СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта И. С. Тургенев "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка части планирования по творчеству И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта И. С. Тургенев "Отцы и дети"»

Технологическая карта учителя Кузьминой С. В. БОУ СОШ №60 г. Омск

(10 класс)

ТУРГЕНЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ (1818 – 1883)

«ОТЦЫ И ДЕТИ»

ТЕМА

ЭПИГРАФ

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, ФОРМА РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧЕНИКА

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

Урок 1.

Заглавие романа «Отцы и дети». Художественное своеобразие романа

«Я попытался представить конфликт двух поколений».

И. С. Тургенев.

1. Как можно объяснить название романа?

2.Какие художественные особенности мы можем выявить в романе?

3. Почему автор посвятил свой роман В. Г. Белинскому?

1.Лекция учителя (или сообщение учащихся) по теме «Как роман связан с эпохой».

Сюжет, конфликт (социальный), жанр (социально-психологический), композиция (кольцевая), художественная деталь, диалог.

2. Постановка проблемного вопроса.

3. Организация беседы с комментированием эпизодов текста.

4. Групповая работа.

Запись основных положений в тетрадь.

Эвристическая беседа.

Анализ эпизода «Приезд Базарова к Кирсановым, знакомство» (гл. 1-3).

Аргументированный вопрос (групповая работа)

Урок 2.

«Отцы» на страницах романа.

Обломки старых поколений

Вы, пережившие свой век,

Как ваших жалоб, ваших пений

Неврпаый праведен упрек!

Как грустно полусонной тенью

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью

За новым племенем плести.

Ф. Тютчев.

1. С какой целью Тургенев сравнивает своего героя с другими персонажами? Каковы системы образов?

2. Как протекает схватка между молодым нигилистом и уездным аристократом?

3. Как Базаров относится к своим родителям? Согласны ли вы с мыслью героя о «глупой жизни отцов»?

Постановка проблемного вопроса, организация работы над ним.

Организация работы в группах.

Составление характеристик героев в форме таблицы+вывод.

Анлиз +комментированное чтение 10 главы.

Частичный анализ эпизода «В имении родителей» +комментированное чтение.

Система образов, конфликт, нигилизм.

Уроки 3-4.

Сила и слабость Евгения Базарова.

«Я гибну от жизни!

Я гасну,

Как облако,

чей бледный сон румян,

С огнем заката спорит понапрасну,

Я гибну – я один,

Хоть и гигант».

П. Б. Шелли

1. В чем суть базаровской теории?

2. В чем сила и слабость нигилистического отрицания?

3. Зачем Тургенев вводит в роман образы Ситникова, Кукшиной? ( «накипь нигилизма»)

4. Есть ли единомышленники у Базарова? К «отцам» или «детям» его можно отнести? («и там, и там он одинок»)

1.Групповая работа.

2.Работа над проблемной ситуацией.

3.Индивидуальное домашнее задание.

4. Работа над проблемной ситуацией.


Анализ эпизодов: «Столкновение с Кирсановым» 9гл. 6,10), «Диалог с Одинцовой» (гл. 16) – выбор цитат.

Составление таблицы «Нигилизм Базарова» (сила-слабость).

Сообщения учащихся по образам Ситникова и Кукшиной + вывод-ответ на проблемный вопрос. Цитирование ( «Сцена расставания с Аркадием»)

Сатирические приемы в изображении героев.

Урок 5.

Испытание любовью.

«Безответная любовь написана на роду Базарова»

Ю. Манн

1. Почему Тургенев любовный конфликт помещает во второю половину романа? Каков Базаров в любви?

2. Могла ли любовь Базарова к Одинцовой состояться?

3.Кому в романе дарованы «счастливые броски»?

4. Как история П. Кирсанова к княгине Р. Помогает понять историю Базарова?

Организация работы над анализом эпизода. Реализация домашнего задани. Организация работы над проблемой.


Анализ эпизодов: «Объяснение Базарова с Одинцовой», «Первая встреча с Одинцовой», «Последняя встреча».

Материализм. Рационализм.

Урок 6.

Базаров – лицо трагическое. Автор и его герой.

«Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг».

Д. Писарев.

«В судьбе каждого человека есть что-то трагическое».

И. С. Тургенев

1. Гибель Базарова – это досадная случайность или же она предрешена ходом повествования?

2. В чем проявляется позиция автора к герою?

3.Нужны ли Базаровы России?

4. В чем различие оценки образа Базарова критиками Д. Писарева и М. Антоновичем?

Диалог с учащимися. Реализация индивидуального домашнего задания.

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Цитирование фрагментов.

Эвристическая беседа.

Сообщения учащихся по основным положениям статьи Д. Писарева «Базаров» и статья М. Антоновича «Асмодей нашего времени»

Критическая реализм как художественный метод Тургенева. Принцип «тайного психологизма». Трагедия, трагический герой.