– Давайте прочитаем текст дневника нашего героя Алексея на с. 117 учебника. 18 октября. Сегодня ходил с однокурсниками в картинную галерею. Какое удивительное воздействие оказывает на нас искусство! (В В чём оно заключается? О Заставляет сопереживать.) Почему картины, написанные много лет назад, заставляют переживать и вызывают столько мыслей? Почему в обычной жизни мы так мало внимания обращаем на окружающее нас? Неужели нужна рамка и талантливый взгляд, чтобы наши эмоции «заработали»? П Я часто думаю: а есть ли во мне какой-нибудь талант? Не останется ли он не замеченным мной и другими? (В Прямой авторский вопрос. О Какие-то задатки есть в каждом, а искусство человека в том, чтобы их развить.) Среди моих друзей много таких, кто считает себя талантливыми, но, по-моему, они просто способные, не больше. Не могу чётко сформулировать, почему иногда, читая книгу, слушая музыку или просматривая фильм, я чувствую, что это талантливо. И не знаю, как объяснить, почему при жизни талант многих людей остаётся непризнанным. П Я дважды читал повесть Короленко «Слепой музыкант». Мне хотелось понять, как происходит становление личности человека, который живёт в постоянной тьме. Ведь слепота – настоящая трагедия. Что такой человек теряет, а может быть, и приобретает? (В Прямой авторский вопрос.) – Попробуем на основании данного текста сформулировать главный вопрос урока: Как может человек жить в постоянной тьме? Отвечаем на вопросы (фронтальная работа), ответы выписываем в тетрадь. – Можно ли считать художников и писателей особенными людьми? И если да – то в чём? Что значит «творческий человек»? Обязательно ли он должен быть музыкантом, или художником, или поэтом? В чём проявляется творчество? – В каждом ли человеке есть талант? Что нужно делать для того, чтобы талант развился? – Почему талантливый человек не всегда бывает понят и признан? Найдите примеры подобного непризнания в разных областях. – В чём разница между талантом и способностями? – Читаем текст на с. 118. «Слепой музыкант». (Ставим вопрос к заголовку: о чём или о ком это произведение?) В.Г. Короленко (1853–1921) (Встречались ли мы раньше с автором? О чём или о ком написано произведение В.Г. Короленко «В дурном обществе»?) (Смотрим на рисунок, предполагаем, о чём пойдёт речь.) Информация для учителя. Мы предполагаем, что это какая-то грустная история из жизни детей (вспоминая «В дурном обществе», в которой рассказывается о судьбе слепого музыканта (по заголовку), начиная от самого его рождения (по рисунку). Из главы первой I Ребёнок родился в богатой семье Юго-Западного края, в глухую полночь. Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но, когда в комнате раздался первый крик новорождённого, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в своей постели. Её губы шептали что-то, и на бледном лице с мягкими, почти детскими ещё чертами, появилась гримаса нетерпеливого страдания, как у балованного ребёнка, испытывающего непривычное горе. Бабка наклонилась ухом к её что-то тихо шептавшим губам. – Отчего... отчего это он? – спрашивала больная едва слышно. (В О чём спрашивает мать? О) Бабка не поняла вопроса. Ребёнок опять закричал. По лицу больной пробежало отражение острого страдания, и из закрытых глаз скользнула крупная слеза. – Отчего, отчего? – по-прежнему тихо шептали её губы. На этот раз бабка поняла вопрос и спокойно ответила: – Вы спрашиваете, отчего ребёнок плачет? Это всегда так бывает, успокойтесь. Но мать не могла успокоиться. Она вздрагивала каждый раз при новом крике ребёнка и всё повторяла с гневным нетерпением: – Отчего... так... так ужасно? Бабка не слыхала в крике ребёнка ничего особенного и, видя, что мать говорит точно в смутном забытьи и, вероятно, просто бредит, оставила её и занялась ребёнком. Юная мать смолкла, и только по временам какое-то тяжёлое страдание, которое не могло прорваться наружу движениями или словами, выдавливало из её глаз крупные слёзы. Они просачивались сквозь густые ресницы и тихо катились по бледным, как мрамор, щекам. Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорождённым ребёнком явилось на свет тёмное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы. Может быть, впрочем, это был и действительный бред. Как бы то ни было, ребёнок родился слепым. (П) – О чём говорит начало повести? (Предполагаем ответ.) – Читаем и анализируем текст на с. 119–140. – Какое чувство росло в душе Петра, когда он стал осознавать свою слепоту? Назовите те события, которые усугубили это чувство. Информация для учителя. Пётр переходил от отчаяния к радости, когда был ребёнком (эпизод встречи с Эвелиной), затем он вступил в пору отрочества, «в тёмной душе мальчика жило неутомимое стремление к свету», и поэтому сознание собственной слепоты мучило его всё более. – Расскажите о судьбе Юрка-бандуриста. Чем эта история оказалась важной для Петра? (С. 129–130.) – Какое наставление дал молодёжи Максим? – Что поразило Анну Михайловну и Эвелину во внешности и поведении слепого звонаря Егора? – Составьте литературные портреты Петра и звонаря Егора, проведите сравнение (работа в парах). – В чём их отличие от звонаря Романа? Информация для учителя. Озлобленность Егора – вот что бросается в глаза окружающим. Он слепец от рождения, а Роман ослеп в семь лет, «он свет видал, свою матку помнит», ему не понять Егора. Он может себе позволить быть добрым, любить детей. Пётр чувствует свою духовную близость с Егором, вытекающую из общности их судеб. Он думает, что озлобленность – удел слепорождённых, даже страсть к музыке (а у Егора она тоже есть) не спасёт их. После сцены на колокольне Пётр становится ещё более мрачным, ещё более замыкается в себе. – Так в чём, по-вашему, заключается трагедия Петра? (Работа в группах, предположения: собственная ущербность, нереализованность, озлобленность и др. Каждый вывод доказывается.) Информация для учителя. Трагедия юноши в том, что собственное несчастье закрыло от него всё то прекрасное, что было в его жизни; он сосредоточился лишь на своём горе; он стал эгоистичен и раздражителен. Сам страдая от того чувства, которое жило в нём, Пётр ничего не мог с собой поделать. – Вспомните пьесу Мориса Метерлинка «Синяя птица», (учебник «Год после детства»). Метерлинк говорит, что в жизни каждого из нас есть свои Блаженства, надо только уметь их различать, видеть. Назовите те Блаженства, которые появляются в феерии Метерлинка. Есть ли какие-либо Блаженства в жизни Петра – или она действительно состоит лишь из одного несчастья? Попробуйте эти Блаженства назвать. (Индивидуальная работа, итог выносится на доску.) – Кто учил Петра музыке? Какое впечатление производила музыка на Петра? Какие эпизоды повести говорят о Петре как о талантливом музыканте? Отвечаем на вопрос урока: как может человек жить в постоянной тьме? |