Тестирование как форма повышения качества знаний, умений и навыков учащихся
Процесс овладения русским языком для большинства современных школьников представляет существенные трудности. Не секрет, что очень немногие ученики считают русский язык любимым предметом. Чтобы уроки из малопродуктивных и неинтересных превратились в увлекательные и результативные, необходимо определенным образом изменить содержание и организацию процесса обучения русскому языку. Один из способов активизации опроса учащихся на уроках – использование тестирования. Тестовая проверка является эффективной формой контроля с целью выявления качества знаний, умений и навыков школьников.
Она позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности об объективности результатов обучения.
Результаты тестовой проверки фиксируют достижения учащихся на определенном этапе обучения, поэтому они могут носить характер тематический (проверка изученной темы), промежуточный (проверка фрагментов темы) и итоговый (проверка знаний, умений и навыков учащихся за определенный период обучения).
По усмотрению учителя проверка может проводиться как по всему тесту, так и по его отдельным вопросам. Ученик получает тестовые задания и листок для ответа, на котором записывает свою фамилию и столбиком – номера вопросов. Он должен выбрать правильные ответы и обвести их ручкой. В предлагаемых тестах чаще всего даются рекомендации для оценки каждого из них.
Тестовые задания хранятся по темам в папках, внутри каждой из них записан цифровой код, пользуясь которым учитель в течение трех минут может проверить результат работы учащихся и объявить итоги сразу же на уроке. Чтобы быть уверенным в том, что задание выполнено учениками самостоятельно, желательно на одну и ту же тему иметь несколько вариантов тестов.
Задания, адресованные детям, должны быть точно сформулированы, продуманы, чтобы со стороны учителя не требовалось дополнительного пояснения. Это, в свою очередь, дает возможность учителю экономить драгоценные минуты урока.
Учащихся следует подготовить заранее к непривычной (если до этого они не выполняли подобной работы) форме проверки. Для этого нужно провести тренировочное занятие на одном из предшествующих тестированию уроков. Учитель записывает на доске 1-2 задания, аналогичные тем, которые включены в тест, и выполняет их вместе с учащимися, показывая, как это следует делать. Если тестирование проводится систематически, дети легко усваивают его методику и в дальнейшем необходимость в подробных объяснениях отпадает.
Тестирование открывает возможности для дифференцированной работы с учащимися. Ученики, быстро овладевшие материалом, становятся консультантами. Они проверяют ответы, ставят оценки, консультируют учащихся, допустивших ошибки, принимают участие в составлении тестов.
Тесты составляются на основе учебного материала таким образом, чтобы наряду с приобретением учащимися языковых знаний, умений и навыков одновременно развивались их интеллектуальные качества: внимание, память, мышление, наблюдательность. Выполнение тестовых заданий заставляет школьников тщательно и с разных точек зрения анализировать предлагаемый учебный материал. Это повышает активность учащихся на уроке, вызывает у них интерес к изучаемому. В форме тестирования проводятся проверочные работы по русскому языку. В них используются тестовые задания трех типов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом. В заданиях с выбором ответа все ответы сформулированы, ученик должен только выбрать из четырех готовых ответов один правильный. По содержанию эти задания охватывают все основные разделы и аспекты курса. Задания данного типа используются главным образом для проверки знаний учащихся, понимания изученного материала, способности опознавать языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствие (или несоответствие) языковым нормам. Это задания базового уровня, предполагается, что они посильны для абсолютного большинства учащихся.
Задания с кратким ответом требуют умения самостоятельно сформулировать ответ и оформить его кратко, в виде слова, словосочетания. Следует самому вспомнить соответствующий термин, найти в тексте нужное слово или конструкцию. Угадывание здесь исключено. (Назовите часть речи, к которой принадлежит слово «читающий»)
Задание с развернутым ответом – это сочинение-рассуждение (рецензия, отзыв, эссе), которое создается на основе текста, ранее использованного для комплексного анализа. С помощью этого задания проверяется речевое развитие учащегося: его способность самостоятельно уточнять тему, определять основную мысль и подчинять ей высказывание, выстраивать композицию текста, выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Тестовые задания по литературе могут быть использованы как при изучении основных тем школьной программы, так и при обобщающем повторении пройденного материала. Большая часть заданий и вопросов ориентирована на усвоение школьниками тех разделов программы, которые составляют основу государственного общеобразовательного стандарта по литературе. Тесты нацелены на проверку знаний по теории литературы, понимания главной идеи художественного произведения, его проблематики, роли и места в литературном процессе, а также знания текстов, вопросов типизации героев, портретных и речевых характеристик. Вопросы и задания по творчеству каждого писателя располагаются по степени нарастания сложности – от вопросов, требующих простой репродукции знаний, до заданий, предполагающих элементы аналитической работы. Учащиеся могут проверить свои знания и самостоятельно, так как к каждому тесту прилагается таблица ответов.
Предлагаемые тестовые задания должны помочь ученику еще раз перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, характеристики, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными, не запомнились. Между тем они самым серьезным образом могут изменить первоначальное представление о произведении, его образной системе, авторском замысле.
Использование формы тестирования в сочетании с традиционными методиками опроса помогает лучше осуществлять связь теории с практической деятельностью учащихся, способствует активизации опроса на уроке.