СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовые задания "Экология" для подготовки к экзаменам в 9 классе по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тестовые задания составлены на основе КИМ  сайта fipi.ru для подготовки к экзаменам в 9 классе по биологии

Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания "Экология" для подготовки к экзаменам в 9 классе по биологии»

Тест № 1.Экология

1. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. 

Объект

Тип отношений

актиния и рыба-клоун

симбиоз

акула и рыба-прилипало

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)угнетение 2) конкуренция 3) нейтрализм 4)нахлебничество

2. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. 

Целое

Часть

биоценоз

нервная система

нейрон

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1. биотоп 2. агроценоз 3. ареал 4. биосфера

3. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. 

Объект

Тип отношения

трутовик и берёза

паразитизм

мухомор и ель

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) нахлебничество 2) конкуренция 3) нейтрализм 4) симбиоз

4. Установите последовательность организмов в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр: 1) паук 2) скворец 3) наездник 4) растение 5) тля 6) ястреб

5. Установите последовательность звеньев цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1)рыба 2)растительный планктон 3)кашалот 4)осьминог 5)животный планктон

6. Установите последовательность этапов круговорота атмосферного азота. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) превращение атмосферного азота в нитриты и нитраты азотфиксирующими бактериями 2) образование в растениях белков и нуклеиновых кислот 3) выделение животными жидких продуктов обмена во внешнюю среду 4) поглощение растениями азотсодержащих веществ почвы 5) поедание животными растений

7. Установите последовательность событий при зарастании водоёма. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр

1) формирование леса 2) формирование луга 3) опускание погибших растений на дно и образование торфа 4) зарастание болота с краёв 5) обмеление водоёма и превращение его в болото

8. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое

Часть

биосфера

биоценоз

вид

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) популяция 2)ареал 3)животные 4) растения

9. Выберите пары организмов, в которых отношения развиваются по типу «паразит-хозяин». Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) чесоточный зудень - человек 2) яблоневая тля - божья коровка 3) малёк рыбы - жук-плавунец

4) рыба-прилипало - акула 5) бычий цепень - корова 6) белянковый наездник - гусеница бабочки-капустницы

10. Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) зёрна пшеницы 2) рыжая лисица 3) клоп вредная черепашка 4) степной орёл 5)обыкновенный перепел

11. Между какими организмами складываются взаимовыгодные отношения в природе? 1) рак отшельник – актиния 2)паук – клещ 3) ласка – горностай 4) лиса – заяц

12. Установите соответствие между организмом и средой, в которой он обитает. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ОРГАНИЗМ СРЕДА

А) личинка майского жука 1) водная

Б) личинка комара 2) почвенная

В) дождевой червь

Г)крот

Д)дельфин

Е) гидра

13. Факторы, выходящие за границы выносливости максимума или минимума, называют

1)нормой реакции 2)зонами угнетения 3)ограничивающими 4) оптимальными

14. Выберите правильно составленную пищевую цепь.

1) листья укропа личинка майского жука землеройка обыкновенный ёж

2) листья укропа обыкновенный ёж ястреб

3) листья укропа гусеница бабочки махаон большая синица ястреб

4) листья укропа → землеройка → обыкновенный ёж → ястреб

14. 15. Участок территории или акватории, в пределах которого в целях обеспечения охраны определённых видов постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности,- это 1) ботанический сад 2) зоопарк 3) заповедник 4) заказник

15. Прочитать, ответить на вопросы

СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ

Водная среда обитания была первой освоена организмами. Она имеет высокую плотность, давление, малое содержание кислорода. Высокая плотность создаёт опору для тела. Так, одноклеточные водоросли, простейшие, медузы имеют выросты на теле, увеличивающие площадь соприкосновения с водой, что обеспечивает их плавучесть. Другие водные обитатели, например рыбы, удерживают тело в толще воды при помощи плавательного пузыря. Сопротивление воды организмы преодолевают благодаря обтекаемой форме тела и плавникам. Недостаток кислорода в воде компенсируется жаберным дыханием или дыханием через поверхность тела.

Наземно-воздушная среда обитания характеризуется низкой плотностью и давлением, высоким содержанием кислорода. Ей присущи значительные перепады температуры и неравномерное распределение влаги. Обитатели наземно-воздушной среды имеют ряд общих черт строения. Так, у растений и животных развились опорные и проводящие системы, механизмы терморегуляции и дыхания, защитные образования, помогающие сберечь влагу. Большинство обитателей наземно-воздушной среды активно передвигаются, в связи с чем у них появились рычажные конечности, а у некоторых –– крылья и выросты, обеспечивающие полёт.

Почвенная среда обитания характеризуется высокой плотностью, отсутствием света, незначительными температурными колебаниями, низким содержанием кислорода и высоким –– углекислого газа. Для почвенных организмов характерны небольшие размеры тела, прочные кожные покровы, недоразвитость или отсутствие органов зрения.

Используя содержание текста "Среды обитания организмов", ответьте на следующие вопросы.

1) Какие приспособления имеются у животных, освоивших водную среду обитания?

2) Какие физико-химические особенности характерны для наземно-воздушной среды обитания?

3) Какая существующая в природе среда не упомянута в приведенном тексте?










Тест № 2.Экология

1. Изображённый организм в пищевой цепи является

1) только производителем органических веществ

2) только потребителем органических веществ

3) потребителем и разрушителем органических веществ

4) производителем и потребителем органических веществ

2. Укажите, какой из организмов пропущен в цепи питания:

… → карась → окунь → цапля.

1) водоросль 2) малёк пескаря 3) личинка стрекозы 4)улитка

3. Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

1) ястреб-перепелятник → славка черноголовка → листорез → листья дуба

2) славка черноголовка → листорез → листья дуба → ястреб-перепелятник

3) листорез → листья дуба → славка черноголовка → ястреб-перепелятник

4) листья дуба → листорез → славка черноголовка → ястреб-перепелятник

4. Вставьте в текст «Биотические отношения в природе» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

БИОТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРИРОДЕ

В течение длительной эволюции сформировались различные взаимоотношения организмов в природе. Так, полезные для одновременно двух видов взаимодействия называют __________(А). Примером являются отношения между цветковыми растениями и некоторыми __________(Б). Отношения нападающего и объекта охоты – это пример __________(В). В других случаях возможны косвенные взаимодействия. Они возникают тогда, когда виды используют одинаковые для жизни ресурсы, количество которых ограничено. Такие взаимодействия получили название __________(Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) квартиранство 2)насекомые 3) нахлебничество 4) хищничество 5) копытные 6)паразитизм

7) конкуренция 8)симбиоз

5. Тип взаимоотношений, который возникает между видами со сходными экологическими потребностями, – это

1) конкуренция 2) паразитизм 3) нахлебничество 4) хищничество

6. Какой метод борьбы с вредителями относят к биологическим?

1) внесение удобрений 2) опрыскивание растений ядовитыми веществами 3) привлечение насекомоядных и хищных птиц 4)обработка семян марганцовкой

7. Установите соответствие между признаком и видом сообщества, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК ВИД СООБЩЕСТВА

А)естественное происхождение 1) биоценозы

Б) богатое видовое разнообразие 2) агроценозы

В) источник энергии –– только Солнце

Г) регулируются человеком

Д) действие искусственного отбора

Е) неустойчивы

8. К какому типу отношений относят взаимоотношения гидр и дафний, живущих в одном водоёме?

1) симбиоз 2) хищник - жертва 3) паразит –– хозяин 4)конкуренция

9. Примером взаимовыгодных связей НЕ являются отношения между 1) львом и гиеной в саванне

2) водорослью и грибом в лишайнике 3) берёзой и подберёзовиком в лесу 4) клевером и шмелем на лугу

10. Для зайца-беляка абиотическим фактором является 1) лисица 2) ветер 3) ель 4)охотник

11. Между какими парами животных складываются конкурентные отношения в природе рак 1)отшельник –– актиния 2) паук – клещ 3) ласка – горностай 4) лиса – заяц

12. Какое животное обитает в водной среде? 1) ланцетник 2) малярийный плазмодий 3) дождевой червь 4)лебедь шипун

13. Какой экологический фактор служит сигналом к отлёту у насекомоядных птиц

1) низкие температуры 2) выпадение осадков 3) изменение окраски листьев 4)укорочение светового дня

14. Фактор, который ограничивает распространение земноводных, – это 1) атмосферное давление 2) концентрация кислорода в воздухе 3) освещённость 4) влажность воздуха

15. Какой характер имеют взаимоотношения клеща и волка в лесу? 1) симбиоз 2) хищник – жертва

3) паразит – хозяин 4) конкуренция

16. К какому типу относят взаимоотношения клубеньковых бактерий и бобовых

1) симбиоз 2) конкуренция 3) хищничество 4) нахлебничество

17. Тип взаимоотношений, при котором организмы одного вида живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида, не приводя к его гибели, называют 1) симбиозом 2)паразитизмом 3) нахлебничеством 4) хищничеством

18. Тип взаимоотношений, который возникает между видами со сходными экологическими потребностями, –– это 1) конкуренция 2) паразитизм 3) нахлебничество 4) хищничество

19. Для белки обыкновенной абиотическим фактором является 1) урожай семян ели 2) численность куниц

3) наличие в лесу старых деревьев с дуплами 4) высота снежного покрова

20. Примером действия какого экологического фактора является поедание животными молодых побегов лиственных деревьев в лесу? 1) абиотического 2) антропогенного 3) сезонного 4) биотического

21. Примером действия какого фактора является вылов рыбы, идущей на нерест 1) абиотического 2) антропогенного 3) сезонного 4) биотического

22. Воздействие друг на друга организмов одного или разных видов относят к факторам

1) биотическим 2) абиотическим 3) антропогенным 4) ограничивающим

23. Между какими парами организмов складываются симбиотические отношения

1) акула и рыба-прилипало 2) берёза и гриб трутовик 3) берёза и гриб подберёзовик 4) паук и муха

24. С каким из перечисленных организмов у берёзы могут сложиться симбиотические

1) гриб трутовик 2) подберёзовик 3) белка 4) бабочка берёзовая пяденица

25. Факторы, снижающие жизнеспособность организмов, называют

1) ограничивающими 2) экологическими 3) сезонными 4) стихийными

26. Рассмотрите схему пищевой сети. К какой функциональной группе пищевой сети на рисунке относят золотого орла? 1) потребители I 2) потребители II 3) производители 4) разрушители


































































?