Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа»
Тезисы квалификационной работы на тему:
«Педагогические условия формирования начальных представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни»
Составитель:
Кочеткова Е.А.
Тренер – преподаватель
МБУ ДО «СШ»
г.Минусинск 2024 г.
«Педагогические условия формирования начальных представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни»
Актуальность исследования формирования начальных представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) у детей дошкольного возраста определена тем, что современные условия жизни и профессиональной деятельности представляют высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физического развития личности.
Очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружающими. В связи с этим, проблема сохранения здоровья дошкольников и формирования представлений о здоровом образе жизни представляет особый интерес для исследователей.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
охарактеризовать представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста;
дать психолого-педагогическую характеристику этому возрасту;
определить методы и средства формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста;
провести диагностику уровня сформированности начальных представлений о здоровом образе жизни;
реализовать программу по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни;
выявить динамику уровня сформированности начальных представлений о здоровом образе жизни.
Объект исследования – начальные представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
В ходе проведенного исследования было выяснено, что здоровье нации сегодня – показатель цивилизованности государства, которая отражает уровень социально-экономического развития общества.
Содержание понятия здорового образа жизни проиллюстрировано на листе 1 демонстрационного материала (далее - ДМ). ЗОЖ складывается из: режима жизни; оптимального двигательного режима; закаливание; общая гигиена организма; отказа от вредных привычек; состояния окружающей среды; рационального питания
.
Учреждение дополнительного образования спортивной направленности имеет широкие и разнообразные возможности для обеспечения реализации задач физического воспитания дошкольников, которые можно разделить на три группы (лист 2 ДМ).
Эффект формирования представлений о ЗОЖ у детей обеспечивается освоением реальной ролевой позиции в процессе межличностного взаимодействия.
Таким образом, стимулирование взаимодействия детей дошкольного возраста к общей здоровьесберегающей деятельности будет способствовать формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников.
Выявлено, что к средствам формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста можно отнести дидактические и игры сюжетно-ролевого характера, продуктивную и предметно–практическую деятельность.
К формам работы относят подвижные игры во время учебно-тренировочных занятий, игры-тренинги, физкультурные занятия совместно с детьми и родителями, организация консультаций для родителей, проведение родительских бесед и собраний, и тематические праздники «В стране здоровья», «В гостях у ЗОЖ», «Здоровым быть - модно», досуговые мероприятия «Мы здоровью скажем-Да».
Традиционными методами формирования представлений о здоровом образе жизни у детей относим беседу, наблюдение, разъяснение, убеждения, положительные и негативные примеры, методы выработки привычек, методы упражнений, контроля и самоконтроля. Важно использовать и нетрадиционные способы: методы саморегуляции, рефлексотерапии, дыхательной гимнастики, психогимнастика.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста будет происходить эффективно, если будет обеспечено: наличие развивающей здоровьесберегающей среды, направленной на формирование представлений о здоровом образе жизни; наполнение учебно-тренировочного процесса здоровьесберегающим содержанием с учетом их возрастных особенностей; стимулирование взаимодействия детей этого возраста к общей здоровьесберегающей деятельности.
В практической части работы было произведено изучение уровня сформированных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста и дальнейшего его повышения.
В качестве базы исследования выступило Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа» города Минусинска, сокращенное наименование учреждения: МБУ ДО «СШ».
В исследовании участвовали обучающиеся общеразвивающей программы «Акробатическая гимнастика» в количестве 34 человек по 17 человек в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах, а также их родители.
Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Опираясь на показатели и критерии оценки представлений о здоровом образе жизни дошкольников (В.Т. Кудрявцева, А.Ю. Булатовой, И.М. Новиковой), нами была разработана диагностическая карта экспериментального исследования (приложение 1).
Первый этап был направлен на выявление у детей дошкольного возраста сформированного уровня начальных представлений о здоровом образе жизни. С этой целью были выделены показатели начальных представлений о ЗОЖ (начальные представления о здоровье, об основных понятиях ЗОЖ и компонентах ЗОЖ, о культурно-гигиенических навыках, о полезном питании) и определены диагностические методики (задания).
Результаты констатирующего этапа работы обнаружили недостаточный уровень сформированной у дошкольников представлений о здоровом образе жизни в контрольной и экспериментальной группах. Это объясняется тем, что у большинства детей отсутствуют необходимые знания об индивидуальном здоровье, о сущности здорового образа жизни, не сформированы соответствующие валеологические умения и навыки, мотивация к здоровью.
Данный уровень можно поднять, если разработать и реализовать программу по развитию навыков здорового образа жизни, которая станет способствующих данному процессу.
Далее была определена, обоснована и внедрена данная программа включающая: наличие развивающей здоровьесберегающей среды, направленной на формирование представлений о здоровом образе жизни у детей школьного возраста; наполнение учебно-тренировочного, воспитательного процесса детей здоровьесберегающим содержанием с учетом их возрастных особенностей; стимулирование взаимодействия детей к общей здоровьесберегающей деятельности.
В нашем исследовании такими условиями являются: развивающая предметно-пространственная среда для формирования у детей дошкольного возраста начальных представлений о ЗОЖ; программа «Здоровым быть – здорово!» представленная разделами и темами.
Изучение каждой темы сопровождалось непрерывной образовательной деятельностью детей, включающей: беседу, игры, творческие задания, совместное обсуждение, отгадывание загадок, просмотр слайдов по теме; работой с родителями. (приложение
Совместная деятельность детей и родителей по формированию у детей начальных представлений о ЗОЖ
В МБУ ДО «Спортивная школа» на отделении спортивной акробатики дополнительно реализуется программа «Семейная акробатика», где особым разделом представлены мероприятия направленные на работу с детьми и родителями для повышения культуры родителей в вопросах здорового образа жизни, формирование заинтересованности в сохранении и укреплении здоровья, совместные с родителями досуговые мероприятия, акции «Здоровым быть модно» игровые программы «В стране здоровья» для повышения знаний родителей по вопросам здоровьесбережения и формирования у них ответственного отношения к здоровью детей и собственному здоровью.
Совместные физкультурные занятия способствуют стремлению и желанию каждой семьи восстанавливать и поддерживать здоровье с помощью здоровьесберегающих технологий, знакомят родителей и детей с логоритмическими упражнениями, которые помогают укреплению костно-мышечного аппарата, развитию дыхания, мелкой и крупной моторики, чувства ритма, выбору точной координации. Развивать способность детей творчески использовать знания и умения по вопросам ЗОЖ, их двигательный опыт в практических ситуациях.
Организация походов выходного дня с детьми и родителями решает социально-педагогических задач: включение детей в общественную жизнь, получение опыта и навыков, необходимых в самостоятельной жизни; укрепление здоровья детей; помощь в преодолении дезадаптации, расширение кругозора детей, знакомство с историей родного края, его природой, привитие интереса к географии и истории родного края; формирование нравственных и волевых качеств обучающихся.
Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в уровне начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста экспериментальной группы на контрольном этапе. Так низкий уровень опустился с 35 % до 18 % (на 17 %), средний - поднялся на 6 % (с 47 % до 53 %), а высокий - поднялся на 11% (приложение).
Резюмируя, отметим, что реализация предложенных педагогических условий способствует созданию у дошкольников ценностного отношения к собственному организму, формированию у них понимания сущности здорового образа жизни, улучшения всех составляющих здоровья.
Приложение 1
Диагностическая карта экспериментального исследования
Показатели начальных представлений детей о ЗОЖ | Диагностическая методика |
Работа с детьми |
- начальные представления о здоровье | Диагностическая методика 1. Беседа по вопросам (модифицированная методика автора В.Т. Кудрявцева) |
- начальные представления об основных понятиях ЗОЖ и компонентах ЗОЖ (питание, закаливание, гигиена и др.) | Диагностическая методика 2. Беседа с детьми (модифицированная методика автора А.Ю. Булатовой) |
- наличие представлений о культурно-гигиенических навыках как компоненте ЗОЖ | Диагностическая методика 3. «Назови лишний предмет» (автор: Е.А. Кудрявцева) |
- наличие представлений о полезном питании как компоненте ЗОЖ | Диагностическая методика 4. «Полезные покупки» (автор: И.М. Новикова) |
Работа с родителями |
- наличие интереса у родителей к осуществлению ЗОЖ | Диагностическая методика 5. Анкета для родителей (авторская) |
Приложение 2
Таблица 1
Результаты выявления уровня начальных представлений детей дошкольного возраста о здоровье и здоровом образе жизни на констатирующем этапе
Уровень | Количество испытуемых в контрольной группе | Количество испытуемых в экспериментальной группе |
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % |
Низкий уровень | 10 | 59 | 9 | 53 |
Средний уровень | 6 | 35 | 6 | 35 |
Высокий уровень | 1 | 6 | 2 | 12 |
Таблица 2
Количественные результаты выявления уровня сформированности начальных представлений детей дошкольного возраста об основных понятиях ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни на констатирующем этапе
Уровень | Количество испытуемых в контрольной группе | Количество испытуемых в экспериментальной группе |
Кол-во детей | в % | Кол-во детей | в % |
Низкий | 5 | 29 | 6 | 35 |
Средний | 9 | 53 | 8 | 47 |
Высокий | 3 | 18 | 3 | 18 |
Таблица 3
Количественные результаты выявления уровня начальных представления детей дошкольного возраста о культурно-гигиенических навыках на констатирующем этапе
Уровень | Количество испытуемых в контрольной группе | Количество испытуемых в экспериментальной группе |
Кол-во детей | в % | Кол-во детей | в % |
Низкий | 5 | 29 | 4 | 23 |
Средний | 9 | 53 | 9 | 53 |
Высокий | 3 | 18 | 4 | 24 |
Таблица 4
Количественные результаты выявления уровня начальных представлений детей дошкольного возраста о полезном питании на констатирующем этапе эксперимента
Уровень | Количество испытуемых в контрольной группе | Количество испытуемых в экспериментальной группе |
Кол-во детей | в % | Кол-во детей | в % |
Низкий | 5 | 29 | 5 | 29 |
Средний | 9 | 53 | 9 | 53 |
Высокий | 3 | 18 | 3 | 18 |
Таблица5
Средние значения количественных результатов исследования уровня сформированности начальных представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни на констатирующем этапе
Уровень | Количество испытуемых в контрольной группе | Количество испытуемых в экспериментальной группе |
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % |
Низкий уровень | 6 | 24 | 6 | 24 |
Средний уровень | 8 | 58 | 8 | 58 |
Высокий уровень | 3 | 18 | 3 | 18 |
Таблица 6
Количественные результаты выявления наличия интереса у родителей детей контрольной и экспериментальной групп к осуществлению ЗОЖ
Уровень | Количество испытуемых в контрольной группе | Количество испытуемых в экспериментальной группе |
кол-во детей | % | кол-во детей | % |
Низкий уровень | 4 | 24 | 4 | 24 |
Средний уровень | 8 | 41 | 8 | 41 |
Высокий уровень | 5 | 35 | 5 | 35 |
Приложение 3
Совместная деятельность детей и родителей по формированию у детей начальных представлений о ЗОЖ
Состоялось итоговое мероприятие «В гостях у ЗОЖ», на которое были приглашены и родители детей. Мероприятие началось с открытия фотовыставки «Мы и ЗОЖ», организованной родителями воспитанников данной группы. Данный вид мероприятия направлен на закрепление у детей полученных знаний о человеческом организме, о функциях его частей; представлений о болезнях, о лекарствах и витаминах. Детям и родителям было предложено к этому мероприятию найти и выучить стихотворение, кто сам не смог (не захотел) найти стих. По желанию детей некоторые были «микробами». Им родители сделали ободки на голову с изображением злобных микробов, и они пугали детей.
Далее играли в игру «Чемпионы ЗОЖ».
Цель: перечислить детям и родителям, как можно больше правил ЗОЖ за отведенное время.
Содержание. Детей вместе с родителями разделили на 2 команды: «Пилюля» и «Шприц». Дали бумагу, ручку. Засекли время (5 минут). Решили, что каждый родитель записывает только одно правило.
Дети были очень активны и волновались, чтобы их родители обязательно записали какое-нибудь правило (помогали им, называя правила, которые они сами знают).
Затем подводились итоги (победила дружба).
Была проведена беседа: «Личная гигиена - залог здоровья».
Цель занятия: сформировать начальные представления о гигиене, помогающей человеку быть здоровым, веселым, активным.
Методы и приёмы: Беседа о личной гигиене, игра «Волшебный мешочек (с предметами личной гигиены)», отгадывание загадок, чтение стихов о личной гигиене.
Беседа «Правила личной гигиены».
Ход беседы о здоровом образе жизни.
После беседы детям задавались вопросы, например, «Какой образ жизни можно считать здоровым?», «Почему необходимо мыть руки перед едой?» и так далее.
Игра «Волшебный мешочек (с предметами личной гигиены)».
Цель игры: учить детей узнавать предметы личной гигиены по характерным признакам и называть.
Игровые правила: на ощупь определить, что находится в посылке. Игровые действия: в мешочке лежат несколько предметов. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав один из предметов, называет его и рассказывает о нём.
Далее проводилось отгадывание загадок о личной гигиене.
Завершающим этапом было чтение стихотворений о личной гигиене, а также заучивание четверостишья из стихотворения «МойДодыр» К. Чуковского
Приложение 4
Результаты контрольного этапа исследования уровня начальных представлений дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни
Таблица 1
Результаты выявления уровня начальных представлений дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни на контрольном этапе
Уровень | Контрольный этап | Констатирующий этап |
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % |
Низкий уровень | 4 | 23 | 9 | 53 |
Средний уровень | 9 | 53 | 6 | 35 |
Высокий уровень | 4 | 24 | 2 | 12 |
Таблица 2
Количественные результаты выявления уровня сформированности начальных представлений дошкольников об основных понятиях ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни на контрольном этапе
Уровень | Контрольный этап | Констатирующий этап |
Кол-во детей | в % | Кол-во детей | в % |
Низкий | 3 | 18 | 6 | 35 |
Средний | 9 | 53 | 8 | 47 |
Высокий | 5 | 29 | 3 | 18 |
Таблица 3
Количественные результаты выявления уровня начальных представления дошкольников о культурно-гигиенических навыках на контрольном этапе
Уровень | Контрольный этап | Констатирующий этап |
Кол-во детей | в % | Кол-во детей | в % |
Низкий | 2 | 12 | 4 | 23 |
Средний | 9 | 53 | 9 | 53 |
Высокий | 6 | 35 | 4 | 24 |
Таблица 4
Количественные результаты выявления уровней начальных представлений дошкольников о полезном питании на контрольном этапе
Уровень | Контрольный этап | Констатирующий этап |
Кол-во детей | в % | Кол-во детей | в % |
Низкий | 2 | 12 | 5 | 29 |
Средний | 9 | 53 | 9 | 53 |
Высокий | 6 | 35 | 3 | 18 |
Таблица 5
Средние значения количественных результатов уровней сформированности начальных представлений дошкольников о здоровом образе жизни на контрольном и констатирующем этапах
Уровень | Контрольный этап | Констатирующий этап |
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % |
Низкий уровень | 3 | 18 | 6 | 35 |
Средний уровень | 9 | 53 | 8 | 47 |
Высокий уровень | 5 | 29 | 3 | 18 |