ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПО БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ
«КОЖА», 9 класс
«ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БИОЛОГИЯ»
(Базовый уровень; для 5-9 классов образовательных организаций) Рекомендована решением научно-методического совета ГБОУ ДПО "ДОНРИРО" (протокол от 11.08.2022 № 3)
Разработала: слушатель КПК «Проектирование
учебной деятельности на основе результатов
оценивания качества образования в условиях
реализации требований ГОС предметов «Химия» и «Биология»
Пащенко В.В., учитель биологии «Школа№2
им. Героя Советского Союза
Ю.М. Двужильного г. Донецка»
СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
1. Работа предназначена для проведения процедуры тематического контроля достижений обучающихся 9 класса по предмету «Биология» тема «Кожа».
2. Содержание и структура работы разработаны на основе следующих документов:
1) Государственного образовательного стандарта основного общего образования (ГОС ООО, Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №22-НП от 30.03.2022 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования»)
2) Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО, Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №586 от 18.07.2022 «Об утверждении Примерной основной образовательной программы основного общего образования».
3) Планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. (Примерная рабочая программа основного общего образования «БИОЛОГИЯ» (Базовый уровень; для 5-9 классов образовательных организаций) Рекомендована решением научно-методического совета ГБОУ ДПО "ДОНРИРО" (протокол от 11.08.2022 № 3).
3. Цель тестирования: Определение уровня сформированности УУД учащихся 9 класса по предмету «Биология», теме «Кожа».
4. На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ГОС основного общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Биология» для проведения тематического контроля индивидуальных достижений обучающихся 9 класса по теме: «Кожа». В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня.
5. Распределение заданий по основным вопросам темы:
Вопросы | Количество заданий |
Строение и функции кожи. Кожа и её производные. | 5 |
Кожа и терморегуляция. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Закаливание и его роль. Способы закаливания организма. | 4 |
Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. | 2 |
Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях | 2 |
Время выполнения работы
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – 1 - 2 минуты;
2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 4 минут;
3) для задания высокой сложности – 5 минут
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение итоговой работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из трех частей, включающих тринадцать заданий в состав которых входят:
Часть А: пять тестовых заданий закрытой формы с одним, двумя, тремя, четырьмя правильными ответами;
Часть В: два задания открытой формы на которые следует дать развернутый ответ. При
выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему;
Часть С содержит:
два задания на соответствие;
два – на правильную последовательность;
два – на причинно-следственную связь.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Часть А:
I. Выберите один правильный вариант ответа из предложенных Каждое из заданий части А оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания:
1. Загар образуется при:
А) избытке кожного сала;
Б) расширении потовых желез;
В) увеличении количества пигмента в эпидермисе;
Г) увеличении количества пигмента в дерме.
2. Кровеносные и лимфатические сосуды расположены в
А) дерме;
Б) жировой клетчатке;
В) наружном слое эпидермиса;
Г) глубоком слое эпидермиса.
II. Выберите два правильных варианта ответа из предложенных:
3. Важно очищать кожу, так как грязь;
А) способствует усиленному потоотделению;
Б) разрушает поверхность кожи;
В) закупоривает протоки сальных и потовых желез;
Г) способствует проникновению в кожу ядовитых веществ.
III. Выберите три правильных варианта ответа из предложенных:
4. Где находятся рецепторы кожи?
А) эпидермальном слое кожи;
Б) собственно коже (дерме);
В) подкожной жировой клетчатке;
Г) потовых железах.
IV. Выберите четыре правильных варианта ответа из предложенных:
5. Какие функции выполняет кожа:
А) защитную;
Б) регуляторную;
В) выделительную;
Г) терморегуляторную;
Д) опорную;
Е) всасывающую;
Ж) энергетическую.
Часть В:
I. Дайте правильный развернутый аргументированный ответ на открытый вопрос. За каждое верно выполненное задание ставится 3 балла:
1) Почему при интенсивной физической работе или занятиях спортом тело человека разогревается? Какую роль играет потоотделение в этом случае?
2) В чем состоит роль кожи в жизни человека? Раскройте не менее четырех функций. Укажите, какие структуры выполняют эти функции.
Часть С:
Выставляется 2 балла за полное правильное выполнение, 1 балл за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры), 0 баллов во всех остальных случаях.
I. Установите соответствие:
1) между характеристикой слоя кожи и его названием:
ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЯ КОЖИ СЛОЙ КОЖИ
А) обеспечивает запасающую функцию кожи 1) подкожная жировая клетчатка
Б) состоит из жировой соединительной ткани 2) собственно кожа (дерма)
В) наиболее глубоко расположенный слой кожи
Г) содержит рецепторы
Д) кровеносные и лимфатические сосуды
Е) содержит потовые и сальные железы
2) между слоями кожи и особенностями их строения и функциями:
2) Установите соответствие между слоями кожи и особенностями его строения и функциями.
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ СЛОЙ КОЖИ
1. Клетки постоянно отмирают и слущиваются А) эпидермис
2. Выполняет теплоизоляционную функцию Б) подкожная клетчатка
3. Образован в основном соединительной тканью
4. Состоит из клеток жировой ткани
5. Клетки содержат пигмент, защищающий от ультрафиолета
6. Основная ткань – эпителиальна
II. Задания на установление правильной последовательности. Выпишите правильную последовательность по каждому из двух заданий.
1) Установите правильную последовательность мер оказания первой медицинской помощи при солнечном ударе:
А) В тяжелых случаях – вызов врача, срочная госпитализация
Б) Холодный компресс на голову. Обертывания мокрой простыней (вода должна быть холодной). Если пострадавший в сознании, дать выпить холодной воды
В) При наличии признаков клинической смерти – проведение реанимационных мероприятий
Г) Вынести в затененное место. Освободить от одежды
Ответ: ______________________________________________________________________
2) Установите правильную последовательность мер оказания первой медицинской помощи при термическом ожоге:
А) Освободить место ожога от одежды, если она есть. При этом недопустимо стягивать одежду, т.к. можно еще больше повредить кожу (при необходимости ткань следует разрезать);
Б) Наложить нетугую стерильную повязку на поврежденный участок кожи, при этом не следует использовать вату, т.к. ее волокна довольно сложно удалить с раневой поверхности;
В) Обработать пораженное место антисептиком. Можно использовать противоожоговые средства, допускается обpaбатывать обожженную поверхность спиртом. Нельзя применять йод, раствор марганцовокислого калия, а также масло, жирные мази и кремы – то, что препятствует воздухообмену;
Г) Поместить обожженное место под проточную холодную воду на 10-20 минут или приложить холодный компресс. Недопустимо использовать для охлаждения кожи лед, т.к. к ожогу может добавиться обморожение тканей;
Д) При интенсивной боли дать пострадавшему обезболивающее средство. Можно использовать Парацетамол, Аспирин (детям его давать нежелательно), Нимесил, Нурофен и т.п.
Ответ: ______________________________________________________________________
III. Задания на установление причинно-следственной связи:
1) Вставьте в текст «Кожа» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем выпишите получившуюся последовательность цифр (по тексту)
1. В эпидермисе находятся ____________ и ____________ клетки. 2. Во втором слое кожи расположены ___________ и _________ железы, ______________ сосуды, ___________ окончания. 3. Гиподерма содержит____________________.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
Мертвые
Потовые
Живые
Сальные
Кровеносные
Нервные
Потовые железы и волосяные фолликулы
Ответ _______________________________________________________________
2) Прочитайте научный текст и ответьте на следующие вопросы:
Согласны ли вы с приведенными факторами распространения кожных болезней? Почему?
Представители каких других царств живой природы выступают в качестве возбудителей кожных заболеваний? Приведите примеры.
Опасны ли для человека не заразные кожные заболевания? Ответ аргументируйте.
Заразные кожные заболевания
Все кожные болезни можно условно разделить на две большие группы заразные и не заразные - т.е. не представляющие опасность для окружающих
К первой группе относится такие распространенные паразитарные заболевания как чесотка и дерматомикозы (грибковые заболевания кожи).
Распространению заболеваний способствуют миграция населения, скученность населения, недостаточная просвещенность населения о болезни, самолечение, позднее обращение за медицинской помощью и т.д.
Чесотка
Это заразное кожное заболевание, вызываемое микроскопическими клещами, которые «живут» в верхнем слое кожи - эпидермисе. Заражение чесоткой происходит в процессе длительных контактов с заболевшим, через рукопожатия, ношение его одежды, особенно нижнего белья, пользование одной постелью, не соблюдении правил личной гигиены.
Первым симптомом болезни является кожный зуд, усиливающийся в ночное время, когда клещ проявляет наибольшую жизненную активность. На коже больного появляются мелкие парные высыпания розового цвета и расчесы, вначале в местах излюбленной локализации (бедра, живот, межпальцевые складки кистей). Если больной не обращается своевременно к врачу, высыпания распространяются на всю поверхность туловища и конечностей. Нередко присоединяется гнойничковая инфекция.
При чесотке недопустимо заниматься самолечением. Даже после курса амбулаторного лечения иногда случаются рецидивы заболевания. Оказать квалифицированную помощь способен только врач.
Микроспория
Следующая категория заразных болезней кожи связана с грибковой инфекцией. Одним из наиболее часто встречающихся заболеваний является микроспория, или, как ее называют в быту, «стригущий лишай». Чаще всего им страдают дети. Источниками заражения могут быть больные котята, кошки, щенки, реже - взрослые собаки. Особенность заболевания является сезонный характер - чаще микроспорией болеют с августа по октябрь.
Клиническая картина характеризуется появлением на коже круглых, красных пятен, правильной формы с поверхностным шелушением. Отшелушившиеся чешуйки заразны.
Некоторые родители усугубляют ситуацию, не подозревая об этом, - купают больного ребенка, способствуя распространению спор грибка по его телу. В результате возникают десятки новых очагов. Если не начать лечение немедленно, инфекция с гладкой кожи переносится на голову, поражая волосы, которые, теряя жизнеспособность, ломаются, оставляя «пеньки» длиной от 0,5 до 1 см. Отсюда и название - «стригущий лишай».
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ (КЛЮЧИ)
Часть А:
1) В
2) А
3) В, Г
4) А, Б, В
5) А, Б, В, Г.
Часть В:
Задание 1:
при интенсивной физической работе тело разогревается, так как усиливается обмен веществ в мышцах, освобождается много тепловой энергии;
при выделении и испарении пота тело человека охлаждается, что защищает организм от перегрева
Задание 2:
1) защитная: эпидермис защищает от микроорганизмов и ультрафиолетовых лучей, подкожная жировая клетчатка – от механических ударов, болевых воздействий;
2) терморегуляторная: потовые железы, выделяя жидкость, и кровеносные сосуды, изменяя просвет, регулируют теплоотдачу; подкожная жировая клетчатка обеспечивает термоизоляцию;
3) выделительная: потовые железы выделяют пот, сальные железы выделяют кожное сало;
4) рецепторная (чувствительная): разные рецепторы обеспечивают формирование различных видов ощущений (осязание, боль и т.п.)
Часть С:
I. Установите соответствие:
1) Ответ: 111222
2) Ответ: АБББАА
II. Задания на установление правильной последовательности. Выпишите правильную последовательность по каждому из двух заданий.
1) ГБВА
2) АГВБД
III. Задания на установление причинно-следственной связи:
Задание 1:1324567
Задание 2:
Вопрос 1:
- миграция населения – возможность распространения контактных кожных заболеваний через предметы быта и т.д.;
-скученность населения – высокая плотность населения способствует большому количеству контактов;
-недостаточная просвещенность населения о болезни – приводит к несоблюдению мер профилактики,
- самолечение, позднее обращение за медицинской помощью - тяжелому течению болезни, длительной реабилитации.
Вопрос 2:
Царство Грибы – Микроспория- паразитические плесневые грибы рода Microsporum
Вопрос 3:
Кожа- самый большой орган. Любое повреждение приводит к нарушению функционирования кожи и причиняет вред здоровью. Кожные заболевания могут стать причиной различных осложнений, т.к. организм – единая система.