Технологическая карта интегрированного урока технологии и изобразительного искусства
Тема урока: «Ручная роспись тканей. Виды батика».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: развитие художественных способностей учащихся, умений и навыков художественной росписи ткани, познавательного интереса к предметам технологии и изобразительного искусства; удовлетворение потребностей детей в практической деятельности.
Личностные результаты: развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; формирование умения общаться при коллективном выполнении работ с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; развитие эстетического сознания через освоение ручной росписи ткани.
Метапредметные результаты: развитие самостоятельного определения темы урока, постановки и формулировки цели в познавательной деятельности; умение организовать учебную деятельность с учителями и сверстниками; соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности труда; соблюдение норм и правил культуры труда.
- в познавательной сфере: развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
- в трудовой сфере: овладение методами решения творческих задач; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм;
- в мотивационной сфере: оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- в эстетической сфере: овладение методами эстетического оформления изделий; рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
- в коммуникативной сфере: практическое освоение умений с учётом позиции другого;
- в физиолого-психологической сфере: развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами.
Оборудование урока - Компьютер, проектор, экран; - тетради, учебники, карты-задания, тесты; - шелковая и хлопчатая ткани; образцы шелковой, хлопковой, льняной и шерстяной ткани; - ножницы, краски для росписи тканей; кнопки, рамки; кисти, баночка, палитра; - рабочая форма – фартуки, скатерти.
Этапы урока, время | Общедидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы, приемы обучения | Формы обучения | Средства обучения | Характер познавате- льной дея- тельности | Оценка деятельно- сти обучаю- щихся |
1. 1 мин Организаци- онный момент | Включение детей в деловой ритм | Учитель изобразительного искусства: Добрый день, ребята! Учитель технологии: Сегодня с вами встретиться мы рады И встречей нашей я очень дорожу. Вы каждый – личность, звездочка. Отныне, Вам все проблемы будут по плечу | Слушание | Прием «обраще ние» | Коллектив- ная | | Репродук- тивный | Качест- венная оценка учителя деятель- ности учащихся по ходу |
2. 2 мин Подготовка обучающих- ся к основ- ному этапу занятия | Обеспечение познавате льной деятельности обучающихся с целью подведения к изучению новой темы и формули- ровке цели урока | Посмотрите на слайд. Мы с вами проходили тему о натуральных текстильных волокнах растительного и животного происхождения. Напомните о видах тканей. | Анализ увиденного. Работа со схемой (предполагаемые ответы: шерстяные и шелковые ткани; льняные и хлопковые) | Прием «открытый вопрос | Индивидуа- льная» | Слайд 1. Текстиль- ные волокна Схема на доске | Репродук- тивный |
На столах у вас лежат образцы тканей. Каковы назначения этих видов тканей? Перед вами кусок сукна, производимое на нашей фабрике «Иштекс». | (предполагаемые ответы: шерстяные изделия одевают в холодную погоду; шелковые изделия - в летний период и праздничный вариант, хлопковая и льняная одежда применяется в повседневной жизни) | Прием «открытый вопрос» | Групповая | Образцы тканей: льняные, хлопковые, шелковые и шерстяные | Репродук- тивный |
Как можно приукрасить одежду? | (предполагаемые ответы: сочетая разные виды ткани, сочетая цвета, используя тесьму, кружева, вышивку и даже рисовать на ткани | ) Прием «открытый вопрос» | Групповая | | Частично- поиско- вый |
| | А умеете ли вы рисовать на ткани? Хотите познать технологию рисования на ткани? Как вы думаете, на каких тканях будем сегодня рисовать? | (предполагаемые ответы: нет, но видели) (предполагаемые ответы: хотим) (предполагаемые ответы: хлопчато-бум. и шелковая ткани) | Создание проблем- ной ситуации | Коллектив- ная | Слайд 2 Модели одежды с ручной росписью урока | | |
3. 3 мин Формули- ровка темы и цели урока | Развитие самостоятельного определения темы урока, постановки и формулировки цели в познавательной деятельности | Тогда общими усилиями сформулируем тему урока. Более конкретно сформулируем тему урока и запишем в тетрадях: «Ручная роспись тканей. Виды батика». Сформулируем цель нашего урока. | (предполагаемые ответы: рисование на ткани…) Запись в тетрадях (предполагаемые ответы: научиться выполнять работу в технике ручной росписи тканей) | Беседа | Коллек- тивная | Слайд 3. Тема урока: «Ручная роспись тканей. Виды батика» Слайд 3. Цель урока: научиться выполнять работу в технике ручной росписи тканей | Частично- поисковый | |
4. 5 мин Изучение нового материала | Открытие новых знаний | Настя и Лена самостоятельно исследовали ручную роспись как вид искусства И сейчас они нас с этим познакомят | Осознанно слушают | Предста- вление презента- ции | Индивидуа- льная, групповая | Презентация | Репродук- тивный, творчес- кий | |
Сейчас физминутка. | Выполнение упражнения | | Коллектив- ная | | |
5. 28 мин Закрепле- ние изучен- ного матери- ала | Формирова ние умений, развитие творческих и практичес ких способностей обучающихся по изученному материалу. | Учитель изобразительного искусства: Я предлагаю первой группе использовать технику «Узелковый батик» и создать шарфик из шелка, второй – использовать технику «Холодный батик с резервирующим составом» и создать картину Посмотрите на готовые образцы. Прочитайте самостоятельно инструктажи по работе в этих техниках. Начинаем работать в группах. У вас на столах лежат задания на выбор. Прочитайте внимательно и выбирайте задание для своих групп. Приступайте к выполнению. | Практическая работа Выбор задания, выполнение практической работы | Практическ иий метод – трудовая деятель- ность Создание ситуации свободно- го выбора, взаимопо- мощи. | Групповая | Слайд 5. Узелковый батик. Холодный батик Инструкта- жи по работе с инструмен- тами. Карты- задания Музыка | Частично- поиско - вый | |
6. 2 мин Подведение итогов уро- ка Оценка деятельнос- ти обучаю- щихся экспертами | Анализ и оценка успешности достижения цели урока | Группам просим демонстрировать готовые изделия. Выставка работ. Оценить выполненные изделия друг у друга. А теперь просим экспертов дать оценку работе каждой группы. | Выставка работ, демонстрация готовых изделий. Руководители групп оценивают друг друга | | Коллектив- ная | Выставка работ | Творчес- кий | Взаимо- оценка |
7. 3 мин Рефлексия | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения | Учитель технологии: Девочки, каждая из вас дайте оценку своей деятельности: 1. Урок достиг поставленной цели? 2. Как Вы себя чувствовали на уроке? 3. Что нового Вы для себя узнали? 4. В чем Вы испытывали затруднения? | УчитАнализ собственной деятельности и деятельности одноклассников | Ответы на вопросы | Индиви- дуальная, групповая | Карточки для оценки своей деятельнос- ти на уроке | Творчес- кий | Само- оценка |
Прочитайте цитаты на доске. Объясните их смысл. | Анализ прочитанного | Беседа. Дискуссия | . Индивиду- альная | Цитаты на доске | | |
8. 1 мин Домашнее задание | Обеспечение понимания сути домашнего задания | Ответить на вопросы параграфа 23 в учебнике на странице 115. Желающим подготовить на выбор сообщения по темам «Горячий батик», «Свободная техника». | Осмысление заданий | Дети запи- сывают домашнее задание в дневник | Индивидуа- льная | Слайд 6 | Творчес- кий частично- поиско- вый | |
Использованная литература: 1. Загидуллин Р.Р. Технология урока: учебно-методическое пособие/Р.Р. Загидуллин, В.Ф. Смирнова/ под ред. Р.Р. Загидуллина. – Ульяновск, УлГТУ, 2007. Использованный интернет-ресурс: 1. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/04/12/batik-prezentatsiya-powerpoint.