ГБДОУ Детский сад»Солнышко»
Засеева Ф.В. тютор
Декоративно-прикладное творчество .
Программа "Тестопластика"
Программа предназначена для работы с детьми с ОВЗ.
Актуальность.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой.
Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям.
В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Мастер-класс –«Тестопластика».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из основных приоритетных направлений является художественно-эстетическое развития детей.
В дошкольные годы у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков.
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Цель: научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.
Задачи: - познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала; - заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми; - вызвать интерес к данному виду деятельности.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обучающие:
-Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством тестопластики.
-Учить основным приемам тестопластики (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
-Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки аккуратной работы.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ:
1. Подготовительный.
Подбор литературы, приобретение материалов и оборудования; подбор художественной литературы и музыки.
2. Основной.
Продуктивная творческая деятельность.
3. Итоговый.
Рассматривание итоговых детских работ. Выставка по итогам работы.
ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ .
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Словесный метод:
-беседа, рассказ;
-объяснение, пояснение;
-вопросы;
-словесная инструкция;
Наглядный метод:
-рассматривание наглядных пособий и поделок;
-показ выполнения работы ;
ТЕСТОПЛАСТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:
• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания
ФОРМА РАБОТЫ:
Совместная деятельность педагога с детьми.
В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ ОСВОЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЕМЫ ЛЕПКИ:
• скатывание прямыми движениями;
• скатывание круговыми движениями;
• расплющивание;
• соединение в виде кольца;
• защипывание края формы;
• лепка из нескольких частей;
• пропорции;
• оттягивание части от основной формы;
• сглаживание поверхности формы;
• присоединение части;
• прижимание;
• примазывание;
• вдавливание для получения полой формы;
• использование стеки.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети должны:
- свободно проявлять находчивость в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их воссоздании в лепке;
- самостоятельно уметь выбирать способы создания выразительных образов, используя и реализуя для этого основные технические приемы, которые они освоили;
- работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;
-уметь работать с инструментами необходимыми для работы;
- получать эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
С родителями: личные беседы, консультации, рассылки на электронную почту.
С детьми: беседы о безопасной работе с оборудованием; рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий, чтение художественной литературы, дидактические игры.
ПРЕИМУЩЕСТВО СОЛЕНОГО ТЕСТА
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
-легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Необходимый материал для работы с тестом:
Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие.
Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.
Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно доступно, очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость
. Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране Древние египтяне, греки, римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений
. В странах Восточной Европы популярны большие картины из соленого теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечке не меняли цвета, считались особенно привлекательными. Из истории русской тестопластики. На Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и играли свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье.
Рецепт солёного теста для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска.
« Мука пшеничная или ржаная,
Предметы, необходимые для приготовления соленого теста
СОЛЕНОЕ ТЕСТО:
- (Соль, добавляемая в тесто, должна быть мелкой и однородной.
- Вода должна быть только холодной.
- Сухой обойный клей. Клей придает тесту эластичность, а готовым изделиям прочность.
Краски. Для окрашивания теста используют пищевые красители (какао-порошок, свекольный сок и прочее). Для раскрашивания годятся акриловые краски. Для закрепления красок и защиты изделия от влаги понадобится прозрачный лак. СОЛЕНОЕ ТЕСТО Предметы, необходимые для декорирования соленого теста
Самый главный предмет необходимый для творчество – это ваша фантазия и ваши руки!
СОЛЕНОЕ ТЕСТО Желаю вам удачи во всех начинаниях и творческого вдохновения!
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Физическая пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГР – ЗАНЯТИЙ
При организации игр- занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
СПОСОБЫ ЛЕПКИ
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
ПРИЕМЫ ЛЕПКИ
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
.
Направленность деятельности | Социально-педагогическая |
Творчество | Тестопластика |
| |
Цель и задачи изучения темы | Целью программы является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья интереса к продуктивным видам деятельности, развитие предпосылок становления этих видов деятельности – орудийных действий, зрительно-двигательной координации, тонкой ручной моторики и перцептивных действий средствами тестопластики, развить творческий потенциал каждого ребенка. Задачи программы: Обучающие: сформировать у детей навыки лепки обучить детей лепить предметы по образцу, слову и замыслу, используя приемы: вдавливания, сплющивания и прищипывания обучить понимать простейшие изображения, выполняемые педагогом и сопровождаемые речью, демонстрацией, движением обучить детей называть предмет и его изображение словом Развивающие: развивать умение выполнять лепные поделки с последующим созданием сюжета развивать зрительно-двигательную координацию развивать мелкую моторику рук,которая способствует улучшению памяти, речи Воспитательные: воспитать интерес к процессу лепки воспитать умение аккуратного выполнения работы воспитать положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам приобщать детей к коллективной творческой деятельности |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Основной показатель качества освоения программы — личностный рост обучающегося, его самореализация. Личностными результатами изучения данной программы являются: адекватность понимания успешности/неуспешности деятельности; развитие способностей к творческому самовыражению, при помощи использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности: для решения простейших задач; Метапредметные Регулятивные Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осуществлять контроль по результату и по способу действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: Учитывать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; использовать речевые средства для решения разнообразных коммуникативных задач. Познавательные: усвоить знания организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы; формулировать цель в совместно-распределенной деятельности; искать и выделять необходимую информацию; отличать рациональный и нерациональный способ выполнения задания, выбирать наиболее эффективный способ; выполнять рефлексивный анализ деятельности; выбирать основания и критерии для сравнения, сериации и классификации объектов; К концу учебного года учащиеся должны знать: - технологию приготовления соленого теста; - основные приемы, используемые для лепки животных и птиц; - технологический процесс изготовления поделок из соленого теста; должны уметь: - соблюдать правила безопасного труда; - переводить шаблоны на тесто; - изготавливать и оформлять поделки; - осуществлять декоративную работу при лепке изделия; - самостоятельно изготавливать поделки из соленого теста; - самостоятельно исправлять повреждения поделок; - самостоятельно контролировать качество готовности поделки. приобретут навыки: - наложения шаблона на раскатанное тесто и вырезание ножом фигурки по краю шаблона; - определения свойств и качеств соленого теста, применяемого для изготовления поделок; - изготовления поделки по собственному эскизу. |
Содержание тем |
№ занятия | Наименование темы занятия | Содержание занятия | Понятийный аппарат | Основные виды учебной деятельности | Виды контроля | Результаты обучения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Вводное занятие, знакомство | История изготовления поделок из соленого теста. Техника безопасности и правила поведения во время занятий. | Правила. Техника безопасности. Инструменты. | Восприятие, запоминание, понимание. | Текущий. | Знать -правила безопасной работы с тестом; - историю изготовления поделок из соленого теста. |
2. | «Начало начал..» | Показ готовых работ. Пробный замес теста. Форма и величина предметов. Сопоставление предметов по размерам и форме между собой и в заданном пространстве. Простейшие и основные элементы в лепке – шарики, жгутики, лепешки, косички. | Форма. Величина. Шарики. Жгутики. Лепешки. Колобки. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Текущий | Знать: - простейшие и основные элементы в лепке – шарики, жгутики, лепешки, косички. Уметь: - сопоставлять предметы по форме и размерам. |
3. | «Формы бывают разные…» | Раскатывание теста в лепешку. Придание формы изделию с помощью рук и с помощью инструментов. | Лепешка. Форма. Инструменты. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Текущий | Знать приемы придания определенной формы тесту, основные инструменты придания формы. Уметь подобрать правильный инструмент для предания определенной формы. |
4. | Кисти и краски | Знакомство с основными материалами способами окрашивания изделий из теста. | Краски. Кисти. | Восприятие, запоминание, понимание. | Текущий | Знать основные способы окрашивания изделий. Уметь выполнять декоративное оформление изделий. |
5. | Панно «Цветы вокруг нас» | Выполнение панно с использованием различных стилей лепки. | Панно. | Выполнение работы по образцу | Презентация работы. | Знать: последовательность лепки Уметь выполнять форму, последовательное соединение деталей, мелкие налепы |
6. | Подарки осени. | Соотношение лепных поделок с реальными предметами (яблоко помидор, огурец). | Поделки. Реальные предметы. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация выполненных работ | Знать: основные фигуры при создании простых предметов. Уметь правильно подобрать нужную фигуру для изготовления представленного предмета. |
7. | Яблоки для ежика. | Выполнение панно с использованием геометрических фигур. | Геометрические фигуры. Основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Текущий | Знать основные геометрические фигуры. Уметь подбирать геометрические фигуры для полной композиции. |
8. | Украшения из теста. | Приемы вырезания простейших форм из теста с помощью готовых форм. Виды и формы украшений (кольцо, браслет, бусы). | Форма. Кольцо. Браслет. Бусы. | Восприятие, запоминание, понимание. | Текущий | Знать Приемы вырезания простейших форм из теста с помощью готовых форм. Уметь правильно подобрать нужную форму для изготовления продукта. |
9. | «Гранатовые бусы» | Выполнение украшения на основе примера | Бусы. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работ. | Знать основные способы соединения изделия. Уметь правильно распределить детали композиции. |
10. | «Новогодний сувенир» | Технология изготовления новогодних поделок-сувениров. Виды и формы сувениров, их назначение. | Сувенир. | Восприятие, запоминание, понимание. | Текущий | Знать технологию изготовления новогодних поделок-сувениров. Уметь правильно подбирать форму сувенира. |
11. | Новогодний пряник | Лепка сувенирных пряников | Пряник. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работ. | Знать технику выполнения традиции празднования нового года в разных странах. Уметь изготовить объемную фигуру в данной технике. |
12. | Украшаем елочку | Лепка плоскостных и объемных елочных украшений: домиков, шаров, сосулек. | Домик. Шар. Сосулька. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работ. | Знать основные приемы изготовления елочных украшений. Уметь; правильно подобрать форму для создания украшения. |
13. | «23 феврвля» | Выполнение объемной композиции при помощи теста. | Объем. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работ | Знать традицию празднования праздника. Уметь отразить основную идею при помощи основного материала – теста. |
14. | 8 марта | Выполнение объемной композиции при помощи теста. | Объем. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работ | Знать традицию празднования праздника. Уметь отразить основную идею при помощи основного материала – теста. |
15. | День Космонавтики | Создание объемных изделий. | Солнечная система. Звезды. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работ. | Знать традицию празднования праздника. Уметь правильно применить подручные материалы, для придания необходимой формы. |
16. | Кукла-скульптура | | Кукла. Скульптура. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работ | Основные способы создания скульптур из 2 частей. Уметь создавать элементарные скульптуры из 2 частей (гриб, кукла) по образцу. |
17. | «Эти забавные животные» | Правила безопасной работы с природным материалом. | Природный материал | Восприятие, запоминание, понимание. | Коллективное панно. | Знать о бережном отношении к природе, правилах сбора различных образцов природного материала. Уметь: - работать с природным материалом; |
18. | Панно «Мишка» | Изготовление панно при помощи теста и природного материала. | Панно. Природный материал. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Текущий | Знать особенности склеивания основы, теста и природного материала. Уметь правильно подготовить основу для панно. |
19. | Забавный кулон | Изготовление кулона | Кулон. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работ | Знать основные формы для создания кулонов. Уметь правильно подобрать форму и цветовую гамму для работы. |
20. | Цветное тесто | Знакомство с основными материалами способами окрашивания теста. | Окрашивание теста. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Текущий | Знать правила окрашивания теста. Уметь окрашивать тесто. |
21. | Коллективное панно «Дары леса» | Изготовление коллективного панно | Панно | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работы | Знать основные методы создания композиции. Уметь правильно расположить детали на плоскости. |
22. | Плетеные изделия | Знакомство с основными видами плетения. | Плетение. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Текущий | Знать способы плетения. Уметь использовать способы плетения на практике. |
23. | Бабушкино лукошко. | Изготовление корзинки. | Лукошко. Корзина. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Выставка. | Знать -основные формы корзин. Уметь – правильно подобрать форму для выполнения работы. |
24. | Оформление баночки «Домик» | Оформление стеклянной банки при помощи теста | Банка. Стиль. | Изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала. | Презентация работ | Знать основные способы склеивания теста Уметь правильно подобрать способ склеивания теста |
25. | Народные мотивы: хохлома, гжель | Знакомство с гжельской керамикой и хохломским промыслом | Народные мотивы. Хохлома. Гжель | | Выставка работ | Должен знать цвета, предметы по гжели и хохломе Уметь создать форму, устойчивость, характерные детали |
Анна Фирсова "Чудеса из соленого теста". М. 2013г.
С.Ю. Ращупкина. Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки. М. 2011
http://adalin.mospsy.ru Эл. ресурс.
http://allforchildren.ru Эл. ресурс.
Для реализации данной программы необходимо наличие хорошо освещенного кабинета с необходимым оборудованием:
-столы, свободно расставленные,
-шкафы для хранения материалов и изготовленных изделий,
-стеллажи или столы для проведения выставок;
-оборудованные раковины для мытья рук;
-материалы: краски, кисти для росписи, скалки, клей ПВА, набор формочек для теста различной формы и величины, мука соль.
ЛИТЕРАТУРА
1. О. А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с.
2. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007
3. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М.:«Просвещение», 1982 -2005с.
4. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.
5. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону«Феникс», 2006- 217с.
6. И. Кискальт. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002- 142с.
7. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009
8. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.
9. .Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М.: «Просве
щение», 1985 -140 с.