Тема урока:
Театр кукол.
Цели урока: 1. Формировать у учащихся представление о кукольном театре,
как одной из разновидностей театра.
2. Укреплять интерес к изучению родного края.
3. Способствовать закреплению художественных знаний, умений,
навыков.
4. Развивать творческую активность младших школьников.
5. Воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость в искусстве
и жизни.
Оборудование: фотографии Воронежского театра кукол « Шут»; репродукции из книг о кукольном театре; иллюстративный материал с изображением театральных кукол, афиш спектаклей; методические таблицы; альбомы; гуашь; акварель; кисти; карандаши, цветная бумага.
Ход урока:
I. Организация класса.
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся за работу,
Чтобы время не терять,
Чтоб успеть на все вопросы
Нам ответы отыскать.
II. Сообщение темы, постановка целей урока.
- Наш урок начинается со сказки:
« … Что есть духу он пустился бежать к морю. Он увидел полотняный балаган, украшенный разноцветными флагами, хлопающими от морского ветра. Наверху балагана, приплясывая играли четыре музыканта. Внизу полная улыбающаяся тётя продавала билеты. Около входа стояла большая толпа – мальчишки и девчонки, солдаты, продавцы лимонада, кормилицы с младенцами, пожарные, почтальоны – все, все читали большую афишу: « Кукольный театр, только одно представление. Торопитесь! Торопитесь! Торопитесь!...
Буратино сел в первом ряду и с восторгом глядел на опущенный занавес. На занавесе были нарисованы танцующие человечки, девочки в чёрных масках, страшные, бородатые люди в колпаках со звёздами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки.
Три раза ударили в колокол, и занавес поднялся.»
( А.Толстой « Золотой ключик»)
- Ребята, узнали вы эту сказку?
- Можете назвать её автора?
- Кто главный герой сказки?
- Куда попадает Буратино вместо школы? Почему?
- Случалось ли вам бывать в кукольных театрах?
- А хотелось ли вам сейчас очутиться в театре кукол?
- На этом уроке ваше желание исполнится. Мы не только побываем в кукольном театре, но и сможем в нём выступить!
III. Актуализация знаний.
- Знаете ли вы, как возник кукольный театр?
- Кукольный театр существует очень давно. В древности люди делали кукол из камня, глины, кости или дерева, придумывали им костюмы. При помощи хитрых приспособлений куклы оживали: поднимали руки и ноги, кивали головой, открывали и закрывали глаза и рот.
Куклы, « выступающие» в театре бывают самыми разнообразными.
- Кто знает, как называлась самая популярная кукла на Руси?
( Петрушка).
- На праздниках и народных гуляньях в старые времена на Руси выступали петрушечники. Они развлекали публику, показывая смешные сценки, распевая весёлые куплеты. На руку они надевали куклу Петрушку – весёлого человечка в колпаке с кисточкой. Таких кукол называли перчаточными.
- А каких ещё кукол можно встретить в кукольном театре?
Кукол, которых актёры приводят в движение с помощью ниточек, прикреплённых к различным частям, называют марионетками.
Большими куклами управляют сразу несколько человек. Один управляет руками, другой – головой, третий переставляет ноги. Это тростевые куклы.
Существуют также партерные куклы. Их ведут в « открытую» актёры, то есть в спектакль вводится « живой план». Актёры договаривают, доигрывают за кукол то, что им неподвластно.
Но каковы бы ни были куклы, участвующие в представлении, кукольный спектакль – это всегда праздник для детей и взрослых.
IV. Заочная экскурсия в театр кукол « Шут».
Жители нашей области могут с удовольствием окунуться сказочный мир, побывав в воронежском театре кукол « Шут».
Посмотрите на здание театра, расположенное на проспекте Революции. Оно построено в виде древнерусского терема. Театр стоит в окружении нескольких скульптур популярных сказочных персонажей. Узнали их?
Внутри театра, на верхнем этаже, расположена выставка. Её составляют замечательные куклы – герои спектаклей прошлых лет. Совершим короткую прогулку по этой выставке.
(Демонстрируется иллюстративный материал).
Воронежский театр кукол « Шут» способен привлечь взрослых ничуть не меньше, чем детей. Их вниманию было представлено множество оригинальных и ярких сценических произведений: « Левша», « Мёртвые души», « Брысь», « Шинель».
Что же касается детского репертуара, то маленькие зрители кукольного театра не обижены. Им представлен немалый выбор увлекательных, сказочных представлений.
Какие сказки вы бы мечтали увидеть на сцене театра?
- А хотели бы вы создать свой театр?
V. Пальчиковый тренинг.
Братья-пальцы дружно жили,
Своей дружбой дорожили!
VI. Создание пальчикового театра.
1. Планирование работы.
- Мы будем создавать театр, в котором куклами-актёрами будут пальцы руки. Так как наш театр « пальчиковый», то героев нашей пьесы должно быть не более пяти. Какие сказки подойдут для нашей постановки?
Как смастерить кукол этого необычного театра?
Склеить полоску плотной бумаги кольцом – основу куклы.
При помощи нескольких выразительных деталей ( приклеенных или нарисованных) создать образ куклы.
Обратить внимание на цветовое решение: оно должно быть в характере героев, работать на его образ.
2. Самостоятельная работа учащихся.
3. Инсценирование известных сказок – творческая импровизация.
VII. Рефлексия.
- Наш урок подошёл к концу. Чем он вам запомнился?
- Какие из полученных знаний и умений вам могли бы пригодиться?
- Какие моменты урока вам хотелось бы пережить вновь?
- А что вы сделали бы по-другому?
VIII. Домашнее задание.
- Покажите придуманное вами на уроке кукольное представление своим близким и друзьям. Нарисуйте театральную афишу для своего спектакля.
Литература:
Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы/ Под ред. Неменского Б.М. Автор-составитель Дроздова С.Б. – Волгоград., 2007.
Люби и знай родной край / Под ред. В. И. Фёдорова. – Воронеж, 2008.
Малышева Н.А. Своими руками. Технология. Учебник для 3 кл. – М., 2008.
Пульвер Е., Пульвер Ю. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.