– Самостоятельно читаем и анализируем текст на с. 106–107. Ответьте на вопрос: что такое героический эпос? Попробуйте написать определение. Информация для учителя Наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический характер его содержания. Эпос показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги. Герой ведёт борьбу, причём не за узкие, локальные цели, а за главные этические идеалы народа в данную эпоху. Борьба требует напряжения всех сил героя, вплоть до готовности пожертвовать собой. Первоначально эпос возникает на основе взаимодействия богатырской песни-сказки и первобытных мифологических сказаний о великих предках. Он слагается из песен или стихов, поэтому ему присущ ритмический порядок повествования. Мифологические предания о творении мира, мифологизированные картины природы часто остаются фоном повествования. Важнейшим источником сюжета становятся исторические предания о межплеменных и межконфессиональных войнах, о выдающихся военных вождях, о королях и т.п. Одновременно формируется могучий, строптивый, «неистовый» героический характер богатыря, способного вступить в конфликт с властью для защиты интересов народа. И «Илья Муромец и Соловей-разбойник», и «Урал-батыр» относятся к разряду героического эпоса. Формулируем тему урока: Что объединяет Илью Муромца и Урал-батыра? – Давайте на основе названия предположим его содержание. «Урал-батыр». Батыр – это по-тюркски богатырь, а Урал сегодня – название целого географического района. Изначально слово башкирское, но этимология его не прослеживается. На языке манси ур-ала – горная вершина. Когда-то Екатерина Вторая, уничтожая память о восстании Пугачёва, переименовала реку Яик, и в России появилась река Урал. Ясно одно: Урал-батыр олицетворяет не сказочного, придуманного кем-то богатыря, а чаяния и стремления целого народа. Именно его живая память положена в основу эпоса.
– Читаем фрагмент на с. 108–112. У р а л Много я бурных рек переплыл, Много хребтов перевалил, Я людям зла не несу с собой, Хочу я со Смертью вступить в бой. И Смерть, которая прячется здесь, Должен я непременно поймать И с этой земли навсегда прогнать. (Как вы думаете, чего хочет Урал?) Если этого не сделаю я, Что будет стоить вся жизнь моя? Зачем мне ходить с именем Урал? Такие слова, говорят, он сказал, (Какова цель жизни Урала?) Сел на льва и поехал в страну падишаха Катилы. Несколько дней прошло, говорят, Урал подъехал к такому месту, Где люди голые, словно только что рождённые, Стоят, согнанные в большие толпы. (Как вы думаете, кто и зачем согнал этих людей?) Смело к ним подошёл Урал, Горько плачущих утешал, О своём намерении рассказал. И один старик тогда сказал: «Егет, по твоей одежде, По тому, что ты на льве приехал, Вижу, что ты человек нездешний. Вон там – приближённые падишаха, И среди них туре, (Джигит, я вижу, что ты нездешний: так вот – там приближённые нашего правителя и его флаг.) Взгляни – на стяге чёрные вороны изображены – Они отсюда хорошо видны. (Чёрные вороны в мифологии прежде всего – символ смерти и несчастий, позже – мудрости. Человек, изобразивший воронов на своём флаге, явно был опасным человеком.) Каждый год в день рожденья Катилы, В честь колодца, где воду брали И в этой воде его искупали, – Приносят богу кровавую жертву. (Жертвоприношение было в числе языческих традиций: для укрепления власти, спасения от бедствий, урожая и т.д. очень часто приносили человеческие жертвы духам-покровителям.) Видел ли ты воронов чёрных? Вон они, видишь, на гору сели, Жертву кровавую ожидая, Ждут, когда девушек бросят в колодец, Потом, когда девушки мёртвыми станут, Их вынут, и воронов чёрная стая, Грозно крича и крылами махая, Начнет мёртвым мясом насыщаться... А там вон, видишь, стоят егеты, Собранные из разных родов егеты, Стоят со связанными руками. Из них дочь падишаха Катилы Выберет себе одного егета, Других во дворец возьмут, остальных же Принесут тенгри в жертву». (То есть убьют, принесут в жертву духам.) Обошла всех егетов дочь падишаха, Ни один по душе ей не пришёлся, Повернулась, увидела Урала, Подошла, в глаза ему заглянула, С улыбкою яблоко протянула. Взмахнула рукой, села на трон И приказала нести во дворец... (Как вы думаете, почему дочь падишаха могла выбрать именно Урала?) А к Уралу со всех сторон Бросились слуги. «Егет-молодец! Дочь падишаха тебя полюбила, Теперь ты станешь зятем Катилы! Мы тебя отведём во дворец!» (Как вы думаете, обрадуется ли Урал?) И слышит народ – Урал отвечает: «Ваших порядков я не знаю, Во дворец идти не собираюсь, К здешним обычаям хочу присмотреться. А время придёт – по любви, по сердцу Себе девушку я найду И сам к ней подойду». (То есть Урал отказал дочери падишаха и, по понятиям того времени, нанёс ей смертельную обиду.) И вот на майдане затих гул, Глашатай крикнул: «Падишах идёт!» Настороженно притих народ. Рабы осторожно носилки несут, На носилках – трон, а на нём падишах, Четыре батыра сзади идут, Не отставая ни на шаг. Огромный, как обвешанный кладью верблюд, Сопящий, как ожиревший медведь, С налитыми кровью глазами, Со вздутыми веками и бровями, Со сросшимся, как у кабана, затылком, С ногами, толстыми, как у слона, С животом, раздувшимся, как хаба, Кумысом наполненный до краев, Явился Катила – злой падишах, Видом своим нагоняя страх. (Какие чувства могут возникнуть при описании Катилы?) Тут дочь Катилы из дворца вернулась, Подошла к Уралу и, в глаза ему глянув, Со словами упрёка обратилась: «За что ты меня опозорил, егет? Очернил лицо моё, гордый егет? Я тебя среди сотни рабов отыскала, Яблоко подарила, равным признала, А ты отказался идти во дворец...» (Почему она считает Урала рабом?) Слова её услышал отец, Спросил: «Егет, из какого ты рода, Что посмел опозорить нас перед народом?» У р а л Человека, который людей убивает И при том падишахом себя называет, Сколько ни странствовал я по дорогам, Мне повстречать не приходилось. (Падишах в переводе – защитник князей. Урал отказывает Катиле в праве называться защитником.) Не только знать, но и думать об этом Разве я мог, скитаясь по свету? Смерти я с детства привык не бояться И с нею всегда я готов сражаться, Не отдам ей не только человека, Но даже самую малую птицу! (Урал сражается не с людьми, а с самой смертью.) Зачем тебе предо мной гордиться? Тебя я ещё совсем не знаю – Поживу, на дела твои погляжу, Тогда всё, что думаю, – прямо скажу. (Человек узнаётся не по словам, не по богатству, а по делам.) Народ, приближённые и батыры Смотрели с завистью на Урала: Так смело говорит с самим Катилой, А может, и зятем ему станет! (Почему приближённые Катилы завидовали Уралу?) Дочери своей закричал Катила: «Зачем ты себе глупца избрала? Он же тебя совсем недостоин! Не томись, моя дочь, напрасно, – Он человек для нас опасный. Вернись во дворец», – так он приказал, А слугам людей убивать приказал, Урала велел в кандалы заковать. (Вполне ожидаемая реакция.) Народ начал плакать, громко стенать, Падишаха кровавого проклинать. И тут увидел народ, говорят, Как Урал рванулся вперёд, говорят. У р а л Я отправился в долгий путь, Чтоб Смерть невидимую уничтожить, Спасти людей от людоеда-дива. Чтоб счастье людей приумножить, Хотел из родника взять живую воду И воскресить мёртвых... Вот для чего я рождён батыром. (Я не боюсь тебя, падишах, потому что цель моя выше мыслей о богатстве и боязни смерти – я хочу принести жизнь и счастье людям.)
– Делаем вывод о причинах конфликта Урала и Катилы. Работаем в парах: один рисует литературный портрет Катилы, другой – Урала. – Пишем эссе о причинах конфликта персонажей (индивидуальная работа). – Общий вывод: Урал и Катила не могут понять друг друга. Катила называет Урала глупцом, Урал же вовсе не считает Катилу падишахом: «Человека, который людей убивает И при том падишахом себя называет, Сколько ни странствовал я по дорогам, Мне повстречать не приходилось». – Делаем двухчастную таблицу: «Илья Муромец и Урал-батыр», где сравниваем цели, взаимосвязь с народом, с властью, отношение к злу. Вывод урока. Конфликт «народ – власть», который прослеживается и в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник», выводит на осознание того, что есть простые, но вечные истины, которые живут дольше любых, даже очень могучих правителей.
|