Накарякова Наталья Сергеевна,
учитель начальных классов
МКОУ АГО «Ачитская СОШ»
Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего
Без Бога нация — толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, — жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Отечественная культура в контексте православия, как государствообразующей религии, главным образом отражает духовные и нравственные ценности российского народа. Российский народ разделяет общечеловеческие ценности патриотизма, равноправия, семьи, помощи нуждающимся. Для российского народа также характерны особые национальные ценности, связанные с его культурой и историей.
Наше время сегодня требует особой актуализации этих ценностей, время военное. И таковым оно стало задолго до начала специальной военной операции. СВО только вывела на поверхность зародившиеся задолго до того глобальные процессы, в которых России отводится важнейшая роль. Мы являемся свидетелями и участниками противостояния, в котором на первый план выходят духовные и нравственные ценности. Наши противники чётко заявляют: «Россия воюет против наших ценностей». К своим ценностям противник относит изменение представления о человеке как таковом, о норме, которая всегда и при всех разногласиях оставляла в человеке неизменными его природу, личность, пол, семью и многое другое. И выясняется, что глобальному распространению по всему миру этих ценностей мешает Россия. В пространстве ценностей обозначилась своя линия фронта.
Для нас как для нации сейчас как никогда важно твердо стоять на ногах, преодолевая потрясения и злобу больной части человечества. Это возможно, если опираться на прошлое, на наши корни, чувствуя причастность к великому культурному наследию.
Знание истории своего народа – одна из основ образования человека и укрепления духовных ценностей. Нельзя говорить о будущем, не осознав, не осмыслив прошлое, а наша духовная история невероятна интересна, богата и значима. Наши традиционные ценности и устои подвергаются испытаниям, и мы вынуждены искать новые идеи и решения для сохранения гармонии в нашей сложной реальности.
Проблема исследования состоит в том, чтобы выявить основные условия коренного изменения государственно-церковных отношений.
Организационно-педагогические условия и механизм реализации патриотического воспитания школьников
Покровское благочиние, Покров - 2023, XI Покровские образовательные чтения;
Духовно-просветительский центр, Мероприятия, ноябрь 2023 года, Отдел образования;
https://вятская-епархия.рф/news/eparchy/62345/.
В каждом, без исключения, регионе России имеется церковная структура: епархия, монастырь или приход. По историческому опыту, земному призванию и современной практике каждая такая единица сообразно своему масштабу способна осуществлять эффективную просветительскую работу, как с лидерами, так и с воспитанниками организаций патриотического воспитания.
Духовно-нравственное начало в человеке определяет его мысли, слова, поступки, определяет его выбор. Патриотизм, в собственном смысле–это нравственная категория. Способность пожертвовать собой ради ближних не рождается вне нравственного выбора.
Сущность моего практического опыта по формированию патриотического воспитания через культурные, моральные традиции заключается в следующем:
Культурно-патриотическое воспитание-процесс целенаправленного, систематического и организованного педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, в целом, личность воспитанников с целью развития у них: разносторонней эмоционально-чувственной сферы, социально-нравственных, эстетических (в том числе музыкально-художественных), общественно-художественных ценностей.
Можно выделить также следующие аспекты культурно-патриотического воспитания:
- изучение истории и культуры Отечества (через предмет ОРКиСЭ, олимпиады «ОВИО», «Наше наследие»);
-деятельность по сохранению культуры и национальных традиций народов (разработали проект «Национальности села», «Почётный гражданин»).
Работа с архивными документами, автобиографиями и другими источниками.
Сбор и исследование местного материала способствует развитию познавательных способностей, мышления учащихся, формированию навыков культуры труда, воспитанию гражданских чувств. Наша работа нацелена на развитие чувства уважения к русской церкви. Главная цель - воспитание у каждого школьника любви к церкви, к своей малой родине, городу, школе.
Есть мудрость Церкви: пойми своё время. Премудрый Соломон говорил: «Всему своё время, и время всякой вещи под небом... время разбрасывать камни, и время собирать камни». Ещё недавно мы в основном оплакивали потери минувшего. Настало время формировать образ будущего. Как писал поэт Арсений Тарковский: «Я в будущее втянут как Россия». Будущее России зависит от всех вместе и от каждого в отдельности.
Сегодня открылось окно возможностей принятия и осуществления быстрых и масштабных решений. Война обнажила все болезни не только материального характера, но и состояние наших умов и сердец. Великий полководец Александр Васильевич Суворов учил: на войне каждый солдат должен знать свой манёвр. Есть командиры, есть рядовые. Мы с вами – рядовые воины Христовы. Но и нам дано быть носителями многовековых церковных и культурных традиций нашего народа. И от рядовых тоже зависит вклад в общую победу, которую будем приближать добросовестным служением Богу и Отчеству.
В условиях СВО, мы формируем новую, ценностно ориентированную модель государственной культурной политики. История показывает, что отказ от христианства ведёт к уничтожению духовно-нравственных ценностей, разрушению культуры, как это случилось на Западе. Культура невозможна без ценностей, но и ценности невозможны без культуры.
Мне было очень интересно работать над этой темой, и в дальнейшем я хотела бы продолжить работу по изучению вклада Русской Православной Церкви в Победу над злобой мира.
Завершить данную работу хочется напоминанием о том, что Русская Православная Церковь вносит большой вклад в освобождение нашего Отечества и нам потомкам нельзя забывать об этом.