СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тяжкие времена XIX века.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тяжкие времена XIX века. Голод, черная смерть, крестьянская война.

Просмотр содержимого документа
«Тяжкие времена XIX века.»

Технологическая карта «Тяжкие времена XIVвека» 6 класс. История Средних веков

Педагогические цели

Цель: Подвести учащихся к пониманию основных проявлений кризиса XIV века в Европе

Задачи:

-сформировать у учащихся образ XIVстолетия как наиболее тяжелого во всей средневековой истории Европы

- продолжить формирование умений работать с исторической картой, анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи.

- прививать чувство уважения к истории другого народа, развивать интерес к изучению истории.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV веке. Жакерия, восстание Уота Тайлера.

Метапредметные: Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Вступают в коллективное сотрудничество, участвуют в совместном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласуют действия с партнером

Личностные: Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию учебной деятельности.

Осознают социально- нравственный опыт предшествующих поколений

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, карта.

Организационная структура урока


Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формы контроля

I. Организационный момент


Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Фронтальная.


II. Актуализация знаний

Устный опрос.

Опрос по карте.






Опрос с места.


Тема нашего прошлого урока была «Страны и государи»

Я даю вам на повторение её 1 мин.

(Пока дети читают учитель комментирует прошлую тему)

-Показать границы Французского королевства.

-Показать территорию Английского королевства.

-Какую территорию подчинил французский король Филипп II Август, Филипп IV Красивый, показать на карте.

Для того чтобы вспомнить определения прошлых уроков, выполним задание у доски.

Нужно выбрать правильные суждения:

  1. Великая хартия вольностей- грамота с требования восставших баронов

  2. Государи Германии называли свою обширную державу, лежавшую в центре Западной Европы, Священной Французской империей.

  3. Генеральные штаты- высшее сословно- представильное собрание, которое состояло из депутатов всех трех сословий: духовенство, дворянство, горожане.

  4. Сословия- группа людей, не имеющая прав и привилегий, получающая свой статус за службу.


Отвечают на вопросы, приводят примеры

Индивидуальная

Устный опрос

III. Постановка учебных задач

Беседа

Для того чтобы определиться с темой урока давайте посмотрим фрагмент фильма.

Сообщает тему урока (просмотр видео фрагмента из к/ф «Черная смерть»). На что вы обратили внимание?

Как вы думаете о чем пойдет речь нашего урока?

Предлагает сформулировать цель урока.(слайд 1)

Я предлагаю построить урок по следующему плану:

  1. Бедствия XIV.

  2. Изменения в хозяйстве.

  3. Крестьянская война.

Согласны? Начнем.

Сообщает проблемный вопрос урока:

Что стало причинами тяжких времен XIV века?


Выявляют тему урока (Тяжкие времена 14 века)


Фронтальная


IV. Изучение нового материала

Рассказ учителя

Рассказ сопровождается показом слайдов и иллюстраций

Слушают учителя, делают записи в тетрадях

Фронтальная

Записи в тетради


1. Бедствия XIV в.

В XIV в. Бедствия известные европейцам и прежде, - эпидемии, войны, расправы с иноверцами, крестьянские восстания- приобрели невиданный размах и имели важные последствия.

В начале XIV в. в Европе обострилась угроза голода.(слайд 2).

У вас на столах лежат картинки. Расскажите, что на них изображено? Сделаем вывод.

Население выросло, и даже в урожайные годы прокормить его стало трудно. Неурожаи случались всё чаще, поскольку климат в Европе стал более холодным и влажным. Расширить же повседневные площади было невозможно: пустующих земель, удобных для обработки, уже почти не осталось. Голодающие люди чаще болели и умирали.

В 1347- 1350 гг. Европу опустошила эпидемия чумы, известная как «Черная смерть». (слайд 3,4,5,6,7).

Было дано опережающее задание. Сообщение ученицы. (показать картинки на доске)

(Переносчиками болезней, видимо, оказались крысы с кораблей, прибывших с Востока. Наиболее пострадали города, из-за плотного скопления населения создавались благоприятные условия для распространения заразы. Попытки людей бежать от эпидемии приводили к ее распространению).

2. Изменения в хозяйстве.

Бедствия XIV в. повлияли на изменение в хозяйстве, появляется товарное хозяйство.

Прочитайте текст учебника на стр. 218-219. (Самостоятельно)

Затем ответим с вами на вопросы.

Что такое натуральное хоз-во? Чего добивались феодалы?

Запишите под диктовку определение Товарное хозяйство.(слайд 8)

Товарное хозяйство- это тип хозяйственных отношений, при которых производство ориентируется на рынок, а связь производителей и потребителей осуществляется через куплю- продажу товаров.(слайд 9)

Вывод.

3. Крестьянская война.

Итак, изучив с вами голод, чуму и изменения в хозяйстве- скажите, к чему могут привести эти последствия?

Трения между крестьянами и их господами в новых условиях стали настолько сильными, что привели XIV в. к нескольким сильнейшим крестьянским восстаниям, охватившими целые края и страны.

На столах перед вами разложены исторические документы с которыми вам предстоит ознакомиться и ответить на вопросы. Работаем по группам. В помощь карта на стр 210.

Работа с историческим документом и учебником. Заполните таблицу. Приложение 2.



Давайте проанализируем и ответим на вопросы по документам.

— Чем недоволен английский король Эдуард 1?







—Из-за какого района Франции идет спор между двумя государс­твами?


—Почему Англия интересовалась Фландрией?










—Какой вывод можно сделать на основе 3 документа?









—Что могло произойти в такой обстановке?




— Из-за чего началась война между Англией и Францией?











Так и произошло. (слайд 10) Доведенные до отчаяния крестьяне Франции которых называли Жаками, организовали восстание, которое в историю вошло под названием Жакерия, возглавил борьбу Гильом Каль. Восставшие представляли собой грозную силу. Феодалы были на­пуганы, поэтому они объединили свои силы и подавили восстание. Но Жакерия не прошла бесследно: феодалы не решились увеличить повинности.

(слайд 11) В то время, когда в Англии проходило восстание Уота Тайлера, во Франции разгорелась борьба за власть двух феодальных группировок. Каждая из них пыталась тайно использовать помощь англичан в борьбе за свои интересы.

Слушают учителя, делают записи в тетрадях.













Слушают сообщение одноклассницы.








Чтение учебника






недовольства

восстания война






















(Он недоволен потерей Англией земель на территории Франции. В данном случае речь идет о Гасконии.)



(Из-за Фландрии.)



(Из Англии во Фланд­рию поступает шерсть, овечьи шкуры, там развивалось производство сукна. Французы продавали жителям Фландрии хлеб.)


(Война при­несла страдания всем жителям Франции. Особенно тяжело было крестьянам. Они страдали от своих сеньоров и от армии врагов.)


(Крестьяне могли под­няться на восстание.)



Англия не хотела терять свои земли во Франции; французскиекороли хотели объединить страну, а этому мешали английские владения на их тер­ритории; интересы двух государств столкнулись во Фландрии.

Индивидуальная,фронтальная


V. Первичное осмысление и закрепление знаний

Беседа

Давайте ответим на вопрос поставленный в начале урока и сделаем общий вывод:

-Что стало причинами тяжких времен 14 века?

Итог:

Все выше перечисленные факторы усугубляли жизнь в Европе в 14 веке, всё это привело к Столетней войне, о которой мы с вами поговорим на следующем занятии.

Закрепим свои знания пройдя выбрав правильное суждение.


Отвечают на вопрос, приводят примеры

Фронтальная

Таблица

VI. Итоги урока. Рефлексия.

Обобщающая беседа






Комментированное выставление оценок

Давайте ответим с вами на вопрос. Хорошо ли вы поняли и усвоили материал урока? (Светофорики) Сегодня на уроке у нас работали….


Выставление оценок за урок группе по суждениям.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

Учебник, параграф 21;

Те кто поднял красн. кружок- параграф 21;

Желтый- параграф 21 и тпо;

Зеленый- параграф 21, сообщение о Столетней войне.


Записывают домашнее задание

Индивидуальная




Приложение 1.

Обращение Эдуарда I к подданным

«В достаточной мере всем ведомо и уже, как мы думаем, по всем странам мира распространилась об этом весть, как король Франции обманным и хитрым способом отстранил нас от нашей страны Гасконии. Ныне же, довольствуясь названным выше обманом и беззакони­ем, для завоевания королевства нашего огромный флот и громадное множество воинов собрав, с каковыми уже сделал враждебное нашес­твие на королевство наше и на жителей этого королевства, вознаме­рился совсем истребить с лица земли язык английский...»

2 вариант- Фруассар. «Хроники»

Вы слышали перед этим рассказ о том, как король Англии запер все морские проходы и не пропускал ничего во Фландрию, а особенно шерсть и овечьи шкуры. Этим все страны Фландрии были глубоко по­ражены, так как суконное производство - главный предмет, которым они живут, и было уже много разорившихся благородных людей и бо­гатых купцов. Приходилось выбираться из земель Фландрии многим честным мужчинам и женщинам, которые перед этим были обеспе­чены трудом по производству сукон... из Франции к ним приходит много хлеба, но так как им не на что его покупать и нечем платить, все по недостатку заработка, то в этом-то и беда их, потому что мера хлеба стоит денье, а у кого нет его, тому нехорошо. Из Англии же к ним идет шерсть и с нею вместе большие выгоды, которые позволяют им поддерживать свое благосостояние и жить в довольстве...

Степанова В. Е., Шевеленко А. Я. Хрестоматия. История средних веков (V-XV века).

Часть I. - М., 1980. С. 249-250.

3 вариант:

Фруассар. «Хроники». Разорение Франции бригандами.
...Бриганды эти взламывали двери, сундуки и ларцы с драгоцен­ностями и брали все, что находили; затем возвращались своей дорогой, нагруженные добычей. Так действовали они в городе Донзонаке и во многих других городах. И захватывали таким путем многие замки и
затем перепродавали их.





  1. Великая хартия вольностей- грамота с требования восставших баронов

  2. Государи Германии называли свою обширную державу, лежавшую в центре Западной Европы, Священной Французской империей.

  3. Генеральные штаты- высшее сословно- представильное собрание, которое состояло из депутатов всех трех сословий: духовенство, дворянство, горожане.

  4. Сословия- группа людей, не имеющая прав и привилегий, получающая свой статус за службу.



Характеристики

Жаккерия

Восстание Уота Тайлера

Общие последствия

Год




Руководитель




Место проведения




Причины






Суждения

Верно (0)/ неверно(х)

  1. факторы, которые усугубляли жизнь в период тяжких времен 14 века.

- голод

- «Черная смерть»

- изменения в хозяйстве

- крестьянская война



«Черную смерть» завезли из Австралии


Домашний вид хозяйства пришел на смену натуральному хозяйству в 14 веке


Англия вела тесные хозяйственные связи с одним из районов Франции- Фландрия


Переносчиками эпидемии чумы являлись блохи и крысы























































































Маршрутный лист

Характеристики

Деятельность обучающихся

Дата


Тема


Цель


Проблемный вопрос урока


Дата периода эпидемии чумы


Переносчики эпидемии чумы


Товарное хозяйство


Начало крестьянской войны в Северной Франции


Жакерия


Восстание Уота Тайлера



Характеристики

Жаккерия

Восстание Уота Тайлера

Общие последствия

Год




Руководитель




Место проведения




Причины








Суждения

Верно (0)/ неверно(х)

  1. факторы, которые усугубляли жизнь в период тяжких времен 14 века.

- голод

- «Черная смерть»

- изменения в хозяйстве

- крестьянская война



«Черную смерть» завезли из Австралии


Домашний вид хозяйства пришел на смену натуральному хозяйству в 14 веке


Англия вела тесные хозяйственные связи с одним из районов Франции- Фландрия


Переносчиками эпидемии чумы являлись блохи и крысы





Общий вывод:




























































Самоанализ урока.

Тема урока:

Цель:

Задачи:

Формы и методы урока были следующие: индивидуальная взаимопроверка, групповая проверка. Это было обусловлено тем, что класс имеет высокий уровень знаний. В конце урока были проведены учебная и психологическая рефлексия, поэтому было дано дефернционное домашнее задание.

Различные формы и методы способствуют достижению не только целей, но и здоровьесберегающих технологий.