СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тезисы «Организация работы с историческими источниками на уроках истории и обществознания»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тезисы «Организация работы с историческими источниками на уроках истории и обществознания»»

Тезисы по теме «Организация работы с историческими источниками на уроках истории и обществознания»

Цель системно-деятельностного подхода в изучении истории – развитие исторического мышления.

Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории - анализ исторических источников, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов. В связи с появлением новых носителей информации, которые характеризуются широкой доступностью, учащиеся получили возможность самостоятельно и непосредственно ознакомиться с текстами первоисточников.

К историческим источникам относится все созданное человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружающей средой, а также предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности.

При работе в данном направлении используются различные источники: письменные, вещественные, устные или фольклорные, этнографические, лингвистические. В широком смысле слова памятники письменности в методике называют документами.

Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова предлагают следующую классификацию исторических документов:

  1. документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.

  2. документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.

  3. документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п.

  4. документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.

  5. документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.

  6. документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и прочее.

Ученые полагают, что документ для урока должен:

- соответствовать целям задачам обучения истории;

- отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;

- быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было бы предложить учащимся познавательные вопросы и задания;

- быть доступным ученикам по содержанию и объему, интересным;

содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах, оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;

- обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.

В образовательном процессе используются письменные исторические источники. Работа с источниками состоит из трех частей:

- ориентировочно-мотивационной;

- операционально-исполнительной;

- рефлексивно-оценочной.

В процессе изучения истории выделены следующие образовательные технологии в работе и источниками:

  1. Технологии воспроизводящего уровня.

  2. Технологии преобразующего уровня.

  3. Технологии работы с источниками творческо-поискового уровня.

Воспроизводящий уровень предполагает выписки основных понятий, ответы на поставленные вопросы, узнавание в тексте источника изученных фактов, событий, явлений; составление простого плана.

Преобразующий уровень предполагает разбор документа, выделение в нем главной идеи; сравнение положений источника с другим теоретическим материалом; самостоятельный отбор, группировка фактов; составление развернутого плана. На этом этапе предлагается обучать составлению тезисов. Для этого целесообразно:

-внимательно прочитать источника, следя за развитием главной мысли;

- составить план изучаемого документа, исходя из его содержания;

- развернуть каждый пункт плана в виде одного - двух предложений, содержащие основные положения и обосновывающие его факты;

- проверить правильность выполнения работы: все ли основные положения источника раскрыты в тезисах, нет ли расхождений между формулировкой темы и ее раскрытием в тезисах.

Изложение содержания документа в тезисах требует усиленной умственной деятельности и способствует эффективному усвоению материала.

Далее целесообразно обучить по еще одной форме преобразования текста источника - составлению конспекта. Конспектирование источника - это серьезное интеллектуальное занятие.

Технологии творческо-поискового уровня предполагает организацию работы с источниками на качественно новых основах. Творческо-поисковый уровень предполагает осмысление данного источника, определение его места в системе других документов; анализ выявления линий сравнения описываемых явлений и позиций автора текста; по итогам исследования документа требует составления сравнительных таблиц. На этом уровне происходит собственная аналитическая работа в соответствии с поставленной перед учеником задачей. Составление происходит в форме творческого отчета, сочинения, презентаций проектов.

Для управления качеством анализа текста источника организуем работу по следующим направлениям:

- прием информации - восприятие печатного текста с помощью зрительных анализаторов, что дает возможность распознавания его на уровне смысловых отрезков, установить связь между ними;

- осмысление прочитанного, на основе ранее усвоенной информации;

- свертывание текста - такое его преобразование, при котором он замещается краткими, емкими тезисами, при этом не допускается смыслового искажения, потери значимых положений;

- трансформация - обработка уже известной информации с целью последующего обобщения и получения выводов.

Существует памятка по конспектированию:

  1. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить произведение, составить план.

  2. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы, полое название работы, место и год издания.

  3. Наименование глав, разделов, параграфов научного труда всегда указывается точно.

  4. Изложение текста дается сжато, но основные мыли и аргументы записываются подробно.

  5. В конспекте используют цитаты.

  6. При работе над конспектом следует использовать подчеркивания, условные знаки, пометки на полях. Они помогут при ответе по конспекту.

Свою памятку по работе над планом-конспектом предлагает Н.И. Запорожец:

  1. Подготовьтесь к выполнению задания: разделите развернутый лист тетради на две неравные части для записи плана (слева) и конспекта (справа).

  2. Прочтите весь текст целиком.

  3. Выделите в нем логически законченные части и в каждой из них - основную мысль, озаглавьте их. На основе этого составьте план.

  4. Изложите конспективно содержание каждой законченной части: положения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, приведите цифры и выводы.

  5. Если не сможете кратко пересказать текст источника, то процитируйте его, заключая в кавычки. Основные положения конспекта выписывайте напротив соответствующих заголовков плана.

  6. Проверьте выполненную работу. Если нужно, исправьте, уточните заголовок.

Работа с источниками должна вывести обучение на новое качество: формирование практических навыков получения и анализа информации; способность к самообучению; самостоятельную работу и возможность самоорганизации учащихся; формирование историко-познавательной компетентности, которая выражается в овладении элементами исторического анализа явлений прошлого и их непосредственной связи с современностью.

Эта деятельность наиболее полно позволяет сформировать универсальные учебные действия.