СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 20. «Трагедия истинной слепоты» (В.Г. Короленко «Слепой музыкант»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 7 класс.

Урок 20. «Трагедия истинной слепоты» (В.Г. Короленко «Слепой музыкант»)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 20. «Трагедия истинной слепоты» (В.Г. Короленко «Слепой музыкант»)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 20. «Трагедия истинной слепоты» (В.Г. Короленко «Слепой музыкант»)

Раздел 2. «Я и Я»

Рабочее название урока: Как может человек жить в постоянной тьме?

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Разбираем смыслы произведения «Слепой музыкант» и определяем его главные смыслы. Отвечаем на вопрос, что является трагедией истинной слепоты.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.




Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.







































2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.














































































3. Работа с текстом после чтения.

– Давайте прочитаем текст дневника нашего героя Алексея на с. 117 учебника.



18 октября. Сегодня ходил с однокурсниками в картинную галерею. Какое удивительное воздействие оказывает на нас искусство! (В В чём оно заключается? О Заставляет сопереживать.) Почему картины, написанные много лет назад, заставляют переживать и вызывают столько мыслей? Почему в обычной жизни мы так мало внимания обращаем на окружающее нас? Неужели нужна рамка и талантливый взгляд, чтобы наши эмоции «заработали»? П Я часто думаю: а есть ли во мне какой-нибудь талант? Не останется ли он не замеченным мной и другими? (В Прямой авторский вопрос. О Какие-то задатки есть в каждом, а искусство человека в том, чтобы их развить.) Среди моих друзей много таких, кто считает себя талантливыми, но, по-моему, они просто способные, не больше. Не могу чётко сформулировать, почему иногда, читая книгу, слушая музыку или

просматривая фильм, я чувствую, что это талантливо. И не знаю, как объяснить, почему при жизни талант многих людей остаётся непризнанным. П

Я дважды читал повесть Короленко «Слепой музыкант». Мне хотелось понять, как происходит становление личности человека, который живёт в постоянной тьме. Ведь слепота – настоящая трагедия. Что такой человек теряет, а может быть, и приобретает? (В Прямой авторский вопрос.)

– Попробуем на основании данного текста сформулировать главный вопрос урока:

Как может человек жить в постоянной тьме?

Отвечаем на вопросы (фронтальная работа), ответы выписываем в тетрадь.

– Можно ли считать художников и писателей особенными людьми? И если да – то в чём?

Что значит «творческий человек»? Обязательно ли он должен быть музыкантом, или художником, или поэтом? В чём проявляется творчество?

– В каждом ли человеке есть талант? Что нужно делать для того, чтобы талант развился?

– Почему талантливый человек не всегда бывает понят и признан? Найдите примеры подобного непризнания в разных областях.

– В чём разница между талантом и способностями?


– Читаем текст на с. 118.

«Слепой музыкант». (Ставим вопрос к заголовку: о чём или о ком это произведение?)

В.Г. Короленко (1853–1921) (Встречались ли мы раньше с автором? О чём или о ком написано произведение В.Г. Короленко «В дурном обществе»?)

(Смотрим на рисунок, предполагаем, о чём пойдёт речь.)


Информация для учителя.

Мы предполагаем, что это какая-то грустная история из жизни детей (вспоминая «В дурном обществе», в которой рассказывается о судьбе слепого музыканта (по заголовку), начиная от самого его рождения (по рисунку).


Из главы первой

I

Ребёнок родился в богатой семье Юго-Западного края, в глухую полночь. Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но, когда в комнате раздался первый крик новорождённого, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в своей постели. Её губы шептали что-то, и на бледном лице с мягкими, почти детскими ещё чертами, появилась гримаса нетерпеливого страдания, как у балованного ребёнка, испытывающего непривычное горе.

Бабка наклонилась ухом к её что-то тихо шептавшим губам.

– Отчего... отчего это он? – спрашивала больная едва слышно. (В О чём спрашивает мать? О)

Бабка не поняла вопроса. Ребёнок опять закричал. По лицу больной пробежало отражение острого страдания, и из закрытых глаз скользнула крупная слеза.

– Отчего, отчего? – по-прежнему тихо шептали её губы.

На этот раз бабка поняла вопрос и спокойно ответила:

– Вы спрашиваете, отчего ребёнок плачет? Это всегда так бывает, успокойтесь.

Но мать не могла успокоиться. Она вздрагивала каждый раз при новом крике ребёнка и всё повторяла с гневным нетерпением:

– Отчего... так... так ужасно?

Бабка не слыхала в крике ребёнка ничего особенного и, видя, что мать говорит точно в смутном забытьи и, вероятно, просто бредит, оставила её и занялась ребёнком.

Юная мать смолкла, и только по временам какое-то тяжёлое страдание, которое не могло прорваться наружу движениями или словами, выдавливало из её глаз крупные слёзы. Они просачивались сквозь густые ресницы и тихо катились по бледным, как мрамор, щекам.

Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорождённым ребёнком явилось на свет тёмное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы. Может быть, впрочем, это был и действительный бред. Как бы то ни было, ребёнок родился слепым. (П)

– О чём говорит начало повести? (Предполагаем ответ.)


– Читаем и анализируем текст на с. 119–140.

– Какое чувство росло в душе Петра, когда он стал осознавать свою слепоту? Назовите те события, которые усугубили это чувство.


Информация для учителя.

Пётр переходил от отчаяния к радости, когда был ребёнком (эпизод встречи с Эвелиной), затем он вступил в пору отрочества, «в тёмной душе мальчика жило неутомимое стремление к свету», и поэтому сознание собственной слепоты мучило его всё более.


– Расскажите о судьбе Юрка-бандуриста. Чем эта история оказалась важной для Петра? (С. 129–130.)

– Какое наставление дал молодёжи Максим?

– Что поразило Анну Михайловну и Эвелину во внешности и поведении слепого звонаря Егора?

– Составьте литературные портреты Петра и звонаря Егора, проведите сравнение (работа в парах).

– В чём их отличие от звонаря Романа?


Информация для учителя.

Озлобленность Егора – вот что бросается в глаза окружающим. Он слепец от рождения, а Роман ослеп в семь лет, «он свет видал, свою матку помнит», ему не понять Егора. Он может себе позволить быть добрым, любить детей. Пётр чувствует свою духовную близость с Егором, вытекающую из общности их судеб. Он думает, что озлобленность – удел слепорождённых, даже страсть к музыке (а у Егора она тоже есть) не спасёт их. После сцены на колокольне Пётр становится ещё более мрачным, ещё более замыкается в себе.


– Так в чём, по-вашему, заключается трагедия Петра?

(Работа в группах, предположения: собственная ущербность, нереализованность, озлобленность и др. Каждый вывод доказывается.)


Информация для учителя.

Трагедия юноши в том, что собственное несчастье закрыло от него всё то прекрасное, что было в его жизни; он сосредоточился лишь на своём горе; он стал эгоистичен и раздражителен. Сам страдая от того чувства, которое жило в нём, Пётр ничего не мог с собой поделать.


– Вспомните пьесу Мориса Метерлинка «Синяя птица»,

(учебник «Год после детства»). Метерлинк говорит, что в жизни каждого из нас есть свои Блаженства, надо только уметь их различать, видеть. Назовите те Блаженства, которые

появляются в феерии Метерлинка. Есть ли какие-либо Блаженства в

жизни Петра – или она действительно состоит лишь из одного несчастья? Попробуйте эти Блаженства назвать. (Индивидуальная работа, итог выносится на доску.)


– Кто учил Петра музыке? Какое впечатление производила музыка

на Петра? Какие эпизоды повести говорят о Петре как о талантливом музыканте?

Отвечаем на вопрос урока: как может человек жить в постоянной тьме?


III. Итог урока.

Человек не может жить в постоянной тьме. Потому что тьма для человека – это эгоизм и неумение замечать то прекрасное, что посылает жизнь, желание видеть только свои страдания. Истинная слепота, хочет сказать Короленко, – это слепота духовная. И именно от неё пытается вылечить Петра Максим.


IV. Домашнее задание.

Дома дети отвечают на вопросы 5, 7, 8, 10 учебника (с. 147).


© ООО «Баласс», 2014