СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тетрадь посещения уроков администрацией школы

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тетрадь посещения уроков администрацией школы содержит листы наблюдения уроков в рамках обновления содержания образования в Республике Казахстан, как рекомендованные Национальной академией образования им.Алтынсарина, так и адаптированные с учетом реальной пользы для анализа урока от предложенных форм посещения занятий. Кроме того, в тетради предложены схемы анализа логопедического занятия, форма посещения занятия в классе предшкольной подготовки, карта посещения урока самопознания, карты наблюдения урока "Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в классе, инклюзия всех" и "Формативное оценивание и стимулирование мотивации учащихся".

Просмотр содержимого документа
«Тетрадь посещения уроков администрацией школы»


ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫ «АҚ НҰР ПЛЮС» ЖЕКЕ МЕКТЕБІ ЖШС


ТОО ЧАСТНАЯ ШКОЛА «АҚ НҰР ПЛЮС» ГОРОДА КОСТАНАЯ






























Тетрадь

посещения уроков

директором школы







Обучение

по обновленному

содержанию образования





Схема анализа логопедического занятия

ФИО учителя–логопеда: ________________________________________________________________  

Дата «___» ____________ 20___ г.

Группа (класс)_________.

Количество детей в группе (классе) _____. Присутствовали на занятии ___ учащихся.

Цель посещения: ______________________________________________________________________.

Особенность занятия: открытое, рабочее ______________________________.

Тема занятия: __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Форма занятия: индивидуальное, подгрупповое ___________________________.


 Шкала оценки: 1 балл – низкий уровень, 2 балла – средний уровень, 3 балла – высокий уровень.


Балл

Критерий

1. Анализ цели и задач занятия


соответствие темы, цели и задач занятия особенностям программного материала, перспективному плану работы группы (класса), речевому профилю


уровень подготовленности группы (класса, ребёнка)


постановка и доведение цели и задач занятия до детей

2. Степень достижения цели и задач занятия


образовательной


коррекционно-развивающей


воспитательной


единство образовательной, коррекционно–развивающей и воспитательной задач

3. Анализ структуры и организации занятия


соответствие структуры занятия его цели и задачам


логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия


целесообразность распределения времени между этапами занятия


рациональность выбора форм обучения


наличие конспекта занятия, степень его освоения


оборудование занятия, эстетичность обстановки, качество наглядных пособий и дидактического материала, использование современных ИКТ


рациональная организация работы учителя–логопеда и детей от простого к сложному

4. Анализ содержания занятия


соответствие содержания занятия требованиям программ для детей с нарушениями зрения


полнота, достоверность, доступность изложения изучаемого материала


степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия


подведение детей к восприятию новых знаний


актуализация опорных знаний


организация самостоятельной работы детей


инструкции и помощь учителя – логопеда


степень освоения нового материала (эффективность)


связь нового с ранее изученным


повторение (организация, формы, приёмы, объём)

5. Оценка коррекционной направленности занятия


развитие понимания речи


использование упражнений на дыхание, артикуляционной гимнастики


формирование правильного звукопроизношения


развитие фонематического слуха и восприятия


закрепление навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры


усвоение навыков звукового анализа и синтеза


формирование практических навыков словообразования и словоизменения


обучение самостоятельному высказыванию


контроль за внятностью и выразительностью речи


включение заданий с опорой на несколько анализаторов


упражнения на развитие высших психических функций


упражнения на развитие общей и мелкой моторики

6. Анализ методики проведения занятия


определение обоснованности и правильности отбора методов, приёмов и средств обучения


соответствие методов, приёмов и средств обучения содержанию материала, поставленным задачам, возможностям группы (класса, ребёнка)


разнообразие приёмов и методов, применяемых учителем – логопедом


эмоциональность подачи материала


эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала, ИКТ

7. Анализ работы и поведения детей на занятии


общая оценка работы группы (класса, ребёнка)


интерес к занятию


активность детей (ребёнка)


качество знаний, умений и навыков


глубина, осознанность и прочность знаний, умение применять знания в различных ситуациях


работа над ошибочными ответами

8. Оценка санитарно–гигиенических условий занятия


освещение


предупреждение утомления и переутомления


смена видов деятельности


своевременное и качественное проведение физкультурных пауз, зрительных гимнастик


соблюдение правильной рабочей позы


создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания


посильность нагрузки зрительного, речевого и дидактического материала

9. Результаты занятия


оптимальность обучающих действий учителя – логопеда


качество знаний, умений и навыков детей

10. Оценка самоанализа, сделанного учителем – логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные присутствующими на занятии


качество самоанализа логопедического занятия

11. Личность учителя – логопеда


собранность и внимательность учителя – логопеда на занятии


стиль и тон в работе


речь учителя – логопеда (ясность, точность, доступность, выразительность, эмоциональность)


соотношение речи учителя – логопеда и детей (ребёнка)


доброжелательное отношение к детям


соблюдение норм педагогической этики


ИТОГО


1 – 75 б.=недопустимый, 76-122 б.=критический, 123-160 б.=4 допустимый, 161-189 б.=оптимальный


12. Элементы творчества, заслуживающие внедрения в практику работы других учителей–логопедов:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Общие выводы и предложения: _______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Рекомендации учителю – логопеду на основании выводов и предложений:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Наблюдатель: ________ /__________________/ Учитель-логопед: ________ /__________________/

Схема самоанализа логопедического занятия.

1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

3. Характеристики учителем – логопедом группы (класса, ребёнка).

4. Мотивировка отбора материала для данного занятия.

5. Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.

6. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов цели, задачам и содержанию занятия.

7. Удовлетворённость или неудовлетворённость учителя – логопеда занятием (его отдельными частями).

8. Меры, намечаемые учителем – логопедом по устранению отмеченных недостатков.

9. Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.

10. Самооценка как одно из условий творческой работы учителя – логопеда.



«Фотография» занятия

Дата: «______» ______________ 20_____ г.

Тема: ______________________________________________________________________________

Класс:___________


Время

Этап занятия

Действия учителя-логопеда

Действия учащихся

Комментарии






































Время

Этап занятия

Действия учителя-логопеда

Действия учащихся

Комментарии



























































Схема анализа логопедического занятия


ФИО логопеда_______________________________________________________________________________________
Класс/ группа ________________________ Дата «______» _______________ 20_____ г.

Цель посещения: __________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Форма занятия: индивидуальное; фронтальное; подгрупповое (нужное подчеркнуть)

Тема занятия: _____________________________________________________________________________________________________________________

Цель занятия: _____________________________________________________________________________________________________________________

Задачи занятия:

Коррекционные: ___________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательные: _________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитательные: __________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Структурные компоненты анализа занятия


Шкалы оценки

Степень выражен. (0)

Степень выражен. (1)

Степень выражен. (2)

Система оценки

1. Цель и задачи занятия

1.1. Правильность постановки цели занятия (соответствие цели содержанию занятия, перспективному плану работы, возрастным и речевым особенностям группы детей; формулирование в конкретных результатах деятельности воспитанников)




4 балла – оптимальный уровень

3 балла – средний уровень
1-2 балла – низкий уровень

_____ б.

1.2. Наличие коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач




2. Методика организации и проведения занятия

2.1. Соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленной цели занятия, возможностям детей




19-26 баллов – оптимальный уровень

9-18 баллов – средний уровень
1-8 балла – низкий уровень














_____ б.

2.2. Разнообразие используемых методов и приемов работы




2.3. Наличие плана занятия




2.4. Последовательность и взаимосвязь этапов занятия




2.5. Целесообразность распределения времени между этапами занятия




2.6. Рациональность организации деятельности от простого к сложному




2.7. Организация самостоятельной работы детей




2.8. Смена видов деятельности (своевременное и качественное проведение физкультминуток и др.)




2.9. Эмоциональность подачи материала




2.10. Доступность, четкость инструкции и своевременность помощи логопеда




2.11. Умение использовать методические пособия




2.12. Соотношение речи логопеда и детей




2.13. Ясность, точность, выразительность и эмоциональность речи логопеда




3. Содержание занятия

3.1. Полнота, доступность изложения материала




8-10 баллов – оптимальный уровень

4-7 баллов – средний уровень
1-3 балла – низкий уровень

_____ б.

3.2. Подведение к восприятию новых знаний (связь нового с ранее изученным)




3.3. Формирование новых понятий




3.4. Актуализация опорных знаний




3.5. Характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей)




4. Коррекционная направленность занятия

4.1. Степень достижения коррекционной задачи (в зависимости от целевой направленности занятия).

  • развитие фонематического слуха и восприятия;

  • формирование правильного произношения звука «С»;

  • формирование практических навыков словообразования и словоизменения; и др.




2 балла – оптимальный уровень

1 балл – средний уровень
0 балла – низкий уровень

_____ б.

5. Особенности деятельности детей на занятии

5.1. Активность детей в процессе занятия




5-6 баллов – оптимальный уровень

3-4 балла – средний уровень
1-2 балла – низкий уровень

_____ б.

5.2. Устойчивость внимания, интерес




6.3. Качество выполнения заданий детьми




6. Результативность занятия

6.1. Степень усвоения детьми нового материала




2 балла – оптимальный уровень

1 балл – средний уровень
0 балла – низкий уровень

_____ б.

Итого:





_____ б.


Примечание:

  • 2 балла – оптимальный уровень

  • 1 балл – средний уровень

  • 0 баллов – низкий уровень


Общие выводы об эффективности проведенного занятия:

  • 39 – 50 баллов - оптимальный уровень качества и результативности занятия

  • 21 – 38 баллов - средний уровень качества и результативности занятия

  • 1 – 20 баллов - низкий уровень качества и результативности занятия


Проблемные зоны занятия

Действия, мероприятия по их устранению

Сроки

Ответственный

1.Четкое формулирование целей и задач.

1. Обучение целеполаганию.



2. Несоответствие темы и содержания занятия.

2. Привести в соответствие цели и содержание занятия.



3. Четкое формулирование этапов занятия.

3. Структурировать содержание занятия в соответствие с основными этапами.



4. Несоответствие содержания занятия программным требованиям подготовительной группы.

4. Привести в соответствие тему и содержание занятия программным требованиям подготовительной группы.




Анализ проведен: __________________________________________________________/ФИО, должность, подпись/


С анализом ознакомлена: ____________________________________________________/ФИО, должность, подпись/

«Фотография» занятия

Дата: «______» ______________ 20_____ г.

Тема: ______________________________________________________________________________

Класс:___________


Время

Этап занятия

Действия учителя-логопеда

Действия учащихся

Комментарии






















































Анализ занятия в КПП

Занятие _______________________________________________________________________________________

Задачи: _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Возрастная группа ______________________________________________________________________

Воспитатель (специалист) ________________________________________________________________

Дата проведения «____»____________20___г. Количество детей__________________________


п/п



Критерии анализа



Уровни оценок

Высокий

Средний

Низкий

1.

Соответствие программного содержания занятия развитию и возрасту детей




2.

Познавательный эффект занятия (наличие элементов нового)




3.

Развитие мыслительной деятельности детей на занятии (обеспечение усилий и напряжение мысли ребенка, наличие поисковых ситуаций)




4

Развитие психических процессов у детей





- речь





- внимание





- память





- мышление




5.

Воспитательная ценность занятия (развитие ребенка)




6.

Выполнение гигиенических требований к организации всего занятия





- помещения





- одежда





- оборудование




7.

Эстетика занятия:





- внешний вид детей;





- внешний вид специалиста;





- интерьер помещения;





- эстетичность используемого оборудова­ния




8.

Использование наглядных пособий




- их качество;




- разнообразие;





- целесообразность применения.




9.

Продуманность построения занятия





-мотивация;





-части занятия, их взаимосвязь;





рациональность смены видов деятельности на занятии;





-профилактика утомления (наличие физкультурной паузы).




10.

Разнообразие методов и приемов





- соответствие приемов развитию детей, требованиям методики данной программы





-приемы привлечения и сосредоточения внимания детей (владение педагогом организацией детского коллектива);





-приемы обеспечения эмоциональности занятия, поддержание интереса детей;





-приемы преподнесения новых знаний с опорой на имеющийся опыт детей;





-приемы активизации самостоятельного мышления детей;




11.

Речь педагога





- грамотность;





- доступность;





- логичность;





- эмоциональность.




12.

Педагогический такт специалиста




13.

Индивидуальная работа с детьми с учетом индивидуальных особенностей развития




14.

Качество выполнения заданий (работ) детьми




15.

Поведение детей на занятии





- дисциплинированность;





- организованность.




16.

Развитие навыков учебной (мыслительной) деятельности (умение слушать и слышать, смотреть и видеть и принимать задание)




17.

Подведение итога занятия




18.

Анализ детьми выполненных заданий (как оценивают полученный результат: радуются, любуются, проявляют равнодушие)





ИТОГО





Примечание. В графе «уровни оценок» ставить значок «+», если критерий анализа соответствует уровню оценки.


Выводы по занятию_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предложения и рекомендации___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ФИО наблюдателя _____________________________________________________________________________


Должность ________________________________ Подпись наблюдателя __________________


Подпись воспитателя (специалиста) _________________

Карта посещения урока самопознания


Дата ______________

Тема ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог ___________________________________ Класс_______ Кол-во уч-ся_______

ФИО наблюдателя _________________________________________________________


Ход урока:


Анализ хода урока

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.





  1. Проверка домашнего задания.





  1. Позитивное высказывание (цитата).





  1. Рассказывание истории (беседа).





  1. Творческая деятельность, групповая работа.





  1. Групповое пение.





  1. Домашнее задание.





  1. Заключительная минута тишины.





  1. Стиль учителя (авторитарный, либеральный, гуманный)



  1. Дисциплина на уроке





  1. Раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока




  1. Творческий подход учителя






Общие выводы по занятию

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рекомендации по занятию

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подпись наблюдателя: ________________________


Подпись педагога: ________________________



Карта посещения урока

(обновленное содержание образования)

Школа


Класс


Дата посещения


Предмет


Количество учащихся/ присутствует


Тема урока


Цель урока




ФИО учителя


ФИО наблюдателя



4 = ДОСТИГНУТО 3 = ПОЧТИ ДОСТИГНУТО 2 = ЧАСТИЧНО ДОСТИГНУТО 1 = НЕ ДОСТИГНУТО


План урока

Планирование урока

4

3

2

1

Наличие стандартного трехэтапного плана урока





Цели урока прописаны в плане урока и сообщены учащимся





Требования по ресурсам (материалам) указаны в плане урока





Примерная продолжительность занятий указана в плане урока





Запланирован проблемный вопрос (проблемная ситуация), показывающий четкую связь с целями урока





Запланированы основные виды деятельности, показывающие четкую связь с целями урока





Запланирована заключительная часть, показывающая четкую связь с целями урока





План урока включает виды деятельности, личностно-ориентированные на учащихся





План урока включает детали деятельности дифференцированного преподавания и обучения





Управление классом

Преподавание и обучение

4

3

2

1

Учащиеся прибывают вовремя, приступают к работе целенаправленно и покидают урок дисциплинированно





Правила урока (ожидания) отображены / обсуждены





Учащиеся располагают учебниками и материалами, необходимыми для урока





Используется соответствующее целям и содержанию урока рассаживание





При необходимости, обращается соответствующее внимание на поведение учащегося






Развитие мотивации, отношения и участия учащихся

Учитель проявляет хорошее знание и понимание предмета





Учащиеся понимают, что они изучают и как изучать





Задания достаточно сложны для всех учащихся





Поддерживается соответствующий темп урока





Соответствующая похвала учащихся





Все учащиеся участвуют в уроке и продвигаются в достижении результатов обучения





Обучающие ресурсы используются эффективно





Опрос используется учителем умело (включая использование контрольных вопросов)





Голос и жесты учителя соответствуют классу (группе)





Структура урока

Проводятся разнообразные соответствующие виды деятельности в преподавании и обучении





Урок проводится в соответствии с планом урока (с необходимыми корректировками)





Активное обучение

Активное обучение во время урока





Дифференциация

Наглядно проведение дифференцированного преподавания и обучения





Мотивация/ инклюзия/ работа с учащимися с особыми образовательными потребностями

Методически грамотное осуществление работы с высоко мотивированными/ инклюзивными учащимися/ учащимися с особыми образовательными потребностями (подчеркнуть критерий)





Интеграция

Учитель использует интегративный подход в обучении





Оценивание

4

3

2

1

Оценивание обучения

Прогресс/успехи учащихся оцениваются учителем различными методами





Учитель выносит решения по оцениванию, используя критерии успеха/оценивания





Задания, используемые учителем для оценивания, соответствуют критериям и целям обучения





Оценивание для улучшения обучения

Учащиеся получают положительную обратную связь от учителя о том, как они могут улучшить работу на каждом этапе процесса обучения





Учащиеся вовлечены в процесс самооценки и оценки результатов обучения сверстников





Учащимся предоставляется время для анализа результатов своей работы





Командное преподавание

4

3

2

1

Преподавание темы разделено поровну





Поддержка/помощь отдельным учащимся или группам эффективно разделена





Переход между учителями проходит гладко





Взаимодействие между командными учителями укрепляет обучение учащихся





Развитие функциональных навыков

4

3

2

1

Учащиеся могут работать с учебным оборудованием, приборами





В процессе урока используются приемы и методы развития навыков чтения





Развитие глобального гражданства

4

3

2

1

Учитель демонстрирует связи явлений, происходящих на местном и глобальном уровнях





Обсуждаются вопросы культурной идентичности и принадлежности к более глобальному сообществу





Учитель формирует положительное отношение к различиям и разнообразию культур





Реализация языковых целей

4

3

2

1

Использование учащимися предметной лексики, терминологии, полезных фраз для диалога, различных видов речевой и мыслительной деятельности (обсуждение, обоснование собственного мнения, письмо)





Учитель обращает внимание на развитие академического языка





Здоровье и безопасность

4

3

2

1

Часть оценки риска здоровью и безопасности в плане урока заполнена соответствующим образом





Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности соответствуют требованиям нормативно-правовых документов





Использование ИКТ

4

3

2

1

ИКТ уместно используются учащимися соответствующим образом (например, сбор данных, запись, обработка и анализ, презентация)





ИКТ уместно используются учителем для улучшения процесса преподавания и обучения (например, интернет, видео, картинки, слайд-шоу, отображение данных и т.д.)





Ценности

4

3

2

1

Учитель грамотно формирует и развивает ценности «Мәңгілік Ел» при планировании и проведении урока





Учитель прививает национальные и общечеловеческие ценности, предназначенные для воспитания через этот урок





Обсуждение после урока

4

3

2

1

Имеется четкое подтверждение проведения анализа и выводов при обсуждении урока





Учитель использует обратную связь от учеников при планировании урока





Устанавливаются и отслеживаются цели для каждого учащегося





ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ



0 – 82 БАЛЛА - урок цели НЕ ДОСТИГ,

83 – 133 БАЛЛА - урок цели ДОСТИГ ЧАСТИЧНО,

134 – 173 БАЛЛА - урок цели ПОЧТИ ДОСТИГ,

174 – 204 БАЛЛА - урок цели ДОСТИГ


Комментарии:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рекомендации для улучшения урока: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдатель _______________ Учитель ________________

«Фотография» урока

Дата: «______» ______________ 20_____ г.

Тема: ______________________________________________________________________________

Класс:___________


Время

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Комментарии























































Время

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Комментарии


























































Карта наблюдения урока


УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ, ИНКЛЮЗИЯ ВСЕХ

В процессе проведения наблюдения ориентируйтесь на характеристики, приведѐнные в полях, соответствующих анализируемому параметру. Проставьте отметку в поле, соответствующем цифровому эквиваленту вашего видения уровня реализации профессиональной задачи. Поставьте «плюс (+)» рядом с примечанием в поле над вашей отметкой в том случае, если вы наблюдает то, что в нѐм отражено и «минус(-)» в том случае, если признак не наблюдается.


Учитель: ___________________________________ Категория: _______________ Класс: _________

Кол-во уч-ся (по списку/ присутствует): ________ Предмет: __________________ Дата наблюдения: ______________


Параметр

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Стиль вербального взаимодействия с учениками соответствует их возрасту и ЗБР

Не соответствует:

  • Занижен по уровню (примитивен, не носит развивающего характера)

  • Завышен по уровню (используются слишком сложные конструкции, термины, категории)

Удовлетворительный:

  • Учитель старается говорить языком, понятным детям

  • Незначительно, но обращает внимание на введение новых понятий, терминов, категорий и их пояснение

Высокий:

  • Лексика соответствует возрасту учеников класса

  • Учитель фокусирует внимание учеников на новых понятиях, поясняет их доступным языком

  • Количество новых понятий, сложность речи на достаточном уровне для обеспечения развития в соответствии с возрастом











2

Темп ведения урока соответствует возрасту учеников и их ЗБР

Не соответствует:

  • Занижен (ученики слишком быстро справляются с заданиями)

  • Завышен (не успевают понять и разобраться в задании)

  • Не учитывается разный темп (одни успевают, другие - нет)

Удовлетворительный:

  • Задания и виды работы рассчитаны на среднестатистический темп, в среднем ученики выполняют задания в отведѐнное время, но часть из них справляются быстрее и отвлекаются в высвобожденное время, часть не успевает справиться

  • Не выделяются отдельные группы учеников, имеющие особые потребности (либо высокий, либо низкий уровень способностей)

Высокий:

  • Задания и виды работы продуманы по объѐму с учѐтом инклюзии, имеющих разные потребности

  • Задания предполагают взаимовыгодную коллаборацию детей с высоким и невысоким уровнем способностей, что позволяет «заполнить» все временные ниши урока











3

Формы работы предполагают вовлеченность всех

Не предполагают вовлеченность всех:

  • Преобладают виды работы фронтального типа

  • В формах работы не предусмотрены уточнения и конкретизация заданий, ориентированные на различия в понимании

  • Отсутствуют специальные задания для детей с особыми потребностями (одарѐнные, имеющие различные способности)

Учитель предпринимает действия по вовлечению различных групп, но недостаточно успешно:

  • Отсутствуют или неэффективны формы работы с дифференциацией по уровням способностей

  • Отсутствуют или неэффективны формы работы с дифференциацией заданий по типам интеллекта

  • Отсутствуют или неэффективны формы работы с коллаборацией детей различного уровня и типов способностей


Инклюзия осуществляется на высоком уровне:

  • Формы работы направлены на включение детей разного уровня способностей к обучению – сильных, средних, слабых

  • Включены задания и виды работы, ориентированные на различные типы интеллекта

  • Эффективно используется коллаборация детей различного уровня и типов интеллекта для включенности в работу














Ход урока

Основные моменты хода урока

Работа с инклюзивом

Выводы, пожелания учителю:
























































Общие выводы: __________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Подпись наблюдателя: _____________ /__________________________/ Подпись учителя: _____________________


«Фотография» урока

Дата: «______» ______________ 20_____ г.

Тема: ______________________________________________________________________________

Класс:___________


Время

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Комментарии























































Время

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Комментарии


























































Лист наблюдения урока

(в обновленном содержании образования)

Дата и период


Класс


Предмет


Язык обучения


Количество обучающихся в классе


Количество присутствующих на уроке


Наблюдатель (-и)




Заполните лист наблюдения. После фиксирования своих комментариев и аргументов необходимо проставить результаты по уровням: «высокий» -3 балла, «средний»-2 балла, «низкий»-1 балл.

Фокус наблюдения деятельности учителя

Баллы

Реализация педагогических подходов на уроке


Образовательная среда (психологический климат, безопасность на уроке)


Применение методов активного обучения


1.Учитель строит диалог с учениками для мотивации их к работе в начале урока

2.Учитель задаёт вопросы ученикам и получает ответы на каждом этапе урока

3.Учитель вовлекает в диалог большое количество детей

4.Качество постановки вопросов в диалоге

5. Используются ли учителем разнообразные методы и технологии на уроке


Организация коллективной работы в классе


1. Эффективность применения форм работы на уроке (групповая и парная)

2.Качество постановки задач и формулировки учебных заданий группам

3.Уровень организации работы в группах

4. Использование разнообразных форм оценивания групповой работы обучающихся

Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся


1.Стиль вербального взаимодействия с учениками соответствует возрастным особенностям

2.Темп ведения урока соответствует возрастным особенностям

3.Степень вовлеченности в процесс обучения всех учеников

Учет потребностей обучающихся (дифференциация учебного материала)




Реализация интеграции воспитательного компонента в процесс обучения


Фокус наблюдения деятельности обучающегося


1.Активное участие обучающихся в учебной деятельности

2. Справляются ли обучающиеся с учебными заданиями

3. Обучающиеся рефлексируют, оценивают происходящее на уроке

Использование ресурсов


1. Обеспечение и доступ к ресурсам (ИКТ, канцелярские товары, учебное оборудование и другие ресурсы)

2. Обучающиеся понимают смысл текстов, изложенных в учебнике

3. Обучающиеся понимают учебные задания, изложенные в учебниках

Обратная связь на уроке


1. Учитель наблюдает и комментирует прогресс/успехи обучающихся

2. Обучающиеся получают обратную связь от учителя в процессе обучения (в какой форме, на каком этапе обучения)

Формативное оценивание


1. Эффективно ли формативное оценивание на уроке

2.Знакомят ли обучающихся с критериями оценивания при проведении формативного оценивания

3.Понимают ли обучающиеся принципы формативного оценивания в классе


Карта наблюдения урока

ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

В процессе проведения наблюдения ориентируйтесь на характеристики, приведенные в полях, соответствующие анализируемому параметру. Проставьте отметку в поле, соответствующем цифровому эквиваленту Вашего видения уровня реализации профессиональной задачи. Поставьте «плюс (+)» рядом с примечанием в поле над вашей отметкой в ом случае, если вы наблюдаете то, что в нем отражено и «минус (-)» в том случае, если признак не наблюдается.



Параметр

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Учитель владеет навыками устной формативной оценки ученика.

Не владеет:

практически не дает формативной оценки

Владеет неудовлетворительно:

- оценка фрагментарная;

- оценка фрагментарная;

- оценка высказывается односложными замечаниями, не несущими большой смысловой и эмоциональной нагрузки;

- оценка формальна.

Владеет удовлетворительно:

- делает формативную оценку, но не по всем значимым видам работы ученика;

- некорректно подбирается стиль устной оценки;

- не всегда оценка носит стимулирующий характер;

- не всегда учитывает индивидуальные особенности.

Владеет на высоком уровне:

- делает устную формативную оценку по каждому значимому виду работы;

- учитывает индивидуальные особенности оцениваемых учеников;

- оценка носит стимулирующий характер;

- стиль устного оценивания корректный, образный, яркий, эмоциональный.











2

Учитель владеет навыками формативной оценки при помощи символов и инструментов

Не использует символы

Владеет неудовлетворительно:

- использует ограниченное количество инструментов;

- использует инструменты формально;

- использует инструменты несистемно;

- используемые инструменты примитивны и не сопровождаются смысловыми пояснениями.

Владеет удовлетворительно:

- старается разнообразить инструменты в соответствии с видом работы;

- учитывает возрастное восприятие оценки и символов;

- старается дать комментарии помимо оценки символами;

- выстраивает свою систему использования символов.

Владеет на высоком уровне:

- использует инструменты в разумном, гибком сочетании с видом работы;

- сопровождает применение критериальными пояснениями значения символов;

- учитывает возрастное восприятие символов учениками;

- имеет свою сложившуюся систему символов, понятную ученикам.























3

Учитель обеспечивает воздействие формативного оценивания на мотивы

Не обеспечивает, не владеет пониманием способов влияния на мотивы

Владеет неудовлетворительно:

- проводит формативную оценку, но не отслеживает ее влияние на последующие успехи ученика и его настрой в отношении учебы;

- не обращает внимания на эмоциональную реакцию ученика на проведенную формативную оценку его работы.

Владеет удовлетворительно:

- стремится отследить реакцию ученика на формативную оценку работы через обратную связь;

- старается учитывать эмоциональное, индивидуальное восприятие формы, стиля, оценивания ученика;

- корректирует формативную оценку в случае замеченного отрицательного влияния на мотивы.

Владеет на высоком уровне:

- подбирает формы оценивания, оказывающие влияние на мотивы;

- опирается на позитивную мотивацию;

- тонко учитывает индивидуально-аффективные факторы формирования мотивов;

- гибко управляет формативным оцениванием как средством управления мотивами.












Параметр

0


1

2

3

4

Учитель использует для мотивации социальные факторы

Не использует, не владеет пониманием социальных факторов

Использует недостаточно:

- знает о мотивах социального признания успеха, социального статуса, самореализации ученика в классе, но не владеет навыками воздействия на них;

- не знает социальной фактуры класса, конфигурации внутренних социальных отношений, поэтому не может их использовать.

Использует удовлетворительно:

- знает, понимает характер внутригрупповых отношений в классе, пытается использовать это для воздействия на мотивы;

- старается использовать мотивацию успеха и признания, но делает это недостаточно корректно, порождает неконструктивное соперничество в классе.

Использует на высоком уровне:

- успешно, корректно, в необходимом объеме использует особенности внутрисоциальных отношений в классе для воздействия на эффективность обучения;

- эффективно использует мотивацию успеха и признания для стимулирования учебной активности;

использует мотивацию широкой социальной значимости для формирования мотивации высокого порядка, направленной на жизненные цели и глобальные перспективы.











5

Учитель использует для мотивации личностные и индивидуальные факторы

Не использует:

не владеет информацией о личностных и индивидуальных факторах мотивации учеников

Использует недостаточно:

- имеет недостаточно знаний о личных мотивах учеников;

- знает о личных мотивах, но использует их некорректно;

- недостаточно изучил личные и индивидуальные мотивы учеников.

Использует удовлетворительно:

- имеет хорошие знания и понимание личностных и индивидуальных мотивов учеников в классе, но не вполне владеет методом использования этих знаний для стимулирования ученика;

- использует знания о личных мотивах не вполне корректно.

Использует на высоком уровне:

- имеет глубокое понимание личностных мотивов учеников;

- глубоко и тонко затрагивает личностную мотивацию при постановке учебных задач;

- использует знание личностных мотивов этично и корректно, без ущерба для личности ученика.











6

Учитель использует для мотивации аффективные факторы

Не владеет пониманием и навыками использования аффектов целях мотивации обучения.

Использует недостаточно:

- не вполне владеет способностью пробудить эмоциональное отношение к изучаемому предмету;

- не владеет навыком пробуждения эмоционального отклика на учебные события или элементы содержания учебного материала;

- не использует эмоциональные связи класса как первичной малой социальной группы.

Использует удовлетворительно:

- старается использовать эмоции в обучении при формулировке заданий, обсуждений в диалогах;

- недостаточно психологически грамотно выстраивает воздействие на аффективную сторону личности ученика;

- считает важным подавлять аффекты, фокусируется на интеллектуальной стороне процесса обучения.

Использует на высоком уровне:

- психологически грамотно и корректно выстраивает воздействие на аффективную сторону личности ученика;

- использует эмоции для усиления воздействия информации, знаний, стимулирующего эффекта при оценивании;

- контролирует и корректирует эмоциональный фон класса, эффективно управляет им;

- эффективно использует собственные проявления аффектов для достижения эмоционального контакта с классом.












Учитель: ________________________________________ Класс: _____________ Предмет: _______________________________________


Дата наблюдения: «______» _______________ 20______ г. Подпись наблюдателя: ______________________ Подпись учителя: ______________________

«Фотография» урока

Дата: «______» ______________ 20_____ г.

Тема: ______________________________________________________________________________

Класс:___________


Время

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Комментарии






















































Время

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Комментарии