СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 9 класс. Сочинение о самом сильном впечатлении детства (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 9 класс.

  Сочинение о самом сильном впечатлении детства (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 9 класс. Сочинение о самом сильном впечатлении детства (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 9 класс


Урок 52. Сочинение о самом сильном впечатлении детства (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Раздел 4. «Я и мир: вечное и преходящее»

Рабочая тема урока: Что главное во впечатлениях детства?

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Главная задача этого урока – найти концептуальные смыслы, на которых основываются самые сильные впечатления детства, и доказать, что эти смыслы – самые верные.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.




Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.





II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.













2. Анализ текста.
































3. Работа с текстом после чтения.


– Сегодня мы напишем сочинение о самом ярком, значимом впечатлении детства.

– Предлагаем три варианта.

1. Твоё самое яркое, значимое впечатление детства.

(Главное, чтобы это впечатление было связано с событием, встречей, случаем, что-то изменившим в тебе, заставившим о чём-то задуматься. Его мы пишем после сочинения на вторую или третью тему.)

2. Сочинение о самом сильном впечатлении военного детства.

(Тут мы используем рассказ Шолохова «Судьба человека».)

3. Сочинение с элементами пересказа.

(Основной служат воспоминания Ванюшки.)


Формулируем тему:

Что главное во впечатлениях детства?


– Рассказ от лица Ванюшки.

Представь, что о пережитой войне будет рассказывать не Андрей Соколов, а Ванюшка. Что бы, по-твоему, он мог рассказать?

Для такого сочинения, конечно, требуются дополнительные знания. Может быть, в твоей семье ещё живы те, кто сам ребёнком пережил войну, а может быть, в вашей семье из поколения в поколение сохраняют какой-то рассказ о том времени.


Главное – вести повествование от 1-го лица (от себя), рассказать о самом сильном впечатлении военного детства.


– Сочинение с элементами пересказа. Расскажи о встрече Андрея Соколова и Ванюшки от лица мальчика. Конечно, и в этом случае необходимо что-то домыслить, придумать, но план работы «подсказывает» сам рассказ Шолохова.

1. Моя довоенная семья.

2. Все погибли.

3. Жизнь около чайной.

4. Встреча с шофёром.

5. Мой новый отец.

Главное – не сбиться на перечисление событий, а рассказать о впечатлении от этих событий (что Ванюшка думал, чувствовал, переживал). Повествование ведётся от лица Ванюшки (я, у меня, ко мне и т.д.), поэтому постарайся сохранить особенности языка

5–6-летнего ребёнка.

– Постарайся выделить то, главное, что является основной детских воспоминаний.


На основе сочинения по рассказу М.А. Шолохова напиши эссе «Моё самое яркое впечатление детства», где излагаются собственные воспоминания и впечатления.


Делаем вывод по теме урока.

III. Итог урока.

Самые яркие впечатления детства – это чувства, эмоции. Печали и радости, горя и счастья. Многие писатели, в частности Катаев («Белеет парус одинокий»), описывали собственные детские впечатления, потому что они, как правило, самые непосредственные, самые верные, бесхитростные. Там, как правило, нет полутонов, добро и зло полярны. В период детства закладывается фундамент для всей будущей жизни. О детском непосредственном, жестком и бескомпромиссном восприятии мира написано и в повести В. Быкова «Круглянский мост», который мы будем проходить на следующем уроке.



IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся читают фрагменты из повести В. Быкова «Круглянский мост».


© ООО «Баласс», 2015