Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО
ТЕТРАДЬ-ТРЕНАЖЕР «ПОНЯТИЕ – ЭТО ТО, «КАК*» МЫ
«ЧТО-ТО» ПОНИМАЕМ»
Выполнила:
студентка 4 курса группы «Б»
школьного отделения
Глобина Татьяна Дмитриевна
Научный руководитель:
Ушакова Вера Сергеевна
Краснодар, 2022
Дидактическое средство
Составитель
Глобина Татьяна Дмитриевна
ТЕТРАДЬ-ТРЕНАЖЁР
для начальной школы
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПОНЯТИЕ – ЭТО ТО, «КАК*» МЫ «ЧТО-ТО» ПОНИМАЕМ
1 класс
Краснодар, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Уважаемые педагоги и родители первоклассников!.............................................. |
Упражнение 1. «Слово... только слово»........................................................... | 6 |
Упражнение 2. «Шифровальщики».................................................................. | 9 |
Упражнение 3. «Пиктограмма»......................................................................... | 12 |
Упражнение 4. «Модель Фрейер»..................................................................... | 14 |
Упражнение 5. «Объясняю».............................................................................. | 18 |
Упражнение 6. «Схема»..................................................................................... | 19 |
Упражнение 7. «Ошибки на картинке»............................................................ | 47 |
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................................................................. | 59 |
Уважаемые педагоги и родители первоклассников!
Перед вами тетрадь-тренажёр по окружающему миру, призванная помочь вашему ребенку (вашим обучающимся) в освоении базовой школьной программы. В первом классе только начинается процесс осознанного формирования естественно-научных понятий на основе сформированных представлений, образованных в период дошкольного возраста, поэтому важно, чтобы полученные в школе знания постоянно повторялись и закреплялись.
Вообще, понятие – один из основных элементов любого учебного предмета и одна из основных форм человеческого мышления. Это объясняет повышенный интерес к усвоению понятий, в процессе школьного обучения, среди родителей, психологов, учителей.
Понятия представляют собой совокупность знания, итог познания на определенном этапе развития науки. Одновременно они выступают в качестве исходного пункта и важнейшего средства дальнейшего познания, так как мышление и есть, в сущности, процесс оперирования понятиями.
Из сказанного следует, что формирование понятий, обеспечение их полноценного усвоения – важнейшее условие овладения обучающимися изучаемыми в школе учебными предметами. С другой стороны, формирование понятий способствует развитию логического мышления обучающихся, что является одной из главных задач школьного обучения.
Так, дидактическое средство способствует формированию у обучающихся знаний (!основу знаний составляют понятия!), умений и навыков.
Дидактическое средство состоит из семи блоков, каждый из которых посвящен отдельному упражнению, содействующему успешному усвоению понятий. Перед каждым упражнением дается правило и алгоритм его выполнения, что позволит родителям организовать самостоятельную работу обучающихся дома.
Для эффективного усвоения понятий в процессе их формирования предусмотрены следующие этапы:
определение понятия через род и видовое отличие;
применение понятия в решении задач творческого характера, установление связей между понятиями различных систем (разделов), предметов;
чувственно-конкретное восприятие, осуществляемое в различных условиях: наблюдение, просмотр и так далее;
уточнение и закрепление в сознании существенных признаков понятия;
применение понятий в решении задач учебного характера;
классификация понятий с целью уточнения, обобщения знаний о связях и отношениях группы уже сформированных понятий, упорядочения и систематизации накопленных знаний;
установление новых связей и отношений данного понятия с другими.
Тетрадь-тренажёр предназначена для обучающихся 1-го класса*, их родителей и учителей начальных классов для повышения эффективности учебного процесса.
Успехов вам!
*Несмотря на то, что по содержанию данное дидактическое средство предназначено для занятий с первоклассниками, система упражнений может быть использована обучающимися средних и старших классов, обучающимися среднего профессионального образования (СПО), студентами высших учебных заведений и так далее.
УПРАЖНЕНИЕ 1
«СЛОВО... ТОЛЬКО СЛОВО»
Определи главное слово, которое передаёт суть понятия. Подчеркни его, например:
Витамины – это вещества, необходимые для здоровья.
Витамины – вещества.
Поезд – это наземный и подземный транспорт.
Поезд – транспорт.
Теперь попробуй ты:
Столица – главный город страны.
Столица –
Президент России – глава нашего государства.
Президент России –
\
Солнце – огромный пылающий шар.
Солнце –
Большая медведица – одно из созвездий звёздного неба.
Большая медведица –
Насекомые – это животные, у которых шесть ног.
Насекомые –
Рыбы – водные животные, тело которых покрыто чешуёй.
Рыбы –
Звери – животные, тело которых покрыто шерстью.
Звери –
Глобус – модель Земли.
Глобус –
Класс – это помещение, в котором учатся дети.
Класс –
Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.
Птицы –
Автомобили – это наземный транспорт.
Автомобили –
Корабли – это водный транспорт.
Корабли –
Самолёты – это воздушный транспорт.
Самолёты –
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к природе, к своей родной планете.
Экология –
УПРАЖНЕНИЕ 2
«ШИФРОВАЛЬЩИКИ»
Представь себя в роли шифровальщика.
Шифрование – то есть сокрытие информации – появилось еще в древние времена. А уж когда возникли государства, армии, войны, разведка – то возникла необходимость тайно передавать какие-то сведения, чтобы, если вдруг они попадутся в руки врагу, тот ничего бы не понял.
Посмотри, как это умело делает Игорь. Обрати внимание, что слова, которые состоят из одного, двух или трёх букв, Игорь обводит в кружок. Попробуй и ты.
Окружающий мир – это природа, человеческое общество и то, что сделано человеком.
Шифр:
О м – э п, ч о и т , ч с ч.
Адрес – точное место, где живёт человек.
Шифр:
Получилось? Молодец! Пробуй дальше!
Ветер – движение воздуха вдоль земной поверхности.
Шифр:
Дождь – капли воды, падающие из облаков на землю.
Шифр:
Лёд – замерзшая вода.
Шифр:
Погода – состояние воздуха в данное время и в данном месте.
Шифр:
Ветер – движение воздуха вдоль земной поверхности.
Шифр:
Признак – то, что отличает один предмет от другого.
Шифр:
Профессия – основной род занятий человека.
Шифр:
Снег – кристаллы замерзшей воды, которые падают из облаков на землю зимой.
Шифр:
Цветок – часть растения, из которого образуются плоды и семена.
Шифр:
Человек – разумное живое существо, обладающее даром речи.
Шифр:
Красная книга – книга, в которую записаны те виды животных и растений, которым грозит вымирание.
Шифр:
Транспорт – часть хозяйства человека, связанная с перевозкой людей и грузов.
Шифр:
УПРАЖНЕНИЕ 3
«ПИКТОГРАММА»
П
Дома нас окружают разнообразные предметы. Их можно разделить на несколько групп. Например, мебель, электроприборы, одежда, посуда.
опробуй представить информацию в виде системы знаков. Давай вместе:
Или же, можешь сделать зарисовки самостоятельно. Вот так:
Теперь, когда тебе нужно будет запомнить большое количество информации, ты можешь воспользоваться данным методом. При этом помни, каждое слово ты можешь обозначить тем знаком, с которым оно у тебя ассоциируется.
Попробуй сейчас.
Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Они помогают нам учиться, отдыхать, общаться. Компьютерная сеть Интернет связывает между собой людей в разных городах и странах.
УПРАЖНЕНИЕ 4
«МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР»
Смысл этого упражнения прост. С помощью этой модели, ты сможешь научиться быстро понимать и запоминать определения.
Давай разберёмся, как с ней работать и, почему она так полезна для тебя.
На листе бумаги рисуется схема, которая состоит из четырёх квадратов и одного ромба.
Значение цвета
Синий – это основой цвет. Это определяет тот факт, что в школе ты пишешь синей ручкой.
Зелёный – разрешающий цвет. Им обозначены примеры определения.
Красный – запрещающий цвет. Поэтому в нём будут выделены антипримеры.
Жёлтый – предупреждающий цвет. Дополнительные характеристики, которые указывают на уникальность конкретного понятия.
В ромбе пишем определение, которое тебе нужно понять и запомнить. Давай начнем с чего-то простого, например, термин «пемза».
Я буду заполнять последовательно каждый квадрат, начиная с первого. Ты можешь повторять за мной, а можешь заполнять квадраты в произвольном порядке.
Пемза – это лёгкий пористый камень, похожий на губку. Он не тонет в воде. Этот камень образуется при извержении вулканов из лавовой пены, насыщенной пузырьками газа.
Основные характеристики Лёгкий пористый камень |
Примеры Применяется: |
Первый квадрат (левый верхний) – синего цвета. Тут пишем основные характеристики понятия. Даже можно зарисовать. Как тебе удобно. | В зелёном квадрате «Примеры» представим способы применения пемзы: в строительном деле, в косметических целях, в садоводстве. |
Побочные характеристики (доп. информация) Окаменевшая лавовая пена. |
Антипримеры Базальт образуется при застывании лавы. Он плотный. Известняк образуется из остатков морских организмов Этот кирпич из глины. |
В жёлтом квадрате «Дополнительные характеристики или информация» можно, например, записать происхождение пемзы. | В красном квадрате «Антипримеры» представим то, что не является пемзой. Например, базальт, известняк, кирпич. |
П
1
овторим правила заполнения:
Определение пишем в центре.
2
3
Выбираем любой квадрат, который хотим заполнить первым, и заполняем его.
4
Заполняем остальные квадраты.
Для поиска информации желательно использовать не только учебник, но и другие источники информации, например Интернет.
Запомни!
Знать определение – это НЕ значит зазубрить его из учебника.
Это значит понимать его, представлять картинку в голове, помнить примеры и характеристики.
После проработки необходимо вырезать полученные карточки и использовать их для повторения.
Основные характеристики
Примеры
Лёгкий пористый камень
Применяется:
Побочные характеристики (доп. информация)
Антипримеры
Окаменевшая лавовая пена.
Базальт образуется при застывании лавы. Он плотный.
Известняк образуется из остатков морских организмов
Этот кирпич из глины.
Определение ПЕМЗА
УПРАЖНЕНИЕ 5
«ОБЪЯСНЯЮ»
Наверняка, тебе необходимо прочитать параграф и выучить материал. Возьми свою любимую игрушку. Поставь её перед собой, можешь посадить за стол. Представь, что ты учитель, и теперь, после того, как прочитаешь параграф, объясни эту тему своей игрушке. При объяснении подбирай максимально простые слова, показывай «на пальцах», делай зарисовки.
При объяснении:
Используй простые слова
Показывай «на пальцах»
Делай зарисовки
Если есть возможность, то
попроси побыть в роли ученика:
одноклассника;
друга;
брата или сестру и т.п.
УПРАЖНЕНИЕ 6
«СХЕМА»
Заполни схемы. Пользуйся приложением (в конце тетради)
Г
осударственные символы России
Что такое Родина
Части растений
Строение тела насекомого
Строение тела рыбы
Строение тела птицы
Строение тела зверя
Предметы, которые окружают нас дома
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
1.
3.
2.
4.
5.
6.
Откуда в наш дом приходит электричество?
1.
3.
2.
4.
5.
6.
Как путешествует письмо?
Отгадай загадки по порядку, и ты узнаешь, как путешествует письмо. Заполни схему.
1) Я синего цвета, Вишу на стене, И много приветов, Хранится во мне. | 2) Все вести Собрались вместе. | 3) На столе на видном месте Собирают вести вместе. А потом его жильцы Полетят во все концы. | 4) Что за птица Песен не поет Гнезда не вьет Людей и груз везет? |
5) Полотно, а не дорожка Конь не конь – сороконожка По дороге той ползет Весь обоз один везет. | 6) Кто она – Полным полна, С почтальоном путь дорогу Делит вместе: Носит вести И худеет понемногу? | 7) Дома из жести, А жильцы в них – вести. |
Куда текут реки?
Сортировка мусора
Дни недели
Времена года
Рассмотри картинки. Определи, какое это время года. Укажи стрелками последовательность смены времён года.
Какие бывают автомобили?
Как устроен автомобиль?
Снаружи / внутри
Какие бывают поезда?
Как устроена железная дорога?
Какие бывают корабли?
Как устроено судно?
Корма
Гребной винт
Днище
Якорь
Нос
Борт
Палуба
Надстройка
Какие бывают самолёты?
Вид самолёта | Его характеристика |
| |
| |
| |
Как устроен самолёт?
Корпус
Хвост
Крыло
Двигатели
Экология – это ...
Прикрепи карточку «ЭКОС»
Прикрепи карточку «ЛОГОС»
Прикрепи карточку «ЭКОЛОГИЯ»
А сюда прикрепи значение этого слова
А сюда прикрепи значение этого слова
А сюда прикрепи значение этого слова
Почему планета страдает?
Планета радуется, когда ...
Правила друзей природы
УПРАЖНЕНИЕ 7
«ОШИБКИ НА КАРТИНКЕ»
Найди 3 ошибки на картинке и обведи их
Зоопарк наоборот в Китае
Китайский зоопарк Лезе Леду находится в городе Чунцин. Здесь звери совершенно свободно гуляют по всей территории. Если люди хотят попасть к ним «в гости», то должны залезть в железную клетку, прикрепленную к раме грузовика, в которой их повезут на экскурсию в мир диких животных.
Найди 3 ошибки на картинке и обведи их
«Свечение моря»
Вода у берегов морей и океанов в ночное время иногда начинает светиться. В некоторых случаях это явление оказывается настолько красивым, что возникает ощущение, что побережье превратилось в звездное небо. Люди заметили это явление очень давно и ученые уже знают его причину. Дело в том, что в водах морей и океанов обитает огромное количество микробов, которые способны испускать свет. Увидеть так называемое свечение моря можно в любом уголке нашей планеты – главное, чтобы вокруг было темно и в воде имелись светящиеся организмы.
Найди 3 ошибки на картинке и обведи их
Это интересно!
Факт №1. У кошек более 20 мышц отвечают за движение ушей.
Факт №2. Поверхность носа у кошек так же уникальна, как отпечатки пальцев у людей.
Факт №3. Коты не любят конфеты, так как не ощущают сладкого вкуса.
Факт №4. Усы, необходимы кошке для перемещения в пространстве. Кошка с помощью них получает информацию обо всем, что ее окружает – о предметах, о ветре, о температуре и т. д.
Факт № 5. У всех кошек дальнозоркость, поэтому им тяжело разглядеть предметы, находящиеся рядом.
Найди 3 ошибки на картинке и обведи их
«Улица» = «У лица»
Раньше, когда люди строили дом, называли его родным, родимым, оживляли его и ту стену избы, которая выходила на улицу. Эту стену называли «лицом». Дорога проходила у «лица» избы, отсюда и название – улица.
Найди 3 ошибки на картинке и обведи их
Факты о листьях
Факт №1. Хвоя на ёлках, соснах и других подобных деревьях – это тоже листва, просто такой вот оригинальной формы.
Факт №2. Листья некоторых растений и деревьев могут разворачиваться к солнечному свету, чтобы впитывать его энергию. Или, наоборот, поворачиваться к нему ребром, чтобы уменьшить испарение влаги .
Факт №3. У некоторых кактусов есть и листья, помимо иголок. Расположены они в самом низу растения, и рассмотреть их можно только в микроскоп.
Найди 3 ошибки на картинке и обведи их
Дятел – лесной доктор
Понять, что дерево нуждается в помощи, птице помогает хороший слух. Закрепившись на стволе, она начинает аккуратно и методично простукивать кору, определяя на звук полости и пустоты, проделанные насекомыми. Как только нужное место найдено, птица расширяет отверстие до нужного размера и достает насекомых и их личинки длинным липким языком. Язык у дятлов удивительный: он может растягиваться вплоть до 20 сантиметров и истончаться в диаметре до такой степени, что беспрепятственно проникает даже в муравьиные ходы!
Найди 3 ошибки на картинке и обведи их
«Церы»
В Древней Греции, Риме, а затем и во всей Европе люди писали на деревянных дощечках, а потом покрывали их воском. Палочка (стиль), которой выдавливали буквы на воске, была с одной стороны заостренная, а другой конец её имел форму лопатки и мог стереть надпись. Края дощечек можно было скрепить между собой шнурком, пропуская его через просверленные в них отверстия. Это был прототип книги и тетради, которые появятся намного позже…
Такие дощечки на Руси назывались «церы».
Найди 6 ошибок на картинке и обведи их
Тайна расцветки футбольного мяча
Привычный черно-белый цвет они приобрели благодаря телевидению. К чемпионату 1970 года, проходившему в Мексике, были изготовлены именно такие мячи. Матч транслировался в прямом эфире, и такая расцветка лучше всего была видна на экранах черно-белых телевизоров.
Найди 6 ошибок на картинке и обведи их
Знаешь ли ты, что...
Шины на шасси самолётов рассчитаны на вчетверо большее давление, чем они реально испытывают при посадке. У них просто колоссальный запас прочности, и это — официальный международный стандарт.
Найди 6 ошибок на картинке и обведи их
Любопытно, что...
1) В среднем человек ежедневно потребляет порядка 20 кг воздуха.
2) Примерно четверть всего поступающего в организм воздуха приходится на питание человеческого мозга.
3) Леса Амазонии называют «Легкими планеты Земля». И это не случайно, так как эти леса вырабатывают самое большое количество воздуха среди всех лесов.
4) Некоторые люди сделали даже бизнес на продаже воздуха. Они продают закупоренные баночки, на которых написано, откуда этот воздух, например «Воздух Санкт-Петербурга» и т.д.
Найди 7 ошибок на картинке и обведи их
Любопытно, что...
Cвeту oт Coлнцa тpeбуeтcя 8 минут и 20 ceкунд, чтoбы дocтичь нaшeй плaнeты Зeмля.
Найди 8 ошибок на картинке и обведи их
Это интересно...
Снежинки, которые падают на поверхность воды, производят высокочастотный звук, который не выносят рыбы. Людям этот звук не слышен.
Гимн
Государственные символы России
Флаг
Герб
Малая Родина
Большая Родина
- это родная страна, государство
- это родной город или село
Хвост
Туловище
П
РИЛОЖЕНИЕ
стр. 19
стр. 20
Плод
Стебель
Цветок
Корень
Лист
стр. 21
стр. 23
Брюшко
Ноги
Крылья
Голова
Грудь
Голова
Плавники
Усики
Глаза
Жаберная крышка
стр. 22
Предметы, которые окружают нас дома
Электро-приборы
Одежда
Мебель
Посуда
стр. 26
Хвост
Голова
Клюв
Крылья
Ноги
Туловище
Шея
Ноги
Голова
Туловище
Хвост
стр. 25
стр. 24
Шея
Вода, которую качают насосами из реки или из подземного источника, непригодна для питья.
Её отправляют на станции водоочистки, где пропускают через множество фильтров. В воду добавляют порошок, который поглощает ядовитые вещества, и хлор, убивающий микробов.
После очистки, вода устремляется к водонапорным башням или подземным хранилищам.
Вода течёт по водопроводу под тротуарами, улицами и дорогами. Она подводится к жилым домам и иным зданиям.
После того как использованная вода (грязная) покидает дом, её очищают. Это называется очисткой сточных вод. Она производится в специальных очистных сооружениях.
Вода возвращается в природу.
стр. 27-28
Электричество проходит по линиям электропередачи
Электричество подается к соседним трансформаторам по распределительным линиям
Соседняя трансформаторная станция снижает напряжение
Электроэнергия вырабатывается на электростанции
Трансформатор снижает напряжение электричества перед «входом» в дом
На трансформаторной станции повышается напряжение.
стр. 29
Куда текут реки?
Сортировка мусора
стр. 30
стр. 31
стр. 32
Воскресенье
Среда
Пятница
Понедельник
Четверг
Вторник
Суббота
стр. 33
Зима
Лето
Осень
Весна
Автобус
стр. 34
Грузовик
Легковой автомобиль
Скорая помощь
стр. 35
Фургон
Самосвал
Полиция
Пожарная машина
Цистерна
Фары
Капот
Дверь
Багажник
Двигатель
Поезд дальнего следования
Поезд метро
Руль
Передние колёса
Задние колёса
Сиденья
стр. 36
Электричка
- перевозит пассажиров в далёкие города и страны
- перевозит пассажиров в больших городах
Товарный поезд
- перевозит разные грузы
- перевозит пассажиров на небольшие расстояния
стр. 37
Туннель
Железнодорожный переезд и шлагбаум
Эстакада
Локомотив
Вагоны
Рельсы
Шпалы
стр. 38
Исследовательское судно
Корма
Палуба
стр. 40
Борт
Надстройка
Пассажирское судно
Днище
Нос
Грузовое судно
Гребной винт
Якорь
Рыболовное судно
Военный корабль
Яхта
Пассажирские самолёты
летают между странами и городами. Они перевозят пассажиров и их багажи.
Военные самолёты
нужны, чтобы защищать родину от врагов.
Грузовые самолёты
доставляют различные тяжёлые грузы.
Корпус
Хвост
Крыло
Двигатели
стр. 41
стр. 39
стр. 42
«ЭКОС»
НАУКА
«ЭКОЛОГИЯ»
ДОМ
«ЛОГОС»
- это наука о доме
стр. 43
стр. 44
стр. 45
стр. 46