СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театральная студия "Феникс"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа театральной студии. Разработана с учетом ведения предмета на профессиональном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Театральная студия "Феникс"»

Программа

театральной студии

«Феникс»


«АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»


Рассчитана на детей 7-18 лет

Срок реализации : 6 лет




Автор: педагог дополнительного образования

Ганьшин Алексей Сергеевич

















2014год

Содержание программы.



  1. Пояснительная записка:……………………………………..……

    • Образовательная область и предмет изучения;

    • Цели и задачи образовательной программы;

    • Возраст детей, участвующих в реализации программы;

    • Продолжительность реализации программы, этапы;

    • Методы работы и педагогической деятельности;

    • Формы и режим занятий;

    • Ожидаемые результаты;

    • Формы подведения итогов.

  2. Условия реализации программы:………………………………..

    • Материально-техническое оснащение и его формирование;

    • Требования к помещению, материалам.



  1. Младшая группа:

Учебно-тематический план:……………………………………….

    • Перечень разделов, тем;

    • Количество часов по каждой теме



Старшая группа:

Учебно-тематический план:……………………………………….

    • Перечень разделов, тем;

    • Количество часов по каждой теме

Предполагаемый результат и механизм оценки получаемых знаний.






I. Пояснительная записка:

    • Образовательная область и предмет изучения:

Работа со студийцами проводится по развивающим и обучающим программам, которые отличаются друг от друга прежде всего основными целевыми установками и способами отслеживания результатов. Работа в развивающих программах оценивается по показателям сравнительного личностного роста: интеллектуального, эмоционального, социального, физического. Работа в обучающих программах оценивается по абсолютным критериям овладения предметом. Во всех группах проводятся занятия и по развивающим, и по обучающим программам, однако если в младшей группе преобладают развивающие программы, то для старших групп (а также внутри каждой группы по годам обучения) акцент постепенно смещается в сторону увеличения доли обучающих программ.









    • Цели и задачи образовательной программы:



МЛАДШАЯ ГРУППА



Основной целью работы с детьми данной группы является следующие:

  • помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития, активизация его познавательных интересов;

Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:

Воспитательные:

  • Воспитание культурного зрителя, понимающего и любящего театр.

  • Адаптация ребенка в коллективе.

Развивающие:

  • Развитие личностных и творческих способностей детей;

  • Снятие внутренних зажимов;

Образовательные:

  • Знакомство детей с миром театрального искусства.





СТАРШАЯ ГРУППА



Основной целью работы с детьми данной группы является следующие:

  • раскрытие творческой индивидуальности ребенка и ативизация его познавательных интересов.

Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей детей;

  • Снятие внутренних зажимов.

Образовательные:

  • Ознакомление с основными компонентами профессии актера.

  • Приобретение профессиональных актерских навыков;



Воспитательные:

  • Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;

  • Воспитание зрительской культуры.





    • Продолжительность реализации программы, этапы

Программа рассчитана на шесть лет, делится на две возрастные категории (младшая, старшая группа).



    • Методы работы и педагогической деятельности

В основе занятий лежат принципы обучения актеров в театральных ВУЗах, однако все они адаптированы для применения в работе с детьми и подростками: максимальное количество времени отводится на практические занятия, то есть освоение материала происходит в процессе решения учащимися увлекательных творческих задач.

    • Формы и режим занятий

Занятия проходят 2-3 раза в неделю по 2 часа (в зависимости от среднего возраста группы).



    • Ожидаемые результаты;

Комплекс дисциплин, входящий в данное объединение, призван подготовить ребенка к полноценному выступлению в спектакле или концерте. Кроме того, он нацелен на развитие личностных характеристик ребенка, его творческих способностей.



    • Формы подведения итогов.

Результаты, достигаемые учащимися на занятиях, демонстрируются ими как во время контрольных уроков и класс-концертов, то есть при создании и исполнении спектакля.



II. Условия реализации программы:


Количество детей в группах.

В группах должны заниматься не более 20 человек, так как это позволяет педагогу уделить достаточно внимания каждому ребенку, такое количество детей оптимально как для проведения занятий, так и для организации спектаклей и концертов

Материально-техническое оснащение.

Для полноценных занятий и проведения мероприятий студии необходимы:
  1. Зал – театральный или актовый, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также оснащенный специальным театральным освещением и звук овоспроизводящим оборудованием – для проведения спектаклей, репетиций, общестудийных мероприятий и занятий.

  2. Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, используемой как по прямому назначению, в качестве рабочих поверхностей, так и в качестве выгородок.

  3. Гримерная – помещение для переодевания и подготовки к занятиям.

  4. Декорационно-костюмерная – помещение для хранения костюмов, реквизита и другого имущества студии.









Младшая группа.

I ГОД ОБУЧЕНИЯ:




НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ЧАСЫ

Теория

Практика

Всего

I

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

­-

2

II

Актерский Тренинг (в играх):



36

1

Темпо-ритм.

-

2

2

2

Упражнения (игры) на координацию и расслабление мышц.

-

4

4

3

Упражнения (игры) на развитие внимания и памяти.

-

6

6

4

Упражнения (игры) на развитие фантазии и воображения.

-

6

6

5

Упражнения (игры) на взаимодействие.

-

6

6

6

Упражнения (игры) на развитие ассоциативного и образного мышления.

-

4

4

7

Этюды.

-

8

8

III

Сценическая Речь:



36

1

Дыхательная гимнастика.

-

8

8

2

Артикуляционная гимнастика.

-

8

8

3

Артикуляция гласных.

-

4

4

4

Артикуляция согласных.


4

4

5

Тренировка гласных и согласных в звукосочетаниях.

-

8

8

6

Анализ художественного произведения.

4

-

4

IV

Репетиционный процесс:



64


Выбор Материала.

2

-

2


Читка материала.

12

-

12


Репетиции по номерам(сценам).

-

32

32


Репетиция всего выступления.

-

8

8


Прогоны.

-

6

6


Выступления.

-

4

4

V

Просмотр спектаклей. Обсуждение.

6

-

6


Итого:

26

118

144





II ГОД ОБУЧЕНИЯ:




НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ЧАСЫ

Теория

Практика

Всего

I

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

­-

2

II

Актерский Тренинг (в играх):



36

1

Темпо-ритм.

-

2

2

2

Упражнения (игры) на координацию и расслабление мышц.

-

4

4

3

Упражнения (игры) на развитие внимания и памяти.

-

6

6

4

Упражнения (игры) на развитие фантазии и воображения.

-

6

6

5

Упражнения (игры) на взаимодействие.

-

6

6

6

Упражнения (игры) на развитие ассоциативного и образного мышления.

-

4

4

7

Этюды.

-

8

8

III

Сценическая Речь:



36

1

Дыхательная гимнастика.

-

4

4

2

Артикуляционная гимнастика.

-

4

4

3

Массаж и резонирование звука.

-

2

2

4

Выведение звука. Развитие полётности голоса.


4

4

5

Артикуляция гласных.

-

4

4

6

Артикуляция согласных.

-

4

4

7

Тренировка гласных и согласных в звукосочетаниях.

-

4

4

8

Скороговорки.

-

6

6

9

Анализ художественного произведения.

4

-

4

IV

Репетиционный процесс:



64


Выбор Материала.

2

-

2


Читка материала.

12

-

12


Репетиции по номерам(сценам).

-

32

32


Репетиция всего выступления.

-

8

8


Прогоны.

-

6

6


Выступления.

-

4

4

V

Просмотр спектаклей. Обсуждение.

6

-

6


Итого:

26

118

144



III ГОД ОБУЧЕНИЯ:




НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ЧАСЫ

Теория

Практика

Всего

I

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

­-

2

II

Актерский Тренинг:

-


52

1

Темпо-ритм.

-

2

2

2

Упражнения на координацию и расслабление мышц.

-

4

4

3

Упражнения на развитие сценического внимания.

-

4

4

4

Упражнения на развитие фантазии и воображения.

-

6

6

5

Упражнения на развитие ассоциативного и образного мышления.

-

4

4

6

Упражнения на память физических действий.

-

2

4

7

Логика действия

-

4

6

8

Оправдание места действия.

-

4

6

9

Физическое самочувствие.

-

4

4

10

Эмоциональная память.

-

4

4

11

Упражнения на сценическое взаимодействие.

-

6

6

11

Этюды

-

4

6

12

Басни

-

4

6

III

Сценическая Речь:



42

1

Дыхательная гимнастика.

-

6

6

2

Артикуляционная гимнастика.

-

6

6

3

Массаж и резонирование звука.

-

6

6

4

Выведение звука. Развитие полётности голоса.


4

4

7

Тренировка гласных и согласных в звукосочетаниях.

-

4

4

8

Скороговорки в движении.

-

6

6

9

Работа с художественным произведением.

(на примере поэзии.)

4

6

10

IV

Репетиционный процесс:



78


Выбор Материала.

4


4


Анализ материала.

4


4


Читка материала.

10


10


Репетиции по номерам (сценам).


44

44


Репетиция всего выступления.


8

8


Прогоны.


6

6


Выступления.


2

2

V

Просмотр спектаклей. Обсуждение.

6

-

6


Итого:

30

150

180






Старшая Группа.

I ГОД ОБУЧЕНИЯ:




НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ЧАСЫ

Теория

Практика

Всего

I

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

­-

2

II

Актерский Тренинг:

-


44

1

Темпо-ритм.

-

2

2

2

Упражнения на координацию и расслабление мышц.

-

4

4

3

Упражнения на развитие сценического внимания.

-

4

4

4

Упражнения на развитие фантазии и воображения.

-

4

4

5

Предлагаемые обстоятельства. Логика действия.

-

4

4

6

Оправдание места действия.

-

4

4

7

Упражнения на память физических действий.

-

2

2

8

Физическое самочувствие.

-

2

2

9

Эмоциональная память.

-

2

2

10

Упражнения на отношение к предмету.

-

4

4

11

Упражнение на отношение к месту действия.

-

4

4

12

Упражнения на отношение к событию.

-

4

4

13

Упражнение на отношению к партнеру.

-

4

4

14

Этюды

-

6

6

III

Сценическая Речь:



46

1

Дыхательная гимнастика.

-

4

4

2

Артикуляционная гимнастика.

-

4

4

3

Массаж и резонирование звука.

-

4

4

4

Выведение звука. Развитие полётности голоса.


4

4

5

Артикуляция гласных.

-

2

2

6

Артикуляция согласных.

-

2

2

7

Тренировка гласных и согласных в звукосочетаниях.

-

4

4

8

Скороговорки.

-

6

6

9

Работа с художественным произведением.

12


12

IV

Репетиционный процесс:



82


Выбор Материала.

4


4


Анализ материала.

4


4


Читка материала.

10


10


Репетиции по номерам(сценам).


48

48


Репетиция всего выступления.


8

8


Прогоны.


6

6


Выступления.


2

2

V

Просмотр спектаклей. Обсуждение.

6

-

6


Итого:

38

142

180





II ГОД ОБУЧЕНИЯ:




НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ЧАСЫ

Теория

Практика

Всего

I

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

­-

2

II

Актерский Тренинг:

-

34

34

1

Актерская разминка( Упражнение на: внимание, фантазию, расслабление мышц и т.д.)

-

6

6

2

«Я» в предлагаемых обстоятельствах.

-

6

6

3

Оправдание места действия.

-

2

2

4

Упражнения на отношение к предмету.

-

2

2

5

Упражнение на отношение к месту действия.

-

2

2

6

Упражнения на отношение к событию.

-

2

2

7

Упражнение на отношению к партнеру.

-

2

2

8

Взаимодействие с партнером

-

4

4

9

Рождение слова.

-

4

4

10

Сверхзадача и сквозное действие

2

2

4

III

Сценическая Речь:



48

1

Дыхательная гимнастика.

-

2

2

2

Артикуляционная гимнастика.

-

2

2

3

Развитие полётности голоса.

-

4

4

4

Скороговорки.


4

4

5

Работа с художественным произведением.

-

36

36

IV

Репетиционный процесс:



92


Выбор Материала.

6


6


Анализ материала.

6


6


Читка материала.

14


14


Репетиции по номерам(сценам).


60

60


Репетиция всего выступления.


12

12


Прогоны.


6

6


Выступления.


4

4

V

Просмотр спектаклей. Обсуждение.

4

-

4


Итого:

34

146

180



III ГОД ОБУЧЕНИЯ (подготовка спектакля):




НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ЧАСЫ

Теория

Практика

Всего

I

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

­-

2

II

Актерский Тренинг:

-


8

1

Актерская разминка( Упражнение на: внимание, фантазию, расслабление мышц и т.д.)

-

2


2

«Я» в предлагаемых обстоятельствах.

-

2


3

Взаимодействие с партнером.

-

2


4

Сверхзадача и сквозное действие.

-

2


III

Сценическая Речь:



6

1

Дыхательная гимнастика.

-

2


2

Артикуляционная гимнастика.

-

2


3

Скороговорки.

-

2


IV

Репетиционный процесс:



158


Выбор пьесы.

2

-

2


Читка пьесы.

12


12


Репетиции по сценам.

-

104

104


Репетиция всего спектакля


24

24


Прогоны.


12

12


Выступления.


4

4

V

Просмотр спектаклей. Обсуждение.

6

-

6


Итого:

22

158

180



Содержание изучаемого курса:

  • Описание этапов занятий по программе;

Это обучениу в студии, когда дети от игровых форм обучения постепенно переходят к все более серьезным занятиям. На этом этапе во многом определяется, будут ли они стремиться к более углубленному изучению театра. Интенсивность занятий по сравнению с младшей группой возрастает, как и требования к обучающимся. В процессе репетиций и проката спектаклей им приходится решать все более сложные сценические задачи, к чему их и должен подготовить комплекс предметов тренинга.

  • Краткая характеристика тем занятий;

Детям предлагаются дисциплины по следующим направлениям:





Актерский тренинг;

Программа рассчитана на три года обучения. Занятия актерским тренингом позволяют освоить основы актерской техники и работы над ролью, чтобы в дальнейшем использовать эти навыки в процессе создания спектаклей. В основу курса положены методы К.С.Станиславского и его последователей (М.Чехова, Е.Гротовского и др.) Первый годы обучения посвящены в основном технике работы актера над собой, последний – приемам работы над ролью. Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала.



Сценическая речь;

Хорошая дикция помогает актеру правильно донести свои мысли до зрителя. Это требует от студийцев определенных тех­нических навыков. В задачи предмета "Сценическая речь" входят вопросы устной речи, которые не затрагиваются в работе над словом по мастерству актера: это дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные законы речи. Спецификой данной программы является ее преимущественно практическая направленность, связанная с упражнениями для комплексного освоения сценической речи. Уделяется внимание технике речи, тренировке дыхания, работе над голосом и развитию координации слуха и голоса. В течение последующего обучения акцент делается на разбор художественных произведений и работу с текстами в стихах и прозе. Особое внимание уделяется практическому материалу для работы над дыханием, голосом и дикцией, технике речи, развитию координации слуха и голоса.



    • Познание мира театра (обучающие занятия).

      • Посещение спектаклей

Видеть работу других актеров, профессиональных и любителей, взрослых и детей - необходимая часть как обучения актерскому мастерству, так и приобщения к миру искусства вообще. После каждого просмотренного спектакля педагог подробно разбирает и обсуждает с детьми увиденное, учит их различать компоненты спектакля и соотносить свое творчество с работой других коллективов.



  • Предполагаемый результат и механизм оценки получаемых знаний.

На данном этапе программа является и развивающей, и обучающей. Главный результат работы и детей, и педагогов – это спектакли и концерты, которые проходят на публике. Кроме того, успехи, достигнутые учениками на занятиях по развивающим дисциплинам, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам театральной студии на творческих показах и класс-концертах. Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе обучающих занятий, проводится в форме открытых уроков и коллоквиумов. При этом учитывается не столько успеваемость, сколько личный рост каждого отдельного ребенка.

К концу обучения дети должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

Знания:

  • Знать театральную терминологию, как современную, так и историческую, уметь ею пользоваться;

  • Различать компоненты актерской выразительности;

  • Иметь представление о строении своего тела, мышечного и голосового аппарата;

  • Знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики;

  • Знать основные правила орфоэпии и законы логического построения речи;

  • Уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени занятий и репетиций;

  • Уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;

  • Уметь самостоятельно выполнить разминку, подготовить свое тело к работе;

  • Уметь выполнять базовые упражнения на координацию, общую физическую подготовку и акробатику;

  • Уметь устранять дефекты дикции;

  • Уметь производить действенный анализ текста;



Навыки:

  • Определять мышечный зажим и снимать его;

  • Самостоятельно выполнять задания, предложенные педагогом;

  • Выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека;

  • Владеть приемами разминки и разогрева тела;

  • Овладеть навыками правильного дыхания, четкой и громкой речи.

  • Владеть приемами техники безопасности при работе с партнером, сценическим оружием, предметами и сценической конструкцией, индивидуально и в группе;

  • Создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой образ.