1 | Организационный момент | Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Создает эмоциональный настрой на работу. | Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест | Добрый день! Сегодня замечательный осенний день, сядьте поудобнее, улыбнитесь друг другу и мне, итак начинаем наш урок! У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. | |
2 | Актуализация знаний, подготовка к введению нового материала | Организует повторение правил округления чисел | Вспоминают правило округления чисел, округляют числа сначала до сотен, затем до десятков тысяч, по очереди записывают ответы на доске. Называют примеры применения округления чисел. | Повторим правило округления чисел. Выполните округление чисел: А) до сотен. Б) до десятков тысяч 476 533≈476 500 ≈48 000 67 854 ≈ 67 900 ≈ 70 000 70 089 ≈70 100 ≈ 70 000 3 444 444 ≈3 444 400 ≈ 3 440 000 6 757 575 ≈ 6 757 600 ≈ 6 760 000 Где в жизни вы встречались с округлением чисел? | Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение) |
3 | Постановка цели урока | Помогает сформулировать тему урока и просит учащихся, с помощью слов помощников (повторим, изучим, узнаем, применим) сформулировать задачи урока. | Решают проблемный вопрос, приводят примеры, формулируют тему и задачи урока. Записывают в тетради тему урока. | Сегодня у меня на уроке один из учеников разделил 42 300 на 6 и получил в ответе 750. Взглянув на ответ и не выполняя вычислений, я сразу поняла, что он ошибся. Почему? На другом уроке выполняя деление 11 476 на 38, Женя получил в ответе 32, Коля — 302, а Сережа — 3002. Кто из них прав? В жизни часто бывает удобно использовать не точные, а приближенные значения чисел. Приведите примеры. Например, мы говорим, что в Москве проживает 10 млн. человек, а в Праге — 2 млн. И хотя эти данные не являются точными, они вполне достаточны, чтобы оценить соотношение между числом жителей этих городов: в Москве проживает примерно в 5 раз больше людей, чем в Праге. Решая примеры, полезно сначала прикинуть, какой будет ответ. Для этого достаточно найти их приближенное значение, заменив данные числа близкими по значению круглыми числами. Попробуйте сформулировать тему и задачи урока. Тема нашего урока: Прикидка результата действий. Наша цель на уроке – научиться выполнять прикидку результатов арифметических действий и использовать их для решения задач | Регулятивные (целеполагание) |
4 | Первичное восприятие нового учебного материала | 1. Показывает образец записи, организует поисковую работу решения задач - подводит учащихся к выводу: не нужно выполнять точные вычисления, достаточно сделать прикидку. Побуждает к высказыванию своего мнения. | 1. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют выводы наблюдений. Формулируют конечный результат своей работы: прикидка помогает быстрее решать задачи. | В тех случаях, когда не требуется знать точное значение числового выражения, его компоненты округляют и выполняют действия с их приближёнными значениями. Такую операцию называют ПРИКИДКА РЕЗУЛЬТАТА ДЕЙСТВИЙ. Кто быстрее ответит на вопросы: Хватит ли нам 500 рублей для покупки 13 кг капусты по цене 32 рубля 87 копеек? Сможет ли чёрный котёнок выдержать Гаф – Гафа, белого котенка и рыжего, если он в силах удержать на себе 15 кг? Белый весит – 3 кг 150 г. рыжий – 4 кг 780 г, Гаф –Гаф – 3 кг 658г | Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение) Регулятивные (коррекция) Коммуникативные (выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений) |
Физминутка | Проводит физминутку, обеспечивая эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | Давайте немного отдохнем. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по - шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». | |
| 2. Организует работу в парах Обеспечивает положительную реакцию на исследовательскую деятельность учеников. | 2. Выполняют задание в тетрадях, используют ранее полученные результаты. Формулируют вывод, что прикидка результата действий помогает проверить правильность выполнения вычислений. | Сделай прикидку умножения, а затем вычисли ответ: 603 • 490 708 • 8009 9025 • 5090 Сделай прикидку деления, а затем найди частное: 422 814 : 7 168 024 : 3 180 020 : 2 Сравни, не вычисляя:
327 • 538 ... 356 • 2001 386 833 : 587 ... 386 833 : 659 732 - 94 ... 800 - 27 7 918 + 542 ... 80 396 + 658
| Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выбор наиболее эффективных способов решения задачи) Регулятивные (планирование, коррекция) Коммуникативные (выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнение) |
5 | Первичное усвоение нового учебного материала (применение правил в условиях выполнения учебных заданий) | Организует первичное усвоение правила: предлагает исправить ошибки, используя прикидку Обеспечивает положительную реакцию учеников на преодоление трудностей одноклассниками. | Выполняют упражнения в тетради. Воспроизводят своими словами правила, действуют по образцу, алгоритму. | Найди ошибки и исправь: x | 30 | 34 | 45 | 250 | 120 | X∙2 | 60 | 68 | 90 | 50 | 240 | X∙2+42 | 112 | 110 | 132 | 542 | 272 | | Коммуникативные (учебное сотрудничество с учителем и сверстниками) |
6 | Рефлексия деятельности | Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников. | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? Итак, вы сегодня решали жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке | Регулятивные (оценка, планирование) |
7 | Постановка домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Записывают домашнее задание, задают вопросы | § 9 (стр.47-48) №152, составьте задачи на прикидку результата действий | |