СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта организованной учебной деятельности по развитию речи для предшкольного класса на тему "Моя семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по развитию речи в предшкольном классе на тему "Моя семья"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта организованной учебной деятельности по развитию речи для предшкольного класса на тему "Моя семья"»

Технологическая карта организованной учебной деятельности по развитию речи

предшкольного класса.

Образовательная область: коммуникация.

Интеграция областей: социум, познание, творчество.

Раздел: Развитие речи

Тема Моя семья.

Цель:закрепить представления детей о том,что такое семья,о родственных отношениях,об обязанностях членов семьи;

Учить понимать и объяснять смысл поговорок;

Упражнять в составлении предложений по картинкам;использовать в речи слова в соответствии с их грамматичискими категориями,употреблять существительные единственного и множественного числа родительного и дательного падежей;в образовании притяжательных прилагательных,антонимов.Закреплять навыки составления слов из разрозненных букв,разгадывания ребусов;

Развивать связную речь,внимание,память,мелкую моторику;

Воспитывать умение правильностроить взаимоотношения с членами семьи,любовь и заботливое отношение к ним.

Оборудование: Фотоальбом с семейными фотографиями детей; рисунки на тему «Моя семья»,презинтации детей о своей семье,азбука-тетрадь 2,кружки красного и черного цвета,сердечки красного и синего цвета,мяч.

Предварительная работа:

* Рисунки детей «Моя мама»

* Выставка семейных фотографий

* «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.

* Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Детский сад».

* Беседа: «Я и мой дом», «Моя семья»

* Чтение – русской народной сказки «Хаврошечка», А. Яковлев «Мама»

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Предлагаю начать наше занятие с игры, но с игры необычной. Знаете ли вы, что такое ребусы?

Попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь зашифровано.

ЯЯЯЯЯЯЯ

Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? Правильно! Ещё можно сказать – родственники. . Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Говорят, что в старину

Так оно и было.

Много братьев и сестёр

Весело дружило.

Вместе пили молоко,

Вместе ели сушки.

Настоящий детский сад

В каждой был избушке.

(Ю. Энтин

-А давайте представим, что все ваши родные сидят на занятии вместе с нами.

Гимнастика для пальчиков «Семья»

Этот пальчик-дедушка

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик-мамочка,

Ну,а этот пальчик-я,

Вместе дружная семья!

(Ответы детей)



Дети называют слово: семья.




(семья – это родные люди, живущие вместе).

Организационно -поисковый

1.Работа по картинке.

1.Кого ты видишь на картинке:Как назвать всех этих людей одним словом?Чем они отличаются друг от друга?Кто старше,кто младше?


2.Дайте имена детям по первым буквам.Кто из детей старше всех?

Расставьте детей по возрасту.Впишите буквы на их одежде в клетки по порядку,и вы узнаете,как зовут их маму.

Юлия

Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»

Раз, два, три, четыре,

/хлопки в ладоши/

Кто живет в моей квартире?

/пожимают плечами/

Раз, два, три, четыре, пять,

/хлопки в ладоши/

Всех могу пересчитать.

/руки в стороны/

Папа, мама, брат, сестренка,

/загибают по одному пальцу на обеих руках/

Мой щегол, сверчок и я:

Вот и вся моя семья.

/сжимают и разжимают кулачки/

2.Развитие лексико-грамматических категорий.

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто?

3. Дидактическая игра «Сравни – кто старше? Кто младше?»

Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Кто старше?». Я называю людей разного возраста, вам нужно назвать кто старше.

Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;

Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;

Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;

Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;

Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Дедушка старый - внук …/молодой/;

Папа высокий - сын …/низкий/;

Брат трудолюбивый - сестра …/ленивая/;

4.Психогимнастика.

- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.

- А если они сердятся, вас ругают, хмурятся?

5.Этюд «Ласковый ребенок» — дети дарят свою любовь маме.

- А как ты обычно называешь свою маму? (мамочка, мамуля)

- А как ты называешь своего папу? (папочка, папуля)

-Бабушка-бабуля

-Дедушка-дедуля

- А как называют вас мамы? (котик, зайчик)

- Как называют твою маму бабушка с дедушкой? (Леночка, доченька)

- А если твои близкие заболеют, как ты их будешь жалеть?

6.Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною, летом и зимою мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, папа бодро приседает
Повороты вправо – влево делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой и качаю головой.

7.Работа в азбуке-тетради.

Игра «Чей?Чья?Чьи?Чье?»

Узнай членов семьи и их вещи. Наклейте предметы. Кому они принадлежат? Называя, соедините предмет с владельцем.

Ключ-папин,газета-дедушкина,очки-бабушкины,сережки-мамины,шляпа-папина

Работа по картинке.

Расскажи, кто что делает.



Дети по картинкам говорят кто чем в семье занимается.

8.Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?» /договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я/

ходит на работу - шьет –

зарабатывает деньги - проверяет уроки –

ходит в магазин за покупками - учит уроки –

готовит пищу - ухаживает за цветами –

вытирает пыль - моет посуду –

убирает в доме –

гладит –

играет – стирает –

читает - мастерит –

- А сейчас поиграем в игру «Какая ваша семья»

(Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги.)

родная

дружная

счастливая

трудолюбиваяхозяйственная

спортивная

культурная

крепкая

жизнерадостная

гостеприимная

здоровая

- Как вы думаете, что разрушает семью?

(Слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко.)

Ссоры, обиды

Непонимание

Невнимание

непослушание

лень

неправильные поступки

9.Рассказы детей о своей семье. На основе фото и видеоматериалов.


10.Работа с поговорками.

Как вы понимаете эти поговорки?

Сердце матери лучше солнца греет.

Вхорошей семье и дети хорошими растут.

11.Игра «Радость или огорчение? »

В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.

У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?)

Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

• Вы съели на завтрак всю кашу

• Вы подрались с другом

• Разбросали по комнате все игрушки

• Помогли маме вымыть посуду

• Нагрубили бабушке

• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок

• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

• Порвали новую книжку

• Хорошо вели себя в детском саду

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

12.Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики.

Рассмотри картинки и скажи кто кому

помогает.Раскрась картинку,которая тебе понравилась
















(Ответы детей).

























































































































































































(дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова.)































(Дети рассказывают о своих семьях, рассказы сопровождаются показом семейных фотографий












Ответы детей





Красный



Черный





























Рефлективно -корригирующий

Релаксация. Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им.

На столе лежат сердечки красного цвета и синего цвета, выберите по одному сердечку.Если вам понравилось занятие и вы считаете, что справились со всеми заданиями – возьмите красное сердечко, а если вы считаете, что вам было трудно или вам что то было не понятно возьмите синее и подойдите к шарикам.

Итог занятия.

Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. 

Давайте закончим наше занятие прослушиванием песни - «Моя семья»(видеоролик)

Воспитатель: (на фоне вступления к песне читает стихотворение)

Но к счастью жить одному не возможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите;

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!

Дана и Виолетта исполнят песню «Мне утром мама заплетет косички»

( Ответы детей по выбору сердечек)


Ожидаемые результаты.

Знать Что такое семья

Иметь представление о родственных отношениях

Уметь составлять предложения по картинкам,разгадывать ребусы.