СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тезисы квалификационной работы на тему: «Педагогические условия формирования начальных представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы квалификационной работы на тему: «Педагогические условия формирования начальных представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа»















Тезисы квалификационной работы на тему:

«Педагогические условия формирования начальных представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни»

















Составитель:

Кочеткова Е.А.

Тренер – преподаватель

МБУ ДО «СШ»











г.Минусинск 2024 г.

«Педагогические условия формирования начальных представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни»

Актуальность исследования формирования начальных представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) у детей дошкольного возраста определена тем, что современные условия жизни и профессиональной деятельности представляют высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физического развития личности.

Очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружающими. В связи с этим, проблема сохранения здоровья дошкольников и формирования представлений о здоровом образе жизни представляет особый интерес для исследователей.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • охарактеризовать представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста;

  • дать психолого-педагогическую характеристику этому возрасту;

  • определить методы и средства формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста;

  • провести диагностику уровня сформированности начальных представлений о здоровом образе жизни;

  • реализовать программу по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни;

  • выявить динамику уровня сформированности начальных представлений о здоровом образе жизни.

Объект исследования – начальные представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

В ходе проведенного исследования было выяснено, что здоровье нации сегодня – показатель цивилизованности государства, которая отражает уровень социально-экономического развития общества.

Содержание понятия здорового образа жизни проиллюстрировано на листе 1 демонстрационного материала (далее - ДМ). ЗОЖ складывается из: режима жизни; оптимального двигательного режима; закаливание; общая гигиена организма; отказа от вредных привычек; состояния окружающей среды; рационального питания

.




Учреждение дополнительного образования спортивной направленности имеет широкие и разнообразные возможности для обеспечения реализации задач физического воспитания дошкольников, которые можно разделить на три группы (лист 2 ДМ).

Эффект формирования представлений о ЗОЖ у детей обеспечивается освоением реальной ролевой позиции в процессе межличностного взаимодействия.

Таким образом, стимулирование взаимодействия детей дошкольного возраста к общей здоровьесберегающей деятельности будет способствовать формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников.

Выявлено, что к средствам формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста можно отнести дидактические и игры сюжетно-ролевого характера, продуктивную и предметно–практическую деятельность.

К формам работы относят подвижные игры во время учебно-тренировочных занятий, игры-тренинги, физкультурные занятия совместно с детьми и родителями, организация консультаций для родителей, проведение родительских бесед и собраний, и тематические праздники «В стране здоровья», «В гостях у ЗОЖ», «Здоровым быть - модно», досуговые мероприятия «Мы здоровью скажем-Да».

Традиционными методами формирования представлений о здоровом образе жизни у детей относим беседу, наблюдение, разъяснение, убеждения, положительные и негативные примеры, методы выработки привычек, методы упражнений, контроля и самоконтроля. Важно использовать и нетрадиционные способы: методы саморегуляции, рефлексотерапии, дыхательной гимнастики, психогимнастика.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста будет происходить эффективно, если будет обеспечено: наличие развивающей здоровьесберегающей среды, направленной на формирование представлений о здоровом образе жизни; наполнение учебно-тренировочного процесса здоровьесберегающим содержанием с учетом их возрастных особенностей; стимулирование взаимодействия детей этого возраста к общей здоровьесберегающей деятельности.

В практической части работы было произведено изучение уровня сформированных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста и дальнейшего его повышения.

В качестве базы исследования выступило Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа» города Минусинска, сокращенное наименование учреждения: МБУ ДО «СШ».

В исследовании участвовали обучающиеся общеразвивающей программы «Акробатическая гимнастика» в количестве 34 человек по 17 человек в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах, а также их родители.

Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Опираясь на показатели и критерии оценки представлений о здоровом образе жизни дошкольников (В.Т. Кудрявцева, А.Ю. Булатовой, И.М. Новиковой), нами была разработана диагностическая карта экспериментального исследования (приложение 1).

Первый этап был направлен на выявление у детей дошкольного возраста сформированного уровня начальных представлений о здоровом образе жизни. С этой целью были выделены показатели начальных представлений о ЗОЖ (начальные представления о здоровье, об основных понятиях ЗОЖ и компонентах ЗОЖ, о культурно-гигиенических навыках, о полезном питании) и определены диагностические методики (задания).


Результаты констатирующего этапа работы обнаружили недостаточный уровень сформированной у дошкольников представлений о здоровом образе жизни в контрольной и экспериментальной группах. Это объясняется тем, что у большинства детей отсутствуют необходимые знания об индивидуальном здоровье, о сущности здорового образа жизни, не сформированы соответствующие валеологические умения и навыки, мотивация к здоровью.

Данный уровень можно поднять, если разработать и реализовать программу по развитию навыков здорового образа жизни, которая станет способствующих данному процессу.

Далее была определена, обоснована и внедрена данная программа включающая: наличие развивающей здоровьесберегающей среды, направленной на формирование представлений о здоровом образе жизни у детей школьного возраста; наполнение учебно-тренировочного, воспитательного процесса детей здоровьесберегающим содержанием с учетом их возрастных особенностей; стимулирование взаимодействия детей к общей здоровьесберегающей деятельности.

В нашем исследовании такими условиями являются: развивающая предметно-пространственная среда для формирования у детей дошкольного возраста начальных представлений о ЗОЖ; программа «Здоровым быть – здорово!» представленная разделами и темами.

Изучение каждой темы сопровождалось непрерывной образовательной деятельностью детей, включающей: беседу, игры, творческие задания, совместное обсуждение, отгадывание загадок, просмотр слайдов по теме; работой с родителями. (приложение


Совместная деятельность детей и родителей по формированию у детей начальных представлений о ЗОЖ

В МБУ ДО «Спортивная школа» на отделении спортивной акробатики дополнительно реализуется программа «Семейная акробатика», где особым разделом представлены мероприятия направленные на работу с детьми и родителями для повышения культуры родителей в вопросах здорового образа жизни, формирование заинтересованности в сохранении и укреплении здоровья, совместные с родителями досуговые мероприятия, акции «Здоровым быть модно» игровые программы «В стране здоровья» для повышения знаний родителей по вопросам здоровьесбережения и формирования у них ответственного отношения к здоровью детей и собственному здоровью.

Совместные физкультурные занятия способствуют стремлению и желанию каждой семьи восстанавливать и поддерживать здоровье с помощью здоровьесберегающих технологий, знакомят родителей и детей с логоритмическими упражнениями, которые помогают укреплению костно-мышечного аппарата, развитию дыхания, мелкой и крупной моторики, чувства ритма, выбору точной координации. Развивать способность детей творчески использовать знания и умения по вопросам ЗОЖ, их двигательный опыт в практических ситуациях.

Организация походов выходного дня с детьми и родителями решает социально-педагогических задач:  включение детей в общественную жизнь, получение опыта и навыков, необходимых в самостоятельной жизни;  укрепление здоровья детей; помощь в преодолении дезадаптации, расширение кругозора детей, знакомство с историей родного края, его природой, привитие интереса к географии и истории родного края; формирование нравственных и волевых качеств обучающихся.

Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в уровне начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста экспериментальной группы на контрольном этапе. Так низкий уровень опустился с 35 % до 18 % (на 17 %), средний - поднялся на 6 % (с 47 % до 53 %), а высокий - поднялся на 11% (приложение).

Резюмируя, отметим, что реализация предложенных педагогических условий способствует созданию у дошкольников ценностного отношения к собственному организму, формированию у них понимания сущности здорового образа жизни, улучшения всех составляющих здоровья.








Приложение 1


Диагностическая карта экспериментального исследования

Показатели начальных представлений детей о ЗОЖ

Диагностическая методика

Работа с детьми

- начальные представления о здоровье

Диагностическая методика 1.

Беседа по вопросам (модифицированная методика автора В.Т. Кудрявцева)

- начальные представления об основных понятиях ЗОЖ и компонентах ЗОЖ (питание, закаливание, гигиена и др.)

Диагностическая методика 2.

Беседа с детьми (модифицированная методика автора А.Ю. Булатовой)

- наличие представлений о культурно-­гигиенических навыках как компоненте ЗОЖ

Диагностическая методика 3.

«Назови лишний предмет» (автор: Е.А. Кудрявцева)

- наличие представлений о полезном питании как компоненте ЗОЖ

Диагностическая методика

4. «Полезные покупки» (автор: И.М. Новикова)

Работа с родителями

- наличие интереса у родителей к осуществлению ЗОЖ

Диагностическая методика

5. Анкета для родителей (авторская)





Приложение 2


Таблица 1

Результаты выявления уровня начальных представлений детей дошкольного возраста о здоровье и здоровом образе жизни на констатирующем этапе


Уровень

Количество испытуемых в контрольной группе

Количество испытуемых в экспериментальной группе

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Низкий уровень

10

59

9

53

Средний уровень

6

35

6

35

Высокий уровень

1

6

2

12

Таблица 2


Количественные результаты выявления уровня сформированности начальных представлений детей дошкольного возраста об основных понятиях ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни на констатирующем этапе


Уровень

Количество испытуемых в контрольной группе

Количество испытуемых в экспериментальной группе

Кол-во детей

в %

Кол-во детей

в %

Низкий

5

29

6

35

Средний

9

53

8

47

Высокий

3

18

3

18



Таблица 3

Количественные результаты выявления уровня начальных представления детей дошкольного возраста о культурно-гигиенических навыках на констатирующем этапе


Уровень

Количество испытуемых в контрольной группе

Количество испытуемых в экспериментальной группе

Кол-во детей

в %

Кол-во детей

в %

Низкий

5

29

4

23

Средний

9

53

9

53

Высокий

3

18

4

24


Таблица 4

Количественные результаты выявления уровня начальных представлений детей дошкольного возраста о полезном питании на констатирующем этапе эксперимента


Уровень

Количество испытуемых в контрольной группе

Количество испытуемых в экспериментальной группе

Кол-во детей

в %

Кол-во детей

в %

Низкий

5

29

5

29

Средний

9

53

9

53

Высокий

3

18

3

18








Таблица5

Средние значения количественных результатов исследования уровня сформированности начальных представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни на констатирующем этапе


Уровень

Количество испытуемых в контрольной группе

Количество испытуемых в экспериментальной группе

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Низкий уровень

6

24

6

24

Средний уровень

8

58

8

58

Высокий уровень

3

18

3

18



Таблица 6



Количественные результаты выявления наличия интереса у родителей детей контрольной и экспериментальной групп к осуществлению ЗОЖ

Уровень

Количество испытуемых в контрольной группе

Количество испытуемых в экспериментальной группе

кол-во детей

%

кол-во детей

%

Низкий уровень

4

24

4

24

Средний уровень

8

41

8

41

Высокий уровень

5

35

5

35

































Приложение 3

Совместная деятельность детей и родителей по формированию у детей начальных представлений о ЗОЖ

Состоялось итоговое мероприятие «В гостях у ЗОЖ», на которое были приглашены и родители детей. Мероприятие началось с открытия фотовыставки «Мы и ЗОЖ», организованной родителями воспитанников данной группы. Данный вид мероприятия направлен на закрепление у детей полученных знаний о человеческом организме, о функциях его частей; представлений о болезнях, о лекарствах и витаминах. Детям и родителям было предложено к этому мероприятию найти и выучить стихотворение, кто сам не смог (не захотел) найти стих. По желанию детей некоторые были «микробами». Им родители сделали ободки на голову с изображением злобных микробов, и они пугали детей.

Далее играли в игру «Чемпионы ЗОЖ».

Цель: перечислить детям и родителям, как можно больше правил ЗОЖ за отведенное время.

Содержание. Детей вместе с родителями разделили на 2 команды: «Пилюля» и «Шприц». Дали бумагу, ручку. Засекли время (5 минут). Решили, что каждый родитель записывает только одно правило.

Дети были очень активны и волновались, чтобы их родители обязательно записали какое-нибудь правило (помогали им, называя правила, которые они сами знают).

Затем подводились итоги (победила дружба).

Была проведена беседа: «Личная гигиена - залог здоровья».

Цель занятия: сформировать начальные представления о гигиене, помогающей человеку быть здоровым, веселым, активным.

Методы и приёмы: Беседа о личной гигиене, игра «Волшебный мешочек (с предметами личной гигиены)», отгадывание загадок, чтение стихов о личной гигиене.

Беседа «Правила личной гигиены».

Ход беседы о здоровом образе жизни.

После беседы детям задавались вопросы, например, «Какой образ жизни можно считать здоровым?», «Почему необходимо мыть руки перед едой?» и так далее.

Игра «Волшебный мешочек (с предметами личной гигиены)».

Цель игры: учить детей узнавать предметы личной гигиены по характерным признакам и называть.

Игровые правила: на ощупь определить, что находится в посылке. Игровые действия: в мешочке лежат несколько предметов. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав один из предметов, называет его и рассказывает о нём.

Далее проводилось отгадывание загадок о личной гигиене.

Завершающим этапом было чтение стихотворений о личной гигиене, а также заучивание четверостишья из стихотворения «МойДодыр» К. Чуковского

Приложение 4

Результаты контрольного этапа исследования уровня начальных представлений дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни

Таблица 1

Результаты выявления уровня начальных представлений дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни на контрольном этапе

Уровень

Контрольный этап

Констатирующий этап

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Низкий уровень

4

23

9

53

Средний уровень

9

53

6

35

Высокий уровень

4

24

2

12

Таблица 2

Количественные результаты выявления уровня сформированности начальных представлений дошкольников об основных понятиях ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни на контрольном этапе

Уровень

Контрольный этап

Констатирующий этап

Кол-во детей

в %

Кол-во детей

в %

Низкий

3

18

6

35

Средний

9

53

8

47

Высокий

5

29

3

18


Таблица 3

Количественные результаты выявления уровня начальных представления дошкольников о культурно-гигиенических навыках на контрольном этапе

Уровень

Контрольный этап

Констатирующий этап

Кол-во детей

в %

Кол-во детей

в %

Низкий

2

12

4

23

Средний

9

53

9

53

Высокий

6

35

4

24


Таблица 4

Количественные результаты выявления уровней начальных представлений дошкольников о полезном питании на контрольном этапе

Уровень

Контрольный этап

Констатирующий этап

Кол-во детей

в %

Кол-во детей

в %

Низкий

2

12

5

29

Средний

9

53

9

53

Высокий

6

35

3

18


Таблица 5

Средние значения количественных результатов уровней сформированности начальных представлений дошкольников о здоровом образе жизни на контрольном и констатирующем этапах

Уровень

Контрольный этап

Констатирующий этап

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Низкий уровень

3

18

6

35

Средний уровень

9

53

8

47

Высокий уровень

5

29

3

18