Технические навыки чтения.
Учитель нач. кл.: Цикунова Ирина Фёдоровна.
Выезжелогская о.о.ш.
Цели:
- отработка навыков чтения у младших школьников;
- развитие интереса к чтению и желания читать.
Что такое чтение?
Следовательно, навык чтения определяет эффективность обучения и по другим предметам.
Навык чтения:
Способ чтения
Правильность
Темп, скорость
чтения
Осознанность
и понимание
выразительность
Способы чтения:
- плавное слоговое
чтение,
- плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов,
- чтение целыми словами и группами слов.
- побуквенное чтение,
- отрывистое слоговое.
Правильность чтения
в том, что ученик не допускает:
Смысловая сторона чтения-
- это совокупное понимание читающим:
- значений слов, употребленных в прямом и переносном смысле,
- содержания каждого предложения,
- содержания и смысла отдельных частей текста,
- основного смысла всего содержания текста.
Скорость чтения (слов в минуту):
Класс
1 полугодие.
1 класс
2 полугодие.
-
2 класс
30 - 40
25 - 30
3 класс
40 - 50
50 - 60
4 класс
75 - 85
65 - 75
85 - 95
Как помочь ребёнку совершенствовать навык чтения:
Упражнения, способствующие осознанности чтения
1группа – логические упражнения
- Составь новое слово, взяв у каждого только первый слог:
*колос рота ваза;
*кора лото боксёр;*
- Какое слово лишнее и почему?
*красивый, синий, красный, жёлтый;
*минута, время, час, секунда;
2 группа – игры со словами
Найди слово в слове:
Гроза газета шоколадка
шутка щепка кустарник
- Закончи предложение:
- Закончи предложение:
- Закончи предложение:
По утрам у Айболита лечат зубы:
Збреы, уызбр, итгыр, вдрыы, оыббр.
3 группа - работа с деформированными
текстами
Составь предложения к теме урока:
В школе.
Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
Восстанови текст:
Да! Стать учёным не легко!
Писать красиво не легко….
Вздохнём сначала глубоко…..
4 группа - работа с текстом
- Упражнение «Чтение – разведка»
( дети на максимальной скорости просматривают
текст и находят ответы на вопросы)
- Определение частей в тексте
(дети определяют , есть ли в тексте
вступление, основная и
заключительная часть)
- Работа над заголовком.
- Выборочное чтение.
- Пересказ по вопросам.
- Составление плана текста .
Упражнения, способствующие правильности чтения
Упражнения на развитие внимания
- Опиши предмет
- Повтори сходные по звучанию слова
Бочка – точка , бабушка – бабочка, кошка – ложка…
- Выбери слова на данный звук из текста
- Заучивание четверостиший
- Повторение скороговорок
Упражнения со словами
Чтение «перевёртышей»
Анна, барабан на!
Коту тащат уток.
У лип Лёша нашёл пилу .
Чтение слов, отличающихся одной буквой
Мел –мель -мыл- мыль – мал – мял;
Мышка – мишка –мошка – миска;
1группа -
дыхательные упражнения
2 группа -
артикуляционные упражнения
Упражнения, способствующие беглости и выразительности
4 группа -
произнеси
сочетание звуков
3 группа –
упражнения для
расширения поля зрения
Если ребёнок не хочет читать используйте:
Таблица анализа чтения в 3 классе:
№
Фамилия ученика
1
Зуева Дарья
Показатель техники чтения
2
Зуева Елена
102
3
Уровень техники чтения
4
Носач Иван
4
Уровень понимания прочитанного
114
Попова Алина
5
55
Уровень выразительности
4
4
2
3
Свилев Виктор
4
6
108
Хартанович Александр
81
4
4
2
3
2
4
74
3
3
3
3
2
2
Таблица анализа чтения в 1 классе:
№
Фамилия ученика
1
Васильев Александр
Показатель техники чтения
2
3
Багауова Алёна
17
Уровень техники чтения
2
Дыкова Анфиса
4
Уровень понимания прочитанного
79
4
5
Уровень выразительности
37
2
Коверина Диана
2
3
Трофимова Александра
4
27
34
4
2
3
3
3
2
2
3
3
Таблица анализа чтения в 3 классе:
№
Фамилия ученика
1
Боярова Ирина
Показатель техники чтения
2
3
Бутикова Ирина
90
Уровень техники чтения
3
Кейзерова Ольга
4
Уровень понимания прочитанного
93
4
5
Уровень выразительности
65
3
Маклашевич Вероника
3
2
Пустякова Ирина
4
78
102
4
3
2
2
4
3
3
4
4