Просмотр содержимого документа
«Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов»
Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов
На современном этапе развития образования, с переходом к личностно-ориентированному обучению возникает потребность в тестовом контроле уже на ступени начального образования. Деятельностный подход предполагает органическое сочетание в тестах развивающей и контролирующей функций и использование так называемого обучающего контроля. Более того, с введением Единого государственного экзамена возникла необходимость специально готовить ребёнка к новой — тестовой форме контроля, а более широко — мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед экзаменом, создать комфортную обстановку. Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая образование. В образовательном процессе тесты имеют большое значение, поскольку по результатам их выполнения можно судить не только об уровне знаний, но и о степени развитости некоторых личностных качеств, об успешности или не успешности определённого этапа обучения для всего класса или отдельных учеников. Тесты предполагают наличие у пользователя определённого объёма информации, поэтому они чаще всего используются как метод контроля при закреплении или повторении материала. В этой связи тестам для учащихся начальных классов отводится особое место. Они должны быть ориентированы не только на решение учебных задач, но и на обучение ребёнка работе с тестом, накопления у него опыта выполнения тестовых заданий, развитие умений контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Применение тестового контроля выполняет несколько функций, среди них диагностическая функция, которая выделяется как самостоятельная. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы затем их устранить. Воспитывающая функция тестовой проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплинированности учащихся; в подборе для анализа языковых явлений тестов нравственно-этического характера; проверка помогает наилучшим образом организовать себя и своё время. Таким образом, при тестовой проверке знаний выполняются следующие важнейшие педагогические требования к организации контроля учебной деятельности учащихся: 1) индивидуальный характер, предполагающий осуществление контроля работ каждого ученика, за его личной учебной деятельностью (реализация личностно-ориентированного подхода в обучении), не допускающей подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива; 2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения русскому языку; 3) разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам; 4) объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения проверяющего; 5) дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности отдельных заданий и разделов русского языка, а также индивидуальный уровень интеллектуального развития ребёнка, обусловливающий применение в соответствии с этими особенностями различной методики контроля. Однако тестовый контроль не является «панацеей от всех бед» современной системы образования, поскольку имеет существенные недостатки: 1) не даёт возможности проверить логику рассуждения учащегося; 2) есть большая вероятность ответов наугад; 3) в большинстве тестовых заданий проверяется лишь конечный результат действий; 4) категоричность оценки в ряде случаев не способствует развитию устной и письменной речи учащихся; 5) есть сложность в подготовке и проведении тестового контроля. При этом тестовая форма контроля знаний даёт возможность свести к минимуму наиболее типичные недостатки традиционных форм, использовать широкий спектр технических средств, дополнить учебный процесс интересной и динамичной системой проверки. Тестирование может применяться на разных стадиях урока: проведение вводного тестирования — получение сведений об исходном уровне знаний учащихся; текущее тестирование — для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний; итоговый тест — систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения. При составлении теста нужно чётко представлять для чего мы используем тест: 1) для оценки знаний специфических фактов, терминов, понятий; 2) для проверки умения давать определения, понятия, устанавливать их содержание и объем; 3) для проверки знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умения сравнивать и обобщать; 4) для проверки умения представлять материал на графиках, схемах, таблицах К составлению тестовых заданий предъявляются определённые требования, выделим основные из них: ‒ учёт соответствующих правил; ‒ соответствие содержанию учебного материала; ‒ проведение апробации; ‒ представление краткого и понятного испытуемому материала. Выделяют установочный, промежуточный, тематический, рубежный и итоговый тесты. Выбор формы тестового задания зависит от целей тестирования и содержания.
Текст задания или вопроса представляет собой содержательное наполнение задания. По нашему мнению, структура и состав вопроса определяется в большей степени содержанием учебного материала. При формулировке задания теста необходимо придерживаться следующих методических правил: 1) основной текст задания включает не более 8–10 слов; 2) каждый тест выражает одну идею, одну мысль; 3) задания формулируются кратко, четко, легко читаются; 4) формулировка заданий не должна содержать таких слов, как «иногда», «часто», «обычно» в правильных утверждениях и слов «всегда», «иногда», «невозможно» в неправильных; 5) тесты располагаются по возрастанию трудности; 6) задания формулируются так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения; 7) в число неверных ответов включаются такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися; 8) правильные ответы располагаются в случайном порядке; 9) ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми. Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности: уровень А — задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения; уровень Б — задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях; уровень В — задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях. Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы. Правильный ответ или оценочная схема — обязательный атрибут любого тестового задания, без него задание теряет смысл, поскольку не может быть точно проанализировано и оценено с учётом авторского замысла. Тестированный опрос многофункционален, так как позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником, помогает учителю в дальнейшем скорректировать проведение уроков. В процессе преподавания следует использовать тестовые задания. Как показывает практика, во многих школах метод тестирования активно используется на уроках в начальной школе.