает

коробку


16


7

Переворачиваетс я со спины на живот и назад


17

Пьет из чашки


17

«Отвечает», когда его зовут


17

Пытается дотянуться и любым способом схватить веревку


17

Манипулирует кубиками,


17


Первое

появление шаговых движений - танцующее движение


18

Манипулир

ует чашкой и ложкой


18

Двусложны

й лепет


18

Следит за

падающими предметами


18

Достает и

берет предмет


18



Усиленно старается ползать


19

Реагирует на свое

отражение в зеркале - смотрит в него


19

Кричит, чтобы привлечь к себе внимание


19

Стучит одним предметом о другой


19

Перекладывает игрушку из рук в руки


19


8

Сидит сам короткое время


20

Различает знакомых и незнакомых


20

Прислушив ается к разговору


20

Следит, когда рисуют на бумаге


20

Бросает один кубик, чтобы взять другой


20

Более четкая реакция перешагивания - ставит одну ножку на другую


21

Быстро реагирует на изменение ситуации


21

Издает певучие звуки


21

Прочно удерживает раскачивающ ееся кольцо


21

Играет сразу двумя предметами


21


9

Крутится на месте на полу (более усложненная реакция ползания)


22

Плачет, если убрать игрушку


22

Фразовый лепет - четыре и более слогов


22

«Частичная» специализаци я -выведение большого и указательног о пальцев


22

Мнет бумагу


22

Может самостоятельно сидеть на полу


23

Пытается держать чашку когда пьет


23

Говорит

«ма-ма»,

«па-па»


23

Захватывает более мелкие предметы (кубики 2x2, шарик)


23

Переворачивае т чашку, чтобы найти игрушку


23

Пытается ползать вперед и назад


24

Стаскивает шапку


24

Слушает тиканье часов


24

Раскачивает кольцо на веревке


24

Бьет кубиком о стол


24


10.

Стоит при поддержке


25

Реагирует на свое

отражение в зеркале - смеется, играет с

ним


25

Качает головой,

«да» или

«нет»


25

Играет с подвешенны ми игрушками


25

Стучит двумя кубиками друг о друга


25

Хорошо сидит в стуле


26

Машет рукой, говоря «до свидания»


26

Говорит два слова


26

Осознанно бросает предметы


26

Поднимает крышку с коробки


26


11

Поднимается сам, держась за что-то


27

Проявляет свою любовь


27

Лепечет предложени я


27

Полная специализаци я большого и остальных пальцев


27

Находит спрятанную игрушку


27

Может долго стоять, держась за что-то


28

Берет в рот, сосет свой палец на руке


28

Осознанно играет колокольчи ком


28

Может указывать предмет пальцем


28

Пытается вынуть кубик из коробки


28

Полноценное ползание на

«четвереньках»


29

Осознанно играет с чашкой и ложкой, правильно подносит их ко рту


29

Реагирует на музыку, пение


29

Интересуется заводными игрушками


29

Удерживает три кубика


29


12

Переступает самостоятельно по периметру кровати или манежа


30

Отвечает на простые просьбы (типа «дай мне»)


30

Длительно лепечет, особенно когда один


30

Может держать карандаш и тыкать им в бумагу, пытаясь рисовать


30

Вынимает кубики из коробки и укладывает их в коробку


30



Ходит за ручку

31

Хлопает в ладоши

31

Говорит три слова

31

Калякает на бумаге

31

-

31


Оценка психомоторного развития ребенка производится в баллах, которые затем сравниваются с баллами, определенными нормативами (см. таблицу 2).

Сводная таблица баллов для 1-го года развития

Таблица 2

Месяцы

Сумма баллов

Месяцы

Сумма баллов

1

5-15

7

85-95

2

20

8

100-105

3

25

9

110-120

4

30-60

10

125-130

5

65-70

11

135-145

6

75-80

12

150-155



Оценка психомоторного развития производится по каждой графе, соответствующей возрасту ребёнка. Причём ребёнок может опережать норму развития по графе для своего возраста, тогда выбирается графа и бал из более старшего возраста. И, наоборот, при задержке развития выбирается графа и бал нормы меньшего возраста.

Параметры обследования: 1. Моторика – баллов - соответствует месяцам.

2. Социальная адаптация - баллов – соответствует месяцам.

3. Слух и речь – баллов - соответствует месяцам.
4. Глаза и руки – баллов - соответствует месяцам.

5. Способность к игре – баллов - соответствует месяцам.

После сложения всех баллов определяется какого уровня в развитии достиг ребенок. Сравнивается сумма баллов, который он набирает, с баллом, который определен нормативами. Общая сумма баллов, что соответствует уровню развития возраста месяцев.

В ходе такого обследования можно выявить детей "группы риска" и спланировать корригирующий режим, направленный на стимуляцию тех или иных функций, а также включить психолого-педагогическое сопровождение.

Таким образом, используя шкалу психомоторного развития по Гриффитс, можно выявить отставание определенных функций и спланировать корригирующие меры, направленные на стимуляцию развития данных функций, выявить показания к более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане (консультации невролога, детского психолога, воспитателя-дефектолога, логопеда и др.).

Необходимо установить причины отставания ребенка, рекомендовать провести более углубленное исследование, определить адекватные пути развития ребёнка: 1) осмотр и оценка состояния нервной системы неврологом, возможно с рекомендациями по лечебной физкультуре, физиотерапии, лекарственному лечению;

2) оценка педиатром соматического состояния ребёнка (в том числе набирает ли он вес по норме своего возраста, обеспечен ли ребёнок достаточным по количеству и качеству питанием и др.);

3) психолого-педагогическое воздействие и коррекционно-развивающие мероприятия, возможно при помощи психолога, логопеда.

Пример количественного анализа результатов обследования ребенка в возрасте одного года. По результатам скринингового обследования ребенок в возрасте одного года набрал: моторика – 17 баллов; социальная адаптация – 16 баллов; слух и речь – 13 баллов; глаза и руки – 19 баллов; способность к игре – 20 баллов. Общая сумма – 85 баллов из 150–155 возможных. Таким образом, годовалый ребенок по развитию моторики соответствует семимесячному ребенку; по уровню социальной адаптации – шестимесячному ребенку; по развитию слуха и речи – пятимесячному ребенку; глаз и рук – семимесячному ребенку; способности к игре – восьмимесячному ребенку. В результате график уровня психомоторного развития ребенка в возрасте одного года будет выглядеть следующим образом

Анализируя результаты, полученные в ходе обследования ребенка в возрасте одного года, и сравнив их с условной нормой, можно отметить отставание в психомоторном развитии по всем функциям на 6 месяцев. Фактически ребенок в один год соответствует полугодовалому ребенку. Выявленные особенности в психомоторном развитии ребенка являются показаниями к его более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане. Необходимо также изучить условия воспитания младенца, его соматическое состояние и т. д.