СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театрализация на уроках географии как средство активизации познавательной деятельности.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Одним из эффективных средств развития творчества на уроках является театрализация. Театрализация способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также повышает интерес учащихся к предмету. Основная задача этих уроков – развитие таких психологических качеств, как память, образное мышление, речь.   В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, а также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 

Просмотр содержимого документа
«Театрализация на уроках географии как средство активизации познавательной деятельности.»

Выступление на районном семинаре «ФГОС ООО организация урочной и внеурочной деятельности», на базе МБОУ Морткинская СОШ, март 2016.


Приёмы театрализации на уроках географии как средство активизации познавательной деятельности.


Иноземцева Светлана Семёновна, учитель географии МКОУ Морткинская СОШ



В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, а также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Изучение предметной области «География» должно обеспечить овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Еще в 1963 году методологи отмечали, что опыт К.С. Станиславского нужен психологам, исследующим вопросы речи, мышления, внимания, эмоций, и педагогам. Другими словами, настоящему учителю просто необходимо владеть актерским искусством, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников. Театр играет колоссальную роль не только в формировании профессиональной компетентности учителя. Он незаменим и в самом процессе обучения и воспитания.

Одним из эффективных средств развития творчества на уроках является театрализация. Театрализация способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также повышает интерес учащихся к предмету. Основная задача этих уроков – развитие таких психологических качеств, как память, образное мышление, речь.

Выделение такого типа уроков связано с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов – при изучении, закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся. Здесь, равно как и на самом театрализованном уроке, складывается демократичный тип отношений, когда учитель передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность. Необходимо сказать, что и сам процесс подготовки к уроку тоже может быть одним из элементов пробуждения интереса к предмету.

Наполнение сценария фактическим материалом и его реализация на театрализованном уроке требует от учащихся серьезных усилий в работе с учебником, первоисточником, научно-популярной литературой при изучении соответствующих исторических, географических сведений, что в конечном счете вызывает у них интерес к знаниям.

Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются учениками. Так у подростка формируется новая психология – творца, созидателя. Такое состояние импонирует ему, поскольку в этом возрасте человек стремится стать взрослым, самостоятельным, самоутвердиться.

Театрализация - методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя, произносят наиболее выразительные его реплики.

Важным этапом является составление сценария. Составление сценария как технология – это ролевая игра, в которой каждый участник знакомится с разными видами деятельности: с ролью сценариста, режиссера, актера, художника по костюмам.

Приемы использования элементов театрализации на уроке:
Персонификация – реально живший исторический персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.)
“Кто я?” - Ученик в костюме персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он.
Выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.).
Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.
Принято считать, что театрализация – это один из самых популярных методов работы учителей-словесников. Но я считаю, что эти методы можно использовать и на уроках географии.

Приведу примеры моих уроков, где были использованы элементы театрализации.

1)Урок природоведения в 5 классе при изучении темы «Как человек изменил Землю» я проводила в виде экскурсии по залам Экологического музея. Класс делится на группы . каждая группа готовит творческую экскурсию по одному из залов. В зале «Это было-было» дети рассказывают, как наши предки взаимодействовали с природой. Кто-то изображает мамонта, кто-то охотника. В зале «Подарки человека самому себе» рассказ о кислотных дождях сопровождается показом моделей людей, которые гуляют во время такого дождя с зонтом и без него. Чтобы показать, какую роль в загрязнении воздуха играют автомобили, дети сделали реквизит своими руками. В зале «Красная книга» главным экспонатом стал здоровый человек, который скоро станет редкостью. В зале «Тёмное и светлое будущее» нас встречают инопланетяне, которые прилетели на Землю и видят либо огромную свалку (тёмное будущее), либо цветущий сад (светлое будущее). При подготовке к этому уроку школьники изучают не только материал учебника, но и дополнительную литературу.

2) В 6 классе в начале урока по теме « Оптические явления в атмосфере» из большого сосуда, который стоит на полу, сначала валит дым, а затем появляется Старик Хоттабыч, которого играет один из учащихся. Далее Хоттабыч становится помощником учителя и во время изучения каждого оптического явления он рассказывает, как древние объясняли эти явления. Хочется заметить, что ученики, исполняющие роль Хоттабыча в разных классах преподносили материал с восточным колоритом.

3)Но, на мой взгляд, наиболее интересные уроки с элементами театрализации можно проводить на уроках в 7 классе при изучении географии материков и океанов. В этом курсе даётся краткая характеристика некоторых стран мира. Подростки используют разные формы представления стран. Это и туристические агентства, и визит иностранных послов, и даже карнавал в Бразилии с танцевальным номером.

4)В любом возрасте можно использовать пантомиму. Группа детей передаёт какую-либо информацию (например, характеристику природной зоны) с помощью мимики и жестов. Остальные учащиеся должны отгадать. Такой приём можно использовать на обобщающих уроках.

5)Учителю тоже необходимо владеть актёрским искусством, чтобы заинтересовать своих учеников. При проведении интегрированного урока географии и физики по теме «Тропические пустыни Африки» мы, учителя, стали «проводниками каравана верблюдов, на котором путешествовали наши ученики». При этом наша одежда содержала элементы арабского костюма.

Любой учитель, в том числе и я, постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Так как они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит активизирующим познавательную деятельность наших учеников.