СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестирование на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская работа по становлению тестологии в России

Просмотр содержимого документа
«Тестирование на уроках биологии»

Содержание.


1.Введение…………………………………………………………………..

2


2.Тестирование на уроках биологии


А) Краткий обзор истории становления тестологии……………………..

4

Б) Тестовые технологии сегодня: «за» и «против»……………………….

6

В) Классификация тестов…………………………………………………..

10

Г) Общие требования к тестовым заданиям………………………………

12

Д) Особенности использования тестов на разных этапах урока………

14


3.Заключение……………………………………………………………….

19


Приложение 1.Общая биология ….. ……………………………………...

21

Приложение 2.Эволюционное учение………… …………………….....

25

Приложение 3.Клеточный уровень. Жизнедеятельность клетки………

27

Приложение 4.Генетика……………………………………………………

30

Приложение 5.Эволюция человека ………………………………….........

32

Используемая литература………………………………………………….

34

Введение.


Принимаясь за работу, я задумалась, прежде всего, о том, какая проблема волнует меня сейчас в большей степени – это подготовка учащихся к успешной сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Вопрос о правомерности и целесообразности ЕГЭ и сейчас вызывает много споров, но оно стало реалией сегодняшнего дня, а значит перед нами, учителями, ставится следующая задача: приложить все усилия для того, чтобы наши ученики получили не только хорошие, глубокие знания, умения и навыки по предмету, но и научились работать с тестами, подготовились психологически к данной процедуре оценки их знаний.

Современная пресса изобилует статьями, в которых звучат обидные и подчас неподкрепленные обвинения в адрес учителя образовательной школы. Дескать, он не обладает необходимой квалификацией, совершенно разучился учить детей, и это он виноват в провалах учеников на экзаменах. Я сейчас не буду говорить о том, что биология является одним из самых сложных предметов школьной программы, о том, что она содержит огромнейший фактический материал, который вместить в рамки учебного плана достаточно проблематично, что ученики в классе обладают разными способностями, что сейчас нет единых требований к программам, что в учебниках разных авторов дается спорная информация – все это известно.

Чтобы не говорили, учитель всегда старается идти в ногу со временем, следит за изменениями и новациями в области образования. А это значит, что когда возникают новые требования к образовательному процессу, педагог берется за изучение методических изданий, связанных с тем или иным вопросом.

Но, как это обычно бывает, изменения уже вошли в школьную действительность, а в ходе внедрения происходят его доработки и исправления. Но школьному учителю уже сейчас нужно обучать детей. Таким образом, он вынужден всегда заниматься самообразованием, приобретать те знания, которые необходимы на данный момент, а методической литературы, как правило, не хватает. И приходится «изобретать колесо», может быть, порой это получается и не совсем удачно. Но не стоит забывать о том, что учителя – не научные сотрудники, а практики, которым нужно готовиться к урокам, проверять тетради, работать с учениками и их родителями, и многое- многое другое. Так случилось сначала с введением централизованного тестирования, а затем и ЕГЭ. Нужно отметить, что использование тестов в школе – далеко не новость. В своей работе я тоже использую тестовые задания. Тема «Тестирование на уроках биологии» стала одной из тем моего самообразования.

Преимущества тестов никто не оспаривает - это и экономия времени на уроке, и отсутствие субъективизма в оценке знаний учащегося, например. Но наша методика преподавания предмета была направлена в первую очередь на развитие умения выявлять причинно- следственные связи, самостоятельно мыслить, опираясь на опыт и знания. Переход же к итоговой аттестации в форме ЕГЭ требует совершенно иного подхода к методике преподавания предмета, в первую очередь.

Подтверждая эту мысль, приведу слова В. Кадневского и В.Полежаева, которые пишут в своей статье следующее: «На наш взгляд, противоречивость по отношению к тестам в российском обществе связана не с тестовыми технологиями в образовании (они доказали свою состоятельность в образовательном пространстве многих стран), а с практикой проведения модернизационных и реформаторских новаций в России, к которым относятся и новации по изменению системы испытаний для выпускников школ и абитуриентов. Специалисты, изучавшие модернизационные и реформаторские процессы в многовековой истории страны отмечают такие характерные особенности российского реформаторства, как догоняющий (другие державы) вариант их развития, недостаточную проработанность принимаемых государственных решений, поспешность при проведении реформ, незавершенность при их претворении в жизнь…

В современном образовании массовое тестирование учащихся общеобразовательных учебных заведений породило немало годами не решаемых проблем. Усиливаются несоответствия между расширяющейся практикой применения тестов в сфере образования и несформированностью у большей части их пользователей целостных системных знаний в области тестирования. Проявляются они и в сложившимся несоответствии между пониманием в управленческих структурах важности, необходимости распространять тестологические знания и дефицитом публикаций о методиках составления заданий в тестовой форме, технологии создания и применения тестов в образовании».1

И ведь не секрет, что у нас сначала стали проводить ЕГЭ, а уже намного позже появились первые робкие разъяснения о содержании тестов, об их структуре и т.п. Сейчас, по прошествии достаточно длительного времени, появилось больше литературы на эту тему, но, как оказалось, и она не всегда отвечает требованиям тестологии. Да и сами тесты, используемые в ЕГЭ, оставляют желать лучшего, так как формулировка самих заданий также подвергается критике.

Но такие выводы можно сделать лишь после того, как будет проведено исследование по апробации тестов. Этим должен заниматься не учитель. Это вопрос научного исследования тестологов, психологов и статистов. А учитель в обязательном порядке должен постоянно самосовершенствоваться, изучать методическую литературу и применять ее на практике.


Исходя из выше сказанного, цели моей работы в я вижу в следующем: - систематизация уже имеющихся у меня знаний и опыта по вопросам тестирования, приведение их в соответствие с современными требованиями, что в конечном итоге служит развитию тестовой культуры, как учителя, так и обучающихся;

- изучение целей и функций тестового контроля, как условия повышения эффективности контроля знаний учащихся;

- анализ достигнутых результатов в работе с тестами, в том числе и результатов сдачи ЕГЭ.


Краткий обзор истории становления тестологии.


С 2009 года в российских школах был введен обязательный единый государственный экзамен, а это значит, что в практической деятельности учителя должны занять одно из ведущих мест именно тестовые технологии. Сделать это грамотно поможет изучение такой науки, как тестология.

Знание процесса развития данной науки в России и за рубежом, помогает понять, какие именно проблемы вызывали наибольшее затруднения, от чего и по каким причинам отказались, а что оправдало свое существование и на практике доказало свою состоятельность.

Итак, тест, как метод изучения индивидуальных различий, возник сравнительно недавно, примерно в конце Х1Х века. Ф. Гальтон в своих трудах разработал основные принципы тестирования, которые остаются актуальными и по сей день:

1.Применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых.

2.Статистическая обработка результатов.

3.Выделение эталонов оценки.

Качественный скачок в развитии тестологии связан с деятельностью французского психолога А. Бине. Он является родоначальником тестов по определению умственного интеллекта. Вскоре возникла реальная возможность применить научные разработки в педагогической практике.

Длительное время тесты развивались, как инструмент индивидуальных измерений. Массовый характер тестирования вызвал необходимость перейти от индивидуальных тестов к групповым, примерное время их появления 1917-1918 годы.

Дальнейшее развитие тестологии во многом определялось нуждами практики. Разрабатывались тесты для профессионального отбора в различных сферах производственной деятельности.

С начала XX века определилось и педагогическое направление в развитии тестологии. Основной задачей педагогических тестов являлось измерение успешности учащихся по тем или иным школьным дисциплинам за определенный период обучения, а также успешность применения определенных методов преподавания.

Разработка первого педагогического теста принадлежит американскому психологу Э. Торндайку. Он считается основоположником педагогических измерений.

В Америке тесты нашли особо широкое применение. 1915-1930-ые годы -настоящий бум развития тестологии. Тесты были разработаны по всем учебным дисциплинам, но в Европе тесты применялись не так широко.

В России же внедрение тестов в систему образования относится к педагогическим технологиям возвратного типа. Нужно отметить, что с самого начала становление данной науки в нашей стране носило противоречивый характер. Еще в 1901 году лаборатория А.П. Нечаева активно продвигала тестовые методы. Но на государственном уровне тесты оказались востребованными только после 1917 года, активно же начали внедряться в учебную практику лишь в 1926- 1936гг. При их создании было допущено немало ошибок, особенно при составлении заданий. Критика тестовых технологий была достаточно острой, и в 1936 году они были запрещены. Но уже спустя два десятилетия они вновь возвращаются в систему сначала профессионального образования и профессионального отбора, а затем и в систему общего образования. Одно то, что возврат к тестовой форме обучения происходит с завидным постоянством, говорит, что она имела неплохую результативность. Кроме того, важным дополнительным стимулом для возрождения тестовых методов в современном образовании стало внедрение программированного обучения с использованием компьютерных технологий.

Завершая обзор становления и развития метода теста, хочется подчеркнуть важность и ценность этого метода. Критическое отношение к тестированию, понимание его закономерностей позволяет улучшать педагогический процесс.

Но, по моему мнению, при использовании тестов нужно помнить, что это лишь одна из форм работы по предмету и зацикливаться на ней, ни в коем случае нельзя. А уж если взялся за их использование, должен знать основные положения данной науки и научиться их применять на практике.

Тестовые технологии сегодня: «за» и «против».

Чтобы уяснить для себя основные постулаты тестологии, нужно хорошо представлять себе, что такое «тест», каковы его достоинства и недостатки.

Вот такое толкование дает в своей статье Г.С. Ковалева: «Слово «тест» в переводе с английского – проба, испытание, исследование. В узком значении тест достижения – это инструмент, имеющий уровень овладения знаниями и умениями в результате обучения. Тест в широком смысле – это стандартизированная процедура, совокупность методик для получения определенных характеристик

(количественных) о достигнутом уровне знаний, умений, навыков испытуемого». 2

А А.Н. Майоров в книге «Тесты школьных достижений: конструирование, достижение, использование» дает следующее определение понятия: «Тест – это объективное, стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу. В его основе лежит специально подготовленный и испытанный набор заданий, позволяющих объективно и надежно оценить исследуемые качества и свойства на основе использования статистических методов».

К особенностям теста, отличающим его от контрольных работ, Г.С. Ковалева относит следующее:

- тесты разрабатываются в строгом соответствии с теорией тестов (классической или современной);

- они имеют устойчивые статистические характеристики для выборки учащихся;

- процедура тестирования стандартизированная (т.е. выполнение тестов, проверка, обработка и интерпретация их результатов проводятся по единым правилам);

- тесты ориентированы не на констатацию наличия у школьников отдельных усвоенных знаний или умений (хотя эта информация может быть получена по результатам выполнения теста), а на определение уровня усвоения определенной совокупности учебного материала.

Такие тесты называют стандартизированными. Тесты, разработанные учителями или специалистами- предметниками, но не отвечающие требованиям, предъявляемым к стандартизированным тестам, принято называть авторскими. Во многих странах учителя при оценке результатов обучения чаще всего используют созданные ими тесты или контрольные работы с открытым ответом. Но и в странах, где тестирование уже вошло в жизнь «всерьез и надолго», учителей ориентируют не на натаскивание детей на содержание тестов, которое меняется каждый год, а использовать разнообразные методики обучения для полноценного освоения учебной программы».3

Ситуация, сложившаяся в России в связи с введением ЕГЭ, вызвала к жизни диаметрально противоположные взгляды на тестирование: от признания в качестве объективного и чуть ли не единственного инструмент оценки способностей и знаний, до полного отрицания и даже тестофобии. Этого и стоило ожидать: в нашей стране принято, как говориться, или хаить, или славить. Мне кажется, что истина где-то посередине.

В приведенном выше определении понятия по Майорову мы находим, что одной из характеристик теста является «специально подготовленный и испытанный набор заданий». Сложность в том, что мы проживаем момент становления данной процедуры, ее испытания, а значит, без ошибок просто не обойтись. Мы – учителя и наши ученики - оказались заложниками данного момента, что, конечно, отражается и на психическом состоянии участников тестирования.

Особенный всплеск психологической напряженности приходится именно на 2009 год, так как выпускники попали под ЕГЭ по всем предметам, по новым правилам. Не сдавшему ЕГЭ по обязательным предметам грозила СПРАВКА вместо аттестата, а, это как выразился один из руководителей нашей области, «волчий билет» для наших детей в будущем. Выпускники оказались разменной монетой во внедрении этой реформы. Опять мы встречаемся с проблемой непродуманности и не гуманности проведения этих нововведений.

А виноватым в глазах общественности (государства и родителей) оказался школьный учитель. А что у этого учителя не было достаточно времени для внедрения новых типов заданий в школе, что в большинстве школ отсутствует возможность использовать инновационные компьютерные технологии, то, что не учитываются способности учащихся в классах, то, что ЕГЭ приравняло и тех, кто закончил общеобразовательный класс, и выпускников специализированных учебных заведений - на это никто не обратил внимания.

В. Кадневский, Н. Гребенникова пишут: «Системный анализ ЕГЭ позволяет нам интерпретировать эти факты как лишние свидетельства не до конца продуманной концепции внедрения педагогических тестов в образовательное пространство России»4.

Конечно, составляемые педагогами тесты, наверняка, не отвечают всем требованиям науки тестологии. Но мы учимся, стараемся восполнить свои пробелы в знаниях, в первую очередь потому, что чувствуем свою ответственность за судьбы наших учеников. Их успехи - самая большая награда учителю и самый лучший показатель результативности его деятельности.

Хотелось бы отметить, что во времена централизованного тестирования ученики нашей школы успешно сдавали экзамены, в том числе и по истории, набирали хорошие баллы для поступления в высшие учебные заведения Ульяновска.

Хочется отметить, что в нашей школе все выпускники получили аттестаты, а значит, все они справились с тестовыми заданиями. По результатам ЕГЭ (имеется в виду биология) они успешно поступили в высшие учебные заведения Ульяновска, Казани, Саратова, Самары. Приятно осознавать, что твои труды не пропали даром.

За один год нельзя достичь такого результата. Я считаю, что тестовая подготовка по биологии должна начинаться с начала преподавания курса, т.е. с пятого класса. Я преподаю предмет с 1989 года, и все это время в своей работе использую тесты. Конечно, изучение методической литературы по данному вопросу помогает разобраться в тонкостях данной науки. Многому приходится учиться и сейчас, так как меняются требования, меняются формы тестов, которые используются в ЕГЭ.

ЕГЭ остается «горячей» темой для разговора. Но самое страшное уже позади. И сейчас уже более спокойно, без лишних эмоций можно говорить о достоинствах и недостатках этой формы итоговой аттестации.

К положительным сторонам тестовых методов работы относится:

высокая технологичность с точки зрения возможностей машинной обработки результатов тестирования, равно как и использование ЭВМ для проведения самой контрольной работы или экзамена;

более качественный способ оценивания знаний, который позволяет избежать субъективизма преподавателя;

огромная экономия учебного времени за счет существенного сокращения устных опросов учащихся;

тесты предоставляют учащимся широкие возможности для самообразования и самоконтроля;

совмещение выпускных экзаменов в школах и вступительных в ВУЗах, ССУЗах страны позволяет избавить молодых людей от дополнительных стрессов;

возможность получать объективную информацию об уровне общеобразовательной подготовки в каждом регионе, школе, классе, что дает возможность выпускникам из глубинки стать студентами престижных ВУЗов на основании результатов ЕГЭ, направляемых по почте.

И с этим трудно не согласиться.

Но имеется и ряд отрицательных моментов:

задания серии «С» нетехнологичны для обработки на компьютере и требует привлечения специально подготовленных экспертов. А значит, момента субъективизма избежать здесь невозможно;

некорректно составленные задания части «А» и «В», порой не соответствующие требованиям науки тестологии;

тесты изобилуют заданиями, которые не входят в школьную, и без того необъятную по содержанию, программу;

авторы тестов не указывают авторов учебника, на который ориентированы данные тесты;

недостаточно разработана методическая база для подготовки, как преподавателей, так и обучающихся.

Наша задача – учесть полученный опыт и двигаться дальше. С самых первых уроков я стараюсь познакомить учащихся с основными правилами работы с тестами, разбираю как фактические ошибки, так и неточности в оформлении работы. Последнее становится очень важным потому, что компьютер не всегда правильно распознает ответ учащегося, так как наши ученики, к сожалению, не обладают каллиграфическим почерком, или делают неправильную запись ответа, которые расходятся с требованиями инструкции. Это, на мой взгляд, является одним из минусов ЕГЭ. Поэтому, как отмечает в своей статье В.М. Кадневский: «… важно научить не только знанию содержания предмета, но и постараться повысить тестовую искушенность учеников. Под этим термином психологи подразумевают индивидуальный опыт обследуемого, приобретенный при выполнении различных психологических тестов. Этот опыт дает ученику ощутимое преимущество».5 А чтобы этого достигнуть, необходимо самому постоянно повышать свой уровень подготовки, в данном случае в области тестологии.

Изучая методические материалы по тестологии, я постаралась уяснить для себя , какие вообще бывают тесты, в чем их особенности, когда и какие именно из них использовать во время урока. И без знания теории здесь не обойтись.

Классификация тестов.


Первый тип классификации :

1.стандартизированные тесты - идет стандартизация процедуры и условий проведения тестирования, способ обработки и интерпретации результатов, которые должны привести к созданию равных условий для испытуемых и исключить случайные ошибки и погрешности;

2.нестандартизированные тесты - они используются для оценки качества усвоения материала той или иной темы, выявление усвоенных понятий, определений и т.п.


Второй тип классификации:

По форме ответа - делятся на устные и письменные.


Третий тип классификации:

По характеру ответов на вопросы :

1.Открытого типа (со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, понятие дату и т.п.);

2.3акрытого типа (с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов тот или иной вариант)

Кроме того, выделяют следующие возможные варианты ответов, используемые в тестах школьных достижений :

а) открытого типа:

задания дополнения (с ограничениями на ответы, с заданными ограничениями. Испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений);

задания свободного изложения (свободного конструирования без заданных ограничений, испытуемый должен самостоятельно

сформулировать ответ ибо никакие ограничения на них задании не накладываются).

б) закрытого типа:

задания с альтернативными ответами, где испытуемый должен ответить «да» или «нет»;

задания соответствия - испытуемому предлагается восстановить соответствие элементов двух систем;

задания множественного выбора, где испытуемому необходимо выбрать один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов;

исключение лишнего, где испытуемый должен найти то, что выпадает из логического ряда;

задания на аналогию, где испытуемый должен выделить отношение аналогии между парами элементов;

задания на последовательность, где испытуемый должен завершить некоторую последовательность элементов.


Типы и формы тестовых заданий.

При выборе типа и формы теста я руководствуюсь целями и задачами, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными индивидуальными особенностями детей, запасом времени и т.п. Но какой бы вид теста не выбран, важно соблюдать структуру тестовых заданий.

Структура тестовых заданий.

1.Инструкция.

2.Текст задания.

3.Варианты ответов.

4.Правильный ответ.


1.Инструкция содержит указание на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнять задание, где и как делать пометки и записи. Например: отметьте знаком X те варианты, которые вы считаете правильными; или - впишите недостающее слово.

2.Текст задания - это содержательное наполнение задания. Оно должно быть

предельно точным, кратким и иметь однозначный правильный ответ.

3.Варианты ответов не используются для заданий открытого типа, где

испытуемый формулирует и отражает ответ.

4.Правильный ответ - это обязательный атрибут любого тестового задания. Без него задание теряет смысл, так как не может быть оценен в соответствии с авторским замыслом.

Тесты открытого типа.


Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения является:

1.Краткость и однозначность ответов.

2.Необходимость воспроизведения ответа по памяти.

3.Отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответов.

4.Простота формулировки вопросов.

5.Простота проверки.


Недостатки:

1.Простое воспроизведение по памяти недостаточно для получения полной

информации о знаниях и умениях учащихся.

2.Трудности формулировки заданий - невозможность иметь один ответ на

многие вопросы.

3.Трудность в формулировке вопросов, требующих сопоставления,

сравнения, анализа.

4.Невозможность использования технических средств для обработки.


Для того, чтобы предотвратить неточности необходимо учитывать ряд

правил, предложенных академиком B.C. Аванесовым :

а) дополнять нужно наиболее важное то знание, чего нужно проверить;

б) дополнения лучше ставить в конце предложения;

в) вопрос должен быть сформулирован точно;

г) использование не более трех пропусков подряд;

д) следует чаще пользоваться количественными величинами.
Трудность в применении: громоздкость процедуры, большие затраты

времени, вторая в том, что трудно составить однозначно правильные ответы.

Пример теста открытого типа :


Тесты закрытого типа.

1. Тест с заданиями альтернативного типа :

а ) К каждому заданию дается два варианта ответов ( да -нет, правильно -

неправильно и т.п.)

б ) Эффективнее будет использовать задания в серии . Происходит выявления

уровня овладения сложными определениями, знаниями и т.д.

Пример :

а ) альтернативный выбор двух ответов :


Требования.

Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания.

Вопросы должны содержать только одну мысль или утверждение.

Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей.

Как можно реже использовать отрицание в основной части.

Вопрос не должен содержать лишние детали.

Ответ не должен зависеть от предыдущих ответов.

Количественные показатели должны располагаться последовательно от меньшего к большему или от большего к меньшему.

Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

2. Тест с заданием соответствия.

Наиболее приемлемой формой является соотнесение порядковых номеров вопросов и ответов.

Главное преимущество - возможность быстрой оценки знаний, умений, навыков в конкретной области знаний и компактность размещения задач в тесте.

3. Тест с заданием множественного выбора

4.Тест с заданием исключения лишнего.

5 . Тест с заданиями на аналогию

Испытуемый должен выделить отношения аналогии между парами элементов.


б.Тест с заданием на последовательность.

Испытуемый должен завершить некоторую последовательность элементов:

Расставить в хронологической последовательности.


Общие требования к тестовым заданиям.

Исходя из выше сказанного, можно определить общие требования к тестам, независимо от их формы и содержания:

Каждое задание имеет свой порядковый номер.

Задание желательно формулировать в повествовательной форме, по мере возможности избегать вопросительных выражений.

Задание не должно быть громоздким и многословным.

Тесты не должны требовать больших затрат времени на выполнение.

Задание должно предполагать однозначный ответ. К каждому заданию указывать правильный ответ.

Неправильные ответы должны строиться на основе типичных ошибок и быть правдоподобными.

Правильные ответы даются в случайном порядке.

Задания не должны зависеть друг от друга.

Тесты должны быть удобны для быстрой математической обработки.

Тест должен быть стандартным, т.е. использоваться для широкого практического применения.

При записи теста обязательно должны быть выделены задания или другим шрифтом, или просто подчеркнуть. К тому же, в тест включаются как легкие, так и трудные задания. Легкие – поддерживают мотивацию учащихся при выполнении теста. Трудные задания при условии, что они соответствуют требованиям программы.

Особенности использования тестов на разных этапах урока.

Приводя примеры использования различных тестов при изучении разных курсов, проблем истории я старалась показать возможности их применения, а также показать, насколько порой именно тесты бывают эффективным методом изучения и закрепления новых знаний. В приложении к работе я поместила разработанные и опробованные мною на уроке тесты, составленные по курсу биологии.

Я использую тесты на разных этапах урока в зависимости от их особенностей.

1 .Тесты, предназначенные для закрепления пройденного материала, по моему мнению, должны включать только основные знания, полученные на уроке. Они не должны быть громоздкими, в зависимости от насыщенности материала урока это должно быть 10-12 заданий. Желательно в них избегать детализации. Ученики должны уяснить основные содержательные единицы урока, понятия и термины, даты, имена и т.п.

2.Тесты, предназначенные для опроса по пройденному материалу на предшествующем уроке. Заданий здесь уже может быть больше, делается упор на основные знания, но также я включаю в них и детали, конкретности.

З.Тесты, предназначенные для использования во время изучения нового материала, обычно с опережающим домашним заданием. По моему мнению, здесь лучше использовать тесты соответствия, сопоставления и т.п., так как они интереснее для выполнения, что позволяет повысить внимание к уроку в силу необычности задания. С другой стороны это снимает напряжение и некоторую долю усталости у учащихся.

4.Тесты, предназначенные для итогового тестирования или по определенному разделу, или по теме, разбираемой на нескольких уроках.

В ходе уроков идет устный опрос, а тестирование играет роль закрепления материала.

На своем опыте я убедилась, что в наших условиях, чтобы избежать списывания, нужно разрабатывать как минимум два-четыре варианта, но не всегда это удается. Я выхожу из положения следующим образом: если даже присутствует всего 2-4 варианта работы, я нумерую их по порядку, т.е. у меня получается, например, 20 вариантов.

Содержание тестов я обязательно сверяю с материалом ЕГЭ. Да и формы тестов приходится выбирать те, которые встретятся детям на экзамене.

Совершенствование методов обучения, активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, к чему стремится учитель биологии сегодня.

Решить эти задачи можно используя на уроке тесты, как по материалам учебника, так и составленные по дополнительной литературе.

Тесты дополняют уже существующие задания и упражнения учебника и методического пособия . Работа с тестами рассчитана на непродолжительное время, и поэтому учитель может проводить их на различных этапах урока:

А) в начале, с целью проверки знаний;

Б) в конце урока, как закрепление;

В) в начале, при постановке проблемного вопроса;

Г) в середине, когда необходим момент занимательности или «передышки»;

Д) можно также предложить ребятам дома самим составить тесты для проверки на следующем уроке материала урока предыдущего.

На решение теста должно выделяться, четко ограниченное время, которое зависит от количества вопросов, их сложности, индивидуальных особенностей класса. Обычно тестовый опрос длится 5-7 минут по теме одного и до 12 минут по обобщающему повторению темы. Тестовые вопросы рекомендуется иметь каждому учащемуся индивидуально, но иногда тесты можно воспроизвести на экране при помощи эпипроектора.

После проведения тестовых опросов рекомендуется сразу же провести устную проверку, чтобы учащиеся сразу же узнали о пробелах в своих знаниях. Проверку тестовых заданий иногда я поручаю наиболее подготовленному ученику в классе, а если этот тест составлен учеником самостоятельно, то он и проверяет результаты опроса.

Можно в ходе урока предложить учащимся составить тест, пользуясь материалом учебника (или раннее не изученному – в целях самостоятельной работы учащегося, или по уже пройденному материалу – в целях закрепления материала), схемами, таблицами, картами атласа и другими имеющимися в классе пособиями. Эта работа требует глубокого осмысления учебного материала, формирует умение извлекать максимум информации из карт и других источников. Чаще всего я прошу составить тесты закрытого типа с тремя вариантами ответа. Но прежде я ещё раз напоминаю учащимся основные требования к тесту (например, точная недвусмысленная формулировка вопроса, один вариант правильного ответа, корректность в выборе вариантов ответа и т.п.) Для решения каждого теста необходимо разработать ключ.

Такая форма работы позволяет диагностировать умение учащихся работать с тестом, а также пробелы в его знаниях. Как показывает практика, учащиеся порою выбирают для вопросов теста не основополагающие пункты содержания, а заинтересовавшую их информацию, над чем также приходится работать во время разбора ошибок, допущенных в этой работе.

Для наиболее эффективного результата диагностики необходимо знать и соблюдать саму процедуру тестирования.


Процедура тестирования.

Нельзя отвечать на вопросы учащегося, когда они уже приступили к выполнению теста. Нельзя сообщать дополнительную информацию.

Необходимо убедиться в том, что все учащиеся понимают, что они должны делать и знают, как записать свои ответы.

Во время работы учащихся следует перемещаться по классу и наблюдать, правильно ли учащиеся заполняют тетради и отвечают на вопросы.

Само собой разумеется, что ученик с самого начала должен располагать информацией о критериях, предъявляемых к результатам теста.


Выставление оценок.

Отмечается только «зачтено - не зачтено».

Если выставляется оценка, то здесь присутствуют следующие критерии «5», «4», «3» - половина работы сделана неправильно, «2» - больше половины работы сделано неправильно.

Можно каждый пункт теста обозначить определенным количеством баллов, здесь объявляется, какое количество баллов соответствует какой оценке.


Существует два варианта оценивания теста:

-дихотомическая оценка : оценивается только полный , правильный ответ,

-политоническая оценка: допускает и оценивает частично неправильный ответ.

Затем можно подсчитать успешность усвоения материала в процентном отношении и отразить данные в таблице, например:


Классы

«2»

«3»

«4»

«5»


%

%

%

%

Существует проблема в конструировании тестов достижений - это случайное угадывание. Если тесты предназначены для широкого использования или использования для таких серьезных целей как контрольный опрос или итоговая работа - то испытуемый имеет мотив для угадывания ответов. Случайность снижает надежность тестов. И все- таки, альтернативы тестовым технологиям при дефиците учебного времени наука и педагогическая практика еще не придумали: они стали важной составляющей не только в определении уровня интеллекта и индивидуальных способностей учащихся, наиболее рациональной организацией контроля знаний.


Цели функции и методы контроля знаний учащихся

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.

Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала - уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой по биологии. Во - вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.

В - третьих эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

Контролирующую

Обучающую (образовательную)

Диагностическую

Прогностическую

Развивающую

Ориентирующую

Воспитывающую

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Сущность диагностической функции контроля - в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

Заключение.

Безусловно, тесты не являются единственной формой проверки усвоения материала. Вместе с тем, по сравнению с традиционной формой контроля (индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа, работа по карточкам с разно уровневыми заданиями и т.п.) тесты имеют ряд преимуществ.

Тесты являются эффективным заданием для самоконтроля. Они помогают учащимся разобраться в том, что он знает, а над чем ещё предстоит поработать. Воспитательная и развивающая функции тестов проявляются , в первую очередь в воздействии результатов тестирования на испытуемых, создании у них рефлексии и мотивации обучения для получения более устойчивых знаний к следующему тестированию. При неправильных ответах обнаруживается потребность уточнить, отыскать верный ответ, а в дальнейшем отстоять свою точку зрения.

Информация о степени усвоения учащимися учебного материала необходима так же и учителю. Использование данных о результатах контроля дает возможность строить обучение, ориентируясь на эти результаты, что в конечном итоге позволяет повысить его качество.

Поскольку выполнение заданий осуществляется индивидуально, это дает возможность составлять различные по уровню трудности варианты заданий, изменять время на выполнение каждого задания, то есть использовать дифференцированный подход к опросу.

Одним из наиболее важных преимуществ тестовых заданий является высокая степень объективности выставляемых оценок, поскольку имеется возможность точного подсчета верных и неверных ответов. В обычных условиях на оценку ответов учащегося действует целый ряд случайных и субъективных факторов: личное отношение учителя к ученику и классу в целом, дисциплина, настроение педагога и др. Иногда учащемуся только кажется, что его ответ оценен неправильно, но нередко школьники верно подмечают отсутствие четких критериев при выставлении оценок. При тестовой системе такого быть не может. Кроме того, тесты на сегодняшний день единственная форма контроля, которая может осуществляться с помощью средств вычислительной техники. Их применение вызывает непосредственный интерес у ребят, так как позволяет создать атмосферу состязательности столь необходимую для ребят школьного возраста.

Тесты также позволяют освободить педагога от тяжелой работы по проверке письменных работ учащихся, экономит учебное время. Я думаю, что использование тестов помогает в работе учителя, нравится как вид учебной деятельности учащимся, что приводит к неплохим результатам, но при этом они обязательно должны сочетаться с традиционными методами преподавания, характерных для устных предметов. Это позволяет избежать односторонности в преподавании биологии.

Но все это становится возможным лишь при одном условии - вдумчивом и грамотном использовании тестовых технологий, при наличии тестовой искушенности самого учителя и его учеников.

По мнению А.Анастази, тестовая искушенность складывается из раннее преодоленного чувства неизвестности, сформировавшейся уверенности в себе, сложившегося отношения к тестовой ситуации, приобретенных навыков работы с тестовыми заданиями, осознания сходности принципов решения задач в определенной группе тестов.6

При таком условии и постоянной совместной работе учителя и ученика возможно решение многих проблем, связанных с ЕГЭ, а значит и с успешным вступлением наших подопечных во взрослую жизнь.


Приложение 1. Общая биология.

1.Живое отличается от неживого: 
А) составом неорганических веществ 
С) обменом веществ 
В) наличием катализаторов 
Д) взаимодействием молекул друг с другом


2.Биологической системой называют: 
А) объединение однородных клеток 
С) несколько рядом расположенных органов 
В) органы живого организма 
Д) любые биологические объекты


3.К низшим растениям относят: 
А) хвощи 
В) мхи 
С) водоросли 
Д) папоротники


4.Спорами размножаются: 
А) сфагнум 
С) клен 
В) пшеница 
Д) фасоль


5.О единстве растительного мира свидетельствует: 
А) клеточное строение растений 
С) размножение семенами 
В) наличие корней и побегов 
Д) опыление ветром


6. Функцию защиты и распространения семян выполняют: 
А) побег 
В) плод 
С) пестик 
Д) тычинка


7.Обитатели воды - двустворчатые моллюски имеют 
А) жабры 
С) легкие 
В) не имеют органов дыхания 
Д) недоразвитые легкие


8.Форменные элементы крови, участвующие в ее свертывании: 
А) эритроциты 
С) тромбоциты 
В) лейкоциты 
Д ) фибриноген

9.Основная масса воды всасывается в : 
А) желудке 
С)толстой кишке 
В) тонкой кишке 
Д) прямой кишке


10.Минеральный состав костей нарушается при недостатке витамина: 
А)А 
В) В1 
С)В2 
Д) Д


11.Возбудители столбняка и ботулизма обитают: 
А)в воде 
В) в воздухе 
С) в почве 
Д) в организме животных


12.Жизненная емкость легких в среднем составляет: 
А) 1л 
В) 4л 
С) 8л 
Д)12л


13.Поперечно-полосатые скелетные мышцы сокращаются: 
А) непроизвольно 
С) без участия нервной системы 
В) произвольно 
Д) нет верного ответа


14.Адреналин - 
А) усиливает работу сердца 
С) поднимает температуру тела 
В) сужает кровеносные сосуды 
Д) все ответы верны


15.Рибосомы участвуют в синтезе: 
А) АТФ 
В) белков 
С) липидов 
Д) углеводов


16.Трансляцией называют: 
А) считывание информации с ДНК на и-РНК 
В) присоединение аминокислоты к т-РНК 
С) синтез р-РНК 
Д) синтез белковой молекулы


17.Вирусы были открыты: 
А) Д.И.Ивановским 
С) А.П.Виноградовым 
В) Ф.Туортом 
Д) М.Шлейденом


18.Аллельными называются гены: 
А) расположенные рядом в одной хромосоме 
В) расположенные на расстоянии друг от друга в одной и той же хромосоме 
С) определяющие возможность развития отдельного признака 
Д) ни один ответ не верен


19.Обволосение ушной раковины наследуется, как признак, сцепленный с Y-хромосомой. Какова вероятность рождения ребенка с этой аномалией в семье, где у отца есть этот признак? 
А) 100% 
В)75% 
С)50% 
Д)25%


20.Регуляцию газового состава атмосферы обеспечивают: 
А) редуценты 
С) продуценты 
В) консументы 
Д) симбионты


21.Движущей и направляющей силой эволюции является: 
А) дивергенция признаков 
В) разнообразие условий природной среды 
С) приспособленность к условиям среды 
Д) естественный отбор наследственных изменений


22.Стадия двухслойного зародыша называется: 
А) бластула 
В) гаструла 
С) зигота 
Д) мезодерма


23.Гетерозис приводит к : 
А) возрастанию изменчивости у гибридов 
С) понижению продуктивности 
В) сохранению продуктивности 
Д) повышению продуктивности


24.Первыми современными людьми являются: 
А) кроманьонцы 
С) неандертальцы 
В) австралопитеки 
Д) парапитеки

25.Выход растений на сушу произошел: 
А) в архее 
В) в палеозое 
С) в мезозое 
Д) в кайнозое


26.Гомологичнымиорганами являются: 
А)лапа кошки и нога мухи 
С) крыло бабочки и крыло летучей мыши 
В) глаз человека и глаз паука 
Д) чешуя рептилий и перья птиц


27.Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется: 
А) биосферой 
В) тропосферой 
С) биогеоценозом 
Д) экосферой


28.Примером ароморфоза может служить: 
А) покровительственная окраска 
С) уплощение тела придонных рыб 
В) половой процесс 
Д) приспособление цветков к опылению


29.Единицей эволюционного процесса является: 
А) особь 
В) популяция 
С) мутация 
С) вид


30.Наименьшая транспирация наблюдается: 
А) на болоте 
С) в хвойном лесу 
В) в смешанном лесу 
Д) в степи













Приложение 2. Эволюционное учение.

А1. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:

1) искусственным

2) стабилизирующим

3) движущим

4) половым


А2. Пределы модификационной изменчивости называются:

1) корреляциями

2) нормой реакции

3) мутациями

4) модификациями


А3. Приспособление животных к паразитическому образу жизни связано с упрощениями строения тела, что является примером:

1) ароморфоза

2) идиоадаптации

3) дегенерации

4) биологического регресса


А4. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у живых организмов к среде обитания, направляющий характер имеет

1) борьба за существование

2) искусственный отбор

3) естественный отбор

4) волны жизни


А5. Результатом эволюции является

1) создание новых штаммов микроорганизмов

2) появление новых засухоустойчивых сортов растений

3) возникновение новых видов животных

4) выведение более продуктивных пород скота


А6. Макроэволюция ведет к

1) образованию новых видов

2) надвидовым преобразованиям, формированию родов, семейств,

отрядов и т.д.

3) изменению генофонда популяции, ее изоляции и

образованию подвидов и рас

4) изменениям генотипов у отдельных особей крупных млекопитающих


А7. Примером идиоадаптации является

1) возникновение кровеносной системы у кольчатых червей

2) редукция органов зрения у крота

3) разнообразие окраски перьев у птиц

4) сокращение ареала уссурийского тигра


А8. Модификациионная изменчивость в отличие от мутационной

1) передается по наследству

2) приводит к гибели особи

3) связана с изменением в хромосомах

4) не передается по наследству


А9. Элементарной эволюционной единицей является

1) биоценоз

2) особь

3) род

4) популяция


А10. Результатом движущего отбора является

1) сохранение нормы реакции

2) появление новых видов

3) ослабление борьбы за существование

4) сохранение старых видов


А11. Микроэволюция - это

1) эволюция микроорганизмов

2) эволюция биоценозов

3) эволюционные изменения настолько незначительные, что не приводят

к видообразованию

4) эволюционные процессы в популяциях, приводящие к

видообразованию

А12. Изменения, связанные с сокращением ареала и численности особей вида, называют

1) ароморфозом

2) биологическим прогрессом

3) дегенерацией

4) биологическим прогрессом


А13. Примером ароморфоза является

1) возникновение длинной шеи у жирафа

2) редукция органов зрения у крота

3) появление рогов у коровы

4) появление легких у земноводных


А14. Нормы реакции является

1) пределы модификационной изменчивости признака

2) комбинативная изменчивость

3) пределы мутационной изменчивости признака

4) модификационная изменчивость


А15. Численность популяции колорадского жука в Европе намного превзошла его численность на такой же территории в Америке из-за

1) более теплых зим

2) более влажного климата

3) более богатой кормовой базы

4) отсутствия естественных врагов




Приложение 3. Клеточный уровень. Жизнедеятельность клетки.



Вопрос № 1 


При фотосинтезе кислород образуется в результате:

1. транскрипции
2. фотолиза воды 
3. восстановление углекислого газа до глюкозы
4. разложение АТФ


Вопрос № 2

Последовательность нуклеотидов ДНК, определяющая последовательность аминокистот в полипептидной цепи, называется:

1.геном 
2.геномом
3.генотип
4.генетическим кодом


Вопрос № 3 

Информация о первичной структуре белка переписывается с молекулы ДНК на молекулу

1.АТФ
2.рРНК
3.иРНК
4.тРНК


Вопрос № 4

Сколько молекул АТФ образуется в результате гликолиза ?

1.38
2.36
3.0
4.2


Вопрос № 5

Кодирующий участок молекулы ДНК включает 300 нуклеотидов. Из скольких аминокислот состоит кодируемый этим участком белок?

1.900
2.100
3.300
4.30



Вопрос № 6

Кислородное расщепление, по сравнению с гликолизом,-более эффективный этап энергетического обмена, т.к в ходе его образуется больше

1.РНК
2.кислорода 
3.АТФ
4.глюкозы


Вопрос № 7

В профазе метоза не происходит:

1.формирование веретина деления 
2.растворение ядерной оболочке 
3.растворение ядрышек 
4.удвоение хромосом 


Вопрос № 8 

В ходе энергетического обмена происходит образование

1.белков 
2.АТФ
3.ДНК
4.жиров 


Вопрос № 9

Для процесса трансляции необходимо наличие

1.лизосом и ДНК
2.иРНК и лизосом 
3.иРНК и рибосом 
4.ДНК и рибосом


Вопрос № 10 

Обмен веществ не характерен для:

1.туберкулезной палочки 
2.имфузории- туфельки 
3.вируса гриппа
4.хламидомонады

Вопрос № 11

Сапрофитные бактерии используют для питания:

1.готовые органические вещества живых тел 
2.органические вещества, созданные ими в процессе фотосинтеза 
3.органические вещества, созданные ими в процессе хемосинтеза
4.готовые органические вещества отмерших тел 


Вопрос № 12

В ходе энергетического обмена, в отличие от пластического:

1.синтезируются органические соединения 
2.окисляются органические соединения 
3.принимают участие ферменты 
4.происходит распад АТФ


Вопрос № 13 

Триплету ГАЦ на ДНК соответствует триплет на иРНК:

1.ГАЦ
2.ЦУГ
3.ЦАГ
4.ЦТГ


Вопрос № 14 

Специфичность генетического кода означает, что?

1.разные триплеты не могут кодировать одну и туже аминокислоту 
2.генетический код у всех организмов одинаков 
3.каждая аминокислота кодируется только одним триплетом
4.каждый триплет кодирует только одну аминокислот























Приложение 4. Генетика.



1. Наука о наследственности и изменчивости

А) биология

Б) цитология

В) генетика



2. Деление ядра путем перешнуровывания без образования веретена деления

А) митоз

Б) амитоз



3. Единица наследственности, определяющая развитие отдельного признака

А) ген

Б) аск

В) аллель



4. Совокупность генов в гаплоидном наборе

А) генотип

Б) ген

В) аллель



5. Изменение хромосомы в связи с утратой одного из внутренних ее участков

А) делеция

Б) дупликация

В) имбридинг



6. Потомство, полученное от одной особи с помощью вегетативного размножения

А) клон

Б) популяция



7. Скрещивание особей, имеющих близкую степень родства

А) депрессия

Б) имбридинг

В) супрессия



8. Совокупность генов в популяции или вида

А) ген

Б) генотип

В) аллель

9. Небелковая часть фермента

А) кофермент

Б) коэнзим



10. Перемещение особей из одной популяции в другую малыми или большими группами

А) миграция

Б) отбор

В) подбор



11. Развитие из неоплодотворенного яйца

А) партеногенез

Б) панмиксия

В) гиногенез



12. Совокупность индивидуумов, происходящих от одной особи

А) чистая линия

Б) клон

В) порода



13. Одноклеточные организмы, имеющие неоформленное ядро

А) прокариоты

Б) эукариоты



14. Одноклеточные организмы, имеющие оформленное ядро

А) прокариоты

Б) эукариоты



15. Восстановление молекулы ДНК называется

А) денатурация

Б) ренатурация










Приложение 5. Эволюция человека.


1. Основным фактором антропогенеза является: 


а) общественный образ жизни   

б) труд   

в) речь   

г) рассудочная деятельность


2. Причиной возникновения прямохождения явилось:


а) засушливость климата  

б) стадный образ жизни  

в) необходимость в освобождении рук  

г) трудовая деятельность


3. Что в переводе с латинского означает "австралопитек": 


а) австралийская обезьяна  

б) древнейший человек  

в) южная обезьяна

г) древнейшая обезьяна


4. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об их :


а) родстве  

б) одинаковом уровне организации    

в) конвергентном сходстве

г) происхождении от разных предков


5. В отличие от человекообразных обезьян у человека имеется:


а) резус-фактор 

б) рассудочная деятельность

в) четырехкамерное сердце 

г) абстрактное мышление


6. Череп человека отличается от черепа приматов 


а) наличием только одной подвижной кости  

б) наличием швов между костями мозговой части 

в) более развитой мозговой частью 

г ) строением костной ткани


7. Биологическим фактором, обеспечивающим развитие мышления на раннем этапе эволюции человека, считают: 


а) прогрессивное развитие мозга 

б) заботу о потомстве 

в) четырехкамерное сердце

г) увеличение дыхательной поверхности легких


8. Способность к изготовлению простейших орудий труда появилась впервые у:


а) дриопитеков 

б) рамапитеков 

в) австралопитеков   

г) неандертальцев


9. Какая часть верхней конечности человека претерпела наибольшие изменения в процессе эволюции:  


а) плечо 

б) предплечье 

в) кисть

г) плечевой пояс


10. Какое адаптивное значение имеет темный цвет кожи у негроидной расы:


а) предохранение от ультрафиолетовых лучей

б) защита от врагов 

в) приспособление к высокой температуре воздуха

г) улучшение дыхательной функции кожи


11. Какой из перечисленных признаков относят к атавизмам человека:


а) наличие хвоста 

б) расчлененность тела на отделы      

в) аппендикс

г) наличие пятипалых конечностей


12. Кто имел наиболее развитый подбородочный выступ:   


а) питекантроп

б) синантроп 

в) неандерталец 

г) кроманьонец









Используемая литература.


1. А.Н.Майоров «Тесты школьных достижений: конструирование, достижение, использование»


2.В.Б.Путянин «Тесты, как одна из форм проверки и усвоения учебного материала». «География в школе», 1994г


3.И.А.Челышева, Н.Н.Савельев «Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов ВУЗа. Москва, 1996 г.


4.Н.И.Аванесов «Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме»Москва, 1995 г


5.В.М. Кадневский «О подготовке к ЕГЭ на основе обучающих тестовых систем». «Школьные технологии», 2004, №4, с.55-61


6. В.Кадневский, В.Полежаев «ЕГЭ. Тесты в образовательном пространстве России». «Педагогическая диагностика», 2008,№1, с. 43


7. Анастази. А. «Психологическое тестирование», М., 1982, с.48-50


8. В.Кадневский, Н.Гребенникова «Станут ли тестовые технологии ЕГЭ здоровьесберегающим фактором в системе современного образования», «Педагогическая диагностика», 2008, №6, с.48


9. Г.С.Ковалева «Разработка тестов за рубежом». «Школьные технологии», 2004, №4, с.107-116


10. И.Ю. Андреева «Подготовка к ЕГЭ и традиции обучения предмету». «ОКО», 2008, №1, с.43-48


11. Г.С.Ковалева «Тестовые технологии за рубежом». «Школьные технологии», 2004, №3, с.159-168


1 В.Кадневский, В.Полежаев «ЕГЭ. Тесты в образовательном пространстве России». «Педагогическая диагностика», 2008,№1, с. 43

2 Г.С. Ковалева «Тестовые технологии за рубежом». «Школьные технологии», 2004, №3, с.158

3  Г.С. Ковалева «Тестовые технологии за рубежом». «Школьные технологии», 2004, №3, с.161


4 В.Кадневский, Н.Гребенникова «Станут ли тестовые технологии ЕГЭ здоровьесберегающим фактором в системе современного образования», «Педагогическая диагностика», 2008, №6, с.48

5 В.М. Кадневский «О подготовке к ЕГЭ на основании обучающих тестовых систем». «Школьные технологии», 2004, №4, с.57

6 Анастази. А. «Психологическое тестирование», М., 1982, с.48-50

13



© 2018, 1993 14