ТЕМА | ЭПИГРАФ | ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, ФОРМА РАБОТЫ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧЕНИКА | ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ |
Урок 1. Заглавие романа «Отцы и дети». Художественное своеобразие романа | «Я попытался представить конфликт двух поколений». И. С. Тургенев. | 1. Как можно объяснить название романа? 2.Какие художественные особенности мы можем выявить в романе? 3. Почему автор посвятил свой роман В. Г. Белинскому? | 1.Лекция учителя (или сообщение учащихся) по теме «Как роман связан с эпохой». | Сюжет, конфликт (социальный), жанр (социально-психологический), композиция (кольцевая), художественная деталь, диалог. |
2. Постановка проблемного вопроса. 3. Организация беседы с комментированием эпизодов текста. 4. Групповая работа. | Запись основных положений в тетрадь. Эвристическая беседа. Анализ эпизода «Приезд Базарова к Кирсановым, знакомство» (гл. 1-3). Аргументированный вопрос (групповая работа) |
Урок 2. «Отцы» на страницах романа. | Обломки старых поколений Вы, пережившие свой век, Как ваших жалоб, ваших пений Неврпаый праведен упрек! Как грустно полусонной тенью С изнеможением в кости, Навстречу солнцу и движенью За новым племенем плести. Ф. Тютчев. | 1. С какой целью Тургенев сравнивает своего героя с другими персонажами? Каковы системы образов? 2. Как протекает схватка между молодым нигилистом и уездным аристократом? 3. Как Базаров относится к своим родителям? Согласны ли вы с мыслью героя о «глупой жизни отцов»? | Постановка проблемного вопроса, организация работы над ним. Организация работы в группах. | Составление характеристик героев в форме таблицы+вывод. Анлиз +комментированное чтение 10 главы. Частичный анализ эпизода «В имении родителей» +комментированное чтение. | Система образов, конфликт, нигилизм. |
Уроки 3-4. Сила и слабость Евгения Базарова. | «Я гибну от жизни! Я гасну, Как облако, чей бледный сон румян, С огнем заката спорит понапрасну, Я гибну – я один, Хоть и гигант». П. Б. Шелли | 1. В чем суть базаровской теории? 2. В чем сила и слабость нигилистического отрицания? 3. Зачем Тургенев вводит в роман образы Ситникова, Кукшиной? ( «накипь нигилизма») 4. Есть ли единомышленники у Базарова? К «отцам» или «детям» его можно отнести? («и там, и там он одинок») | 1.Групповая работа. 2.Работа над проблемной ситуацией. 3.Индивидуальное домашнее задание. 4. Работа над проблемной ситуацией. | Анализ эпизодов: «Столкновение с Кирсановым» 9гл. 6,10), «Диалог с Одинцовой» (гл. 16) – выбор цитат. Составление таблицы «Нигилизм Базарова» (сила-слабость). Сообщения учащихся по образам Ситникова и Кукшиной + вывод-ответ на проблемный вопрос. Цитирование ( «Сцена расставания с Аркадием») | Сатирические приемы в изображении героев. |
Урок 5. Испытание любовью. | «Безответная любовь написана на роду Базарова» Ю. Манн | 1. Почему Тургенев любовный конфликт помещает во второю половину романа? Каков Базаров в любви? 2. Могла ли любовь Базарова к Одинцовой состояться? 3.Кому в романе дарованы «счастливые броски»? 4. Как история П. Кирсанова к княгине Р. Помогает понять историю Базарова? | Организация работы над анализом эпизода. Реализация домашнего задани. Организация работы над проблемой. | Анализ эпизодов: «Объяснение Базарова с Одинцовой», «Первая встреча с Одинцовой», «Последняя встреча». | Материализм. Рационализм. |
Урок 6. Базаров – лицо трагическое. Автор и его герой. | «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг». Д. Писарев. «В судьбе каждого человека есть что-то трагическое». И. С. Тургенев | 1. Гибель Базарова – это досадная случайность или же она предрешена ходом повествования? 2. В чем проявляется позиция автора к герою? 3.Нужны ли Базаровы России? 4. В чем различие оценки образа Базарова критиками Д. Писарева и М. Антоновичем? | Диалог с учащимися. Реализация индивидуального домашнего задания. | Анализ эпизода «Смерть Базарова». Цитирование фрагментов. Эвристическая беседа. Сообщения учащихся по основным положениям статьи Д. Писарева «Базаров» и статья М. Антоновича «Асмодей нашего времени» | Критическая реализм как художественный метод Тургенева. Принцип «тайного психологизма». Трагедия, трагический герой. |