Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
Мотивация к деятельности | Формирование эмоционального настроя на урок. Включение учащихся в учебную деятельность | Учитель приветствует класс. Звучит музыка для создания настроения М. Скорика «Мелодия». | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, выражают готовность включиться в деятельность. | Личностные: формирование положительного настроя на предстоящее занятие. Коммуникативные: тесное взаимодействие с учителем. Регулятивные: прогнозирование уровня усвоения учебного материала. |
Актуализация и пробное учебное действие | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий | Предлагает школьникам прослушать аудиозапись песни «С чего начинается Родина….» и ответить на вопросы: - Как называется прослушанное музыкальное произведение? Кто автор текста? - О чем эта песня? Почему так называется? | Отвечают на вопросы, выражают гамму чувств от прослушивания, выдвигают различные версии причины названия, угадывают автора, определяют тему и идею лирического произведения. | Познавательные: анализ предложенных объектов с целью выявления общих признаков. Коммуникативные: построение логически правильного и аргументированного высказывания. |
Постановка учебной задачи | Выяснение темы, проблематики урока, причин актуальности тематики. | Создаёт проблемную ситуацию (стадия выбора): - Почему автор песни пытается раскрыть понятие «Родина»? Для кого это важный вопрос? Стоит ли ему уделять много времени? Почему? | Обучающиеся формулируют тему и проблему урока, цели и задачи | Личностные: выявление тесной связи между целью учебной деятельности и присущим ей мотивом. Познавательные: формулирование темы и проблемы без посторонней помощи. Регулятивные: определение целей, задач урока. Коммуникативные: развитие умение ставить вопросы |
Выявление места и причины затруднения | Постановка целей и задач учебной деятельности. | Нацеливает учеников на решение проблемной ситуации. Предлагает им сформулиро вать цель урока. После обсуждения и прихода к единому мнению цель записывается на доске | Осмысление проблемы. Обучающиеся демонстрируют имеющиеся у них различные варианты, аргументируют свою точку зрения | Личностные: компетентная оценка уровня своей успешности. Предметные: умение находить текст лирических произведений, знание основных его признаков. Познавательные: умение анализировать предложенный текст лирического характера. Регулятивные: упорядочение своих действий в соответствии с логикой мышления. Коммуникативные: демонстрация плодотворного сотрудничества при работе в малых группах |
Применение общего способа действия | Сформулировать алгоритм действия, отработать его на практике | Просмотр презентации. Учитель даёт каждой рабочей группе конкретное задание: 1. Изучить краткие биографии поэтов из предложенного сборника и их поэзии. 2. Проанализировать по памятке лирические произведения, сделать их идейно-художественный анализ. 3. Выступить с докладом на уроке. Организовывает последовательно выразительное чтение поэзий. Подводит к обсуждению роли поэзии в жизни человека и общества. | Учащиеся изучают презентацию, рассматривают предложенные произведения, работают с ними, анализируют по схеме памятки. Выразительно читают поэзии. Готовят выступления по поставленным вопросам и выступают с ними. ОБСУЖДАЮТ РОЛЬ ПОЭЗИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА, ВЫСКАЗЫВАЯ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ СУЖДЕНИЯ И ОЗНАКОМИВШИСЬ С ЦИТАТАМИ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ. ПОЭТОВ. Оценивают деятельность коллег и дополняют, исправляют при необходимости. | Предметные: умение находить в предложенных каждой группе стихотворениях тему, основную мысль, ключевые слова, образные средства, осуществлять идейно-художественный анализ; умение строить логические высказывания на заданные темы с учетом правил ведения беседы, дискуссии. Познавательные: формулировка алгоритма действия, фиксация полученных знаний в виде доклада при выступлении. Регулятивные: совершенствование навыков самопроверки и взаимопроверки, навыков выразительного чтения. Коммуникативные: умение слушать и слышать своего партнёра, признавать свои ошибки |
Контроль на этапе окончания темы | Проверка результата | Учитель предлагает учащимся диагностическую работу в форме теста открытого типа «Экспресс-опрос» по изучаемой теме. Организует работу над созданием синквейнов, используя памятку «Правила создания синквейнов» Организует рефлексию учащихся. | Индивидуальное выполнение заданий теста. Взаимопроверка. Составить синквейны со словами: поэзия, Донбасс. Цветовая рефлексия с помощью карточек. | Личностные: осознание связи между целью деятельности и её результатом; развитие творческих способностей учащихся. Регулятивные: умение реально оценить степень своей результативности на уроке, видеть достижения и просчёты; осуществление самоконтроля совместно с учителем и одноклассниками; совершенствование навыков создания малых поэтических инновационных форм. Коммуникативные: умение чётко и связно облекать рождающиеся в голове мысли в слова. |
Домашнее задание (индивидуальное). По выбору. | | Написать эссе на одну из тем: « Родина у каждого одна», « Мой любимый поэт Донбасса», «Здесь по-особому пахнут травы…». Написать собственное стихотворение, посвященное Донбассу. Создать коллаж по теме урока. | Записывают домашнее задание в дневник, выстраивают композицию будущей работы | |