Г.О. Короткова
ТЕТРАДЬ – ПРАКТИКУМ
Широкий Лог
2020 г
Вступительное слово
Дорогой друг!
На занятиях школьного лесничества, после изучения каждого раздела вы будите выполнять творческие задания «Мое участие в исследовании моего края». Тетрадь – практикум поможет вам лучше освоить содержание материала, анализировать различную информацию, проводить измерения и наблюдения.
Дополнив полученные на уроках знания собственными наблюдениями, вы сможете дать оценку состояния местных сообществ, установить их влияние на окружающую среду, выявить значение различных сообществ в жизни человека и дать предложения по их сохранению или восстановлению.
Вам предлагается выполнить самостоятельные задания, связанные с исследованием и в конце учебного года защитить экологические проекты или исследовательскую тему на школьной научной конференции.
Исследования проводите точно и последовательно, как изложено в плане – программе.
Желаю вам успеха!
План – программа исследования гидрологического режима реки:
Название реки.
Географическое положение изучаемого участка.
Исток реки (родник, озеро, болот и т.п.).
Устье реки. Где находится.
Длина реки.
Средняя ширина, глубина в пределах изучаемого участка.
Скорость течения.
Источники питания реки и её водный режим.
Характер берегов.
Грунт, слагающий дно реки.
Состояние поймы.
Растительный и животный мир реки.
Качество воды в реке.
Хозяйственное использование реки.
Предложения по рациональному использованию реки.
План – программа изучения сельхозпредприятия:
Название предприятия.
Время возникновения и история развития.
Экономико – географическое положение.
Природные условия окружающей местности.
Производственная структура предприятия.
Техническое оснащение и уровень автоматизации.
Специализация предприятия.
Условия труда и быта работников.
Передовые люди предприятия и их достижения.
Влияние предприятия на окружающую среду.
Перспективы дальнейшего развития.
План – программа изучения населённого пункта:
Название населённого пункта. История происхождения его. Как изменялось в разные времена.
Географическое положение.
История возникновения населённого пункта.
Количество домов, численность населения.
Какими видами транспорта связан с районным и областным центрами.
Планировка населённого пункта и типы построек.
Предприятия сферы обслуживания.
Памятники истории и культуры, достопримечательности, памятные места, которые находятся в населённом пункте и вблизи его.
Предприятия промышленности и сельского хозяйства.
Перспективы развития населённого пункта.
План – программа изучения озера:
Название озера.
Географическое положение.
Физико – географические особенности озера (рельеф, геологическое строение, растительность).
Длина, ширина, площадь озера.
Высота озера над уровнем моря.
Рельеф берегов (крутые, пологие и т.п.).
Способ образования озёрной котловины.
Источники питания озера.
Температура воды на разных глубинах.
Качество воды (прозрачность, вкус, запах, цвет).
Прибрежная растительность.
Донные отложения. Степень зарастания.
Флора и фауна озера.
Хозяйственное использование озера.
Санитарное состояние озера.
Предложения по рациональному использованию озера.
План – программа исследования болота:
Местное название болота.
Географическое положение.
Окружающий рельеф.
Растительность и почвы.
Длина, ширина, площадь болота.
Условия образования и тип по роду питания.
Впадающие и вытекающие ручьи, речки.
Флора и фауна.
Проходимость болота.
Использование болота в хозяйственных целях.
Санитарное состояние болота.
Предложения по рациональному использованию.
План – программа операции «Саженец»:
Вспомни из материала урока, где создаются лесные культуры?
Какие способы создания лесных культур вам известны?
Самостоятельно посади несколько саженцев (под наблюдением специалиста) строго соблюдая этапы посадки саженца мечом Колесова:
- меч вертикально втыкается в землю и производится несколько движений вперёд-назад (после вынимания меча в почве трапециевидная ямка);
- в почвенную ямку глубоко вставляется корень сеянца, а затем приподнимается так, чтобы корневая шейка была на уровне поверхности почвы (корни при этом будут направлены вниз);
- меч втыкается рядом с ямкой саженца и движением вперёд почва сдвигается и засыпает сеянец.
4. Расстояние между растениями в ряду 0,5-1,0 м.
План – программа составления карты территории исследования:
В районе практики выберите обследуемую территорию с растительным покровом.
Составьте карту – схему территории в масштабе (1:2500) и нанесите на неё водоёмы (реки, озёра и т.д.), овраги, тропы и дороги.
Нанесите на схему примерные границы природных сообществ (лес, болото, вырубка и т.д.).
Для ориентировки используйте компас, лесные просеки и расположенные на них квартальные столбы, постройки и другие ориентиры на местности.
План - программа по составлению физико-географической характеристики обследуемой территории:
Географическое положение (область, район, населённый пункт).
Обозначьте примерный размер участка (0,5 на 0,5 км).
Общий характер рельефа.
К бассейну какой реки относится территория.
Преобладающий на территории тип леса и сопутствующие растительные сообщества.
Наличие и степень развития овражной сети.
Следы деятельности человека (вырубки, пашни, дороги, постройки и т.д.).
В пределах обследуемой территории выберите типичный участок леса размером 100 на 100 м.
Составьте его схематичный план.
Дайте характеристику древостоя,
Исследуйте повреждение древесных пород
Опишите кустарниковый ярус.
Опишите травяно-кустарничкового яруса.
Опишите моховой ярус.
План – программа описания антропогенного влияния человека на обследуемую территорию:
Найдите следы деятельности человека на обследуемой территории.
Установите антропогенное воздействие на наземный растительный покров.
Оцените состояние наземного покрова по 4-балльной шкале (см. конспект урока).
Проведи наблюдение по отдельным видам:
- вытаптывание;
- замусоривание;
5. Кострища. Определите их число разделите на три группы по диаметру, по степени зарастания на три стадии. Подсчитайте площадь всех кострищ.
6. Оцените степень влияния и последствия антропогенной деятельности на состояние леса и окружающей среды.