СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технокарта урока литературы в 11 классе. Литература родного края. Гражданская поэзия Донбасса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный материал  - конспект урока  в виде технокарты, позволяющий распланировать урок литературы родного края в 11 классе, посвященный актуальной тематике - гражданской поэзии.  К технокарте  есть дополнительные материалы: презентация "Гордость Донбасса"  и  тесты открытого типа для проведения экспресс-опроса.

Просмотр содержимого документа
«Технокарта урока литературы в 11 классе. Литература родного края. Гражданская поэзия Донбасса»

Амвросиевская ОШ №2



УРОК ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ



Гражданская поэзия Донбасса 2014-2015 годов

Конспект урока для 11 класса учителя Фелоненко О.В.



2017



Технологическая карта урока литературы в ­­­11 классе. Учитель:  Фелоненко О.В. Класс: 11 Дата - Учебный предмет: литература. Тип урока: открытие нового знания. Тема урока: УРОК ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ – «Гражданская поэзия Донбасса2014-2015 годов» Педагогическая технология:  технология проблемно-диалогического обучения, работа в малых группах. Цель урока: пробудить у учащихся интерес к изучению поэзии, к созданию собственных произведений. Задачи урока: помочь старшеклассникам осознать результаты военной трагедии на Донбассе; развивать навыки анализа литературного лирического произведения; развивать навыки работы в группах и умения вести беседу, дискуссию; способствовать формированию чувства патриотизма, любви к поэзии, музыке и родному краю; раскрыть значение и роль поэтического слова в жизни общества и отдельного человека; развивать навыки творчества. Формируемые УУД:  Личностные: формирование интереса к патриотической лирике, любви к поэзии. Познавательные: развитие умений распознавать текст по его характерным признакам; формирование умений осуществлять анализ, синтез целого из частей; развитие умений анализа лирического произведения. Регулятивные: нацелить на чёткое понимание учебной задачи, на формулирование темы и цели урока; провести оценивание своей деятельности на уроке. Коммуникативные: формирование умения связного и аргументированного изложения своих мыслей в устной и письменной форме; развитие навыков коллективного взаимодействия в малых группах; развитие умений слушать собеседников и вступать с ними в продуктивный диалог. Предметные: умение понимать поэтический текст и видеть за внешней простотой его глубину; развивать навыки выразительного чтения и анализа лирических произведений.

Оборудование: музыка М. Скорика «Мелодия», аудиозапись «С чего начинается Родина…», для рефлексии - цветные карточки, сборник современной поэзии «Гражданская поэзия Донбасса», презентация «Гордость Донбасса», памятка «Идейно-художественный анализ лирического произведения», памятка «Правила создания синквейнов».







Технологическая карта урока литературы в 11 классе

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Мотивация к деятельности

Формирование эмоционального настроя на урок. Включение учащихся в учебную деятельность

Учитель приветствует класс. Звучит музыка для создания настроения М. Скорика «Мелодия».

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, выражают готовность включиться в деятельность.

Личностные:  формирование положительного настроя на предстоящее занятие.

Коммуникативные: 

тесное взаимодействие с учителем.

Регулятивные: прогнозирование уровня усвоения учебного материала.

Актуализация и пробное учебное действие

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Предлагает

школьникам прослушать аудиозапись песни «С чего начинается Родина….»

и ответить на вопросы:

- Как называется прослушанное музыкальное произведение? Кто автор текста?

- О чем эта песня? Почему так называется?

Отвечают на вопросы, выражают гамму чувств от прослушивания, выдвигают различные версии причины названия, угадывают автора, определяют тему и идею лирического произведения.

Познавательные: анализ предложенных объектов с целью выявления общих признаков.

Коммуникативные: построение логически правильного и аргументированного высказывания.


Постановка учебной задачи

Выяснение темы, проблематики урока, причин актуальности тематики.


Создаёт проблемную ситуацию (стадия выбора):

- Почему автор песни пытается раскрыть понятие «Родина»? Для кого это важный вопрос? Стоит ли ему уделять много времени? Почему?

 Обучающиеся формулируют  тему и проблему урока, цели и задачи

Личностные:  выявление тесной связи между целью учебной деятельности и присущим ей мотивом.

Познавательные: формулирование темы и проблемы без посторонней помощи.

 Регулятивные: определение целей, задач урока.

 Коммуникативные: развитие

умение ставить вопросы

Выявление места и причины затруднения

Постановка целей и задач учебной деятельности.







Нацеливает учеников на решение проблемной ситуации. Предлагает  им  сформулиро вать цель урока. После обсуждения и прихода к единому мнению цель записывается на доске

Осмысление проблемы. Обучающиеся демонстрируют имеющиеся у них  различные варианты, аргументируют свою точку зрения

Личностные:  компетентная оценка уровня своей  успешности. 

Предметные: умение находить текст лирических произведений, знание основных его признаков.

Познавательные:  умение анализировать предложенный текст лирического характера.

Регулятивные: упорядочение своих действий в соответствии с логикой мышления. 

Коммуникативные: демонстрация плодотворного сотрудничества  при работе в малых группах



Применение общего способа действия

Сформулировать алгоритм действия, отработать его на практике

Просмотр презентации. Учитель даёт каждой рабочей группе конкретное задание:

1. Изучить краткие биографии поэтов из предложенного сборника и их поэзии.

2. Проанализировать по памятке лирические произведения, сделать их идейно-художественный анализ. 3. Выступить с докладом на уроке.

Организовывает последовательно выразительное чтение поэзий.

Подводит к обсуждению роли поэзии в жизни человека и общества.

Учащиеся изучают презентацию, рассматривают предложенные произведения, работают с ними, анализируют по схеме памятки. Выразительно читают поэзии. Готовят выступления по поставленным вопросам и выступают с ними. ОБСУЖДАЮТ РОЛЬ ПОЭЗИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА, ВЫСКАЗЫВАЯ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ СУЖДЕНИЯ И ОЗНАКОМИВШИСЬ С ЦИТАТАМИ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ. ПОЭТОВ. Оценивают деятельность коллег и дополняют, исправляют при необходимости.


Предметные:

умение находить в  предложенных каждой группе   стихотворениях тему, основную мысль, ключевые слова, образные средства, осуществлять идейно-художественный анализ; умение строить логические высказывания на заданные темы с учетом правил ведения беседы, дискуссии.

Познавательные: формулировка алгоритма действия, фиксация полученных знаний в виде доклада при выступлении. 

Регулятивные: совершенствование навыков самопроверки и взаимопроверки, навыков выразительного чтения.

Коммуникативные: умение слушать и слышать своего партнёра, признавать свои ошибки

Контроль на этапе окончания темы

Проверка результата

Учитель предлагает учащимся диагностическую работу в форме теста открытого типа «Экспресс-опрос» по изучаемой теме.

Организует работу над созданием синквейнов, используя памятку «Правила создания синквейнов»

Организует рефлексию учащихся.

Индивидуальное выполнение заданий теста. 

Взаимопроверка.

Составить синквейны со словами: поэзия, Донбасс.

Цветовая рефлексия с помощью карточек.

Личностные:  осознание связи между целью деятельности и её результатом; развитие творческих способностей учащихся.

Регулятивные: умение реально оценить степень своей результативности на уроке, видеть достижения и просчёты; осуществление самоконтроля совместно с учителем и одноклассниками; совершенствование навыков создания малых поэтических инновационных форм.

Коммуникативные: умение чётко и связно облекать рождающиеся в голове мысли в слова.










Домашнее задание (индивидуальное). По выбору.


Написать эссе на одну из тем: « Родина у каждого одна», « Мой любимый поэт Донбасса», «Здесь по-особому пахнут травы…». Написать собственное стихотворение, посвященное Донбассу.

Создать коллаж по теме урока.

Записывают домашнее задание в дневник, выстраивают композицию будущей работы