Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | - Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок! - Всё у вас в порядке? - Хочу пожелать всем удачи! -Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится с трудностями. Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошими мыслями, с хорошим настроением. Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. Вдохните ещё раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас внутри! -Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. -Ребята, сегодня у нас классе много гостей. Так давайте повернёмся к ним и своей улыбкой пожелаем им крепкого здоровья. СЛАЙД 2 - У нас урок окружающего мира. Сегодня на уроке мне понадобятся ваше внимание, помощь и поддержка. У нас будет много работы. -Каким бы вы хотели видеть наш урок? - Чтобы вы хотели пожелать друг другу на уроке? - И я желаю вас всем удачи, успехов и преодоления трудностей. | -Книжки, ручки и тетрадки! -Вместе мы сможем решить любую задачу! - Интересным, занимательным, познавательным, научным… - Прочных знаний, правильных ответов, дружной работы. | 2 |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 1.Беседа о насекомых. Игра «Найди лишнее» 2.ТРИЗ 3. Игра «Узнай животных по описанию» | СЛАЙД 3 - Ребята, посмотрите на слайд. Кто изображён? Как вы думаете, кто здесь лишний? - Докажите свой ответ научными сведениями. - По какому признаку можно выделить группу насекомых? -Проверим… По щелчку насекомые, которые не относятся к общественным исчезают. - Что значит «общественные насекомые?» - Из каких частей состоит тело насекомых? - Что вы ещё знаете о насекомых? - Большинство насекомых – маленькие беззащитные существа, которые нуждаются в защите от врагов. И они прекрасно это умеют делать. Насекомые отлично маскируются. Своим внешним видом они напоминают предметы окружающего мира: цветы, листья, палочки. - Продолжите фразу: «Гусеница ползает, а бабочка -…» «Комар пищит, а кузнечик -…» СЛАЙД 4 - Я буду описывать насекомое, а вы попробуйте угадать, о ком идёт речь. 1).«Я не летаю, высоко прыгаю, зелёного цвета» -Кузнечик – абсолютный чемпион среди всех насекомых по прыжкам в высоту и в длину. Найдите изображение этого насекомого в классе и прикрепите на доску. 2).«У меня большая семья, я люблю собирать нектар с цветков, меня лучше не трогать – а не то ужалю» По щелчку на слайде появляются названные насекомые - Натуральный мёд и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами. 3).«Мы живём большой семьёй, очень трудолюбивые! Мы очень полезны, потому что поедаем вредных личинок». Кто это? - Муравьи очень полезны, так как истребляют вредных личинок, которые губят деревья. | -Божья коровка, оса, муравей, паук, стрекоза, пчела, муха, муха, шмель, короладский жук. Лишний – паук. -Паук к насекомым не относится, т.к. главный признак насекомых –шесть ног, а у паука их восемь. -Общественные насекомые – шмели, пчёлы, муравьи, осы; муравей – не летает, остальные летают. -Живут одной семьёй, вместе строят жилище, у них распределены обязанности: одни добывают еду, другие заботятся о потомстве. -Голова, брюшко, грудь. -Во время полёта шмель гудит, комар пищит. Защищаются насекомые по разному – одни имеют защитную окраску, другие жалят или кусаются. -летает -стрекочет -Кузнечик -Пчела -Муравьи | 3 |
III. Физкультминутка для глаз | СЛАЙДЫ 5-11 | (Выполняют задание) | 2 |
IV. Выявление места и причины затруднения | - Можете ли вы сейчас рассказать, чем удивительна жизнь бабочек или жуков? СЛАЙДЫ 12-21 - Послушайте стихотворение «Жуки» В. Берестова. Ну какое ж детство без жуков! Их следы – как вышитые строчки. Из-под плотных тёмных пиджаков- Светлых крыльев лёгкие сорочки. Чудо как хорош гудящий звук, блаженный песенки полётной. Жалко, что летать не любит жук, Жалко, что жужжит он неохотно. На автомобильчик он похож, И усами движет, как чудовище, И блестит, как дорогая брошь, Сам себе разбойник, сам сокровище. У жука ужасно жалкий вид. Ух, какой он розный и усатый! Жутко занят, страшно деловит, Жук из наших рук бежит куда-то. Тот как жёлудь. Этот как орех. Вот рога оленьи, носорожьи. Майский жук летает лучше всех. Но дороже всех коровка божья. - Мы продолжаем изучать замечательный мир наших маленьких соседей – насекомых. Чем же насекомые так удивительны? Постараемся найти ответы на эти вопросы. | -Нет, нам не хватает знаний. Мы ещё не изучали этот материал. | 3 |
V. Построение проекта выхода из затруднения 1. Формулировка темы и целей урока | - Скажите, какова роль насекомых в природе? Как думаете, можно без них обойтись? -Что можно сделать для того, чтобы лучше узнать мир насекомых? - Как думаете, какова тема нашего урока? - Сравним ваши ответы с эталоном. СЛАЙД 22 - Тема нашего урока «Жуки и бабочки. Приглядись и удивись!» -Как вы думаете, почему именно такое название? - Сформулируйте цели нашего урока. - Каким образом будем планировать работы на уроке? - Отправляемся в гости к другим группам насекомых и постараемся сформировать представление о жуках и бабочках, их разнообразии. | -Поедают вредителей, опыляют растения. -Прочитать о них, изучить, наблюдать за ними, присмотреться к ним поближе, найти информацию в интернете, спросить у взрослых. -Насекомые, жуки. Удивительные насекомые. -Насекомые - очень маленькие, мы порой их не замечаем, проходим мимо. А у них кипит удивительная жизнь Насекомые – полезные существа, надо присмотреться к ним поближе, чтобы получше узнать их. -Будем изучать мир насекомых, узнаем об их многообразии. Будем работать дружно и помогать друг другу. -Изучать дополнительную литературу. | 3 |
VI. Реализация построенного проекта 1. Возникновение проблемной ситуации. Ситуация поиска. | - Наука, которая занимается изучением насекомых называется энтомология. СЛАЙД 23 - Как думаете, сколько существует видов насекомых? - Оказывается, насекомых существует более 1 миллиона! Насекомые - самый многочисленный класс живых существ на Земле! Презентацию закрыть - К какому отряду относятся насекомые? Наблюдали ли вы жуков? Чем они примечательны? - Поработаем в парах. Давайте вспомним правила работы в группе или в паре. - Сравним ваши ответы с эталоном в учебнике на стр. 128-131. Рассмотрите на фотографиях в учебнике и на столах разных жуков. Докажите, что они относятся классу насекомых. Воспользуйтесь лупой, которая у вас лежит на партах. - Так почему же жуки относятся к насекомым? | -Много, тысячи, миллион -Насекомые относятся к отряду жёсткокрылых. Мы видели их в лесу, на лугу. Они разные - большие и маленькие, незаметные, трудолюбивые. -Выслушивать и уважать мнение другого, работать дружно, друг другу помогать. (Работают в парах.) (рассматривают) -У них 6 ног. | 4 |
2. Работа в парах. Формирование представления о жуках | - У вас на партах лежат листочки с текстом и вопросами к нему. Это карточка № 1. Вы сейчас должны поработать с текстом в парах и ответить на оставленные вопросы. Найдите картинки жуков, о которых говорится в тексте в учебнике на стр. 129-131. - Ответьте на поставленные вопросы: Где можно встретить жуков? Каких жуков называют санитарами леса и почему? Какую пользу приносит жук красотел пахучий? Почему жук-навозник и жук-могильщик получили такое название? Приведите пример вредного жука. | (работают с текстом, затем отвечают на вопросы) | 5 |
Физкультминутка | СЛАЙД 24 Спал цветок и вдруг проснулся, (кладём голову на руки, выпрямляемся) Больше спать не захотел, (вертим головой) Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянутся) Взвился вверх и полетел. (имитируем полёт бабочки) Солнце утром лишь проснётся, (разводим руками в стороны) Бабочка кружит и вьётся. (покружиться вокруг себя). Мы шагаем друг за другом лесом и зелёным лугом, Крылья пёстрые мелькают, в поле бабочки порхают. 1,2,3,4 – полетели, покружились. Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз –росой она умылась, два- изящно покружилась. | (Выполняют упражнения) | 2 |
3.Рассказы об удивительных жуках | -Природа – наш дом. В природе нет ничего лишнего. Даже «вредные» насекомые полезны – ими питаются птицы. И вообще, было бы неправильно, если бы насекомых мы ценили бы только за пользу, которую они приносят. Ведь они просто радуют нас, делают мир ярким, красивым, волшебным! - И сейчас вам предстоит узнать об удивительных насекомых – жуках. Сейчас мы послушаем рассказы об удивительных жуках. - В Красную книгу животные попадают по разным причинам. Одни оттого, что слишком пугливы, другие от того, что слишком доверчивы или красивы. Послушайте стихотворение - обращение Ильи Плохих «Жуку»: Жук-красавец в бронзовой броне, Лучше ты не попадайся мне. Лучше обходи мои дороги- Никогда я не смотрю под ноги. | (Заранее подготовленные ученики рассказывают о жуках: усач дубовый, жук –голиаф, жук-олень, жук-геркулес, носорог.) | 4 |
4. Знакомство с отрядом чешуекрылых - бабочки | - Кроме жуков-великанов, в мире существует много замечательных насекомых. Изумительно красив отряд чешуекрылых насекомых – бабочек. СЛАЙД 32 - Природа - неисчерпаемый источник красоты. Прекрасны цветы и деревья, красиво оперение птиц. Но особое удовольствие доставляет нам вид бабочек, узор которых затейлив и красочен. Бабочка позволяет понаблюдать за ней довольно долго, особенно если пришёлся её по вкусу нектар цветка. Многие поэты воспевали красоту и лёгкость полёта бабочки. - Почему бабочку называют летящим цветком? Стала наша бабочка Старенькою бабушкой. Вспоминает бабочка давние года.. Кем была ты, бабушка? Отвечает бабушка: Утром, в раннем детстве я Куколкой была. - О чём вы узнали из стихотворения? - Много загадочных вещей существует в окружающем мире. Процесс превращения гусеницы в бабочку – одно из настоящих чудес природы. Гусеницы будто экономят обаяние и красоту для будущих бабочек. Жизнь насекомых удивительна! Безобразная гусеница превращается в ослепительную бабочку. Рассмотрите бабочек поближе из учебника на стр.134-144 и на ваших столах. - Что заметили? | -Потому что она очень яркая и красивая как цветок. -Мы узнали о том, что из куколки появилась бабочка. -Крылышки тонкие, с рисунком, состоят из мелких частиц, есть усики. | 2 |
5. Работа с текстом | - Прочитайте текст, напечатанный на карточках. - Что интересного узнали о бабочках? Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент о бабочках. Посмотрите и дополните уже полученные вами знания. СЛАЙД 33 -Что вас особенно удивило и поразило? СЛАЙД 34 -Посмотрите на следующий слайд и давайте познакомимся с насекомыми-чемпионами. 1). Самые красивые среди насекомых, безусловно, бабочки. Адмирал – один из красивейших бабочек. 2). Самые лучшие прыгуны, мы уже знаем, кузнечики. 3). Самая крупная бабочка по размаху крыльев – бабочка агриппина (длина 9 см, размах крыльев 30 см). Она обитает в Южной Америке. 4). Чемпионы по скорости полёта – стрекозы и некоторые бабочки. У стрекозы скорость полёта до 30 км в час, так что велосипедисту и бегуну её догнать трудновато. 5). Самое тяжёлое насекомое жук-голиаф. Средний вес 100 гр. 6). Самое крупное насекомое – жук дровосек титан. Длина жуков достигает до 22 см. | ( Читают текст парами) (Просматривают видеофрагмент и отвечают на вопрос) | 2 2 |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Задание – выполнить работу в печатной тетради на стр. 31 №2 | (выполняют задание: соединить название бабочки с её рисунком) | 1 |
VIII. Включение в систему знаний и повторение | - У каждого на парте – тест, выполните, подчеркнув верный ответ. - Кто выполнит работу, встанет возле парты. - Проверьте свой тест по эталону на слайде. | (выполняют тест) | 2 |
6. Самооценка | - У вас у каждого в тетради начерчена шкала самооценки: красота, быстрота и правильность. Оцените свою работу на уроке. | (самооценка) | 1 |
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | - Над какой темой мы сегодня работали на уроке? -Что вас особенно поразило и удивило? - С какими трудностями встретились? -О чём самом лавном мы должны помнить? - Берегите лес и его обитателей, и вы сохраните красоту Земли. Мы любим луга За весёлые ситцы, За то, что в ромашках Здесь солнце родиться. За божьих коровок На тонких травинках, За радужный свет На холодных росинках. За то, что они Неоглядно и милы. За то, что нам дарят Здоровье и силы. (Ю.Капотов) | -Нужно беречь и любить природу и весь животный мир. | 1 |
7. Домашнее задание ( по желанию) | - Если вас заинтересовали насекомые, можете прочитать о них дополнительные сведения в книгах с нашей выставки, найти книгу дома или взять из библиотеки. - Спасибо за дружную совместную работу! | | 1 |