СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 8 класс. «Я ценю людей, умеющих самостоятельно мыслить в любых ситуациях» (Александр Грин «Алые паруса»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 8  класс.

 

 

  «Я ценю людей, умеющих самостоятельно мыслить в любых ситуациях» (Александр Грин «Алые паруса»)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 8 класс. «Я ценю людей, умеющих самостоятельно мыслить в любых ситуациях» (Александр Грин «Алые паруса»)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 8 класс


Урок 34. «Я ценю людей, умеющих самостоятельно мыслить в любых ситуациях» (Александр Грин «Алые паруса»)

Раздел 2. «Я и Я»

Рабочее название урока: Что нужно делать, чтобы не сбиться со светлой полосы жизни?

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Определяем, можно ли отследить связь между судьбой автора и темами его произведений, всегда ли она бывает безусловной?

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.




Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.










































2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.














































































































3. Работа с текстом после чтения.





– Давайте прочтём стихотворения (песни) Б.Ш. Окуджавы («Песенка о ночной Москве») и Ю.Д. Левитанского («Диалог у новогодней ёлки»). – Какие ассоциации возникают после прочтения?

– Читаем дневник Алексея от 17 ноября.

17 ноября. Сегодня мне стыдно перечитывать то, что написано в состоянии уныния. (В Почему? О) Жизнь как зебра: чёрная полоса, светлая полоса… (П) Главное – стараться не бежать долго вдоль чёрной полосы. Но что нужно делать, чтобы не сбиться со светлой полоски жизни? (В Прямой авторский вопрос О) Может быть, на ней удержит мечта, желание сделать для людей что-то хорошее. (П) Мне хочется написать книгу о моём времени, о друзьях, о людях, которых я знаю. Такую книгу, которая заставила бы смеяться и плакать и от которой трудно было бы оторваться. И ещё очень хочется учить школьников литературе, говорить с ними о том, что я сам понял; слушать, о чём они думают. Может быть, мне удастся сделать мир немного лучше. (Как вы думаете, оправдано ли это его желание?)

Я думаю о том, что эпоха, в которую живёт человек, определяет стиль поведения, даже его мысли. (В В чём это выражается? О) Она может бесцеремонно вторгнуться в нашу жизнь, поломать все планы, даже разрушить всё. Но духовная жизнь может защитить и спасти нас. (П) Помню своё потрясение, когда я узнал, как Александр Грин придумал одну из самых лучших в мире книг о любви – «Алые паруса». (В Почему испытал потрясение? О) В 1920 году Грина призвали в армию, он служил под Псковом и там заболел тифом. Его привезли в Петроград и вместе с сотнями других положили в тифозный барак. Грин чудом выжил. Голодный, обессиленный, он бродил по ледяному городу, ища ночлег. И в это время он начал обдумывать и писать «Алые паруса». (П Его судьба не располагала к написанию жизнерадостных книг).

Может быть, именно работа над повестью помогла ему выжить – спасла духовная жизнь? (А вы как думаете?) Книги Грина стали известны только через несколько десятилетий после его смерти. (В Почему? О) Я читал, что Грина не печатали, потому что считалось, что его книги отвлекают человека от реальной жизни, уводят в фантастический мир грёз, мечты. (П) А может быть, та жизнь, о которой он пишет, и есть настоящая жизнь?.. (Почему Алексей так думает?)

– Чем два стихотворения и повесть А. Грина «Алые паруса» созвучны настроению Алексея, отразившемуся в записи от 17 ноября?

– На какой вопрос, поставленный Алексеем, отвечают эти произведения?

Формулируем тему урока:

Что нужно делать, чтобы не сбиться со светлой полоски жизни?


Информация для учителя.

Надежда на лучшее, уверенность в том, что завтра нас ждёт радость, – вот основные мотивы стихотворений Окуджавы и Левитанского и повести Грина.

К сведению учителя сообщаем, что Юрий Давыдович Левитанский (1922–1996), поэт и переводчик, родился в Киеве. Был участником Великой Отечественной войны. В книге В.В. Агеносова и К.Н. Анкудинова «Современные русские поэты: справочник-антология» о Ю.Д. Левитанском сказано следующее: «Его динамические, жёстко ритмизированные баллады “Из ранней тетради” несут на себе явный отпечаток влияния Киплинга и таких советских романтиков, как В. Луговской и К. Симонов (ярким примером тому является «Ледяная баллада»). Однако в последующие годы поэт успешно преодолевает эти тенденции и вырабатывает свой поэтический стиль, прямо противоположный его ранним стихотворениям.

Так, он почти сводит к минимуму динамику. Его стихи становятся сдержанными, спокойными, медленными, несуетными. Левитанский любит сверхдлинные поэтические размеры («Диалог у новогодней ёлки», например, написан четырёхстопным дактилем). Своеобразной

«визитной карточкой» Левитанского становится медлительный многостопный (и зачастую разностопный) дактиль или амфибрахий с многочисленными перебоями ритма. Часто Левитанский переходит к свободному стиху («Воспоминания о Нибелунгах»).

Поэтическое мышление Левитанского отличается кинематографичностью. Это свойство поэта привело его к созданию нового своеобразного жанра: «кинематографической поэзии» – верлибра с элементами ритмизированного стиха, представляющего собой бессюжетный «сценарий». Автор даёт подробные описания изменений в состоянии природы, действий людей. Всё это происходит в подчёркнуто замедленном ритме («Воспоминание о Нибелунгах»).

Стихам Левитанского присуща некоторая меланхолическая неопределённость, размытость. Мир природы и мир культуры воспринимаются им эстетически. Герой поэта живёт в красивой и гармонической среде, наполненной произведениями искусства и пейзажами. Единственная дисгармония, кричащая нота в этом стройном, уютном, камерном мире – острые воспоминания о военной эпохе. Поэт стремится отвести их от себя, потому что они терзают его душу («Ну что с того, что я там был?»). Он пытается убедить себя в том, что «давно забыл» об этом. Однако забыть невозможно: по словам Левитанского, война «участвует в нём».

Булат Шалвович Окуджава (1924–1997) рассказывал о себе: «Я родился в 19 24 году в Москве, на Арбате. По происхождению я – грузин, но, как говорят мои грузинские друзья, «грузин московского разлива». Учился в школе, как все. После 9-го класса семнадцати лет добровольно ушёл на фронт. Был очень, сейчас я вспоминаю, смешной и нелепый солдат, конечно. Но – старался честно делать то, что мне поручалось. Героем не стал – на амбразуры не бросался. Остался жив. Был ранен. Учился в университете. Кончил. По образованию я филолог. Ну и по мере обучения в университете писал стихи, подражательные стихи. Учился.

После окончания университета поехал в Калужскую губернию в сельскую школу. Работал учителем русского языка и литературы. Писал стихи, посылал их в калужскую областную газету. Получал ответ. Ну такой стандартный ответ, как обычно пишется: «Вам нужно больше читать Пушкина, Лермонтова, Некрасова». Читал. Преподавал. Писал. Потом однажды приехал в Калугу, зашёл в редакцию этой газеты, говорю – вот я такой-то. А так как я им много посылал, они уже мою фамилию запомнили. Они говорят: «Да, это вы, да?! Ну заходите, заходите! – как старому знакомому. – Есть новенькое что-нибудь?» – «Есть», – говорю я и дал им те же самые стихи, которые они мне отправляли обратно. И они их опубликовали. И так я начал печататься. Даже получил маленький гонорар. Счастлив был безмерно. Потом постепенно я переехал на работу в Калугу – работал в калужской школе. И так как в то время там поэтов серьёзных не было, то я считался самым лучшим. И это мне очень кружило голову. И даже пошёл разговор о маленькой книжечке стихов. И вышла, наконец, маленькая книжечка очень плохих стихов, потому что я писал – ну, о чём я мог? – я писал стихи в газету к праздникам и ко всем временам года. Значит: весна – стихотворение, зима – стихотворение, по известным шаблонам. Всё это печаталось, потому что это было очень спокойно, благополучно, и я получал гонорары. У меня даже появился узкий круг читателей. Ну – продавщицы книжных магазинов… человек

200 так, может быть. Я был уже известен в узких кругах. Ну где-то в глубине червь сомнения жил во мне: что этого недостаточно, то, что я делаю. Но это благополучие было так приятно, что мне не хотелось, в общем, особенно шевелиться.

Затем я с этой маленькой книжечкой переехал в Москву снова и попал в одно литературное объединение, где были моего возраста молодые люди, очень, очень крепко подготовленные, которые в то время уже писали прекрасные стихи. Но не опубликовали ещё ни одной строчки, потому что это не так просто. А я разговаривал с ними снисходительно, потому что я – автор книжки. Потом они устроили моё обсуждение и на этом обсуждении начали меня бить. Сначала я подумал, что они от зависти, но очень быстро я понял, что я этого заслуживаю. Потом я обиделся на себя самого: года полтора я не писал ничего, мучился очень. Но потом природа взяла своё, и я снова стал писать, но уже иначе совсем. Многое поняв. Потом я работал в

«Литературной газете».

Приводим некоторые ответы Б. Окуджавы на вопросы его слушателей:

«В чём Окуджава видит смысл жизни?

Смысл жизни в том, чтобы жить и делать своё дело. Больше ни в чём. Делать своё дело. А там уже, потом – время или Господь Бог – потом скажут: кто ты? Что ты? Вот так вот. Самому не нужно об этом думать и суетиться не нужно.

(июль 1986 года)

Что вы больше всего цените в человеке и что вы ненавидите?

Хочется спросить – а вы? Я ценю людей, умеющих самостоятельно мыслить – в любой ситуации. Я ценю людей, которые строят своё благополучие не за счёт благополучия других. Я ценю людей, которые уважают личность. Не коллектив, а личность. Потому что коллектив уважать мы учились долго и много лет – пора начать уважать личность. Всё противоположное ненавижу, так же, как и ложь. А тем более теперь, когда решено уже наконец-то говорить правду.

Как вы можете быть таким последовательным, что помогает вам? О чём вы думаете в трудную минуту?

В своё время я старательно вырабатывал в себе одно умение – умение самостоятельно мыслить в любых ситуациях. На сегодняшний день мне это очень помогает. И кроме того, я стараюсь – по мере возможностей – строить своё благополучие не за счёт благополучия других. Это очень укрепляет человека духовно. Я очень рекомендую этим заниматься».


– Читаем и разбираем очерк К.Г. Паустовского «Жизнь Александра Грина» (учебник, книга 2, с. 27–31).

– Какие средства образной выразительности использует в очерке К.Г. Паустовский?

– С какой целью написан очерк?

– Что нового вы узнали о жизни А. Грина? (Ребята уже встречались с этим писателем в 6-м классе, читая его рассказ «Четырнадцать футов» в учебнике «Год после детства».)

– Почему К.Г. Паустовский считает, что, прожив такую жизнь, Грин мог превратиться в «преступника или злого обывателя»?

– Было ли присуще этому писателю «умение самостоятельно мыслить в любых ситуациях»?

– Что ценил А. Грин в человеческих отношениях?

– Какую роль в его жизни сыграл М. Горький?

– Назовите писателей, творчество которых любил и ценил А. Грин. Какие из этих авторов вам уже знакомы?

– Как, с вашей точки зрения, сам К.Г. Паустовский относится к А. Грину и его творчеству? Что вызывает интерес автора к Грину – человеку и писателю?

– Каков ответ Паустовского на вопрос, нужны ли нам мечтатели?

– Прочитайте в «Тетради по литературе» (задание I.1, с. 29) фрагменты стихотворений, посвящённых А. Грину. Есть ли что-то общее между К.Г. Паустовским и авторами данных стихотворений в их восприятии личности и творчества А. Грина?

– Что нового вы открыли для себя в повести «Алые паруса», прочитав очерк К.Г. Паустовского?

– Выполните задание II. 2 на с. 30 «Тетради по литературе» (индивидуальная работа).

– Предположите темы возможных произведений Александра Грина, исходя из его биографии (работа в группах).

Отвечаем на главный вопрос урока.


III. Итог урока.

Чтобы удержаться в светлой полосе жизни, необходимо радоваться той малости, которая доступна человеку, – возможности любить и видеть прекрасное. Александр Грин написал «Алые паруса» в один из тяжелейших периодов своей жизни, но разве можно понять это по тексту? Поэтому светлой эту жизнь делаем мы сами.



IV. Домашнее задание.

Дома дети полностью читают и анализируют «Алые паруса» А. Грина.


© ООО «Баласс», 2014