Текущая аттестация
1. Какая связь образуется при выработке условных рефлексов?
а) условная связь между двумя группами клеток коры, воспринимающими условное и безусловное раздражение
б) временная связь, между двумя группами клеток коры, воспринимающими условное и безусловное раздражение
в) безусловная связь между двумя группами клеток коры, воспринимающими условное раздражение.
2. Продолжить определение:
Рефлекс это - …
3. Напишите, из каких звеньев состоит рефлекторная дуга.
Рецептор - … - … - …- эффектор (рабочий орган)
4. Гипоталамо-гипофизарная система участвует в …
а) регуляции мышечных реакций
б) гормональной регуляции
5. Структурная и функциональная единица нервной системы:
а) аксон
б) нейрон
в) рецептор
г) дендрит
д) эффектор
6. Путь, по которому осуществляется рефлекторная реакция:
а) центростремительные нервы
б) центробежные нервы
в) рефлекторная дуга
г) дендрит
д) аксон
7. Место передачи возбуждения с одного нейрона на другой нейрон:
а) контакт
б) эффектор
в) нервный центр
г) рецептор
д) синапс
8. Распространение возникшего возбуждения или торможения на другие участки нервной системы:
а) иррадиация
б) взаимоиндукция
в) координация
г) концентрация
д) доминанта
9. Физиологическая основа активного внимания:
а) аналитико-синтетическая деятельность
б) возбуждение
в) динамический стереотип
г) доминанта
д) торможение
10. Физиологическая основа динамического стереотипа:
а) безусловные рефлексы
б) условные рефлексы на время
в) доминанта
г) отрицательная индукция
д) концентрация возбуждения
11. Физиологическая основа восприятия:
а) динамический стереотип
б) синапс
в) аналитико-синтетическая деятельность
г) тип ВНД
д) I сигнальная система действительности
12. Физиологическая основа конкретного (предметного) мышления:
а) I сигнальная система действительности
б) II сигнальная система действительности
в) условный рефлекс
г) нейрон
д) синапс
13. Физиологическая основа ощущений:
а) рецептор
б) I сигнальная система действительности
в) нейрон
г) нервный центр
д) II сигнальная система действительности
14. Физиологическая основа абстрактного (отвлеченного) мышления:
а) II сигнальная система действительности
б) динамический стереотип
в) доминанта
г) торможение
д) возбуждение
15. Физиологическая основа I фазы утомления учащихся на уроке:
а) иррадиация торможения
б) генотип
в) отрицательная индукция
г) тип ВНД
д) иррадиация возбуждения
16. Физиологическая основа II фазы утомления учащихся на уроке:
а) положительная индукция
б) иррадиация торможения
в) иррадиация возбуждения
г) доминанта
д) динамический стереотип
17. Физиологическая основа доминанты:
а) положительная индукция
б) концентрация торможения
в) тип ВНД
г) отрицательная индукция
д) I сигнальная система действительности
18. Физиологическая основа аналитической деятельности:
а) угасательное торможение
б) дифференцировочное торможение
в) условный тормоз
г) запредельное торможение
д) иррадиация торможения
19. Физиологическая основа синтетической деятельности:
а) положительная индукция
б) концентрация торможения
в) концентрация возбуждения
г) тип ВНД
д) динамический стереотип
20. Физиологическая основа забывания:
а) запаздывающее торможение
б) условный тормоз
в) аналитико-синтетическая деятельность
г) иррадиация возбуждения
д) угасательное торможение
21. Физиологическая основа воспитания силы воли, выдержки, сдерживания желаний:
а) дифференцировочное торможение
б) иррадиация возбуждения
в) концентрация торможения
г) запаздывающее торможение
д) условный тормоз
22. Физиологическая основа дисциплинированности:
а) условный тормоз
б) запаздывающее торможение
в) иррадиация возбуждения
г) иррадиация торможения
д) запредельное торможение
22. Физиологическая основа запредельного торможения:
а) концентрация торможения
б) сравнение
в) сопоставление
г) выбор
д) иррадиация торможения
23. Физиологическая основа темперамента:
а) генотип
б) взаимная индукция возбуждения и торможения
в) тип ВНД
г) концентрация возбуждения
д) доминанта
24. Физиологическая основа типа ВНД:
а) соотношение возбуждения и торможения
б) различная комбинация силы, уравновешенности и подвижности возбуждения и торможения
в) динамический стереотип
г) доминанта
д) аналитико-синтетическая деятельность
25.Физиологическая основа формирования у детей младшего возраста двигательных, речевых навыков и социальных форм поведения:
а) инстинкты
б) безусловные рефлексы
в) условные рефлексы подражания
г) доминанта
д) положительная индукция
26. Закрывание глаз при вспышке света является рефлексом:
1) Условным
2) Искусственным
3) Безусловным
27. Рефлекс выделения слюны у голодного человека при воспоминании о пище является:
1) Безусловным
2) Искусственным
3) Рефлексом второго порядка
28. Для выработки условного рефлекса необходимо:
1) Чтобы безусловный раздражитель опережал действие условного раздражителя
2) Чтобы условный раздражитель опережал действие безусловного раздражителя
3) Чтобы оба раздражителя действовали одновременно
29. В каком случае у собаки вырабатывается условный оборонительный рефлекс:
1) Условный сигнал -слабый ток, подкрепление – пища
2) Условный сигнал-вид пищи, подкрепление-звонок
3) Условный сигнал-звонок, подкрепление – болевой электрокожный раздражитель
30. Цепь условных рефлексов, осуществляющихся в строго определённой последовательности– это:
1) Инстинкт
2) Условный рефлекс четвёртого порядка
3) Динамический стереотип
31. При включении условного светового сигнала у собаки отмечается условная секреция слюны, животное направляется к кормушке. Если на фоне действия условного сигнала включить звук, условный рефлекс тормозится из-за возникновения ориентировочно-исследовательского рефлекса. Это пример:
1) Условного торможения (условный тормоз)
2) Внешнего торможения (гаснущий тормоз)
3) Внутреннего торможения (запаздывающее торможение)
32. Угасательное торможение -это:
1) Ослабление условно-рефлекторного ответа при отмене подкрепления
2) Ослабление условно-рефлекторного ответа при чрезмерном увеличении силы условного раздражителя
3) Ослабление условно-рефлекторного ответа при экстренном применении нового
раздражителя на фоне действия условного сигнала
33. Если тон 1000 Гц подкрепляется болевым раздражением, а тон 100 Гц применяется без подкрепления, то рефлексы на последний тон постепенно угасают, а на 1000 Гц – сохраняются. Это пример:
1) Угасательного торможения
2) Дифференцировочного торможения
3) Условного тормоза
34. К условному торможению относятся:
1) Реципрокное, латеральное, возвратное, поступательное
2) Запредельное, внешнее торможение
3) Угасательное, дифференцировочное, условный тормоз, запаздывающее
35. К безусловному торможению относятся:
1) Угасательное, дифференцировочное, безусловное
2) Запаздывающее, запредельное
3) Запредельное, внешнее, безусловное.
36. Собака прекращает приём пищи при виде постороннего человека вследствие торможения:
1) Реципрокного
2) Условного тормоза
3) Внешнего
37. Торможение деятельности под действием чрезмерно сильного раздражителя, называется:
1) Дифференцировочное
2) Условный тормоз
3) Запредельное
38. Торможение, способствующее выработке социальных навыков, носящих характер запрета:
1) Угасательное
2) Внешнее
3) Условный тормоз
39. Первая стадия системной организации поведенческого акта -это:
1) Стадия принятия решения
2) Стадия формирования акцептора результатов действия
3) Стадия афферентного синтеза
40. При несовпадении обратной афферентации от параметров конечных результатов поведенческого акта с акцептором результатов действия функциональной системы пищедобывательного поведенческого акта возникает:
1) Биологически отрицательная реакция
2) Биологически положительная реакция
3) Торможение высших отделов мозга
41. Как зависит сила ответной условной реакции от физической силы условного раздражителя:
1) Чем больше сила условного раздражителя, тем больше величина условной ответной реакции
2) В определённых пределах, при прочих равных условиях, чем больше сила условного раздражителя, тем больше величина условной ответной реакции
3) Сила ответной условной реакции не зависит от физических параметров условного сигнала, т.к. зависит, в основном, от биологической силы безусловного подкрепления.
42. Способность воспринимать и произносить слова, возникшая в процессе социальной жизни человека, составляет:
1) Инстинкт
2) Первую сигнальную систему
3) Вторую сигнальную систему
43. Какая сигнальная система является общей для человека и животных:
1) Первая и вторая
2) Первая
3) Вторая
44. Факторы, вызывающие срыв ВНД?
1) Сильные и часто действующие раздражители
2) Слабые и часто действующие раздражители
3) Сильные и редко предъявляемые раздражители
45. Функциональная роль динамических стереотипов:
1) Освобождают организм от избыточных усилий
2) Формируют основу поведения в новой обстановке
3) Помогают адекватно адаптироваться на раздражители
46. Для сильных эмоций характерны:
1) Понижение содержания сахара в крови, стабилизация пульса, неритмичность дыхания;
2) Сдвиг лейкоцитарной формулы влево, понижение АД, экстрасистолия;
3) Возбуждение симпатической нервной системы, увеличение
ЧСС, ЧД, АД.
47. Силу эмоций можно объективно оценить по:
1) Поведению;
2) Мимике;
3) Выраженности мотивации;
48. Какое из определений эмоций является правильным?
1) Это субъективная оценка человеком своего внутреннего состояния
2) Это субъективные реакции организма на внутренние и внешние раздражения
3) Активное состояние системы корковых структур, побуждающее изменить поведение
49. Биологическую теорию эмоций разработал:
1) П.В. Симонов
2) К.В. Судаков
3) П.К. Анохин
50. Отметьте какие из перечисленных методов используются при изучении ВНД:
1) Метод условных рефлексов
2) Электроэнцефалография
3) Метод вызванных потенциалов
ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ»
1. Что называется анализатором?
а) любой орган чувств.
б) последовательная цепь нейронов во вторичночувствующих рецепторах.
в) последовательная цепь нейронов в рефлекторной дуге, обеспечивающая ответную реакцию на действие раздражителей, поступающих из внешней или внутренней среды
г) последовательная цепь нейронов, обеспечивающая восприятие тех или иных раздражителей, поступающих из внешней или внутренней среды.
д) последовательная цепь вставочных нейронов, обеспечивающих поступление импульсов из спинного мозга в кору больших полушарий.
2. Назовите правильную последовательность движения возбуждения по отделам анализатора.
а) рецептор периферический отдел центральный отдел.
б) рецептор проводниковый отдел корковый отдел.
в) корковый отдел проводниковый отдел рецептор.
г) периферический отдел центральный отдел корковый отдел.
д) все перечисленное неверно.
3. Какова основная задача рецепторного отдела анализатора?
а) возникновение ощущения.
б) восприятие раздражителя.
в) трансформация ощущения в восприятие.
г) трансформация энергии раздражителя в биоэлектрический сигнал.
д) все перечисленное верно.
4. В периферической части проводникового отдела анализатора происходит...
а) перекодирование информации.
б) усиление сигнала, возникшего в рецепторе.
в) торможение сигнала, возникшего в рецепторе.
г) передача информации с рецептора в цнс (без искажения ее).
д) формирование ответной реакции на действие раздражителя.
5. В центральной части проводникового отдела анализатора происходит...
а) перекодирование информации.
б) формирование ответной реакции на действие раздражителя.
в) усиление сигнала, возникшего в рецепторе.
г) торможение сигнала, возникшего в рецепторе.
д) все перечисленное верно.
6. Более 90% информации в мозг человека поступает через...
а) зрительный анализатор.
б) слуховой анализатор.
в) кожный анализатор.
г) вкусовой анализатор.
д) обонятельный анализатор.
7. Назовите среду глаза, обладающую наибольшей преломляющей способностью.
а) роговица.
б) влага передней камеры глаза.
в) хрусталик.
г) стекловидное тело.
д) сетчатка.
8. Аккомодация глаза - это...
а) способность хорошо видеть при переходе из освещенного помещения в затемненное.
б) способность хорошо видеть при переходе из затемненного помещения в освещенное.
в) способность одинаково хорошо видеть предметы, находящиеся на разном расстоянии от глаза.
г) способность глаза при фиксированном положении видеть мельчайшие детали рассматриваемого объекта.
9. Какова функция слуховых косточек среднего уха?
а) передают колебания с барабанной перепонки на мембрану овального окна внутреннего уха.
б) передают колебания с барабанной перепонки на мембрану круглого окна внутреннего уха.
в) не дают возможности барабанной перепонке совершать чрезмерные колебания при сильных звуках.
г) передают колебания с барабанной перепонки на евстахиеву трубу.
д) передают колебания с мембраны овального окна на мембрану круглого окна.
10. Максимальная слуховая чувствительность у человека отмечается в диапазоне частот...
а) 160-1000 Гц.
б) 1000-4000 Гц.
в) 4000-8000 Гц.
г) 8000-12000 Гц.
д) 12000-20000 Гц.
11. Рецепторный потенциал волосковых клеток возникает...
а) при контакте волосков с эндолимфой.
б) при контакте волосков с перилимфой.
в) при самопроизвольной вибрации волосков.
г) при контакте волосков с вестибулярной мембраной.
д) при контакте волосков с текториальной (покровной) мембраной.
12. При поражении первичной сенсорной зоны слухового анализатора человек...
а) становится глухим.
б) слышит, но не понимает смысла речи.
в) слышит, но не улавливает направление источника звука.
г) теряет все рефлексы, связанные с раздражением слуховых рецепторов.
13.У здоровых пожилых людей острота слуха...
а) практически такая же как у здоровых молодых людей.
б) снижается только на звуки низкой частоты.
в) снижается только на звуки высокой частоты.
г) снижается, особенно на звуки высокой частоты.
д) повышается, но нарушается понимание смысла речи.
14. Повышение порога вкусовой чувствительности свидетельствует...
а) об избирательном повреждении рецепторного отдела анализатора.
б) об избирательном повреждении проводникового отдела анализатора.
в) об избирательном повреждении коркового отдела.
г) о повреждении всех отделов анализатора.
д) о возможном повреждении любого из отделов анализатора.