СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Описание работы:
Одной из важнейших тенденций развития современного волейбола является постоянное повышение значимости индивидуального мастерства волейболистов, что обеспечивает высокую эффективность игровых действий. При этом универсальность в игре волейболистов становится насущно необходимым компонентом их подготовки. Современный волейбол требует от спортсмена высокого уровня владения всем арсеналом классических приемов и схем нападения, использование тактических комбинаций, требующие от спортсменов виртуозного владения техникой и умением тактично мыслить в игровых ситуациях. Результативность соревновательной деятельности в волейболе во многом зависит от технико-тактического арсенала игроков и команды в целом.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
2014 / 2015 учебный год
Номинация:
Спортивное развитие и здоровье детей
Автор:
Краузе Павел Сергеевич
Место работы:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №53,
г. Магнитогорск, Челябинская область
Должность:
Учитель физической культуры
Название работы:
Статья (из опыта работы) «Технико-тактические действия волейболистов в нападении»
Описание работы:
Одной из важнейших тенденций развития современного волейбола является постоянное повышение значимости индивидуального мастерства волейболистов, что обеспечивает высокую эффективность игровых действий. При этом универсальность в игре волейболистов становится насущно необходимым компонентом их подготовки. Современный волейбол требует от спортсмена высокого уровня владения всем арсеналом классических приемов и схем нападения, использование тактических комбинаций, требующие от спортсменов виртуозного владения техникой и умением тактично мыслить в игровых ситуациях. Результативность соревновательной деятельности в волейболе во многом зависит от технико-тактического арсенала игроков и команды в целом.
Тип работы – педагогическое исследование
Предмет – физическая культура
Класс – 9-11
Формат файла – документ docx, презентация pptx.
Введение
Одной из важнейших тенденций развития современного волейбола является постоянное повышение значимости индивидуального мастерства волейболистов, что обеспечивает высокую эффективность игровых действий. При этом универсальность в игре волейболистов становится насущно необходимым компонентом их подготовки. Современный волейбол требует от спортсмена высокого уровня владения всем арсеналом классических приемов и схем нападения, использование тактических комбинаций, требующие от спортсменов виртуозного владения техникой и умением тактично мыслить в игровых ситуациях. Результативность соревновательной деятельности в волейболе во многом зависит от технико-тактического арсенала игроков и команды в целом.
Актуальность исследования обусловлена использованием дополнительных технико-тактических действий волейболистов в нападении. При этом учитывается высокий профессионализм, который характеризуется владением специальными знаниями, умениями и свойствами личности и характера, позволяющими успешно осуществлять процесс деятельности на всех его этапах. Эффективность деятельности спортсменов, показателем которых служит успешное достижение цели при рациональном использовании средств и сил, зависит от многих факторов: экономического, социального, научного и организационного.
Действия волейболистов в нападении имеют решающее значение в заключительной фазе отдельных игровых моментов и волейбольной встречи в целом. Высокое техническое мастерство нападающих, невозможно поддерживать без постоянного учебно-тренировочного процесса.
Игра в нападении подразумевает различные формы и виды тактических комбинаций и самих нападающих ударов. В литературе посвященной волейболу авторы А.П. Якушев, В.И. Щагин, К.К. Рева отмечают огромное значение в применении различных видов нападающих ударов с различных номеров.
Известные тренеры Ю.Б. Чесноков, К.П. Воинов, М.И. Винер в своих методических разработках, рекомендуют постоянное использование различных видов нападающих ударов на всех стадиях учебно-тренировочного процесса.
Всё это послужило необходимостью выбора темы нашего исследования:
«Особенности технико-тактических действий волейболистов в нападении».
Цель исследования: поиск путей, средств, методик, способствующих повышению уровня технической и тактической подготовки спортсменов волейболистов, при использовании технико-тактических действий в нападении.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс подготовки волейболистов.
Предмет исследования: особенности технико-тактических действий волейболистов в нападении.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при совершенствовании технико-тактических действий во время тренировочной деятельности волейболистов, эффективность игры в нападении может значительно возрасти если:
обеспечить личностно-ориентированную направленность учебно-тренировочного процесса на основе «субъект – субъектных» отношений, позволяющих разработать индивидуальные программы технико-тактической и общефизической подготовки волейболистов с высокой согласованностью коллективных действий;
моделировать игровые ситуации (качество освоения, применяемость в игре, эффективность технико-тактических приёмов) в процессе решения нападающих действий волейболистов;
повысить учебно-тренировочную деятельность, направленную на развитие двигательно-координационных качеств, для повышения уровня подготовки волейболистов с использованием особенностей технико-тактических действий в нападении.
В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи исследования:
Провести анализ существующих литературных источников по проблеме исследования.
Теоретически обосновать влияние технико-тактических действий волейболистов на результативность игры в нападении.
Экспериментально доказать влияние технико-тактических действий волейболистов на повышения результативности игры в нападении.
Разработать и подготовить методические рекомендации технико-тактических действий для более эффективного тренировочного процесса.
Основные методы педагогического исследования:
Методы теоретического уровня исследования – анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование;
Методы эмпирического уровня исследования – наблюдение, эксперимент, беседа, тестирование, анкетирование;
Метод математической обработки результатов – составление таблиц, диаграмм.
Исследование проводилось в два этапа в период с 2011 по 2013 год.
I этап – (2011 – 2012 учебный год). Решались задачи выбора темы исследования, проводилось исследование проблемы особенностей технико-тактических действий волейболистов в нападении, теоретический анализ педагогической и специальной литературы, а также диссертационных работ по исследуемой проблеме с целью определения методических основ, определения цели, объекта, предмета исследования, сформирована гипотеза и задачи исследования. Составлен план опытно-экспериментальной работы, проведение пробного и констатирующего этапа эксперимента, определены методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, эксперимент, беседа, тестирование и анкетирование.
II этап – (2012 – 2013 учебный год). Проводилась опытно-экспериментальная работа, решались задачи подведения итогов теоретической и экспериментальной части исследования, обработка полученных результатов, уточнение теоретических и экспериментальных выводов и заключения. Разрабатывались практические рекомендации и предложения.
Экспериментальная работа осуществлялась в спортивном зале МКОУ БСОШ №1 в течение двух лет. Всего исследованием было охвачено 24 ученика.
Основная часть
Глава 1. Теоретическое обоснование технико-тактических действий волейболистов в нападении
Основные технико-тактические способы игры в нападении
Техника игры - это комплекс специальных приемов, необходимых волейболисту для успешного участия в игре. На каждом этапе своего развития она является средством ведения спортивной борьбы, дающим возможность игроку в рамках правил решать конкретные тактические задачи в различных игровых ситуациях. Для достижения успеха в быстро меняющихся игровых условиях волейболист должен владеть широким кругом технических приемов и способов, эффективно использовать их в игре - это определяется понятием «техническое мастерство спортсмена» [3].
Критериями высшего технического мастерства являются:
разносторонность, определяемая широким кругом технических приемов (и их вариантов), которые умеет выполнять волейболист;
эффективность как уровень высокой результативности технических приемов, основанных на умении использовать свои возможности в конкретных условиях игровой деятельности;
стабильность, характеризуемая устойчивостью техники к действию различных сбивающих факторов и постоянством достижения высоких результатов во всех условиях деятельности [4].
Уровень технического мастерства игрока во многом определяет тактические схемы ведения игры и успех игры команды в целом [10].
Действия волейболиста протекают в условиях активного влияния внешней среды, причём нередко такое влияние выступает в роли сбивающих факторов, ухудшая результат выполнения технических и тактических приемов (по качеству, точности и т. д.). Так, воздействие излишнего шума ухудшает результат на 10%, избыточное или недостаточное освещение – до 20%, изменение темпа движений – до 26%, утомление игрока – до 40% и т. д. С ростом квалификации игрока действие сбивающих факторов снижается. Стабильность выполнения тактических и техническим приёмов и тем самым стабильность результата связываются с выполнением основной (рабочей) фазы каждого приёма (коэффициент вариации основных характеристик – 11 – 13 %). Одна из основных задач подготовительной фазы любого технико-тактического приёма – приспособление данного приёма к меняющимся условиям игры, в связи, с чем уровень её вариативности более высокий (коэффициент вариации основных характеристик – 51 – 54 %). Все эти моменты необходимо учитывать при обучении техническим и тактическим приёмам [11].
Под тактикой игры следует понимать целесообразные, согласованные действия игроков команды, направленные на достижение победы. Тактика состоит из средств и способов ведения игры, которые используются с учетом конкретных задач, возникающих в процессе соревнований [65].
Важное место в тактике занимают индивидуальные, групповые и командные тактические действия. Первые связаны с предугадыванием игровых ситуаций, выбором места, игровой активностью и выполнением технико-тактических действий, а вторые с применением общекомандных систем игры и комбинаций [67].
Средства тактики объединяют все действия игрока без мяча и с мячом, то есть все технические приемы и их разновидности.
Тактическими способами ведения игры называются согласованные действия нескольких игроков (тактические комбинации) или всей команды (системы игры).
Каждая система игры характеризуется расстановкой игроков на площадке и распределением обязанностей между ними.
Тактическое действие должно строиться в соответствии с тактическими знаниями, уровнем технического мастерства, физических способностей и волевых проявлений [70].
Волейболист всегда должен стремиться к выбору наиболее адекватного решения соревновательной ситуации, которое может быть осуществлено с помощью имеющегося арсенала тактических средств. Самое сложное – принятие правильного решения в минимальные отрезки времени.
Главным средством нанесения неожиданного нападающего удара служат различные тактические комбинации, однако когда игроки лишены возможности проводить их, используются различные тактические приемы для затруднения действий блокирующих. Рассмотрим основные способы таких действий — удары с краев сетки и удары с низких передач (они широко применяются и при тактических комбинациях).
Технико-тактическая подготовка волейболистов в нападении
Главная цель технико-тактической подготовки - научить занимающихся выполнять технические приемы, сообразуясь с обстановкой спортивной борьбы [37].
В тактической подготовке можно выделить четыре методические взаимосвязанные задачи:
Развитие у игроков тактического мышления, быстроты сложных реакций, ориентировки на площадке, сообразительности, творческой инициативы и способности прогнозировать решения различных двигательных задач.
Обучение занимающихся индивидуальным тактическим действиям и простейшим взаимодействиям с партнерами в нападении и защите, обучение командным действиям в нападении и защите, определяющимся расположением игроков на площадке и разграничением их функций.
Формирование у игроков умения предельно эффективно использовать отдельные технические приемы и тактические навыки в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей игры противника.
Развитие у игроков способности быстро переключиться с одних действий в нападении и защите на другие в зависимости от конкретной обстановки на площадке и особенностей действия противника [35].
Тактика нападающего удара.
Овладение тактикой нападающих ударов обычно проходит в три этапа:
обучение тактике нападающих ударов без сопротивления и совершенствование в ней;
совершенствование тактики нападающих ударов с пассивным сопротивлением блокирующих;
совершенствование тактики нападающих ударов с активным сопротивлением блокирующих [43].
Все упражнения необходимо выполнять из каждой зоны нападения (4, 2,
3).
Нападающие удары строго по заданию в определенную зону. Игроки выполняют несколько серий ударов из зоны 4 с собственного подбрасывания мяча, поочередно направляя мяч в зоны 5, 4, 1. Затем следуют серии ударов из зоны 2 в направлении зон 5, 1, 2. Таким образом, игроки овладевают навыком направлять удар в строго определенные зоны с любых передач.
Нападающие удары по цели. На площадке раскладывают круги разного цвета диаметром 0,5 - 1 м или ставят специальные мишени. Каждый игрок выполняет удар из любой зоны в круг только заданного цвета. Задание можно изменять, например, менять расположение кругов на площадке, тогда игрок должен направлять удары поочередно в круги двух разных цветов [15].
Упражнение можно усложнять следующим образом:
игрок получает это задание только в момент прыжка (разбега);
игрок имеет задание - направлять удары в круг определенного цвета, но иногда в момент прыжка он получает сигнал выполнить удар в круг другого цвета.
Удары с внезапным изменением направления в зависимости от действий игроков на стороне противника. Игроки выполняют удар из зон 4, 2, 3. На задней линии противоположной стороны площадки располагается игрок, который в момент передачи на удар перемещается в другую зону. Нападающий должен направить удар в противоположную сторону от перемещающегося игрока.
На задней линии в зонах 1, 5 располагается по одному игроку, в момент выполнения передачи на удар они меняются местами. Каждый нападающий имеет задание адресовать удар определенному игроку. После серии ударов мяч направляют в другого защитника. Таким образом, у нападающих воспитывается умение дифференцированно подходить к оценке игровой ситуации на стороне противника.
Игроки из зоны 2 (4, 3) выполняют удар в зону 1 только на силу, а получив определенный сигнал в момент разбега или прыжка, направляют мяч несильным ударом в зону 5 (6).
Сочетание нападающих ударов с обманами. Игроки располагаются парами: один с мячом на линии нападения, другой у сетки на противоположной стороне площадки. Игрок с мячом разбегается и в зависимости от действий блокирующего выполняет удар (если не было блока) или обман (если был обозначен блок).
Нападающий удар против зонного блока. Игроки выполняют удар из зоны 4. На противоположной стороне площадки игроки зон 2 и 3 ставят зонный блок, закрывая зону 6. Нападающий должен осуществить удар в зоны 1 и 4. Упражнение можно выполнять при ударе из зон 2 и 3, при блоке закрывающем поочередно разные, заранее определенные зоны.
Нападающий удар с первой передачи или с откидки (в зависимости от действий блокирующих). Игроки с мячом располагаются в колонну по одному в зоне 3 на линии нападения, один игрок в зоне 2 также на линии нападения. На противоположной стороне площадки в зоне 4 находится блокирующий. Из зоны 3 игроки выполняют передачу на удар в зону 2. Если блокирующий ставит блок, то игрок зоны 2 делает откидку, если же блока нет — удар. Игрок зоны 2 должен быть нацелен на удар. Откидку можно выполнять лицом к сетке и боком [69].
Кроме этого при подготовке волейболистов нужно обеспечить личностно-ориентированную направленность учебно-тренировочного процесса на основе «субъект – субъектных» отношений, позволяющих разработать индивидуальные программы технико-тактической и общефизической подготовки волейболистов с высокой согласованностью коллективных действий.
Личностно-ориентированный подход при подготовки волейболистов немыслим без выявления субъектного опыта каждого спортсмена, то есть его способностей и умений в тренировочном процессе. Все спортсмены разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Тренеру при подготовке и проведении личностно-ориентированной направленности учебно-тренировочного процесса надо знать характеристики субъектного опыта волейболистов, это поможет ему выбрать рациональные приёмы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Цель такого подхода, состоит в том, чтобы отработать учебно-тренировочный процесс, обучить спортсменов необходимым знаниям, умениям, навыкам [44].
Субъектно-личностный подход - отношение к каждому спортсмену как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени учебно-тренировочного процесса. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого спортсмена, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный тренер, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированной направленности учебно-тренировочного процесса [44].
Глава 2. Реализация программы с использованием дополнительных технико-тактических действий волейболистов в нападении
2.1. Программа дополнительных технико-тактических действий волейболистов в нападении
Особенность обучения волейболистов необходимо более подробно объяснять отдельные моменты изучаемого упражнения, особенно технического приема. Более детально расчленять каждое действие при обучении приему, с тем, чтобы было более легко овладеть всем техническим приемом в целом [67].
Например, занимающиеся разучивают нападающий удар в парах без прыжка. Затем они имитируют удары у сетки. После этого бросают теннисные мячи в прыжке через пониженную сетку (на 5 - 10 см) или производят удары по подвесному мячу. И, наконец, игроки выполняют нападающие удары через сетку: постепенно вводятся определенные задания. Времени на каждое упражнение затрачивается немного, тренер определяет его в зависимости от задачи данного занятия. Причем упражнения могут вновь чередоваться для всех занимающихся или, только для некоторых [68].
Надо следить, чтобы выполнение ударов через сетку не превратилось в самоцель: лишь бы ударить посильнее. Как ни странно, такая тренировка в нападающем ударе наблюдается на занятиях [55].
При проведении занятий не следует забывать о том, что игроки быстро перенимают движения, манеры, подражают другим, стараются копировать то, что им понравилось. В связи с хорошей восприимчивостью игроков большую роль при обучении нападающему удару играет метод наглядности.
Если тренер показывает один из способов нападающего удара или отдельные движения, положения игрока при ударе, то он должен все это выполнять правильно, без искажения техники, так как ребята стремятся воспроизвести все движения точно так же, как тренер. Если же тренер чувствует, что при демонстрации нападающего удара в его движениях имеются недостатки, ему следует показать движение по фазам без мяча или с мячом, но без сетки или через низкую сетку; можно показать начало того или иного движения, объяснив дальше жестикуляцией и на словах [22].
Очень важно, чтобы волейболист получил правильное представление о всех движениях при выполнении нападающего удара. Если он с помощью тренера овладеет правильными прочными навыками, то в дальнейшем ему будет легко овладеть спортивным мастерством.
В тех случаях, когда тренер упустил этот момент, ему самому или другим тренерам, к которым перешел его игрок, бывает очень трудно восстановить правильный навык у недоучек нападающих. Такие игроки не могут играть ровно, аккуратно, в их игре часто наблюдаются срывы, хотя иногда они блеснут неотразимым эффектным ударом, но польза от них для команды небольшая [30].
Тренер должен учесть, что волейболисты стремятся научиться хорошо играть в нападении; не случайно их любимыми «волейбольными героями» являются именно знаменитые нападающие Константин Рева, Нил Фасахов, Юрий Чесноков. Педагогическое мастерство тренера и заключается в том, чтобы умело направить увлечение ребят только нападением в нужное русло и так проводить занятия, чтобы они не просто ради своего удовольствия изо всех сил «били» по мячу, а незаметно для себя, постепенно осваивали правильные навыки выполнения разнообразных нападающих ударов, умели тактически грамотно применять их. Это относится и к технике и к тактике игры. Особенно трудны для волейболистов сложные технические приемы и тактические комбинации, и, конечно, они овладевают ими не так искусно. Все это тренерам надо учитывать и, проводя обучение в группах, относиться более продуманно к разучиванию и совершенствованию нападающих ударов, к последовательности и срокам обучения и к подбору упражнений, в которые рекомендуется вводить упрощенные задания [50,51].
Физическая подготовка волейболистов при обучении и совершенствовании нападающих ударов большое значение имеет. Спортсмен постоянно должен развивать такие качества, как прыгучесть, ловкость, координация движений в опорном и безопорном положении, ориентировка в действиях, скорость, быстрота, быстрая переключаемость в действиях и т. п. [49].
Развитию этих качеств способствуют регулярные занятия такими видами спорта, как акробатика, легкая атлетика, баскетбол, ручной мяч, футбол, хоккей. Кроме занятий по волейболу, волейболисты не менее одного раза в неделю должны заниматься другими видами спорта, чередуя их [31].
Кроме общей физической подготовки, проводится и специальная подготовка волейболиста. Большую пользу оказывают подготовительные упражнения. Они очень разнообразны. Подготовительные упражнения вводятся не только в обычную разминку, где они преобладают, но и в любую часть урока или тренировочного занятия. Приведем некоторые из этих упражнений [64].
Прыжки вверх с разбега с доставанием предметов (баскетбольной корзины, щита, кольца, веток деревьев, отметок на щите, на стенке, подвесных мячей) правой, левой и двумя руками. Задания игрокам: 1. Прыжок вверх всегда выполнять с толчка двумя ногами. 2. Прыгать так, чтобы все время видеть ориентир и касаться его перед собой, а не над головой (при прыжке ориентир должен быть на расстоянии вытянутой руки); при отталкивании и приземлении разница в расстоянии должна быть минимальная: не более 0,5 м, т. е. направлять прыжок точно вверх, стараясь отталкиваться и приземляться почти в одно и то же место [48].
Прыжки вверх с места, задания те же.
Прыжки вверх с разбега и с места. Задание: коснуться рейки или делений на специальном щитке для измерения прыгучести.
Прыжки вверх с места и с разбега. Задание: при прыжке выполнить поворот на 90—360°.
Прыжки с отталкиванием и приземлением до полного приседа.
Прыжки вверх с места и с разбега у сетки, у стены.
Прыжки вверх. Задание: «заглянуть» через сетку (пониженную).
Прыжки вверх. Задание: выполнить большее количество напрыгиваний (на тумбу или другой предмет) за 30 сек., за 1 мин. В упражнение вводится соревновательный момент (состязание между игроками, командами).
Упражнение на быстрое переключение в действиях. После имитации передачи в падении быстро встать и выполнить прыжок или имитацию нападающего удара. Затем сразу же после приземления снова имитировать передачу в нападении, выполнить прыжок и обозначить удар. И так несколько раз подряд.
Поочередные прыжки с одной ноги на другую на месте и в движении.
Прыжки на согнутых ногах с поворотами на месте и в движении.
Пятнашки с прыжками поочередно на правой и левой ноге, в приседе на двух ногах. Условие: игрока, который, убегая от водящего, успел правильно выполнить прыжок у сетки (не касаясь ее и не переступая средней линии), салить нельзя.
Чехарда.
Прыжки с грузом до 10 кг (вес груза зависит от возраста занимающихся и состава группы).
Прыжки со скакалками.
Имитация нападающих ударов правой и левой рукой с разбега и с места в зонах 4, 2, 3 [57,45,47].
Для более успешной игры в нападении нами была разработана программа дополнительных технико-тактических действий в нападении на основе материалов и методических разработок ведущих тренеров России: заслуженного тренера России СДЮСШОР «Юность – Метар» Суховой Л.В., мужской Челябинской сборной команды «Торпедо» Порошина А.М. и заслуженного тренера СССР Воинова К.П., которые в дальнейшей тренировочной деятельности дадут положительный эффект и повысят уровень профессионализма спортсменов во время игры.
Данная программа, а также последовательность обучения нападающим ударам приведена в таблице № 1. В ней указано изучение только новых способов в нападении. Цель - заложить основы правильных движений у тренирующихся при выполнении нападающих ударов разными способами, поэтому особое внимание уделяется основным фазам движения и приземлению [12].
При разучивании нападающего удара необходимо обратить особое внимание на следующие способы, которые дадут возможность беспроигрышному удару:
выпрыгивание с одной ноги (особенность - очень быстрая передача, очень быстрый «съем мяча»);
различные забегания за пасующего игрока;
обратные кресты [43].
Программа дополнительных технико-тактических действий волейболистов в нападении.
Таблица № 1.
Первый год обучения | Второй год обучения | ||
Первое полугодие | Второе полугодие | Первое полугодие | Второе полугодие |
Подготовительные и подводящие упражнения. Прямой нападающий удар из зон 4,2 с передач из зоны 3. Подготовительные и подводящие упражнения для ударов правой и левой рукой. Прямой нападающий удар правой и левой рукой из зон 4 и 2 с передач из зоны 3. | |||
|
|
| Прямой нападающий удар из зоны 3 с высоких передач с номеров 2 и 4 |
Имитация нападающих ударов правой и левой рукой во всех зонах передней линии. Прямой нападающий удар - перевод влево с поворотом туловища. Перебивание кулаком близких от сетки мячей. Обманные приемы. Удары против одиночного блокирования. | |||
|
| Нападающий удар с передач за голову. Нападающий удар по встречному мячу. | |
| Удары с низких вертикальных передач. Боковой нападающий удар. | ||
|
| Удары против двойного блокирования. Удары с первой передачи. | |
|
|
| Удары с откидкой. |
Нападающий удар – перевод вправо. | |||
|
| Нападающий удар - перевод влево без поворота туловища. | |
|
|
| Удары с низких, резких передач, параллельных сетки. |
На практике игроки часто исполняют все эти движения наоборот, и им бывает трудно быстро овладеть правильной техникой нападающего удара.
Нужно следить за тем, чтобы в момент прыжка взмах обязательно выполнялся двумя руками [70].
Часто наблюдаются ошибки и при разучивании прыжка. Некоторые игроки производят отталкивание, оставаясь в положении с некоторым отклонением плеч назад. При таком прыжке игрок оказывается в невыгодном положении, находится как бы в «лежачем» положении, с отклонением плеч назад, и ему неудобно осуществлять удар. Он прыгает, как у игроков принято говорить, «ногами вперед». Основная причина здесь в неправильном направлении толчка, при котором тело игрока поднимается не вперед-вверх, а вверх–назад. Необходимо обратить внимание, чтобы в момент скачка плечи словно «накрывали» колени и прыжок выполнялся чуть-чуть с наклоном туловища вперед, т. е. чтобы движение туловища «опережало» ноги, а не наоборот [14].
2.2. Методика проведения специальных упражнений по технико-тактической подготовке волейболистов в нападении
Волейболист должен уметь эффективно выполнять основные технико-тактические действия в нападении уже при включении в команду высшего разряда. На основе прочной универсальной подготовки совершенствуется мастерство в выполнении игровой функции в команде (связующего, нападающего, либеро). Для этого проводится специализация технической подготовки с учетом игровой функции и индивидуализация тренировочного процесса [43].
Техническая подготовка нападающих игроков первого темпа предполагает, прежде всего, совершенствование навыков нападающих ударов и блокирования. Нападающие игроки второго темпа совершенствуют кроме нападающих ударов и блокирования навыки приема подачи и защитных действий. Специализированная подготовка нападающих складывается из индивидуальных упражнений, упражнений в парах (нападающий - нападающий, нападающий - связующий), групповых (2 - 4 нападающих и связующий, только нападающие) [56].
Нападающие должны мастерски овладеть основными способами атакующих ударов как сильнейшей, так и слабейшей рукой. Совершенствуют навыки атакующего удара с различных передач, из всех зон у сетки, с задней линии, при противодействии блокирующих, варьируя способы удара. Нападающий должен уметь активно использовать отвлекающие действия: показ удара с поворотом туловища влево и перевод вправо (и наоборот), изменение направления разбега (первоначально перед связующим и выход позади него, где и выполняется удар), остановка в разбеге с последующим прыжком и выполнением удара, имитация удара и отбивание мяча через сетку (одной, обеими руками), имитация удара и откидка (передача в прыжке партнеру), имитация передачи в прыжке и удар, замах одной рукой, а удар другой [32].
Упражнения для специализированной подготовки нападающих подбирают из упражнений в атакующих ударах, блокировании и вторых передачах, куда включают и атакующие удары. Перечислим некоторые упражнения:
Индивидуально (у тренировочной стенки, у сетки). Выполнение ударов с собственного подбрасывания различными способами, отвлекающих действий, сочетание отвлекающих действий и нападающих ударов.
В парах. Нападающие удары против одиночного блока. Блокирующий закрывает блоком определенные направления, а нападающий, зная это, выполняет удары в свободном направлении. С передач связующего атакующие удары различными способами, в различных направлениях и с различных передач (лицом, боком, спиной к нападающему — в опорном положении и в прыжке).
Групповые упражнения, в которых участвуют несколько нападающих и связующих. Таким образом, связующий изучает технические особенности своих партнеров, нападающих (в различных зонах и т.п.), а они приспосабливаются к манере связующего выполнять передачу.
Три нападающих находятся в зонах 4, 3 и 2, в зоне 1 — связующий. Тренер с противоположной стороны площадки бросает мяч кому-либо из нападающих, а тот направляет его выходящему к сетке. Выходящий выполняет передачу на удар тому, от кого получен мяч. После удара игроки быстро занимают свои места, мяч направляют другому нападающему и т.д. Упражнение делают непрерывно, пока все не выполнят заданное количество ударов.
Нападение в зонах 4, 2, 3 при наличии группового блока: блокирующие находятся на подставке, создавая различные ситуации («разрыв» в блоке, руки одного блокирующего намного ниже, чем у другого, блок сдвинут далеко от линии или на самой линии и т.д.) [11].
Нападающий удар с передачи назад. Удары могут быть в любом направлении по заданию. Первая передача выполняется из зоны 4 или 5 игроку зоны 3, который передает мяч назад номеру 2, последний выполняет удар. Тренер заменяет передающего на удар игрока после нескольких передач. Или все игроки одновременно переходят на другой номер.
Упражнение то же, но первая передача выполняется из зоны 2 или 1 игроку зоны 3, который передает мяч назад номеру 4, последний выполняет удар. Порядок перехода тот же.
Нападающий удар с переводом влево. Первая передача может направляться в зону 3 с любого номера. Игрок 3 передает мяч в зону 4, последний производит удар. Нападающий должен выполнить поворот в момент прыжка (точнее, в момент удара).
Упражнение то же, но первая передача направляется в зону 2, игрок которой передает мяч на удар номеру 3, последний выполняет удар-перевод влево.
Упражнение то же, но первая - передача с любого номера направляется в зону 2, игрок, которой передает мяч на удар номеру 4. Сначала игрок 2 располагается заранее у сетки, затем делает выход с трехметровой линии нападения. Если игрок левша, то выполняет удары из зоны 2 и 3 с передач от 3 и 4 с переводом вправо.
Нападающий удар с низких вертикальных передач. Первая передача направляется в зону 2, ближе к зоне 3, игрок 2 передает мяч почти над собой для удара номеру 3.
Упражнение то же, но игрок 2 передает мяч назад, куда выходит для удара игрок 3.
Упражнение то же, но первая передача направляется в зону 4, ближе к зоне 3, игрок 4 передаёт мяч почти над собой для удара номеру 3.
Упражнение то же, но игрок 4 передаёт мяч назад, куда выходит для удара игрок 3. (Во всех этих упражнениях нападающие удары выполняются и с высоких передач и с передач средней высоты)
Нападающие удары с длинных передач. Первая передача из зоны 6 (5, 1) направляется в зону 2, игрок, который, передаёт мяч на удар игроку 4.Последний выполняет любой удар (прямой, перевод, боковой).
Упражнение то же, но передача направляется в зону 4, а удар производится из зоны 2.
Нападающие удары с первой передачи. Игрок зоны 3, оттянувшись от сетки, передаёт мяч сразу на удар игроку зоны 4. При передачах необходимо соблюдать особую точность: мяч следует направлять в полутора метрах от боковой линии, перед игроком и примерно полметра от сетки. Сначала выполняются высокие передачи, затем средние, чересчур близкая передача к сетке замедлит процесс овладения ударом и ухудшит его выполнение, так как увеличивается возможность совершения ошибок. Кроме того, такая передача помешает овладению откидкой.
Упражнение то же, но удар с первой передачи выполняет игрок 2.В упражнениях расстояние от передавшего игрока постепенно увеличивается, угол направления передачи меняется. Так, первая передача на удар выполняется из зон 6, 1, 2, 5 при ударе с номера 4 и из зон 6, 5, 4, 1 при ударе с номера 2. Производя удар с первой передачи, нападающий не должен торопиться. Он должен как бы пропустить немного мяч, а потом быстро «догнать» его. Приведённые выше упражнения для нападающего удара с первой передачи подходят и для разучивания нападающего удара с откидки. Вместо удара нападающий откидывает мяч (после имитации удара) кому-либо из двух оставшихся игроков нападения. Для совершенствования удара сразу и с откидки применяются зрительные сигналы. Например, если тренер, который находится на противоположной стороне сетки, поднял руку, то игрок выполняет откидку, если не поднял, - удар.
Нападающий удар по встречному мячу. Четыре игрока набрасывают мячи через сетку на удар. Четверо нападающих осуществляют удар. Четверо защитников обеспечивают защиту от нападающих ударов, игроки, набрасывающие мяч, могут ставить блок (или они сразу переходят в защиту). Затем четверки меняются ролями.
Разыгрывание нападающего удара с перемещением игроков от лицевой линии (в парах, тройках) может быть проведено с 3 - 5 передач [20].
Методические указания:
следить за действиями блокирующего и защитника, а также за сигналами партнера, чтобы выполнить нападающий удар в незащищенную зону;
всегда производить резкий, сильный нападающий удар и только в самый последний момент, при необходимости, выполнять обманные действия (удары с переводом или сбросы мяча за блок).
Все удары должны выполняться со всех номеров линий нападения правой и левой рукой [26,27].
Глава 3. Опытно-экспериментальная проверка реализации технико-тактических действий волейболистов в нападении
3.1. Организация опытно-экспериментальной работы
В первой главе нашего исследования были рассмотрены теоретические аспекты технико-тактических действий в нападении, а также были определены основные направления совершенствования технико-тактических действий в нападении с использованием нашей программы, которую мы внедрили в тренировочный процесс.
Теоретическое осмысление проблемы привело нас к предположению, требующему экспериментальной проверки: каким образом совершенствование технико-тактических действий способствует активизации и повышению двигательной деятельности школьников.
Таким образом, нами было определена основная цель экспериментального этапа исследования.
Целью эксперимента является выявление особенности технико-тактических действий в нападении на повышение уровня спортсменов- волейболистов, а также на эффективность тренировочного процесса.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Теоретически обосновать влияние технико-тактических действий волейболистов в нападении.
Экспериментально доказать возможность влияния технико-тактических действий на повышения уровня спортсменов волейболистов.
Исследовать влияние технико-тактических действий на эффективность тренировочного процесса.
Разработать и подготовить методические рекомендации технико-тактических действий для более эффективного тренировочного процесса.
Действия волейболистов в нападении имеют решающее значение в заключительной фазе отдельных игровых моментов и волейбольной встречи в целом. Высокое техническое мастерство нападающих невозможно поддерживать без постоянного учебно-тренировочного процесса.
Тренировочные занятия должны проходить в систематическом сочетании различных форм и методик обучения и совершенствования учебно-тренировочного процесса.
Данная работа выполнена по результатам эксперимента. Эксперимент проводился в течение двух лет в спортивном зале МКОУ БСОШ №1. В нём принимали участие учащиеся МКОУ БСОШ №1 занимающиеся волейболом. Из этих учащихся было сформировано две группы, в первой группе школьники тренировались с использованием программы, которую мы разработали и внедрили в тренировочный процесс технико-тактической подготовки (экспериментальная группа), а в контрольной группе учащиеся тренировались по стандартной методике.
Для реализации целей эксперимента использовались следующие методы:
Метод теоретического анализа и обобщения специальной литературы, анализ и обобщение документальной информации.
Метод педагогического наблюдения.
Метод педагогического контроля в виде тестирования уровня умственного развития волейболистов.
Метод педагогического контроля в виде ряда упражнений, позволяющих оценить игровую подготовленность волейболистов.
На протяжении всего эксперимента экспериментальное звено было постоянным, т.е. обследованию подвергалось стабильная по составу группа спортсменов. Далее результаты эксперимента сравнивались.
Эксперимент состоит из двух этапов:
I этап - тренировочной деятельности - это составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонически развитой личности учащегося. Тренировочная деятельность оказывает влияние на развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности человека, т.е. на его внутренний мир - чувства, мысли, нравственные качества. Обучение требует от студента значительных психических умений: собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли. Данные об индивидуальных возможностях спортсмена мы получали путём анкетирования и тестирования.
Результаты анкетирования позволили сделать следующие выводы:
- большинство игроков используют нападающие удары (67,3%), некоторые из них (5,8%) считают, что использование нами предложенных технико-тактических действий не нужны, они отвлекают учащихся от игры. 10,8% спортсменов считают, что использование предложенных технико-тактических действий во время игры должно быть значительно больше, объективно отмечая, что при использовании этих действий процент выигрышных моментов возрастает.
Отвечая на вопрос: «Почему вы используете эту методику?», учащиеся отвечают следующее:
ввести соперника в заблуждение - 19,8%
легче победить - 32,5%
для спортивного азарта - 20,3%
не иметь неприятностей от тренера - 8,9%
Для определения необходимых и достаточных границ использования предложенных нами методических рекомендаций, имеющие положительные влияния на эффективность игры, их двигательную и тактическую подготовленность, нами было проведено педагогическое наблюдение за спортсменами во время соревнований и анкетирование.
Спортсмены, участвующие в эксперименте, были распределены по трем уровням: низкий, средний и высокий, по степени использования технико-тактических действий.
Охарактеризуем указанные уровни технико-тактической подготовленности.
Низкий уровень - у учащихся нет осознанной потребности в использовании данных приемов; у них отсутствует положительное отношение к данным технико-тактическим действиям. Спортсмены слабо осознают значимость использования технико-тактических действий в нападении.
Средний уровень - спортсмены осознают значимость технико-тактических действий в нападении, проявляют интерес к использованию данных действий.
Высокий уровень - у учащихся развито активное положительное отношение к технико-тактическим действиям в нападении, у них появляется потребность в систематическом их использовании.
Во время первого, диагностического, проводился констатирующий этап эксперимента. Констатирующий эксперимент позволил нам определить уровень технико-тактической подготовленности спортсменов во время игры, при использовании различных технико-тактических действий.
Результаты тестирования двух групп представлены в таблице № 2.
Таблица № 2.
Название тестов |
1 группа |
2 группа | Время проведения |
1.Удары с неожиданных передач. |
50 % |
100 % | Начало года |
100 % | 100 % | Конец года | |
2.Нападающие удары различными способами. | 56.25 % |
93.75 % | Начало года |
87.5 % | 100 % | Конец года | |
3.Нападающи удары с первой передачи. | 43.12 % |
93.75 % | Начало года |
75 % | 100 % | Конец года | |
4.Удар с низкой передачи. |
31.25 % |
81.25 % | Начало года |
81.25 % | 100 % | Конец года | |
5.Учебная игра с заданием. |
12.5 % |
62.5 % | Начало года |
62.5 % | 93.75 % | Конец года |
По результатам тестирования первой группы видно, что на начало года у студентов низкий уровень умственного
развития имело 12,5%, средний уровень - 68,75%, и высоким уровнем
развития обладали 18,75% обследуемых спортсменов. На конец года результаты тестирования дали такой результат: высокий уровень – 31,25%, средний уровень – 68, 75%, низкий уровень отсутствует.
У второй группы - на начало года низкий уровень - 6,25%, средний - 62,5%, высокий - 31,25%. На конец года высокий уровень умственного развития имеют 50% и средний уровень развития 50% обследуемых спортсменов.
Включая в тренировочный процесс технико-тактические действия, увеличивая при этом умственную и физическую нагрузку спортсменам, можно сделать такой вывод: что, мобилизуя умственные и физические способности учащиеся, успешно справляются с материалом, это видно по результатам тестирования умственных способностей спортсменов. На основе проведенных исследований и опыта работы по обучению волейболистов в нападении был отобран ряд контрольных упражнений. Оценка игровой подготовленности спортсменов проводится в начале и в конце года.
По результатам пяти тестов доступных данному уровню из таблице № 2 можно сделать такой вывод: что в 1 группе происходит интенсивное развитие физических качеств. Из таблицы № 2 видно, что происходит высокий рост процента результата выполняемых тестов. Во 2 группе происходит совершенствование навыка спортсменов занимающихся волейболом. С предложенными тестами справилась вся экспериментальная группа. По результатам исследования с элементами нападающих ударов и элементами технико-тактических действий справились почти все учащиеся. Уже к окончанию года можно выявить способности к освоению различных способов игры. Каждому спортсмену присущ свой способ игры.
Результаты наблюдения за деятельностью спортсменов во время игры, а также результаты анкетирования представлены в таблице № 3. Следует отметить, что до начала эксперимента на тренировках преобладали обычные технико-тактические действия, новым элементам в нападении должного внимания не уделялось. В основном данные элементы рассматривались как вспомогательные и использовались эпизодически.
Результаты распределения студентов по уровням использования новых технико-тактических действий в нападении (нулевой срез).
Таблица № 3.
Группы | Кол-во студентов | Уровни | ||||||
Низкий | Средний | Высокий | ||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |||
1 | Экспер. | 22 | 14 | 63,4 | 6 | 27,2 | 2 | 9,0 |
Контр. | 20 | 15 | 75,0 | 4 | 20,0 | 1 | 5,0 | |
2 | Экспер. | 24 | 16 | 66,7 | 7 | 29,2 | 1 | 4,2 |
Контр. | 21 | 14 | 66,7 | 7 | 33,3 | 0 | 0 |
Анализ результатов эксперимента, позволяет заключить, что уровень проявления технико-тактических действий в нападении, проходящих с преобладанием обычной методики, во-первых, достаточно низкий, а во- вторых, относительно одинаков у волейболистов контрольных и экспериментальных групп.
1 группа
Рис. 9. Результаты нулевого среза по использованию
технико-тактических действий в 1 группе.
2 группа
Рис. 10. Результаты нулевого среза по использованию
технико-тактических действий во 2 группе.
II этап - психофизические качества включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Пановым В.А. предложены тесты для определения уровня физической подготовленности спортсменов и роста психофизических качеств, которыми мы воспользовались для проверки эффективности нашей методики.
Экспериментальная группа показала такие результаты: низкий уровень развития в начале года показали 31,25 % из обследуемых спортсменов. На конец года низкий уровень развития показали 12,5% обследуемых волейболистов. Высокий уровень развития в начале года составлял 18,75% , в конце года результаты увеличились до 37,5%. Из таблицы № 4 видно как увеличивались результаты по каждому тесту.
Диагностика физических качеств (экспериментальная гр.)
Таблица № 4.
Название тестов | Начало года | Конец года | ||||
1.Бег на 30 метров |
31.25 % |
50 % |
18.75 % |
- |
43.75 % |
56.25 % |
2. Бег на 10 метров |
4 % |
56.25 % |
18.75 % |
- |
43.75 % |
56.25 % |
3.Метание набивного мяча |
43.75 % |
56.25 % |
- |
6.25 % |
56.25 % |
37.5 % |
4.Метание правой рукой |
43.75 % |
50 % |
6.25 % |
12.5 % |
50 % |
37.5 % |
Левой рукой | 43.75 % | 56.25 % | - | 18.75 % | 68.75 % | 6.25 % |
5.Прыжок в длину |
12.5 % |
68.75 % |
18.75 % |
6.25 % |
56.25 % |
37.5 % |
6.Прыжок в высоту |
25 % |
68.75 % |
6.25 % |
12.5 % |
56.25 % |
37.5 % |
7.Статистическое равновесие |
37.5 % |
50 % |
12.5 5 |
12.5 5 |
75 % |
12.5 % |
8.Становая сила | 31.25 5 | 43.75 % | 25 % | 6.25 % | 56.25 % | 37.5 % |
9.Сила Правая рука |
31.25 % |
50 % |
12.5 % |
12.5 % |
62.5 % |
25 % |
Левая рука | 25 % | 62.5 % | 12.5 % | 12.5 % | 68.75 % | 18.75 % |
Уровень | низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий |
Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации технико-тактических действий волейболистов в нападении
На основе результатов констатирующего эксперимента, описанного нами в параграфе З.1., мы попытались изменить методику тренировочного процесса. С этой целью мы внедрили в тренировочный процесс свою программу для повышения уровня технико-тактической подготовленности.
Мы провели диагностику психофизических качеств по тестам Панова В. А. в контрольной группе спортсменов, где они занимаются по традиционной методике. Из таблицы № 4 мы можем увидеть, что результаты по тестам намного ниже. Высокий уровень развития показали в начале года, всего 6,25% из обследуемых волейболистов в конце года результат вырос всего на 12,5%, т.е. он составил 18,75%. Низкий уровень физического развития показали в начале года 43,75%, в конце года - 31,25% обследуемых спортсменов.
Итак, подытожим анализ психофизических качеств, двух обследуемых групп. Из таблицы № 5 видно, что рост высокого уровня развития в экспериментальной группе составил 18,75%, а в контрольной группе - 12,5%. Низкий уровень развития в экспериментальной группе снизился на 18,75%, а в контрольной группе на 12,5%.
Во время тренировочной деятельности был замечен рост всех показателей, которые проявились во время игры, занимающихся волейболом с использованием технико-тактических действий, показали выше
результаты, чем спортсмены, тренирующиеся по обычной методике. Это можно увидеть в таблице № 5.
Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп.
Таблица № 5.
Название группы | Начало года | Конец года | ||
Экспериментальная группа | 31.25% | 18.75% | 12.5% | 37.5% |
Контрольная группа | 43.75% | 6.25% | 31.25% | 18.75% |
Уровень | низкий | высокий | низкий | высокий |
Изменив методику проведения тренировочного процесса, увеличив долю действий и способов в нападении, мы повторили анкетирование волейболистов.
Результаты повторного анкетирования представлены в таблице 6.
Таблица № 6.
Результаты анкетирования студентов 1 и 2 групп, проводимого с целью изучения положительных моментов в использовании данной методики.
Мотивы использования методики | 1 группа | 2 группа |
Повышение зрелищности игры | 60% | 80% |
Психологический прессинг противника | 40% | 55% |
Для победы в игре | 70% | 85% |
Из приведенных данных можно увидеть, что в 1 группе 60% спортсменов используют данную методику для повышения зрелищности игры, 40% таким образом пытаются психологически подавить соперника, 70% учащихся используют данную методику только, чтобы победить. В 2 группе 80% волейболистов используют данную методику для повышения зрелищности игры, 55% таким образом пытаются психологически подавить соперника, 85% студентов используют данную методику только, чтобы победить. Выше изложенное доказывает, что использование данной методики учащимися во время соревновательного процесса имеет положительную динамику.
Таким образом, исследование особенностей технико-тактических действий в нападении введет к развитию осознанного отношения к тренировочному и соревновательному периоду. Четко прослеживается возрастание технико-тактических действий в нападении у занимающихся волейболом в данной экспериментальной группе.
Эти умения сведены с увеличением доли методов во время тренировочного процесса. В экспериментальных группах использование разработанной методики - 20% - 80% соответственно, в контрольной группе - 60% - 40%. Результаты эксперимента представлены в таблице 7 и 8.
Для уточнения необходимых и достаточных границ выявления различных методов упражнения в содержании тренировочного процесса, имеющих положительное влияние на развитие технико-тактических действий был проведен эксперимент, который позволил сравнить данные с первым экспериментом, который проводился раньше.
Он заключался в том, что в 2 группах тренировки проводились с использованием: в экспериментальной группе - нами разработанной программе, а в контрольной группе тренировочный процесс был не изменен он проходил по стандартной методики.
Исследование технико-тактических действий позволило получить некоторые данные о наиболее часто встречающихся нападающих ударах в какой-либо возрастной группе и дало возможность проследить изменения их в последующем тренировочном процессе.
Таблица № 7.
Результаты распределения волейболистов по уровням использования новых технико-тактических действий в нападении.
(окончательный срез)
Группы | Кол-во спортсменов | Уровни использование технико-тактических действий | |||||
Низкий | Средний | высокий | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | ||
1 экспер. | 22 | 4 | 18,2 | 8 | 36,6 | 10 | 45,5 |
2 экспер. | 24 | 3 | 13,0 | 9 | 37,5 | 12 | 50 |
Таким образом, использование данной программы в тренировочном процессе, способствовало формированию технико-тактических действий и росту показателей во время игры.
Таблица № 8.
Результаты распределения спортсменов по уровням использования новых технико-тактических действий в нападении.
(окончательный срез)
Группы | Кол-во спортсменов | Уровни проявления интереса к занятиям Ф.К. | |||||
Низкий | Средний | Высокий | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | ||
1 контр. | 20 | 12 | 60 | 6 | 30 | 2 | 10 |
2 контр. | 21 | 11 | 52,4 | 9 | 42,8 | 1 | 4 |
Результаты повторного анкетирования спортсменов контрольных 1 и 2 групп позволяют отметить динамику роста технико-тактических действий, но незначительную.
1 группа
Рис. 11. Результаты контрольного среза в использовании спортсменами новых технико-тактических действий в нападении.
а) в экспериментальных классах 20% - 80% соответственно
б) в контрольных классах 35% - 65% соответственно
2 группа
Рис.12. Результаты контрольного среза в использовании спортсменами новых технико-тактических действий в нападении.
а) в экспериментальных 20% - 80% соответственно
б) в контрольных 35% - 65% соответственно
Таким образом, мы можем сказать, что использование в тренировочном процессе данной программы дает положительный результат для повышения технико-тактических действий волейболистов в нападении:
вариация методов упражнения в содержании тренировочного процесса влияет на уровень технико-тактических действий и в зависимости от количественного выражения может носить положительный или отрицательный характер;
зона положительного влияния методов технико-тактических действий лежит в пределах в 1 группе 20-80% /10-90%, в 2 группе 35% / 65%;
использование методов упражнения в тренировочном процессе, в содержании которых на долю нападающего удара приходится более 65-80% / 70-85%, эффективно влияет на технико-тактические действия;
целенаправленное использование оптимальных значений по данной программе позволяют повысить уровень техники и тактики при игре в волейбол во время тренировки и соревнования.
Использование данной программы создает объективные условия повышения технико-тактических действий в нападении, которые, отражаясь в сознании спортсменов, способствуют эффективной игре во время соревновательного периода, что в свою очередь повышает познавательную активность. Для реального влияния на процесс воспитания познавательной активности спортсменов необходимы специфические средства и методы.
Использование новых технико-тактических действий является основной и необходимой предпосылкой для дальнейшей работы по подготовке учащихся по волейболу. Оптимальное применение методов упражнения благоприятно влияет не только на качество тренированности, но и на двигательную деятельность волейболистов в процессе тренировки.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что различные методы упражнения в разной степени влияют на технико-тактические действия в нападении.
Это влияние может быть положительным, близким к нейтральному или отрицательным. Зона положительного влияния методов эффективно влияет на технико-тактическую подготовку спортсменов в нападении.
Кроме того, в процессе экспериментальной работы нами установлено, что оптимальным соотношением использования из данной программы методов в нападении должно быть 40 - 50%.
Это можно увидеть из результативности наших выступлений на районных соревнованиях 2013 года, в которых мы заняли 1 место, чему способствовала хорошая технико-тактическая подготовка.
Результаты исследования:
Проанализировав и изучив проблему особенностей технико-тактических действий волейболистов в нападении, можно сделать вывод, что использование технико-тактических действий волейболистов в нападении повышает результативность игры. Для достижения успеха в быстро меняющихся игровых условиях волейболист должен владеть широким кругом технических приемов и способов, эффективно использовать их в игре. Первые связаны с предугадыванием игровых ситуаций, выбором места, игровой активностью и выполнением технико-тактических действий, а вторые - с применением общекомандных систем игры и комбинаций.
Спортсмены, обладающие высоким технико-тактическим мастерством, успешнее применяют свои возможности по сравнению со спортсменами, у которых техническое и тактическое мастерство находится на более низком уровне, так как недостаточный уровень технического и тактического мастерства приводит в условиях спортивной борьбы к необоснованным и неэффективным действиям.
В первой главе квалификационной работы мы рассматривали технико-тактическое мастерство спортсмена, которое характеризуется умением управлять своими действиями, целенаправленно и вовремя применять их в конкретной соревновательной ситуации; умением заранее предугадывать намерения соперника, а свои тщательно маскировать; умением использовать слабые стороны и оплошности противника; умением заставить действовать в неудобной для него манере; умением правильно оценивать конкретную соревновательную обстановку и ситуацию и действовать смело и решительно.
Совершенствование технического мастерства при выполнении индивидуальных и коллективных действий наряду с тактическим мастерством и в единстве с ним является важнейшим условием результативности соревновательной деятельности волейболистов.
Во второй главе нашего исследования (при разработке программы с использованием дополнительных технико-тактических действий волейболистов в нападении) мы использовали материалы и методические разработки ведущих тренеров России: заслуженного тренера России СДЮСШОР «Юность – Метар» Суховой Л.В., тренера мужской сборной команды «Торпедо» Порошина А.М. и заслуженного тренера СССР Воинова К.П., которые в дальнейшей тренировочной деятельности дадут положительный эффект и повысят уровень профессионализма спортсменов во время игры.
В третьей главе мы провели опытно-экспериментальную проверку, которая состояла из двух этапов. Нами были выявлены цели и задачи опытно-экспериментальной работы, была предложена программа с использованием дополнительных технико-тактических действий волейболистов в нападении. Эксперимент проводился в течение двух лет в спортивном зале МКОУ БСОШ №1. В нём принимали участие школьники МКОУ БСОШ №1 занимающиеся волейболом. Из этих учащихся было сформировано две группы, в первой группе школьники тренировались с использованием программы, которую мы разработали и внедрили в тренировочный процесс технико-тактической подготовки (экспериментальная группа), а в контрольной группе учащиеся тренировались по стандартной методике.
В результате опытно-экспериментальной проверки, мы можем сказать, что использование в тренировочном процессе нашей программы даёт положительный результат для повышения технико-тактических действий волейболистов в нападении:
Вариация методов упражнения в содержании тренировочного процесса влияет на уровень технико-тактических действий и в зависимости от количественного выражения может носить положительный или отрицательный характер.
Зона положительного влияния методов технико-тактических действий лежит в пределах в 1 группе 20-80% /10-90%, во 2 группе 35% / 65%.
Использование методов упражнения в тренировочном процессе, в содержании которых на долю нападающего удара приходится более 65-80% / 70-85%, эффективно влияет на технико-тактические действия.
Целенаправленное использование оптимальных значений по данной программе позволяют повысить уровень техники и тактики при игре в волейбол во время тренировки и соревнования.
Использование данной программы создает объективные условия повышения технико-тактических действий в нападении, которые, отражаясь в сознании учащихся, способствуют эффективной игре во время соревновательного периода, что в свою очередь повышает познавательную активность. Для реального влияния на процесс воспитания познавательной активности школьников необходимы специфические средства и методы.
Использование новых технико-тактических действий является основной и необходимой предпосылкой для дальнейшей работы по подготовке школьников по волейболу.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что различные методы упражнения в разной степени влияют на технико-тактические действия в нападении. Это влияние может быть положительным, близким к нейтральному или отрицательным. Зона положительного влияния методов эффективно влияет на технико-тактическую подготовку волейболистов в нападении.
Кроме того, в процессе экспериментальной работы нами установлено, что оптимальным соотношением использования из данной программы методов в нападении должно быть 40 - 50%.
Это можно увидеть из результативности наших выступлений на районных соревнованиях 2013 года, в которых мы заняли 1 место, чему способствовала хорошая технико-тактическая подготовка.
Заключение:
Проанализировав и изучив проблему особенностей технико-тактических действий волейболистов в нападении, можно сделать вывод, что результаты теоретико-экспериментального исследования подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Актуальность проблемы исследования обусловлена использованием дополнительных технико-тактических действий волейболистов в нападении. При этом учитывается высокий профессионализм, который характеризуется владением специальными знаниями, умениями и свойствами личности и характера, позволяющими успешно осуществлять процесс деятельности на всех этапах. Эффективность деятельности спортсменов, показателем которой служат успешное достижение цели при рациональном использовании средств и сил; недостаточной разработанностью этой проблемы.
2. Проблема подготовки волейболистов к технико-тактическим действиям в нападении может решаться и обеспечиваться с позиции личностно-ориентированной направленности учебно-тренировочного процесса на основе «субъект – субъектных» отношений, позволяющих разработать индивидуальные программы технико-тактической и общефизической подготовки волейболистов с высокой согласованностью коллективных действий.
3. Технико-тактические действия волейболистов в нападении протекают более успешно в рамках реализации моделирования игровых ситуаций (качество освоения, применяемость в игре, эффективность технико-тактических приемов) в процессе решения нападающих действий волейболистов.
4. Проведённый нами эксперимент подтвердил, что подготовка волейболистов с использованием особенностей технико-тактических действий в нападении стала более эффективной, повысился результат учебно-тренировочной деятельности спортсменов, направленный на развитие двигательно-координационных качеств и повышения уровня их подготовки. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза получила в результате проведенного исследования подтверждение.
Данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался
Библиографический список
Андреев В.И. Факторы, определяющие эффективность технических приемов нападения в безопорном положении в игровых видах спорта / В.И. Андрев. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета. – 2000. - 176 с.
Андреев В.И. Факторы, определяющие эффективность технических приемов нападения в безопорном положении в игровых видах спорта и методики их совершенствования / В.И. Андрев. - Омск. - 2001. - 312 с.
Андреев В.И., Зюбанова И.А., Иценко Л.М., Капилевич Л.В. Совершенствование техники атакующих действий волейболистов / И.А. Зюбанова, Л.М. Иценко, В.И. Андреев, Л.В. Капилевич. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета. - 2010. – 100 с.
Андреев В.И., Марченко Н.В. Биомеханические закономерности подготовительной фазы бросков в прыжке в волейболе / В.И. Андреев, Н.В. Марченко // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №7. - С. 14-18.
Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры. - 2000. - 275 с.
Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон. Волейбол. Шаги к успеху / Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон. - "АСТ, Астрель". - 2004. – 312 с.
Беляева А.В. Волейбол / А.В. Беляева. – М.: «Физкультура и Спорт». - 2006. – 360 с.
Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания / Я.С. Вайнбаум. - М.: Просвещение. - 2001. – 200 с.
Волейбол: учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. 022300 - Физ. культура и спорт: рек. УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта / под. общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.: Спорт Академ Пресс. - 2006. - 358 с.
Волейбол. Учебник / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.: Физическое образование и наука. - 2000. - 360 с.
Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для В67 детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.: Советский спорт. - 2005. - 112 с.
Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / Под редакцией А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.: «Физкультура, образование, наука». - 2001. - 368 с.
Волейбол: учебник для высших учебных заведений физической культуры / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. – М.: Спорт Академ Пресс. - 2002. – 368 с.
Гамалий В.В. Моделирование техники двигательных действий в спорте / В.В. Гамалий // Наука в олимпийском спорте. - 2005. - №2. - С. 108-116.
Гераськин А.А., Миргородская Е.В., Мулык Е.И., Рогов И.А. Подготовка связующих игроков в волейболе / А.А. Гераськин, Е.В. Миргородская, Е.И. Мулык, И.А Рогов. – Омск: Изд-во ОмГТУ. - 2002. – 100 с.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия. - 2000. – 280 с.
Годик М.А., Айрапетянц А.Р. Содержание и организация комплексного контроля в волейболе / М.А. Годик, А.Р. Айрапетянц. - М.: Академия. - 2003. - 133 с.
Дорошенко Е.Ю., Бессарабов М.С., Попов С.М., Медведь М.М. Способы оценки технико-тактического мастерства в волейболе / Е.Ю. Дорошенко, М.С. Бессарабов, С.М. Попов, М.М. Медведь. – Харьков - Белгород – Красноярск. - 2006. – 62 с.
Ермаков С.С. Обучение технике ударных движений в спортивных играх на основе их компьютерных моделей и новых тренажерных устройств / С.С. Ермаков. - Киев. - 2000. - 47 с.
Ермаков С.С. Структура основных технических приемов игры в волейбол как система ударных движений / С.С. Ермаков. - М.: Издательский центр «Академия». – 2001. - 24 с.
Железняк Ю.Д. Волейбол у истоков мастерства / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунявский. - М.: Физкультура и спорт. - 1998. - 235 с.
Железняк Ю.Д. Юный волейболист / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и спорт. - 1988. – 120 с.
Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и спорт. - 2000. - 191 с.
Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и спорт. - 1978. - 224 с.
Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол / Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов. – М.: Физическая культура и спорт. - 1991. – 239 с.
Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Издательский центр «Академия». - 2001. - 264 с.
Железняк Ю.Д., Портонов Ю.М. Спортивные игры / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портонов. - М.: Физическая культура и спорт. – 2000. – 224 с.
Зефирова Е.В., Платонова В.А., Удин Е.Г. Начальное обучение технике передачи двумя руками сверху в волейболе / Е.В. Зефирова, В.А. Платонова, Е.Г. Удин. – СПб.: СПбГУ ИТМО. - 2010. – 58 с.
Ивойлов А.В. Волейбол / А.В. Ивойлов. – Минск: Полымя. - 2000. – 82 с.
Клевцов В.А. Силовая тренировка волейболистов / В.А. Клевцов, Г.Я. Шипулин // Состояние и перспективы развития физкультурного образования на современном этапе: материалы Междунар. науч. - практ. конф. Белгород: БелГУ. - 2007. - №1. - С. 293-298.
Клещев Ю.Н., Марков К.К. Волейбол / Ю.Н. Клещев, К.К. Марков. - Иркутск: ИрИИТ. - 2000. - 168 с.
Клещев Ю. Н. Волейбол / Ю.Н. Клещев. - М.: Спорт Академ Пресс. – 2003. – 189 с.
Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Волейбол: история развития, методика организации, проведения и судейства соревнований / А.Н. Книжников, Н.Н. Книжников. - Нижневартовский район: Приобье. - 2001. – 192 с.
Костюков В.В., Дубовой А.Е. Тактическое обучение волейболу / В.В. Костюков, А.Е. Дубовой // «Физическая культура в школе». - 2004. - №1. – С. 125 – 135.
Костюков В.В., Дубовой А.Е. Тактическое обучение волейболу / В.В. Костюков, А.Е. Дубовой // «Физическая культура в школе». - 2004. - №2. – С. 44 – 55.
Костюков В.В., Дубовой А.Е. Тактическое обучение волейболу / В.В. Костюков, А.Е. Дубовой // «Физическая культура в школе». - 2006. - №3. – С. 50 – 60.
Кряжев В.Д. Двигательные возможности человека: методологические аспекты развития, сохранения и восстановления / В.Д Кряжев // Теория и практика физической культуры. – 2003. - №1. – С. 58 – 61.
Кувшинников В.Г. Биомеханический анализ прямого нападающего удара и экспериментальное обоснование эффективности его совершенствования / В.Г. Кувшинников. - М.: Спорт Академ Пресс. - 2006. - 20 с.
Кузьмин Е.Б. Деловые имитационные игры в учебном процессе специализации «Волейбол» / Е.Б. Кузьмин, Г.Р. Данилова, Л.Г. Теплова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сборник научных работ. - Набережные Челны: КамГИФК. - 2002. - С. 120-123.
Кузьмин Е.Б. К вопросу о системно-структурном анализе техники волейбола / Е.Б. Кузьмин, Г.Р. Данилова, Л.Г. Теплова // Потребность и мотивация интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Набережные Челны: КамГИФК. - 2004. - Т. 2. - С. 80-85.
Кузьмин, Е.Б. Формирование интереса детей и подростков к занятиям спортом / Е.Б. Кузьмин, Н.И. Софронов // Теоретические и практические аспекты физического воспитания: материалы межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и студентов. - Набережные Челны: КамГИФК. - 2005. - С. 59-64.
Левчук В.А. Экспериментальное обоснование методики совершенствования прямого нападающего удара на основе применения информационно-тренажерных устройств / В.А. Лекчук. – Л. - 1975. – 19 с.
Легоньков С.В. Методика обучения техническим приёмам игры в волейбол / С.В. Легоньков. - Смоленск: СГИФК. - 2003. - 72 с.
Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера. - 2004. - 128 с.
Лях В.И. Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся 11кл. направленным развитием двигательных качеств / В.И. Лях. – М.: Просвещение. - 2005. – 112 с.
Лях В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. – Минск. - 2005. – 218 с.
Лях В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. – Мн.: Полымя. - 1989. – 159 с.
Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей / В. И. Лях // Физическая культура в школе. - 2001. - №2. - С. 7 – 14.
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10 - 11 кл. / В.И. Лях, А.А Зданевич. - М.: Просвещение. - 2005. - 250 с.
Марков К.К. Руководство тренера по волейболу / К.К. Марков. – Иркутск: ИрГУПС. - 1999. – 276 с.
Марков К.К. Технология физкультурно-спортивной деятельности: Волейбол / К.К. Марков. – Красноярск: СФУ. - 2007. – 73 с.
Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев, А.А. Гужаловский. – М.: Физкультура и спорт. - 2005. - 370 с.
Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов. / Пособие для учителя. - М.: ФиС. - 2001. – 150 с.
Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л.Д. Назаренко. - М.: Изд. Теория и практика физической культуры. - 2001. - 332 с.
Назаренко Л.Д. Физиология физического воспитания и спорта / Л.Д. Назаренко. - Ульяновск. - 2000. – 144 с.
Немцов О.Б. Место точности движений в структуре физических качеств / О.Б. Немцов // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - №8. - С. 22–24.
Озолин Н.Г. Совершенствование системы подготовки спортсменов: Лекция / Н.Г. Озолин. - М.: ГЦОЛИФК. - 2006. - 33 с.
Осколнова В.А., Сунгуров М.С. Волейбол: Учеб. пособие / В.А. Осколнова, М.С. Сунгуров. – М.: Физкультура и спорт. - 2001. - 296 с.
Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.О. Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д. Железняка. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 384 с.
Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры / Г.И. Погадаев. – М.: ФиС. - 2001. – 223 с.
Поляков М.И. О развитии физических качеств / М.И. Поляков // Физическая культура в школе. – 2002 - №2. – С. 22–30.
Поляков М.И. О развитии физических качеств / М.И. Поляков // Физическая культура в школе. - 2002. - №1. - С. 18-20.
Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях // Сборник статей под ред. проф. Ермакова С.С. / II международная электронная научная конференция, 7 февраля 2006 года. – Харьков – Белгород – Красноярск. - 2006. – 288 с.
Рыцарев В.В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов / В.В. Рыцарев. - М.: б.и. - 2005. - 381 с.
Савин М.В. Особенности тактико-технической подготовки волейболистов в зависимости от их квалификации / М.В. Савин. - М.: РГАФК. - 1996. - 23 с.
Сероштан В.М. Оперативный педагогический контроль спортивно-технического мастерства юных волейболистов / В.М. Сероштан. – Киев. - 1987. – 34 с.
Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Поржова. - М.: Академия. - 2000. – 518 с.
Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”. - 2004. – 520 с.
Шалманов А.А., Зафесов А.М., Доронин А.М. Биомеханические основы волейбола / А.А. Шалманов, А.М. Зафесов, А.М. Доронин. - Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета. - 1998. - 92 с.
Шипулин Г.Я. Анализ соревнований высококвалифицированных волейболистов как основа построения соревновательно-тренировочной деятельности в классическом волейболе / Г.Я. Шипулин, В.А. Клевцов. - М.: Просвещение. - 2002. - 24 с.
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В НАПАДЕНИИ
Выполнил:
Учитель физической культуры
Краузе Павел Сергеевич
Актуальность исследования обусловлена использованием дополнительных технико-тактических действий волейболистов в нападении. При этом учитывается высокий профессионализм, который характеризуется владением специальными знаниями, умениями и свойствами личности и характера, позволяющими успешно осуществлять процесс деятельности на всех его этапах. Эффективность деятельности спортсменов, показателем которых служит успешное достижение цели при рациональном использовании средств и сил, зависит от многих факторов: экономического, социального, научного и организационного.
Всё это послужило необходимостью выбора темы нашего исследования:
«Особенности технико-тактических действий волейболистов в нападении».
Гипотеза исследования : мы предполагаем, что при совершенствовании технико-тактических действий во время тренировочной деятельности волейболистов, эффективность игры в нападении может значительно возрасти если:
В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи исследования:
Основные методы педагогического исследования:
База исследования : исследование проводилось в спортивном зале МКОУ БСОШ №1 в течение двух лет. Всего исследованием было охвачено 24 ученика.
Исследование проводилось в два этапа в период с 2011по 2013 год.
Результаты исследования:
Проанализировав и изучив проблему особенностей технико-тактических действий волейболистов в нападении, можно сделать вывод, что использование технико-тактических действий волейболистов в нападении повышает результативность игры. Для достижения успеха в быстро меняющихся игровых условиях волейболист должен владеть широким кругом технических приемов и способов, эффективно использовать их в игре. Первые связаны с предугадыванием игровых ситуаций, выбором места, игровой активностью и выполнением технико-тактических действий, а вторые с применением общекомандных систем игры и комбинаций.
Спортсмены, обладающие высоким техническим и тактическим мастерством, успешнее применяют свои возможности, по сравнению со спортсменами у которых техническое и тактическое мастерство находится на более низком уровне. Потому как недостаточный уровень технического и тактического мастерства приводит в условиях спортивной борьбы к необоснованным и неэффективным действиям.
Реализация программы с использованием дополнительных технико-тактических действий волейболистов в нападении
Программа дополнительных технико-тактических действий волейболистов в нападении Таблица № 1.
Первый год обучения
Первое полугодие
Подготовительные и подводящие упражнения.
Второй год обучения
Второе полугодие
Прямой нападающий удар из зон 4,2 с передач из зоны 3.
Первое полугодие
Второе полугодие
Подготовительные и подводящие упражнения для ударов правой и левой рукой.
Имитация нападающих ударов правой и левой рукой во всех зонах передней линии.
Прямой нападающий удар правой и левой рукой из зон 4 и 2 с передач из зоны 3.
Прямой нападающий удар - перевод влево с поворотом туловища.
Прямой нападающий удар из зоны 3 с высоких передач с номеров 2 и 4
Перебивание кулаком близких от сетки мячей.
Обманные приемы.
Удары против одиночного блокирования.
Удары с низких вертикальных передач.
Нападающий удар с передач за голову.
Боковой нападающий удар.
Нападающий удар по встречному мячу.
Удары против двойного блокирования.
Нападающий удар – перевод вправо.
Удары с первой передачи.
Удары с откидкой.
Нападающий удар - перевод влево без поворота туловища.
Удары с низких, резких передач, параллельных сетки.
Опытно-экспериментальная проверка реализации технико-тактических действий волейболистов в нападении
В третьей главе мы провели опытно-экспериментальной проверку, которая состояла из двух этапов. Эксперимент проводился в течение двух лет в спортивном зале МКОУ БСОШ №1. В нём принимали участие учащиеся 8 – 11 классов занимающиеся волейболом. Из этих учащихся было сформировано две группы, в первой группе школьники тренировались с использованием программы, которую мы разработали и внедрили в тренировочный процесс технико-тактической подготовки (экспериментальная группа), а в контрольной группе учащиеся тренировались по стандартной методике.
Результаты распределения учащихся по уровням использования новых технико-тактических действий в нападении (нулевой срез).
Таблица № 2.
Группы
Кол-во учащихся
1
Уровни
Низкий
Экспер.
2
Кол-во
22
Контр.
14
%
Средний
Экспер.
20
63,4
15
24
Кол-во
Контр.
%
21
75,0
6
Высокий
16
14
66,7
Кол-во
27,2
4
66,7
%
2
20,0
7
9,0
29,2
1
7
1
5,0
33,3
4,2
0
0
Рис. 1. Результаты нулевого среза по использованию технико-тактических действий в 1 группе. 1 группа
Рис. 2. Результаты нулевого среза по использованию технико-тактических действий во 2 группе. 2 группа
Таблица № 3. Результаты распределения учащихся по уровням использования новых технико-тактических действий в нападении. (окончательный срез)
Группы
Кол-во
учащихся
Уровни использование технико-тактических действий
1 экспер.
Низкий
22
2 экспер.
Кол-во
24
4
Средний
%
18,2
Кол-во
3
13,0
высокий
8
%
36,6
Кол-во
9
10
37,5
%
45,5
12
50
Таблица № 4.
Результаты распределения учащихся по уровням использования новых технико-тактических действий в нападении.
(окончательный срез)
Группы
Кол-во
учащихся
Уровни проявления интереса к занятиям Ф.К.
Низкий
1 контр.
20
2 контр.
Кол-во
Средний
%
21
12
60
11
Кол-во
Высокий
6
52,4
%
30
9
Кол-во
%
42,8
2
10
1
4
Рис. 3 Результаты контрольного среза в использовании школьниками новых технико-тактических действий в нападении. а) в экспериментальных классах 20% - 80% соответственно б) в контрольных классах 35% - 65% соответственно 1 группа
Рис.4. Результаты контрольного среза в использовании школьниками новых технико-тактических действий в нападении. а) в экспериментальных 20% - 80% соответственно б) в контрольных 35% - 65% соответственно 2 группа
В результате опытно-экспериментальной проверки, мы можем сказать, что использование в тренировочном процессе нашей программы даёт положительный результат для повышения технико-тактических действий:
Выводы:
Спасибо за внимание!