СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовые задания по экологии

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для студентов 1 курса.

Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания по экологии»

Тест по темам: Основные пути приспособления организмов к среде. Основные среды жизни.

1.Явление скрытой жизни было обнаружено в начале 18 века:

А) Юстус фон Либихом

Б) Виктором Шелфордом

В) Эрнстом Геккелем

Г) Антони ван Левенгуком

2. Состояние организма, при котором практически полностью останавливается обмен веществ, называется:

А) симбиоз

Б) аменсализм

В) анабиоз

Г) комменсализм

3. Состояние пониженного обмена веществ, когда организмы экономно тратят энергию,называют:

А) анабиоз

Б) фагоцитоз

В) криптобиоз

Г) протокооперация

4.К явлениям скрытой жизни относят:

А) оцепенение насекомых

Б) зимний покой растений

В) взаимодействие хищника и жертвы

Г) фильтрация воды китообразными

5. Сохранение семян и спор в почве зависит от условий хранения. При каких условиях резервы семян истощаются?

А) понижение температуры

Б) повышение влажности и температуры

В) увеличение количества света

Г) понижение влажности и температуры

6. Теплокровные животные это - животные

А) у которых, температура тела зависит от температуры окружающей среды

Б) которые поддерживают постоянную температуру тела, не зависимо от температуры окружающей среды

В) которые нагревают поверхность своего тела на солнце, меняя окраску

Г) которые живут в условиях повышенной температуры окружающей среды

7. К избеганию неблагоприятных условий относят:

А) миграцию

Б) запас влаги в вакуолях растений

В) перелеты птиц

Г) сохранение мелких обитателей в пересыхающих водоемах

8. Выберите признаки, характерные для специфических условий жизни в определенной среде:

Наземно-воздушная среда _________________

Живые организмы_________________________________

1) Комфортный температурный режим 2) Высокая плотность среды

3) Сравнительно малая плотность среды

4) Ограниченность кислорода

5) Резкие изменения температуры

6) Различный солевой состав

7) Практически неограниченный запас пищи

8) Небольшие колебания температуры

9) Практически полное отсутствие кислорода

10) Активное сопротивление среды обитания

11) Высокая концентрация кислорода

12) Высокая концентрация углекислого газа



9. Распределите предложенных животных по средам жизни:

A. Почва.

Б. Наземно-воздушная.

В. Водная.

Г. Живые организмы













1. Пчела

2. Кальмар

3. Бактерии гниения

4. Гремучая змея

5. Крот

6. Горный орел

7. Аскарида

8. Блох



10.Заполните пропуски, выбирая одно слово из пары в скобках.

1. Многоклеточным паразитам, обитающим в органах и тканях человека, ... (грозит, не грозит) высыхание.

2. Среда, в которой они обитают, для них химически ... (агрессивна, не агрессивна).

3. Они ... (имеют, не имеют) защитные покровы.

4. Они ... (имеют, не имеют) органы зрения.

5. Количество продуцируемых ими яиц ... (большое, не большое).



11.Распределите животных по условиям обитания:

1) древесина

2) крона дерева

3) пещера

4) околоводные пространства

5) река, озеро, море

Животные: 

а) жук-типограф (короед)

б) речная выдра

в) тюлень-монах

г) белка-летяга

д) летучая мышь

е) северная слепоглазка (рыба)

ж) игрунковая обезьяна

з) бобр



2 тест:


Часть А

Эта часть состоит из 20 заданий. (А 1 – А 20). К каждому заданию даны 4 варианты ответов, из которых только один верный.

А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука

1) систематика

2) зоология

3) ботаника

4) экология

А 2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют

1) абиотическими факторами

2) биотическими факторами

3) экологическими факторами

4) движущими силами эволюции

А 3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор

1) ограничивающий

2) оптимальный

3) антропогенный

4) биотический

А 4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют

1) видовое разнообразие

2) биоценоз

3) биомасса

4) популяция

А 5. Гетеротрофные организмы в экосистеме называют

1) хемотрофы

2) продуцентами

3) редуцентами

4) автотрофами

А 6. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема (например, для планктона)

1) биомасса

2) видовое разнообразие

3) плотность популяции

4) все перечисленное

А 7. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются

1) консументами

2) продуцентами

3) редуцентами

4) гетеротрофами

А 8. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания

1) пищевая сеть

2) пищевая цепь

3) трофическая цепь

4) цепь питания

А  9. Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в единицах массы

1) пирамида численности

2) экологическая пирамида

3) пирамида энергии

4)  пирамида массы

А 10. Самая низкая  биомасса растений и продуктивность

1) в степях

2) в тайге

3) в тропиках

4) в тундре

А 11. Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в популяции называется

1) плотностью популяции

2) продуктивностью популяции

3) саморегуляцией популяции

4) восстановлением популяции

А 12. Сигналом к сезонным изменениям является

1) температура

2) длина дня

3) количество пищи

4) взаимоотношения между организмами

А 13. В агроценозе  пшеницу  относят к продуцентам

1) окисляют органические вещества

2) потребляют готовые органические вещества

3) синтезируют органические вещества

4) разлагают органические вещества

А 14. На зиму у растений откладываются запасные вещества

1) белки

2) жиры
3) углеводы

4) все перечисленные вещества

А 15. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)

1) возникающий вид

2) развивающий вид

3) исчезающий вид

4) эндемический вид

А 16. Основной причиной неустойчивости экосистемы является

1) неблагоприятные условия среды

2) недостаток пищевых ресурсов

3) несбалансированный круговорот веществ

4) большое количество видов

А 17. Изменение видового состава биоценоза, сопровождающегося повышением устойчивости сообщества, называется

1) сукцессией

2) флуктуацией

3) климаксом

4) интеграцией

А 18.Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе

1) антропогенные и абиотические

2) антропогенные и биотические

3) абиотические и биотические

4) нет верного ответа

А 19.Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется

1) экологической борьбой

2) экологическими последствиями

3) экологической ситуацией

4) экологическим мониторингом

А 20. Территории, исключенные из хозяйственной деятельности с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность, а  также используемые для отдыха и в культурных целях

1) заповедник

2) заказник

3) ботанический сад

4) национальный парк

Часть В.

В заданиях В 1 – В 2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. К антропогенным экологическим факторам относят

А) внесение органических удобрений в почву

Б) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины

В) выпадение осадков

Г) прекращение вулканической деятельности

Д) прореживание саженцев сосны

Е) обмеление рек в результате вырубки лесов

Ответ______________________________

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).

В 2. В естественной экосистеме

А) разнообразный видовой состав

Б) обитает небольшое число видов

В) незамкнутый круговорот веществ

Г) замкнутый круговорот веществ

Д) разветвленные цепи питания

Е) среди консументов преобладают хищники

Ответ______________________________

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)

 

При выполнении задания В3  установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в ответ буквы выбранных ответов без пробелов и других символов.

В 3 Установить соответствие между компонентами среды и экосистемами

Компоненты среды

 

Экосистемы

А)  Круговорот веществ незамкнутый

Б) Круговорот веществ замкнутый

В) Цепи питания короткие

Г) Цепи питания длинные

Д) Преобладание монокультур

 

 

1) Агроценоз

2) Биогеоценоз

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть С.

    При выполнении заданий части С, необходимо дать развернутый ответ.

С 1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биологические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

С 2. В чем причина массовых миграций животных?

 

Вариант 2.

Часть А

А 1. Термин «экология» в 1866 году предложил

1) Ю. Сакс

2) Э. Геккель

3) И. Сеченов

4) Ф. Мюллер

А 2. Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания  - фактор

1) биотический

2) антропогенный

3) абиотический

4) экологический

А 3. Ограничивающий фактор в биоценозе

1) свет

2) воздух

3) пища

4) почва

А 4. Группа популяций разных видов, населяющих определенную территорию, образуют

1) биоценоз

2) биогеоценоз

3) экосистему

4) фитоценоз

А 5. Продуценты в экосистеме дубравы

1) поглощают готовые органические вещества

2) образуют органические вещества

3) разлагают органические вещества

4) выполняют все перечисленные функции

А 6.Самая высокая продуктивность

1) смешанные леса

2) лиственные леса

3) хвойные леса

4) тропические леса

А 7. Усваивают углекислый газ, вовлекая его в круговорот веществ

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

4) детритофаги

А 8. Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему

1) пищевая цепь

2) пищевая сеть

3) пищевой уровень

4) пирамида численности

А 9.Закономерность, согласно которой количество энергии, накапливаемой на каждом более высоком трофическом уровне, прогрессивно уменьшается

1) правило экологической пирамиды

2) закон гомологических рядов

3) ограничивающий фактор

4) оптимальный фактор

А 10. В биогеоценозе дубравы биомасса консументов первого порядка определяется биомассой

1) микроорганизмов

2) растений

3) хищников

4) консументов 3-го порядка

А 11. Наиболее подвержены изменениям  компоненты биоценоза

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

4) нет правильного ответа

А 12. Способность организмов реагировать на чередование в течение суток периодов света и темноты определенной продолжительности

1) фотопериодизм

2) биологические ритмы

3) биологические часы

4) биотические факторы

А 13. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)

1) возникающий вид

2) развивающий вид

3) исчезающий вид

4) эндемический вид

А 14.Приспособление животных к перенесению зимнего времени года

1) зимний покой

2) зимняя спячка

3) остановка физиологических процессов

4) анабиоз

А 15. Исторически сложившаяся совокупность растительных организмов, произрастающая на данной территории

1) флора

2) фауна

3) экосистема

4) сообщество

А 16 Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе

1) антропогенные и абиотические

2) антропогенные и биотические

3) абиотические и биотические

4) антропогенные, биотические, абиотические

А 17. Известно, что большое число видов в экосистеме способствует ее устойчивости

1) особи разных видов не связаны между собой

2) большое число видов ослабляют конкуренцию

3) особи разных видов используют разную пищу

4) в пищевых цепях один вид может быть заменен другим видом

А 18. В биогеоценозе в отличие от агроценоза

1) круговорот не замкнутый

2) цепи питания короткие

3) поглощенные растениями элементы из почвы, со временем в нее возвращаются

4) поглощенные растениями элементы из почвы,  не все в нее снова возвращаются

А 19.  Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?

1) привлечение плотоядных животных

2) привлечение животных – редуцентов

3) внесение органических удобрений

4) уничтожение сорняков пропалыванием                              

А 20. Уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озера, старинные парки, живописные скалы и т.д.)

1) заказник

2) заповедник

3) национальный парк

4) памятник природы

Часть В.

В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. Местом для первичной сукцессии могут служить

А) лесная вырубка

Б) обнаженная горная порода

В) песчаные дюны

Г) заброшенные сельскохозяйственные угодия

Д) выгоревшие участки

Е) бывшее ложе ледника

Ответ______________________________

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).

 В 2 Консументом леса является волк   

А) Потребляет солнечную энергию

Б) регулирует численность мышевидных грызунов

В) выполняет роль редуцента

Г) хищник

Д) накапливает в теле хитин

Е) поедает растительноядных животных

 Ответ______________________________

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)

При выполнении задания В3  установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в ответ буквы выбранных ответов без пробелов и других символов.

В 3. Укажите соответствие парами животных и типом их взаимоотношений

Пары животных

 

Типы взаимоотношений

А) острица – человек

Б) волк – заяц

В) сова – мышь

Г) гидра - дафния

Д) бычий цепень – копытное животное

 

1) хищник – жертва

2) паразит - хозяин

 

Часть С.

    При выполнении заданий части С, необходимо дать развернутый ответ.

С 1.Когда нужно выращивать редис для получения корнеплода и семян?

С 2.В 1859 году на одной из ферм Австралии выпустили 12 пар кроликов. Через 40 лет численность их достигла нескольких сот миллионов особей. Кролики стали бедствием Австралии. Чем можно объяснить массовое размножение кроликов? Как снизили их численность?

 

 

Ответы.

Часть  А.

№ заданий

Вариант №1

Вариант № 2

А 1

4

2

А 2

4

3

А 3

2

3

А 4

2

4

А 5

3

2

А 6

3

4

А 7

2

1

А 8

1

1

А 9

1

1

А 10

4

2

А 11

3

1

А 12

2

3

А 13

3

4

А 14

3

2

А 15

4

1

А 16

6

3

А 17

1

4

А 18

3

3

А 19

4

2

А 20

4

4

 

Часть  В.

Вариант № 1.

             В1:АДЕ

В2 АГД

В3 12121

       Вариант № 2

В1.БВЕ

В2 БГЕ

В3 2111









Тест по теме: «Организм и среда. Сообщества и популяции».

I. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Свойства внешней среды, оказывающие влияние на организм

А - биотический фактор

Б - абиотический фактор

В - ограничивающий фактор

Г - экологический фактор

2. Состояние мнимой смерти

А - клиническая смерть

Б - анабиоз

В - спячка

Г - скрытая жизнь

3. Пределы положительного влияния на живые организмы

А - закон оптимума

Б - закон пессимума

В - закон ограничения

Г - закон воздействия

4. Условия, близкие к критическим точкам, особенно тяжелы для выживания

А - экстремальные

Б - оптимальные

В - пессимальные

Г - ограничивающие

5. Состояние организмов, близкое к анабиозу, называют

А - мнимой смертью

Б - явной смертью

В - неявной жизнью

Г - скрытой жизнью или криптобиозом

6. Закон большого числа яиц характерен для

А - хищников

Б - одноклеточных организмов

В - бактерий

Г – паразитов

7. Питание, в результате которого происходит самоочищение водоемов

А - процеживающее питание

Б - осадкообразующее питание

В - фильтрационное питание

Г - очищающее питание

8. Совокупность мелких водных обитателей

А - бентос

Б - нектон

В - планктон

Г - замор

9. Массовая гибель обитателей из-за нехватки кислорода

А - заморы

Б - заторы

В - заводи

Г - голодание

10. Невозможность длительного совместного выживания двух видов с близкими требованиями

А - закон Гаузе

Б – закон Вернадского

В - правило Тинеманна

Г - закон Ч.Элтона

11. Лишайник - это

А - симбиоз грибов и простейших

Б - симбиоз грибов и водорослей

В - симбиоз простейших и водорослей

Г - симбиоз растений и грибов

12. Способность организмов реагировать на изменение длины дня называется

А - суточным ритмом

Б - фотопериодизм

В - фотопериод

Г - годовым ритмом

13. Изменения в соотношении дня и ночи называется

А - суточным ритмом

Б - фотопериодизм

В - фотопериод

Г - годовым ритмом

14. Взаимовыгодные отношения в экологии ещё называются

А - мутуализмом

Б - симбиозом

В - трофическими связями

Г - альтруизмом

15. Чем беднее видами сообщество, тем выше численность отдельного вида – это правило

А - Геккеля

Б - Жаккара

В - Докучаева

Г - Тинеманна

16. Связи между разными организмами называют:

А - прямыми

Б - косвенные

В - нейтральными

Г – биотическими

17.  Примером отношений типа «хищник – жертва» не могут служить пары организмов

А - щука и карась
Б - лев и зебра
В - песец и лемминг
Г - ворона и сорока

18. Биоценоз – это совокупность организмов:

А -  одного вида, обитающих на определенной территории

Б - разных видов, обитающих на разнородных участках ареала
В - одного вида, обитающих на разнородных участках ареала
Г - разных видов, совместно живущих и связанных друг с другом

19. Из общего количества энергии, передающегося в пищевой сети с одного трофического уровня на другой, примерно 10%:

А - изначально поступает от солнца
Б - расходуется в процессе дыхания 
В - идет на построение новых тканей 
Г - превращается в бесполезное тепло
Д - выделяется в экскрементах

20. В экосистеме основной поток вещества и энергии передается:

А - от продуцентов к консументам и далее к редуцентам

Б - от редуцентов к консументам и далее к продуцентам
В - от консументов к продуцентам и далее к редуцентам
Г - от продуцентов к редуцентам и далее к консументам

21. Из перечисленных организмов к продуцентам относится:

А - корова
Б - белый гриб
В - клевер луговой
Г - человек

22. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим для растений в океане на глубине 6000 м:

А – вода

Б – температура

В - соленость воды

Г – свет

23. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим для растений в пустыне летом:

А – вода

Б – температура

В - давление

Г – свет

II. Выберите правильные ответы из предложенных.

1. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям:

биотические

абиотические

антропогенные

 

 

 

Хищничество, вырубка лесов, влажность воздуха, температура воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренция, выброс углекислого газа заводом, соленость воды.

2. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в симбиотических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз):

пчела, гриб подберезовик, актиния, береза, рак-отшельник, колокольчик, осина, клевер, гриб подосиновик, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

3. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз):

цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бактерии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.

4. Выберите из списка названия животных, которых можно отнести к консументам второго порядка:

тигр, дизентерийная амеба, волк, кролик, мышь, саранча, ястреб, крокодил, гусь, лисица, окунь, божья коровка, белый медведь, медоносная пчела.

5. Из перечисленных названий организмов выберите редуцентов:

медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, гнилостные бактерии, баобаб, капуста, кактус, пеницилл, дрожжи.

Ответы.

I. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Б

Б

А

А

Г

Г

В

В

А

А

Б

Б

А

А

Г

Г

Г

Г

А

А

В

Г

А

II. Выберите правильные ответы из предложенных.

1. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям:

биотические

абиотические

антропогенные

хищничество

паразитизм

конкуренция

соленость воды

влажность воздуха,

температура воздуха

свет

давление воздуха

вырубка лесов

выброс углекислого газа заводом

строительство зданий

2. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в симбиотических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз):

пчела – колокольчик

гриб подберезовик - береза

актиния – рак-отшельник

осина – гриб подосиновик

клевер - клубеньковые азотфиксирующие бактерии

3. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз):

лягушка – цапля

смородина – тля

заяц-русак - тигр

муравей - муравьиный лев

комар – росянка

ива - кабан

водные бактерии - амеба

4. Выберите из списка названия животных, которых можно отнести к консументам второго порядка:

тигр, волк, ястреб, крокодил, лисица, окунь,  белый медведь.

5. Из перечисленных названий организмов выберите редуцентов:

гнилостные бактерии, пеницилл.





Тест по теме «Среды жизни».

Задание 1.

1. На нашей планете представлены несколько сред жизни:

а. океаны и материки;

б. литосфера, гидросфера, атмосфера,биосфера;

в. вода и суша;

г. водная, наземно-воздушная, почва и живой организм;

д. среда обитания и местообитание.


2. Условиями среды можно назвать:

а. все факторы, оказывающие влияние на организм;

б. взаимоотношения организмов в сообществе;

в. факторы, воздействие которых на организм не зависит от их потребления другими

организмами;

г. климат;

д. абиотические факторы.

3. Черты приспособленности к водной среде обитания.

а. обтекаемая форма тела

б. расчленненная форма тела

в. удлиненная форма тела

4. Чем отличается наземно-воздушная среда?

а. много кислорода и света

б. большие перепады температуры

в. большая плотность

5. Особенности почвы как среды жизни.

а. большая плотность

б. большое количество органических веществ

в. много света

6. В чем особенность организма как среды обитания?

а. постоянная температура

б. постоянная влажность

в. постоянное движение

7. Летние и зимние заморы не возникают в следующих средах жизни:

а) морских водоемах; б) озерах и прудах;  в) реках; г) почве.

8. Для повышения плавучести планктонные организмы обрели следующие приспособления:

а) увеличенные размеры тела;

б) уменьшенный размер и плотность тела;

в) уменьшенный размер и количество выростов тела;

г) медленная скорость движения в воде.

9. Совокупность организмов обитающих на дне водоемов называется:

а) бентос; б) нектон; в) планктон.

10. Почву как среду обитания сближает с водной средой:

а) температурный режим, пониженное содержание кислорода, наличие воды в разных

формах, присутствие солей и органических веществ;

б) световой режим, перепады давления, изменение гравитационной составляющей;

в) изменение солевого состава по временам года, сочетание плотности и давления грунтов;

г) одинаковое значение рН среды, одинаковый состав микрофауны и микрофлоры.

11. Совокупность живых существ обитающих у поверхности воды, на грани водной и воздушной среды называются:

а) планктон; б) бентос; в) нейстон; г) нектон.

12. Совокупность особей населяющих толщу воды и способных переноситься течением,

называется: а) бентос; б) планктон; в) нейстон.

13. Самая насыщенная (в пересчете на объем) жизнью среда:

а) почва; б) атмосфера; в) пресные воды; г) моря и океаны.

14. Паразитическим организмом не является:

а) фитофтора;

б) вирус табачной мозаики;

в) шампиньон, опенок луговой;

г) повилика, заразиха.

15. Самую большую скорость передвижения животные развивают:

а) в водной среде; б) в воздушной среде; в) в наземной среде; г) в почве.

16. Организмы, обитающие в толще воды и свободно плавающие, входят в группу:

а) нейстона; б) бентоса; в) нектона.

17. Если в реке началась массовая гибель рыбы, то наиболее вероятная причина этого

явления:

а) изменение скорости течения реки;

б) уменьшение содержания кислорода в воде;

в) изменение атмосферного давления;

г) увеличение концентрации озона в воздушной среде.

18. Эдафобионты - это:

а) обитатели грибов; б) обитатели водоемов; в) обитатели почв

19. В наибольшей степени подвержены воздействию радиации, колебаний температур

и силы ветров обитатели следующей среды:

а) водной; б) почвенной; в) наземно-воздушной; г) живых организмов как среды обитания.

20. Самое большое число видов животных, находящихся в анаэробных условиях, населяет:

а) водную среду;

б) наземно-воздушную среду;

в) почвенную среду;

г) живые организмы как среду обитания.

21. Из всех сред жизни наиболее богата по числу видов:

а) водная;

б) внутренняя среда живых организмов как местообитание;

в) наземно-воздушная; г) почва.

22. Первые живые обитатели Земли появились:

а) в почве; б) в наземной среде; в) в водной среде; г) в воздушной среде.

Задание 2.

Выберите признаки, характерные для специфических условий жизни в определенной среде.

Коды ответов:

1) Мягкий температурный режим

2) Достаточно высокая плотность среды

3) Сравнительно малая плотность среды

4) Ограниченность кислорода

5) Резкие изменения температуры

6) Различный солевой состав

7) Практически неограниченный запас пищи

8) Относительная стабильность условий

9) Практически полное отсутствие кислорода

10) Активное сопротивление среды обитания

11) Относительно постоянное количество кислорода

Ответы:

Наземно-воздушная среда-_________________

Водная среда-____________________________

Живой организм-_________________________

Задание 3.

Распределите предложенных животных по средам жизни

1. Пчела.

2. Планктон.

3. Кальмар.

4. Бактерии

5. Гремучая змея.

6. Дождевой червь.

7. Крот

8. Солитер.

9. Горный орел.

10. Сазан.

11. Вошь.

12. Дафния.

13. Кролик

14. Карась.

15. Комар.

16. Нематоды.

17. Слепыш.

A. Почва.

B. Наземно-воздушная.

C. Водная.

D. Живые организмы.

Задание 4.

Заполните пропуски, выбирая одно слово из пары в скобках.

Многоклеточным паразитам, обитающим в органах и тканях человека, ... (грозит, не грозит) высыхание; в среде их обитания колебания температуры, солености, давления ... (сильные, слабые); среда, в которой они обитают, для них химически ... (агрессивна, не агрессивна); они ... (имеют, не имеют) защитные покровы; они ...(имеют, не имеют) органы, связанные с поиском пищи; они ... (имеют, не имеют) слух; они ... (имеют, не

имеют) органы зрения; количество продуцируемых ими яиц ... (большое, не большое).

Задание 5.

Среда обитания:

1) древесина;

2) крона дерева;

3) пещера;

4) околоводные пространства;

5) река, озеро, море.

Животные: а) жук-типограф; б) речная выдра; в) тюлень-монах; г) белка-летяга; д) протей; е) северная слепоглазка (рыба); ж) игрунковая обезьяна; з) бобр.

Задание 6.

Условия обитания, влияющие на форму и размер тела рыб:

1) толща воды;

2) придонные слои;

3) водоросли;

4) поверхность океана.

Рыбы: а) скат; б) тунец, акула; в) летучая рыба, сарган; г) морской конек.

Задание 7.

Допишите определения

1. Выталкивающую силу воды определяет ее .........................

2. В водоемах ....................................................... режим воды более мягок, чем на суше.

3. Массовая гибель обитателей водоемов, вызванная нехваткой кислорода, называется………………

4. Морские организмы не могут жить в пресных водах так же, как и пресноводные — в морях, в основном из-за концентрации ..............................

5. Как по разнообразию биологических видов, так и по плотности заселения организмами самой насыщенной средой жизни является ....................

You might also like:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!