Место и роль урока в изучаемой теме: урок расположен в разделе «Западная Азия в древности» позволяет показать, каким образом в древности можно было создать огромную державу, не имея ни каких природных богатств, кроме железа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: выяснить особенности Ассирийской державы и ее место в ряду цивилизаций Древнего Востока
Формируемые умения и навыки: сравнивать, составлять план и следование ему, составлять рассказ, заполнять кластер, таблицу, оценивать собственную работу и работу одноклассника
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: задания для пар, индивидуальные задания, презентация, рабочий лист, историческая карта
Технология, применяемая на уроке: технология развития критического мышления, постановки проблемы и ее решения
Учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая История древнего мира. 5 класс. М, Просвещение, 2014г.
Этап урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД * | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий) |
1 организационный 2 Опрос домашнего задания этап | 6минут 1 минута | Организация начала урока. 1 Викторина: А 1. Земля обетованная для евреев, территория (Палестина) С 2 Страна, где долгие годы томился в рабстве еврейский народ (Египет) С 3. Священная книга евреев (Библия) И 4. Имя знаменитого героя, вся сила которого была в его длинных волосах (Самсон) Р 5. Река в Палестине (Иордан) И 6. Прародина еврейского народа, место, откуда они пришли в Палестину (Междуречье) Й 7. Древний город, стены которого согласно преданию рухнули от звуков военных труб израильтян (Иерихон) С 8 Стихийное бедствие, которое Бог наслал на людей за их грехи (Великий потоп) К 9 Первый царь еврейского народа (Саул) А 10Великан, с которым вышел сразиться юный пастух (Голиаф) Я 11 Царь Израиля, славившийся богатством и мудростью (Соломон) | Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный | Фронтальная работа | Приветствие класса. Обращает внимание на материалы на парте. Организует викторину по определению темы урока. На доске записать: ---------- держава. Ответив на вопросы викторины, вы узнаете, какое государство сегодня мы будем изучать, так как если правильно будет назван ответ, то будет открыта буква. В оценочном листе вы отмечаете, знали ли вы ответ на вопрос. Учитель на доске записывает первые буквы слов, которые учащиеся называют правильно, если ответ прозвучал неправильно, ставит вопросительный знак. | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. 1 Учащиеся устно отвечают на вопросы викторины. 2 В оценочном листе фиксируют свои ответы (знаю, не знаю). | способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность
Регулятивные: умение планировать деятельность, использовать отведенное время для решения поставленной задачи Коммуникативные: доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство |
3 Изучение нового материала 3.1 Вызов | 3минуты | Один древний автор так описывал события времен существования Ассирийской державы «И обосновался на Тигре свирепый и могучий Лев». В конце урока вам необходимо будет ответить, о чем же идет речь? Как объяснить слова древнего автора | Словесный, наглядный, проблемный | Фронтальная работа | Вопрос: какую страну мы будем изучать сегодня на уроке? Учитель показывает слайд с темой урока и планом изучения материала | Ученики называют государство - Ассирийская держава. Формулируют цели урока, составляют план изучения новой темы | Регулятивные: умение планировать деятельность на различных этапах работы, использовать отведенное время для решения поставленной задачи Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений |
3.2 Осмысление | 20 минут | 1 Географическое положение Ассирии (слайд презентации) Определение местоположения Ассирийской державы. Характеристика особенностей природно-климатических условий. Внимание к освоению железа и 2. Экономическое развитие, особенности. Основные занятия ассирийцев, и как наличие такого природного ресурса как железо сказалось на них. | Словесный, наглядный, проблемный, частично-поискрвый | Фронтальная | 1Обратите внимание на карту. Где располагалась Ассирия? Обратите внимание на информацию на слайде, какие выводы вы можете сделать? На слайде – Фотография – Верховья реки Тигр 2. Горы вокруг Ассирии были богаты железом. Учитель задает вопросы: Как это повлияло на историю страны? Задает вопрос почему именно железо можно по праву назвать царем металлов? Объясните, почему после распространения железа, земледелие станет процветать и в странах с твердой почвой, а не только вдоль берегов рек? 3. Учитель ставит вопрос о занятиях ассирийцев. | Работают с картой учебника, анализируют материал, формулируют выводы о географическом положении Ассирии, о природных условиях. О занятиях ассирийцев. Ученики отмечают преимущества или недостатки того или иного металла, объясняют основные преимущества железа. (В том числе используя текст учебника) Ученики делают выводы о занятиях ассирийцев, исходя из знаний о географическом положении и природно-климатических условий | Познавательные: действие со знаково-символическими средствами анализ – выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме |
Физминутка. | .1 минута | Гимнастика для глаз. Раз глаза– налево, два глаза – направо, Три глаза– наверх, четыре глаза— вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! | | | Проводит комплекс физических упражнений и упражнения для глаз в соответствии с рекомендациями СанПин. | Выполняют комплекс физических упражнений и упражнения для глаз. | . |
| | 3. Политическое развитие. Внешняя политика Работа по карте: определите, какие страны были завоеваны ассирийскими царями? Ассирия превратилась в державу. Держава – большое и сильное государство. 4. Ассирийское войско. Работа в парах. (одна из пар работает на доске) Прочитав текст, составьте кластер «Военные новшества и вооружение ассирийцев». Объясните его. 5. Социальная структура общества. Особенности. Работа с иллюстрацией «Возвращение войска в Ниневию» Особое положение царя, воинов, жестокое обращение с пленными и рабами. Ниневия – кровавая столица. 6. Духовная сфера. Культура Ассирии. Религиозные представления. Величественная столица. Изобразительное искусство и его особенности. Библиотека Ашшурбанапала. 7. Гибель Ниневии | Словесный, наглядный, проблемный, частично-поискрвый | Парная, фронтальная | Учитель предлагает определись по карте, какие территории были завоеваны ассирийцами. Почему Ассирию называют державой? Учитель ставит вопрос о том, благодаря чему могли произойти такие завоевания? Раздает задания для пар и индивидуальные задания. Организует работу с иллюстрацией. Задет наводящие вопросы о особенностях положения царя, воинов, рабов. Организует работу с иллюстрациями на слайде. Обращает внимание на символы льва. Объявляет факт, что Ниневия была разрушена. | Формулируют ответы на вопрос о завоеванных территориях. Держава – сильное, могучее и большое по территории государство, каким и стала Ассирия. Во многом завоевания происходили за счет сильной и хорошо вооруженной армии. Выполняют задания по составлению кластера Работают с иллюстрацией. Делают выводы о сильной власти царя, значении армии, и о очень жестоком отношении к рабам. Делают выводы о религии и культуре Ассирии Делают вывод, сила не может быть единственной опорой в государстве | Познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательную задачу. Переводить текстовую информацию в графическую. Регулятивные выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные Проявлять активность во взаимодеятельности для решения коммуникативных и познавательных задач. Предлагать помощь и сотрудничество. |
Закрепление | 8 минут | 1) Отработка даты. Задача 1.Мог ли вавилонский царь Хаммурапи любоваться развалинами Ниневии? Докажите! 1750-612 – 1138 не мог. Хаммурапи умер за 1138 лет до этого события. Задача 2. Представьте себе, что вы посетили Ниневию за 5 лет до её захвата, какой это год? Задача 3. Вы побывали на развалинах Ниневии спустя 1 год, какой это год? 2) Тест. 1. Ассирия стала великой державой благодаря открытию: а) меди; б) железа; в) бронзы. 2. Таран - это: а) бревно для разрушения крепостных стен; б) кожаный мешок для преодоления реки; в) щит с металлическими бляхами. 3. Выбери лишнее: а) щит; б) меч; в) плуг; г) копьё; д) шлем 4. Столица Ассирии: а) Мемфис; б) Тир; в) Ниневия. 5. Ниневия была разгромлена: а) в 800 г. до н. э. б) в 1792; в) 612 г до н.э 3) Составление синквейна 4) Ответ на вопрос-вызов | репродуктивный | Индивидуальная, парная | Учитель организует проверку, самопроверку и взаимопроверку. Учитель организуют написание общего синквейна, записывает варианты на доске. Напоминает вопрос-вызов | Ученики решают задачи на линии времени Затем выполняют тест. Ученики участвуют в составлении синквейна, записывают его в тетради. Формулируют ответ, что Тигр – это река, а Лев – это ассирийцы, их столица – Ниневия – город Льва | Регулятивные выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные Предлагать помощь и сотрудничество. |
3.3 Рефлексия | 1 минута | Оценка своей работы на уроке | | Индивидуальная | Предлагает оценить свою работу на уроке | Оценивают свою работу на уроке. | Рефлексия способов и условий действий Регулятивные: -контроль и оценка способов своей деятельности Личностные -самооценка на основе критерий успешности - адекватное понимание успешности или неуспешности -следование моральным нормам и этическим требованиям Коммуникативные: -- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью - планирование успешного сотрудничества |