II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки. | Какое строение имеют клетки живых организмов? Что такое цитоплазма клетки? Какую функцию выполняет клеточная оболочка? Какая часть клетки является самой главной? Какую функцию выполняет ядро? На какие две группы делятся все организмы в зависимости от строения? Приведите примеры одноклеточных организмов. Приведите примеры многоклеточных организмов. | Клетки живых организмов состоят из оболочки, цитоплазмы и ядра. Это вязкая, тягучая внутренняя среда клетки. Она защищает содержимое клетки, обеспечивает связь клеток между собой. Ядро. В нем располагается наследственный материал клетки, который регулирует работу клетки и передается по наследству. В зависимости от строения все организмы делятся на одноклеточные и многоклеточные. Амеба, эвглена зеленая и др. Человек, червь, крокодил, бабочка и др. |
III. Актуализация знаний. Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала. Организовать уточнение и согласование темы урока. | Клеточное строение имеют все живые организмы, населяющие нашу планету. (Демонстрация фрагмента интерактивного учебного пособия по многообразию живых организмов) Можно ли как-то сгруппировать живые организмы? Попробуйте указать, по какому признаку можно разделить живые организмы на группы. Почему на Земле так много разных живых организмов? Для чего же необходимо разобраться в этом многообразии? Какие группы живых организмов ты знаешь? Как называется наука, занимающаяся распределением живых организмов по группам? | Смотрят фрагмент. Предположения учащихся. Предположения учащихся. Предположения учащихся. Зная группу, к которой принадлежит живой организм, можно легко предположить какие свойства и признаки у него будут Ответы учащихся. Предположения учащихся. |
IV. Первичное усвоение новых знаний. Цель: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 2) совершенствовать навыки учащихся в решении задачи; развивать умения анализировать, обобщать, находить верное решение. | Знакомство с видео фрагментом. Как называется наука, занимающаяся распределением живых организмов по группам? Кто является основоположником систематики? Что является основной единицей систематики? Что такое таксон? Какой вклад внес К. Линней в создание классификации растений? Какое значение имеет систематика? Для чего систематизируют организмы? Рассмотрим схемы классификации организмов рисунок 12, предложенные на с. 24 учебника. Изучите данные схемы и в тетради письменно ответьте на вопросы: Какая систематическая единица является самой маленькой? Какие виды растений и животных представлены на схеме? Как называется систематическая единица, объединяющая виды? В какой таксон объединены роды? Как называется род растений, изображенных на схеме? Как называется род животных, изображенных на схеме? Какой таксон является более крупным, чем семейство для растений? Какой таксон является более крупным, чем семейство для животных? Как называется класс, в состав которого входят синицы, изображенные на схеме? Как называется класс, в который входят растения клевера, изображенные на схема? Какая систематическая единица объединяет классы у животных? Какая систематическая единица объединяет классы у растений? Какой таксон животных соответствует отделу растений? Прочитаем еще раз перечень систематических единиц для клевера красного, а другой учащийся – для синиц большой. Демонстрация интерактивного учебного пособия про систематические группы растений и животных. | Смотрят видеофрагмент. Систематика. Карл Линней. Вид Группа. Ввел двойное название вида: род и видовое отличие. Ввел латинское название живых организмов. Работа с текстом учебника, самостоятельное чтение. Ответы на поставленные вопросы учителя. Вид Клевер луговой, клевер ползучий, синица хохлатая, синица большая Род Род Синица Семейство Род Клевер Порядок. Отряд. Класс Птицы. Двудольные Тип. Отдел. Род, семейство, класс, царство. (Один учащийся выписывает ответы на доске, а с остальными – организуется взаимопроверка. Один учащийся читает таксоны растений, а другой – животных. |
V. Первичная проверка понимания Цель: Проверить и закрепить практические умения и навыки учащихся. | Составим кластер первый ряд «Систематика животных», а второй – «Систематика растений». Выполняют задание 3 в печатной тетради на с. 11. Укажите верные утверждения на с. 11 в печатной тетради Исправьте ошибки в остальных задания, чтобы они были верными. | Составляют систематическую иерархию. Учащиеся подчеркивают названия родов: клевер, кошка, крыса, подорожник, видов – амурский тигр, клевер горный, подорожник ланцетный, клевер ползучий, черная крыса. 1, 2, 5 При классификации организмов ученые учитывают как внешнее, так и внутреннее сходство. У животных единица классификации «тип» соответствует единице классификации «класс» у растений. |
VI. Этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: Отработка знаний, полученных на уроке, углубление знаний по предмету | Параграф 6 учебника, проверить правильность своих знаний, ответив на вопросы в конце параграфа. Отдельные учащиеся получают задание подготовить сообщения о роли бактерий в природе и хозяйственной деятельности человека, сопроводив их мультимедийной презентацией. | Делают записи в дневниках. |
VII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке | Отмечаем удачные ответы и не очень; выставляем отметки. благодарность за урок, Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. | Подводят итог работы на уроке.
Отвечают несколько учеников. На уроке я работал… Своей работой на уроке я… Урок для меня показался… За урок я… . Мое настроение... Материал урока мне был… Домашнее задание мне кажется… |