СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тезисы "Центр природы, как средство экологического воспитания старших дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлены тезисы по теме : "Центр природы как средство экологического воспитания старших дошкольников"

Просмотр содержимого документа
«Тезисы "Центр природы, как средство экологического воспитания старших дошкольников"»

Центр природы, как средство экологического воспитания

старших дошкольников

Чугунова Екатерина

студентка 41ДО группы, katya.katya.9292@bk.ru, специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Руководитель: Семенова А.В.


Дошкольный возраст — важный этап в становлении экологического воспитания личности. В данном возрасте малыш начинает выделять себя из находящейся вокруг среды, у него появляется эмоционально-ценностное отношение к окружающему, создаются азы нравственно-экологических позиций личности.

Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые ориентируются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

М.В. Лучич полагает: «Убеждение человека формируются с детства. Одна из основных нравственных задач, стоящих перед педагогами - прививать любовь и чувства к родным, а значит, и бережное отношение к родной природе. Добиться этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире животных и растений, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест. Формированию любви к родному краю, селу, городу, к родине особое внимание уделяется в детских садах»…

Экологическое воспитание дошкольников (по определению С.Н. Николаева) - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Экологическое воспитание представляет собой единство экологических представлений, чувств и практических действий в их динамике. Носитель экологического воспитания – это дошкольник, личность, которая в процессе взаимодействия с окружающей природой вступает в сферу экологических отношений.

Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В современном мире проблемы экологической среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ознакомление дошкольников с природой – это средство воспитания в их сознании реалистических знаний об окружающей природе (живой и неживой), основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Правилам САНПИНа для Доу 2.4.1.3049-13 п.6.11.установлено, что размещение животных, аквариумов и птиц в групповых комнатах (раздевальная, групповая, спальня, буфет, туалет) не допускается. Поэтому главными обитателями центра станут растения: комнатные цветы и мини огород на подоконнике. Мини огород составляется из чеснока, лука, овса и других культур, выращиваемых в ящиках осенью и зимой.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологическим воспитанием: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Таким образом, в процессе занятий в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста при использовании моделей и наглядных пособии происходит умственное развитие детей. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Наглядные пособия и модели в экологическом воспитании способствуют лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду центра природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой центр природы.

Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, воспитателю следует отобрать литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание, обращая на народные приметы.

Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Долг взрослых - родителей, педагогов - научить любить и беречь природу. Необходимо ввести ребенка в прекрасный мир природы, раскрыть его красоту, необычность.

Таким образом, центр природы является средством экологического воспитания дошкольников.

Список литературы

  1. Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/2013.

  2. Акованцева Ю.В., Смирнова М.Н. Формирование экологической воспитанности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Статья в журнале - научная статья.

  3. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».- М., 2013.

  4. Анохина Т. Как организовать современную развивающую среду // Дошкольное воспитание 2009, № 5. – С. 32-38.

  5. 5. Арсентьева В. П. Формирование представлений о биоценозе у детей старшего дошкольного возраста (На прим. луга): Дис. канд. пед. наук. Москва, 2006.

  6. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 2011.

  7. Богданец Т. «Экологические знания – первое представление о мире» // Дошкольное воспитание, 2003, № 12.

  8. Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // «Дошкольное воспитание».

  9. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: «Просвещение», 2012.

  10. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 2009. - 128 с.