СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовые задания по литературе 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тестовые задания по литературе 6 класс

Просмотр содержимого документа
«КР лит 6 кл Пушкин»

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина 6 кл.

1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина

а) 1799-1937 б) 1814 – 18412 в) 1799 – 1837


2. В каком городе родился А.С. Пушкин?

а) Москва б) Петербург в) Царское Село


3. Какое учебное заведение окончил А.С. Пушкин?

а) Московский университет б) Царскосельский лицей в) Петербургский пажеский корпус


4. Первое печатное стихотворение А. С. Пушкина

а) «И.И. Пущину» б) «Няне» в) «Другу стихотворцу»


5. Из каких стихотворений А.С.Пушкина эти строки? Напишите названия стихотворений и дополните пропущенные слова

а) Зовет меня ……………………и ………………….. своим

И вымолвить хочет: ………………………………….

б)Молю святое провиденье:

Да голос мой …………………………………………..

Дарует то же …………………………………………….,

Да озарит он заточенье

Лучом ……………… …………………………. дней!

в) Под голубыми……………………………………

……………………………………. коврами,

Блестя на солнце, ……………………….. ……………………………………


6. Найдите эпитеты в следующих строчках:

а) …день чудесный! еще ты дремлешь, друг прелестный…

б) На мутном небе мгла носилась, Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела…

в) Мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, твой колокольчик огласил


7. Найдите сравнения:

а) Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела

б) Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит


8. Назовите двусложные размеры стиха_________________________________________________________


9. Определите, о каком герое идет речь:

а) Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губернии… Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени.________________________________________________

б)…отставной поручик гвардии, был ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал его, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе.__________________________________________________

в)… который прибыл в Покровское во время происшествий, нами описываемых.Он понравился Кириле Петровичу своей приятной наружностью и простым обращением. Он представил Троекурову свои аттестаты и письмо от одного из родственников Троекурова, у которых 4 года жил он гувернером.______________________


10. Что такое композиция литературного произведения?

а) это большое повествовательное произведение, отличающееся множеством действующих лиц и разветвленностью сюжета

б) это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов

в) это последовательность и связь событий в художественном произведении


11. Назовите положительных героев романа Пушкина «Дубровский». Чему можно у них поучиться?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Просмотр содержимого документа
«itogovaya_rabota_po_literature_6_klass_po_korovinoy_0»

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ( 6 класс)

ВАРИАНТ 1

  1. Пословица – это :

1.краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

2.краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

3.выражение насмешки.

  1. Какой из этих размеров стиха является двусложным:

1)дактиль, 2) ямб, 3) анапест?


  1. Назовите имя русского баснописца:

  1. М.В.Ломоносов

  2. В.А.Жуковский

  3. И.И.Дмитриев

  4. А.П.Платонов


  1. Произведение А.С.Пушкина «Дубровский»:

  1. Это повесть

  2. Это рассказ

  3. Это роман

  4. Это новелла

  1. Тема рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» :

1.встреча одноклассников

2.неравноправие людей

3.приспособленчество

  1. Назовите стихотворение М.Ю.Лермонтова:

  1. «Зимнее утро»

  2. «Узник»

  3. «И.И.Пущину»

  4. «Три пальмы.»

  1. От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:

  1. От лица самого Тургенева

  2. От лица охотника

  3. От лица крестьян

  4. От лица помещиков.

  1. Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:

  1. Автор, который повествует о событиях

  2. Крестьянские дети

  3. Взрослые крепостные крестьяне

  4. Помещики

  1. Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

  1. А.А.Фет

  2. Ф.И.Тютчев

  3. А.С.Пушкин

  4. М.Ю.Лермонтов.

  1. Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:

  1. Дубровский и Маша

  2. Сильвио и графиня Б..

  3. Грей и Ассоль

  4. Ромео и Джульетта


11. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1)П. Мериме а) « Железная дорога»

2) В.Г. Распутин б) «Уроки французского»

3) А.С. Пушкин в) «Барышня-крестьянка»

4) Н.А.Некрасов г) «Маттео Фальконе»


12.Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «Мужичок-в-мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

2) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»

3) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...»


13. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Марья Кириловна а) «Дубровский»

2) Грэй б) «Кладовая солнца»

3) Настя и Митраша в) «Алые паруса»

4) Лидия Михайловна г) «Уроки французского»


14. Какой художественный приём использует автор:

Неохотно и несмело

Солнце СМОТРИТ на поля…..( Ф.И.Тютчев)


15. Какой художественный приём использует автор:

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит... (Н.А. Некрасов)


16. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1- «Уроки французского»

2- «Кладовая солнца»

3- «Тринадцатый подвиг Геракла»

4- «Срезал.»


17 Кто автор «Илиады»:

1- Гомер

2- Софокл

3- Еврипид

4- Аристофан


18. Выберите определение, соответствующее понятию «Аллегория»:

1) построение художественного произведения;

2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты





ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ( 6 класс)

ВАРИАНТ 2

1. Поговорка- это

1.меткое , яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

2.вид художественного произведения

3.сказания, передающие представления древних народов о мире.

2. Какой из этих размеров стиха является трехсложным:

1.хорей

2. амфибрахий

3. Ямб

3. . Определите жанр произведения Н.С.Лескова «Левша»:

1.Сказка, 3. сказ

2. притча, , 4. рассказ.

4.Тема стихотворения « Железная дорога»

Н.А. Некрасова:

1.любовь к Родине

2. быт и нравы крестьян при крепостном праве

3.тяжелый труд крепостных

5.Назовите имя русского баснописца:

1- И.И.Дмитриев

2- В.А.Жуковский

3- А.А.Блок

4- В.М.Шукшин

6. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1- «Тринадцатый подвиг Геракла»

2- «Маленький принц»

3- «Уроки французского»

4- «Срезал»

7.Повествование в произведении « Кладовая солнца» ведется от лица:

1. Митраши 3.Насти

2.геологов 4.жителей деревни

8.Произведение Грина «Алые паруса» относится:

1- К романтическим произведениям

2- К реалистическим произведениям

3- К фантастическим произведениям

4- К приключенческим произведениям.

9. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1. А.П.Чехов а. «Дубровский»

2.А.С.Пушкин б. « Толстый и тонкий»

3. В.М.Шукшин в. « Бежин луг»

4. И.С.Тургенев г. « Срезал»

10. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.


1) «......была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы......отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки....»

2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...»

3) «.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».


11. Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

1- А.С.Пушкин

2- А.А.Фет

3- Ф.И.Тютчев

4- М.Ю.Лермонтов.

12. Главные герои произведения А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»:

1- Дубровский и Маша

2- Алексей и Лиза

3- Ромео и Джульетта

4- Грей и Ассоль

13. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1)Платов а) «Левша»

2) Ассоль б) «Конь с розовой гривой»

3) Санька в)«Дубровский»

4)Троекуров г) «Алые паруса»

14. Какой художественный прием использует автор:

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. ( А.А.Ахматова)


15. Какой художественный приём использует автор:

С ней ШЕПЧЕТСЯ ветер, зеленые ветви лаская…

( М.Ю. Лермонтов)


16. Назовите стихотворение А.А.Фета:

1. «Зимнее утро»

2. «Листья»

3. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

4. «Утес»


17 Кто автор «Одиссея»:

1- Еврипид

2- Софокл

3- Гомер

4- Аристофан


18. Выберите определение, соответствующее понятию: « Антитеза»

  1. выражение , употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

  2. противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.

  3. Изображение одного предмета путем сравнения его с другим


Ключи к итоговой работа по литературе 6 класс




Вариант 1



1. 1

2. 2

3. 3

4. 3

5. 3

6. 4

7. 2

8. 2

9. 1

10. 3

11. 1-г , 2-б, 3-в, 4-а

12. 1- Митраша ( Пришвин « Кладовая солнца)

2. Левша ( Лесков « Левша»)

3. Троекуров – старший ( Кирила Петрович)

( Пушкин « Дубровский»)

13. 1-а, 2 -в, 3- б, 4-г

14. Олицетворение

15. Сравнение

16. 3

17. 1

18. 3



Вариант 2



  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 3

  5. 1

  6. 1

  7. 2

  8. 1

  9. 1-б, 2-а, 3-г, 4-в

  10. 1. Настя ( Пришвин « кладовая солнца»)

2. Лидия Михайловна – учительница фр.языка ( Распутин « Уроки фр.языка»)

3. Владимир Дубровский ( Пушкин « Дубровский»)

  1. 2

  2. 2

  3. 1-а, 2-г, 3-б, 4-в.

  4. Эпитет

  5. Олицетворение

  6. 3

  7. 3

  8. 2

























Просмотр содержимого документа
«plan_analiza_stih._6_kl»

План анализа стихотворения для 6 класса.



1. Автор и название стихотворения ( если известно – указать, в какой сборник входит).

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).

3. Эмоциональная окраска (настроение , которым проникнуто стихотворение).

4. Общая тематика стихотворения (пейзажная,  общественно-политическая,   любовная, философская лирика…).

5. Тема стихотворения ( то, о чём…)

6. Идея стихотворения (то , для чего написано, что хотел сказать нам автор , какую мысль донести , к чему призвать…)

7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать  «ключевые» слова и образы ) ?

8. Тропы - слова и обороты, которые употребляются  в образном (переносном) значении.



Просмотр содержимого документа
«кКР лит 6 кл Лермонтов»


Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, 6 класс

Вариант 1

  1. А) Где и когда родился М. Ю. Лермонтов? ____________________________

Б) За какое стихотворение М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ?

______________________________________________________

В) С какими литературными местами связано имя Лермонтова?

_____________________________________________________________

Г) Напишите названия произведений М. Ю. Лермонтова _______________________________________________________________________

  1. Назовите автора стихотворения и его название. Запишите пропущенное слово:

Дубовый листок оторвался от ветки___________

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя;

И вот докатился до ____________ моря.

______________________________________________

  1. Напишите анализ одного из стихотворений М. Ю. Лермонтова (на выбор учащегося) по плану:

  1. История создания.(название, дата написания, мотив)

  2. Построение (композиция)стихотворения: части, главы, смена настроения.

  3. Тема и идея стихотворения.

  4. Какие картины возникают при чтении? Образы, герои стихотворения.

  5. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

  6. Рифма (смежная, перекрёстная, кольцевая), размер (двусложный: ямб, хорей; трёхсложный: дактиль, амфибрахий, анапест).

  7. Ваше впечатление от прочтения стихотворения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«сочинение 6 кл о Лермонтове»

Сочинение Мое любимое стихотворение Лермонтова

Тучи 6 класс


Михаил Юрьевич Лермонтов входит в число русских авторов, которые внесли огромный вклад в развитие русскоязычной поэзии и прозы. Он написал крупное количество стихотворений. Темы его творчество совершенно разнообразны. Ими являются и темы любви к женщине, родной природе, России. Также важное внимание уделено теме человеческих чувств, переживаний. Лермонтов вообще постоянно находился в состоянии творческой тревожности, ведь он был все-таки поэтом.

Моим любимым поэтическим произведением данного автора является стихотворение, которое называется «Тучи». Михаил Юрьевич написал его в 1840 году весной. Это было днем отъезда в очередную ссылку на Кавказ. Кто знал, что через несколько месяцев поэта не станет, а его память будет увековечена его стихами.

Темой данного литературного творения является одиночество, изгнание, которые свойственны поэзии Лермонтова. Это стихотворение преисполнено различными образами.

 Не зря это стихотворение было размещено в конце сборника Михаила Юрьевича. Оно словно бы поставило точку в его войне с отстраненностью и непринятием его общественностью.

Под образами туч подразумевается сам автор и его лирический герой. Против своей свободы он покидает родину и должен вновь отправиться на Кавказ. Лермонтов чувствовал, что вот-вот наступит финал.

Стихотворение можно отнести к философской лирики. Имеются элементы элегии. Олицетворение, сравнение, антитеза и эпитеты – вот те самые средства выразительности, которые использовал автор для более точного создания нужной атмосферы для стихотворения.

«Тучи» - мое любимое творение Лермонтова.



Сочинение Мое любимое стихотворение Лермонтова

Тучи 6 класс

Очень люблю это стихотворение. Вообще, люблю природу, особенно небо, облака… Автор так нежно обращается к тучам. Они для него тоже живые, настоящие. Только они ему не отвечают. Лермонтов про них сам всё придумывает…

Михаил Юрьевич называет их странниками. И он прав, ведь они так и ходят, так и бегают по небу. Мне тоже так иногда кажется, а ещё мне кажется, что они плачут. И это не идёт какой-то Дождь, это тучки устают и плачут. Но они тают, падают на землю и становятся ручейками, озерами и морями. А после им надоедает земля, они снова испаряются в небо. Это точно так! Нам рассказывали на «Окружающем мире», а ещё в учебнике я читал. Это круговорот воды в нашей природе.

В общем, люблю тучи, считаю их живыми. Ещё в стихотворении мне нравится торжественный, даже «загадочный» язык. Такие слова красивые поэт использует! Изгнанники, клевета, тяготит… Даже не всё всегда я понимаю, но ощущение создаётся необыкновенное. Конечно, это довольно древнее стихотворение, но чувства, как говорят, не стареют. Ощущение оно передаёт классно!

И это такой разговор с тучами, где автор сам и вопросы задаёт, и отвечает… Может быть, он мог понять ответы по форме туч? Мне бы хотелось в это верить. Или это просто было ощущение Лермонтова от вдохновения. Но поэты они как волшебники иногда чувствуют природу (и людей тоже) очень тонко.

Так мне нравится, что тучам живётся даже лучше, чем людям в этом круговороте. У них нет страстей (тоже красивое слово), нет страданий, но зато они свободны. Так здорово, что они могут мчаться с ветром, куда только захотят.

В стихотворении много-много вопросов, будто Лермонтов берёт интервью у туч, а они почти не отвечают – гордо мимо проплывают. Но на них даже нельзя злиться. Они как известные певцы, которым немного уже надоели фотографы, журналисты… Но на фанатов они не ругаются, любят народ.

Когда я смотрю на тучи, то всегда теперь вспоминаю это стихотворение. Кстати, я даже его выучила, даже читала гостям. Я старалась передать то самое чувство. Кажется, у меня очень хорошо получилось – всем понравилось.


Сочинение Мое любимое стихотворение Лермонтова Утес 6 класс

М.Ю. Лермонтов – великий поэт с непростой судьбой, отраженной в его творчестве. Каждое его стихотворение по-своему прекрасно. Его лирический герой всегда олицетворяет самого поэта. «Утес» – мое любимое стихотворение.

«Утес» относится к позднему творчеству автора. Он написан незадолго до преждевременного ухода из жизни выдающегося поэта. Литературные критики это произведение относят к пейзажно-философской лирике. Лермонтов искренне восхищался природой Кавказа, любовался горами. Поэт тонко чувствовал окружающий мир и каждый камень для него был живым. В стихах изображена южная природа, но угадываются философские темы. Я думаю, что это стихотворение прежде всего о людях и их взаимоотношениях друг с другом.

Мне очень жалко одинокий старый утес, которого покинула юная и ветреная тучка. Ведь тем, что она ненадолго скрасила его одиночество, она подарила ему надежду на счастье и радость. Древний камень многое повидал в своей жизни, но всегда был одинок. Он не может двинуться с места. А легкая тучка может полететь куда угодно, был бы ветерок. Ей не хочется сидеть на месте, когда в мире столько интересного. Она наивна и беспечна, вольна и свободна. Поэтому тучка и не задумывается о «влажном следе», который она оставила в душе утеса. Ей нужен был лишь ночлег и временная защита.

Мне кажется душевная гармония древнего утеса была нарушена коротким присутствием тучки. Если бы ее не было вообще, он так бы остро не ощущал своего одиночества.

Эти стихи о любви и дружбе. Как часто люди не задумываются как отзываются их поступки в душе других людей, какие у них рождаются чувства и эмоции. Многие себя ведут как эта маленькая тучка. Не желают зла, но и думают лишь о себе, своем комфорте. И вокруг столько одиноких людей, о которых окружающие вспоминают, когда им самим что-то нужно.

Я думаю в этом стихотворении отражены тяжелые эмоциональные переживания самого автора. Несмотря на юный возраст, М.Ю. Лермонтова постоянно посещали тягостные мысли о настоящем и будущем. Душевно он был гораздо старше своего возраста. Главный мотив этого стихотворения, как и многих других, – это одиночество лирического героя.


Сочинение по стихотворению Лермонтова Листок 6 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий поэт и драматург. Его творчество покоряет сердце, он один из тех, кто в своем творчестве, опирается на образ природного мира. Последние годы жизни Михаила Юрьевича были расцветом его поэтической  карьеры. В этот период он размышления о жизни и его переосмыслений, нашли отражение в его творчестве.

В стихотворении прослеживаться мотив одиночества и изгнания. Стихотворение «Листок» написано и опубликовано ранней весной 1841 года. Герой ассоциирует себя с дубовым листком, на участь которого выпало много жизненных трудностей («Засох и увял он от холода, зноя и горя»). Сквозь испытания герой оказывается у Черного моря, где его встречает чинара. В этом моменте автор использует такой художественный прием выразительности, как олицетворение, создавая величественный, женственный, а с другой стороны жестокий образ дерева.

Так же автор применяет прием противопоставления. Он сравнивает чинару и одинокого странника. Чинара, окружена солнцем, райскими птицами, она не представляет другой жизни, она всегда находилась в этом дивном мире. Лермонтов очень красочно описывает ее красоту («меж листьев своих изумрудных»). Хотя за ее маской внешней красоты, она показывает герою свой жестокий внутренний мир. Дубовый листок же был вынужден скитаться, бродить по белому свету, оставив свой родной дом («оторвался от ветки родимой»).  Герой пытается найти приют на юге, перенося на образ самого Лермонтова, он возвращается на Кавказ. Чинара в своем последнем слове дает понять страннику, что он ей не нужен. Это прощальное слово за могущей красавицей дает понять, что последняя надежда угасает.

Произведение полно красочными средствами художественной выразительности: олицетворение («эпитетами («в отчизне суровой»), метафорами («увял я без сна»).

Финал стихотворения заканчивается довольно печально. Ведь странник, не находит приют. Герой обречен на страдания. Странник теряет ту тонкую нить на обретение покоя и внутреннего счастья. Ожидание мечты и реальности отражает безверие самого поэта в свои собственные силы.

Сочинение 2 по стихотворению Лермонтова Листок 6 класс

Лермонтов написал огромное количество разных произведений. И во многих своих произведениях он затрагивает образ природы. Кроме этого многие его произведения хватают за душу читателей.

В произведении «Листок» затрагивается тема не только одиночества, но и изгнания. Написано оно было на Кавказе, когда Лермонтов находился там в отпуске. Автор сравнивает себя с тем самым листком, на который упало огромное количество разных испытаний, и которые нужно было решать прямо сейчас и не откладывать на потом. Кроме этого здесь автор использует еще и олицетворение и создает не только женственный образ, но и вместе с тем жестокий образ дерева. Испытания приводят его к Черному морю, где он встречается с чинаром.

Здесь же используется и еще один метод и называется он противопоставление. Автор сравнивает чинара и одинокого странника. Вокруг чинары всегда находится большое и яркое солнце, также рядом с ней летают постоянно разные птицы. И другой жизни она совсем не представляет, да и не нужно ей этого. А вот за всем этим Лермонтов показывает жестокий внутренний мир. Листок никогда не имел своего родного дома, где бы мог спокойно жить. И поэтому ему приходится постоянно находится в скитаниях. Сначала он переносится на юг, а потом на Кавказ, где находился сам Лермонтов. А немного позже чинара своими выходками дает понять, что он ей больше не нужен и она легко может обойтись и без него.

В произведении имеется огромное количество разных эпитетов и метафор, при помощи которых можно красиво и ярко описать все события данного стихотворения.

А вот финал произведения приводит всех к печальному известию. Оказывается, сколько бы странник не скитался по разным местам и странам, но приюта он нигде так обрести и не смог. Именно поэтому страданий ему не избежать, как бы это ему не хотелось. Постепенно у него теряется покой и счастье. Но не смотря на это он все-таки уверен в том, что у него найдутся еще силы для того чтобы все это исправить и в корне поменять свою жизнь. Этого же хотелось и Лермонтову. И он был уверен, что у него еще будут силы для того чтобы поменять свою жизнь в другую сторону, вот только времени на это было уже очень мало, да и смерть уже давно ходила за ним по пятам.























1 вариант сочинения «Три пальмы» Лермонтова

       Михаил Юрьевич Лермонтов — мой любимый поэт. В его стихах мне слышатся то призыв к действию, неукротимая жажда жизни, то одиночество и скрытая печаль. Волнует поэта и философский вопрос о смысле бытия, который он ставит перед нами в своем стихотворении «Три пальмы». Всю свою жизнь М. Ю. Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления, раскрывает перед нами самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир.

Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение «Три пальмы».

Действие происходит на фоне прекрасной восточной природы.

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли, —

пишет поэт. И нам сразу представляются раскидистые высокие красавицы, которые берегут под «кущей зеленой», дарящей отдых и прохладу, ленточку ручейка с холодной водой. Многие годы журчал студеный родник, а роскошная листва ждала под свою тень уставшего путника. Но никто не приходил к пальмам и не склонялся к живительному ручью, напрасно ждали они странника, который, утомившись от зноя, остановился бы отдохнуть в тени деревьев, с благодарностью приник к «влаге студеной» родника. «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?» — обращаются пальмы к Богу, недовольные своей несправедливой судьбой. И что же ждет их в ответ? Небо услышало мольбу: вдали появился долгожданный караван.

Устроились путники отдохнуть в тени деревьев, наполнили кувшины водой из родника. Казалось бы, оправдались наконец долгие годы ожидания. Но, лишь только спустился вечер, жестокие люди срубили под корень деревья. Дети оборвали зеленую листву, сами пальмы были безжалостно изрублены, «и медленно жгли их до утра огнем». А утром караван спокойно продолжил свой путь, оставив после себя лишь бесплодную почву. И что же мы видим теперь? Вместо зеленой сени листьев, «ныне все дико и пусто кругом». Не с кем пошептаться роднику. Он уже не струится, как прежде, журча холодной волной.

Напрасно пророка о тени он просит —

Его лишь песок раскаленный заносит...

Так бессмысленно погибли гордые пальмы, которые видели смысл всей своей жизни в том, чтобы радовать глаз, дарить влагу и прохладу среди знойной песчаной пустыни. Красота, которая существовала в этих краях долгие годы, была уничтожена в один момент. Разве задумались эти люди, что оставили они после себя? Такая жестокость людей непростительна!

Стихотворение «Три пальмы» удивляет своей красочностью и силой. Большое впечатление произвело оно и на выдающегося русского критика В. Г. Белинского. «Какая образность! — так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина — так и блестит все яркостью восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе...», — писал он. В Сирии это стихотворение Лермонтова переведено на арабский язык, и дети в школах учат его наизусть.



Просмотр содержимого документа
«тест литер.19 век 6 кл»

Произведения XIX века. Итоговый тест. 6 класс.

1.Кто предложил А.С.Пушкину поступать в Царскосельский лицей?

А) Сперанский б) Тургенев в) Гоголь

2.Число выпускников первого выпуска в Царскосельском лицее?

А) 30 б) 29 в) 19

3. Кто одевал синий двубортный сюртук с красным стоячим воротником, с красным кантом на манжетах, суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, панталоны,полусапожки?

А) воспитанники Царскосельского лицея б) Гоголь в) ученики гимназий

4. Номер комнаты Пушкина в лицее?

А) 15 б) 16 в) 14

5. Чем прославилось 19 октября 1811 года?

А) День основания лицея б) Смерть Пушкина

6. С какого произведения взяты строки

Мой первый друг, друг мой бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальный снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил?

А) «Зимнее утро» б) «Узник» в) «И.И.Пущину»

7. Заполните пропуски

Сижу за решеткой в темнице …

Вскормленный в …. орел …

Мой грустный … , махая крылом,

Кровавую … клюет … … .

8. В каком стихотворении А.С.Пушкина встречается богиня утренней зари Аврора?

А) «Зимнее утро» б) «Руслан и Людмила» в) «И.И.Пущину»

9. Что такое антитеза?

10. Первоначальное название романа Пушкина «Дубровский»?

А) «Нащокин» б) «Островский» в) «Пущин»

11. Чей дом был полон гостями, готовыми утешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные увеселения?

А) Троекурова б) Дубровского в) Пушкина

12. Кем выпустился Владимир Дубровский из кадетского корпуса?

А) корнетом б) офицером в) прапорщиком

13. В какой церкви отпели Дубровского старшего?

А) в троекуровской б) в кистеневской

14. Фамилия Егоровны- няни Дубровского?

А) Бузырева б)Троекурова в) Егорова

15. Сколько глав в романе «Дубровский»?

А) 20 б) 18 в) 19

16. Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов называется …

А) антитезой б) композицией в) текстом

17. Последовательность и связь событий в художественном произведении называется

А) сюжетом б) композицией в) романом

18. Первое законченное прозаическое произведение А.С.Пушкина, созданное в Болдинскую осень 1840г. ?

А) «Выстрел» б) «Повести Белкина» в) «Барышня-крестьянка»

19. Как звали бабушку М.Ю.Лермонтова?

А) Е.А.Арсеньева б) Ганнибал в) Г.Вишневская

20. В какой класс был принят М.Ю.Лермонтов в Благородный пансион?

А) в 3 б) в 5 в) в 4

21. Любимый учитель М.Ю.Лермонтова?

А) С.Е.Раич б) Жан-Пьер-Келлет-Жандро

22. На каком музыкальном инструменте играл М.Ю.Лермонтов?

А) на пианино б) на скрипке в) на виолончели

23. В какое учебное заведение не смог поступить М.Ю.Лермонтов?

А) в Императорский Санкт-Петербургский университет

Б) в Московский университет в) в Царскосельский лицей

24. В каком жанре написано произведение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»?

А) эссе б) баллада в) стихотворение

25. В каком стихотворении есть антитеза (листок и чинара)?

А) «Листок» б) «Утес» в) «Три пальмы»

26. Инициалы Тургенева?

А) А.С. б) М.Ю. в) И.С.

27. Всем известно, что аллея в саду Тургеневых была знаменита во всей округе. Причина? А) римская цифра XIX б) любили отдыхать все писатели – друзья поэта

28. Три университета, в которых учился Тургенев?___________________________

29. В какое время года происходит действие в рассказе «Бежин луг» ?

А) осень б) лето в) весна

30. Кто умирает в рассказе «Бежин луг»?

А) Павел б) Костя в) автор

31. Основная тема творчества Ф.И.Тютчева?

А) Свобода б) Природа в) Любовь

32. Из какого стихотворения следующие строки?

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Все выше, дале вьется он

И вот ушел за небосклон.

А) «Неохотно и несмело» б) «Листья» в) «Коршун»

33. Годы жизни А.А.Фета?

А) 1817-1900 б) 1820-1892 в) 1820-1883

34. В каком стихотворении А.А.Фета есть призыв к учению и поэтический призыв?

А) «Учись у них - у дуба, у березы» б) «Еще майская ночь»

35. Кому принадлежит следующий эпиграф?

Воля и руд человека

Дивные дивы творят … А) Н.А.Некрасову б) А.А.Фету в) А.С.Пушкину

36. Герои произведения Некрасова?

А) герои-труженики б) рабочие в) декабристы и их жены

37. Назовите произведение, откуда взяты следующие строки

Раз у отца, в кабинете, Саша портрет увидал, Изображен на портрете Был молодой генерал.

38. Самое известное произведение Н.С.Лекова?________________________

39. Сколько глав в сказе «Левша» ?

А) 18 б) 19 в) 20

40. Кто такой праведник?__________________________________________________

41. Псевдоним А.П.Чехова?________________________________________________

42. Сколько произведений написал А.П.Чехов в 1885 году?_____________________

43. Где встречаются герои произведения «Толстый и Тонкий» ?

А) на вокзале Николаевской железной дороги Б) на улице в) в больнице

44) Знаменитая фраза в рассказе А.П.Чехова «Толстый и Тонкий» ?

___________________________________________________________________________