Исследование универсальных учебных действий учащихся 5 класса осуществляется на основе карты мониторинга, рекомендованной МКУ «Научно-методический информационный центр» г.Белгорода, в соответствии с ФГОС:
(источник: Психологический мониторинг уровня развития УУД у обучающихся 5-9 классов, составители: И.В.Возняк, И.М.Узянова, О.А.Радченко и др.)
УУД | Основные критерии оценивания | Методики (типовые д-кие задачи) | Примечания |
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
Самоопределение (с 7 класса) | личностное осмысление выбираемой профессии или профессиональной области | Анкета для обучающихся | В конце 7 класса |
Анкета жизненного и профессионального самоопределения | В 9 классе |
Самооценка (Когнитивный компонент) | Адекватное оценивание себя и отношение к себе (к своим качествам, возможностям, физическим и духовным силам) | Тест «Вербальная диагностика самооценки личности» | В 5-9 классах |
Мотивация учебной деятельности | 1. сформированность познавательных мотивов -интерес к новому; -интерес к способу решения и общему способу действия; 2. сформированность социальных мотивов - стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу 3. сформированность учебных мотивов -стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; | «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению», Ч.Д.Спилбергер | В 5-9 классах |
Нравственно-этическая ориентация: | Отношение к нравственно-этическим нормам | Методика выявления уровня нравственно-этической ориентации через наблюдение (Машнева И.А.) | Заполняет учитель в конце 5-9 класса |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
Умение учиться и способность к организации своей деятельности | Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция | Методика «Выкладывание узора из кубиков», К.Кос | Используется в 5-8 классах |
Тест Тулуз-Пьерона (на выбор психолога) | Используется в 5-9 классах |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
Универсальные логические действия | сравнение; анализ и синтез; сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию; классификация; обобщение; установление аналогий | «Прогрессивные матрицы», Дж.Равен | Используется в 5-9 классе |
Постановка и решение проблемы | Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Наблюдение | Оценивает учитель в конце года (5-9 класс) |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
Коммуникация как общение | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | Наблюдение | Оценивает учитель в конце года (5-9 класс) |
Коммуникация как кооперация | Согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, | Наблюдение | Оценивает учитель в конце года (5-9 класс) |
Коммуникация как условие интериоризации | Коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. | Наблюдение | Оценивает учитель в конце года (5-9 класс) |