

Программа
театральной студии
«Феникс»
«АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»
Рассчитана на детей 7-18 лет
Срок реализации : 6 лет
Автор: педагог дополнительного образования
Ганьшин Алексей Сергеевич
2014год
Содержание программы.
Пояснительная записка:……………………………………..……
Образовательная область и предмет изучения;
Цели и задачи образовательной программы;
Возраст детей, участвующих в реализации программы;
Продолжительность реализации программы, этапы;
Методы работы и педагогической деятельности;
Формы и режим занятий;
Ожидаемые результаты;
Формы подведения итогов.
Условия реализации программы:………………………………..
Младшая группа:
Учебно-тематический план:……………………………………….
Старшая группа:
Учебно-тематический план:……………………………………….
-
Предполагаемый результат и механизм оценки получаемых знаний.
I. Пояснительная записка:
Работа со студийцами проводится по развивающим и обучающим программам, которые отличаются друг от друга прежде всего основными целевыми установками и способами отслеживания результатов. Работа в развивающих программах оценивается по показателям сравнительного личностного роста: интеллектуального, эмоционального, социального, физического. Работа в обучающих программах оценивается по абсолютным критериям овладения предметом. Во всех группах проводятся занятия и по развивающим, и по обучающим программам, однако если в младшей группе преобладают развивающие программы, то для старших групп (а также внутри каждой группы по годам обучения) акцент постепенно смещается в сторону увеличения доли обучающих программ.
МЛАДШАЯ ГРУППА
Основной целью работы с детьми данной группы является следующие:
Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:
Воспитательные:
Развивающие:
Образовательные:
СТАРШАЯ ГРУППА
Основной целью работы с детьми данной группы является следующие:
Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:
Развивающие:
Образовательные:
Воспитательные:
Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;
Воспитание зрительской культуры.
Программа рассчитана на шесть лет, делится на две возрастные категории (младшая, старшая группа).
В основе занятий лежат принципы обучения актеров в театральных ВУЗах, однако все они адаптированы для применения в работе с детьми и подростками: максимальное количество времени отводится на практические занятия, то есть освоение материала происходит в процессе решения учащимися увлекательных творческих задач.
Занятия проходят 2-3 раза в неделю по 2 часа (в зависимости от среднего возраста группы).
Комплекс дисциплин, входящий в данное объединение, призван подготовить ребенка к полноценному выступлению в спектакле или концерте. Кроме того, он нацелен на развитие личностных характеристик ребенка, его творческих способностей.
Результаты, достигаемые учащимися на занятиях, демонстрируются ими как во время контрольных уроков и класс-концертов, то есть при создании и исполнении спектакля.
II. Условия реализации программы:
Количество детей в группах. В группах должны заниматься не более 20 человек, так как это позволяет педагогу уделить достаточно внимания каждому ребенку, такое количество детей оптимально как для проведения занятий, так и для организации спектаклей и концертов
Материально-техническое оснащение.
Для полноценных занятий и проведения мероприятий студии необходимы:
Зал – театральный или актовый, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также оснащенный специальным театральным освещением и звук овоспроизводящим оборудованием – для проведения спектаклей, репетиций, общестудийных мероприятий и занятий.
Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, используемой как по прямому назначению, в качестве рабочих поверхностей, так и в качестве выгородок.
Гримерная – помещение для переодевания и подготовки к занятиям.
Декорационно-костюмерная – помещение для хранения костюмов, реквизита и другого имущества студии.
Младшая группа.
I ГОД ОБУЧЕНИЯ:
№ |
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | ЧАСЫ |
Теория | Практика | Всего |
I | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
II | Актерский Тренинг (в играх): | | | 36 |
1 | Темпо-ритм. | - | 2 | 2 |
2 | Упражнения (игры) на координацию и расслабление мышц. | - | 4 | 4 |
3 | Упражнения (игры) на развитие внимания и памяти. | - | 6 | 6 |
4 | Упражнения (игры) на развитие фантазии и воображения. | - | 6 | 6 |
5 | Упражнения (игры) на взаимодействие. | - | 6 | 6 |
6 | Упражнения (игры) на развитие ассоциативного и образного мышления. | - | 4 | 4 |
7 | Этюды. | - | 8 | 8 |
III | Сценическая Речь: | | | 36 |
1 | Дыхательная гимнастика. | - | 8 | 8 |
2 | Артикуляционная гимнастика. | - | 8 | 8 |
3 | Артикуляция гласных. | - | 4 | 4 |
4 | Артикуляция согласных. | | 4 | 4 |
5 | Тренировка гласных и согласных в звукосочетаниях. | - | 8 | 8 |
6 | Анализ художественного произведения. | 4 | - | 4 |
IV | Репетиционный процесс: | | | 64 |
| Выбор Материала. | 2 | - | 2 |
| Читка материала. | 12 | - | 12 |
| Репетиции по номерам(сценам). | - | 32 | 32 |
| Репетиция всего выступления. | - | 8 | 8 |
| Прогоны. | - | 6 | 6 |
| Выступления. | - | 4 | 4 |
V | Просмотр спектаклей. Обсуждение. | 6 | - | 6 |
| Итого: | 26 | 118 | 144 |
II ГОД ОБУЧЕНИЯ:
№ |
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | ЧАСЫ |
Теория | Практика | Всего |
I | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
II | Актерский Тренинг (в играх): | | | 36 |
1 | Темпо-ритм. | - | 2 | 2 |
2 | Упражнения (игры) на координацию и расслабление мышц. | - | 4 | 4 |
3 | Упражнения (игры) на развитие внимания и памяти. | - | 6 | 6 |
4 | Упражнения (игры) на развитие фантазии и воображения. | - | 6 | 6 |
5 | Упражнения (игры) на взаимодействие. | - | 6 | 6 |
6 | Упражнения (игры) на развитие ассоциативного и образного мышления. | - | 4 | 4 |
7 | Этюды. | - | 8 | 8 |
III | Сценическая Речь: | | | 36 |
1 | Дыхательная гимнастика. | - | 4 | 4 |
2 | Артикуляционная гимнастика. | - | 4 | 4 |
3 | Массаж и резонирование звука. | - | 2 | 2 |
4 | Выведение звука. Развитие полётности голоса. | | 4 | 4 |
5 | Артикуляция гласных. | - | 4 | 4 |
6 | Артикуляция согласных. | - | 4 | 4 |
7 | Тренировка гласных и согласных в звукосочетаниях. | - | 4 | 4 |
8 | Скороговорки. | - | 6 | 6 |
9 | Анализ художественного произведения. | 4 | - | 4 |
IV | Репетиционный процесс: | | | 64 |
| Выбор Материала. | 2 | - | 2 |
| Читка материала. | 12 | - | 12 |
| Репетиции по номерам(сценам). | - | 32 | 32 |
| Репетиция всего выступления. | - | 8 | 8 |
| Прогоны. | - | 6 | 6 |
| Выступления. | - | 4 | 4 |
V | Просмотр спектаклей. Обсуждение. | 6 | - | 6 |
| Итого: | 26 | 118 | 144 |
III ГОД ОБУЧЕНИЯ:
№ |
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | ЧАСЫ |
Теория | Практика | Всего |
I | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
II | Актерский Тренинг: | - | | 52 |
1 | Темпо-ритм. | - | 2 | 2 |
2 | Упражнения на координацию и расслабление мышц. | - | 4 | 4 |
3 | Упражнения на развитие сценического внимания. | - | 4 | 4 |
4 | Упражнения на развитие фантазии и воображения. | - | 6 | 6 |
5 | Упражнения на развитие ассоциативного и образного мышления. | - | 4 | 4 |
6 | Упражнения на память физических действий. | - | 2 | 4 |
7 | Логика действия | - | 4 | 6 |
8 | Оправдание места действия. | - | 4 | 6 |
9 | Физическое самочувствие. | - | 4 | 4 |
10 | Эмоциональная память. | - | 4 | 4 |
11 | Упражнения на сценическое взаимодействие. | - | 6 | 6 |
11 | Этюды | - | 4 | 6 |
12 | Басни | - | 4 | 6 |
III | Сценическая Речь: | | | 42 |
1 | Дыхательная гимнастика. | - | 6 | 6 |
2 | Артикуляционная гимнастика. | - | 6 | 6 |
3 | Массаж и резонирование звука. | - | 6 | 6 |
4 | Выведение звука. Развитие полётности голоса. | | 4 | 4 |
7 | Тренировка гласных и согласных в звукосочетаниях. | - | 4 | 4 |
8 | Скороговорки в движении. | - | 6 | 6 |
9 | Работа с художественным произведением. (на примере поэзии.) | 4 | 6 | 10 |
IV | Репетиционный процесс: | | | 78 |
| Выбор Материала. | 4 | | 4 |
| Анализ материала. | 4 | | 4 |
| Читка материала. | 10 | | 10 |
| Репетиции по номерам (сценам). | | 44 | 44 |
| Репетиция всего выступления. | | 8 | 8 |
| Прогоны. | | 6 | 6 |
| Выступления. | | 2 | 2 |
V | Просмотр спектаклей. Обсуждение. | 6 | - | 6 |
| Итого: | 30 | 150 | 180 |
Старшая Группа.
I ГОД ОБУЧЕНИЯ:
№ |
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | ЧАСЫ |
Теория | Практика | Всего |
I | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
II | Актерский Тренинг: | - | | 44 |
1 | Темпо-ритм. | - | 2 | 2 |
2 | Упражнения на координацию и расслабление мышц. | - | 4 | 4 |
3 | Упражнения на развитие сценического внимания. | - | 4 | 4 |
4 | Упражнения на развитие фантазии и воображения. | - | 4 | 4 |
5 | Предлагаемые обстоятельства. Логика действия. | - | 4 | 4 |
6 | Оправдание места действия. | - | 4 | 4 |
7 | Упражнения на память физических действий. | - | 2 | 2 |
8 | Физическое самочувствие. | - | 2 | 2 |
9 | Эмоциональная память. | - | 2 | 2 |
10 | Упражнения на отношение к предмету. | - | 4 | 4 |
11 | Упражнение на отношение к месту действия. | - | 4 | 4 |
12 | Упражнения на отношение к событию. | - | 4 | 4 |
13 | Упражнение на отношению к партнеру. | - | 4 | 4 |
14 | Этюды | - | 6 | 6 |
III | Сценическая Речь: | | | 46 |
1 | Дыхательная гимнастика. | - | 4 | 4 |
2 | Артикуляционная гимнастика. | - | 4 | 4 |
3 | Массаж и резонирование звука. | - | 4 | 4 |
4 | Выведение звука. Развитие полётности голоса. | | 4 | 4 |
5 | Артикуляция гласных. | - | 2 | 2 |
6 | Артикуляция согласных. | - | 2 | 2 |
7 | Тренировка гласных и согласных в звукосочетаниях. | - | 4 | 4 |
8 | Скороговорки. | - | 6 | 6 |
9 | Работа с художественным произведением. | 12 | | 12 |
IV | Репетиционный процесс: | | | 82 |
| Выбор Материала. | 4 | | 4 |
| Анализ материала. | 4 | | 4 |
| Читка материала. | 10 | | 10 |
| Репетиции по номерам(сценам). | | 48 | 48 |
| Репетиция всего выступления. | | 8 | 8 |
| Прогоны. | | 6 | 6 |
| Выступления. | | 2 | 2 |
V | Просмотр спектаклей. Обсуждение. | 6 | - | 6 |
| Итого: | 38 | 142 | 180 |
II ГОД ОБУЧЕНИЯ:
№ |
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | ЧАСЫ |
Теория | Практика | Всего |
I | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
II | Актерский Тренинг: | - | 34 | 34 |
1 | Актерская разминка( Упражнение на: внимание, фантазию, расслабление мышц и т.д.) | - | 6 | 6 |
2 | «Я» в предлагаемых обстоятельствах. | - | 6 | 6 |
3 | Оправдание места действия. | - | 2 | 2 |
4 | Упражнения на отношение к предмету. | - | 2 | 2 |
5 | Упражнение на отношение к месту действия. | - | 2 | 2 |
6 | Упражнения на отношение к событию. | - | 2 | 2 |
7 | Упражнение на отношению к партнеру. | - | 2 | 2 |
8 | Взаимодействие с партнером | - | 4 | 4 |
9 | Рождение слова. | - | 4 | 4 |
10 | Сверхзадача и сквозное действие | 2 | 2 | 4 |
III | Сценическая Речь: | | | 48 |
1 | Дыхательная гимнастика. | - | 2 | 2 |
2 | Артикуляционная гимнастика. | - | 2 | 2 |
3 | Развитие полётности голоса. | - | 4 | 4 |
4 | Скороговорки. | | 4 | 4 |
5 | Работа с художественным произведением. | - | 36 | 36 |
IV | Репетиционный процесс: | | | 92 |
| Выбор Материала. | 6 | | 6 |
| Анализ материала. | 6 | | 6 |
| Читка материала. | 14 | | 14 |
| Репетиции по номерам(сценам). | | 60 | 60 |
| Репетиция всего выступления. | | 12 | 12 |
| Прогоны. | | 6 | 6 |
| Выступления. | | 4 | 4 |
V | Просмотр спектаклей. Обсуждение. | 4 | - | 4 |
| Итого: | 34 | 146 | 180 |
III ГОД ОБУЧЕНИЯ (подготовка спектакля):
№ |
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | ЧАСЫ |
Теория | Практика | Всего |
I | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
II | Актерский Тренинг: | - | | 8 |
1 | Актерская разминка( Упражнение на: внимание, фантазию, расслабление мышц и т.д.) | - | 2 | |
2 | «Я» в предлагаемых обстоятельствах. | - | 2 | |
3 | Взаимодействие с партнером. | - | 2 | |
4 | Сверхзадача и сквозное действие. | - | 2 | |
III | Сценическая Речь: | | | 6 |
1 | Дыхательная гимнастика. | - | 2 | |
2 | Артикуляционная гимнастика. | - | 2 | |
3 | Скороговорки. | - | 2 | |
IV | Репетиционный процесс: | | | 158 |
| Выбор пьесы. | 2 | - | 2 |
| Читка пьесы. | 12 | | 12 |
| Репетиции по сценам. | - | 104 | 104 |
| Репетиция всего спектакля | | 24 | 24 |
| Прогоны. | | 12 | 12 |
| Выступления. | | 4 | 4 |
V | Просмотр спектаклей. Обсуждение. | 6 | - | 6 |
| Итого: | 22 | 158 | 180 |
Содержание изучаемого курса:
Это обучениу в студии, когда дети от игровых форм обучения постепенно переходят к все более серьезным занятиям. На этом этапе во многом определяется, будут ли они стремиться к более углубленному изучению театра. Интенсивность занятий по сравнению с младшей группой возрастает, как и требования к обучающимся. В процессе репетиций и проката спектаклей им приходится решать все более сложные сценические задачи, к чему их и должен подготовить комплекс предметов тренинга.
Детям предлагаются дисциплины по следующим направлениям:
Актерский тренинг;
Программа рассчитана на три года обучения. Занятия актерским тренингом позволяют освоить основы актерской техники и работы над ролью, чтобы в дальнейшем использовать эти навыки в процессе создания спектаклей. В основу курса положены методы К.С.Станиславского и его последователей (М.Чехова, Е.Гротовского и др.) Первый годы обучения посвящены в основном технике работы актера над собой, последний – приемам работы над ролью. Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала.
Сценическая речь;
Хорошая дикция помогает актеру правильно донести свои мысли до зрителя. Это требует от студийцев определенных технических навыков. В задачи предмета "Сценическая речь" входят вопросы устной речи, которые не затрагиваются в работе над словом по мастерству актера: это дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные законы речи. Спецификой данной программы является ее преимущественно практическая направленность, связанная с упражнениями для комплексного освоения сценической речи. Уделяется внимание технике речи, тренировке дыхания, работе над голосом и развитию координации слуха и голоса. В течение последующего обучения акцент делается на разбор художественных произведений и работу с текстами в стихах и прозе. Особое внимание уделяется практическому материалу для работы над дыханием, голосом и дикцией, технике речи, развитию координации слуха и голоса.
Видеть работу других актеров, профессиональных и любителей, взрослых и детей - необходимая часть как обучения актерскому мастерству, так и приобщения к миру искусства вообще. После каждого просмотренного спектакля педагог подробно разбирает и обсуждает с детьми увиденное, учит их различать компоненты спектакля и соотносить свое творчество с работой других коллективов.
На данном этапе программа является и развивающей, и обучающей. Главный результат работы и детей, и педагогов – это спектакли и концерты, которые проходят на публике. Кроме того, успехи, достигнутые учениками на занятиях по развивающим дисциплинам, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам театральной студии на творческих показах и класс-концертах. Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе обучающих занятий, проводится в форме открытых уроков и коллоквиумов. При этом учитывается не столько успеваемость, сколько личный рост каждого отдельного ребенка.
К концу обучения дети должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
Знания:
Знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики;
Знать основные правила орфоэпии и законы логического построения речи;
Уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени занятий и репетиций;
Уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;
Уметь самостоятельно выполнить разминку, подготовить свое тело к работе;
Уметь выполнять базовые упражнения на координацию, общую физическую подготовку и акробатику;
Навыки:
Определять мышечный зажим и снимать его;
Самостоятельно выполнять задания, предложенные педагогом;
Выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека;
Владеть приемами разминки и разогрева тела;
Овладеть навыками правильного дыхания, четкой и громкой речи.
Владеть приемами техники безопасности при работе с партнером, сценическим оружием, предметами и сценической конструкцией, индивидуально и в группе;
Создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой образ.