2. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Определение темы урока. | Представляют осенний лес, называют краски, которые должен взять художник, чтобы нарисовать картину и назвать её осенний лес. Вспоминают стихотворение А.С. Пушкина «Осень», подбирают синонимы к слову багрец. Формулируют тему урока. Слушают пьесу «Октябрь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Высказывают свои впечатления, чувства от прослушанной музыки. | Все вы, конечно, не раз видели осенний лес, когда деревья стоят в своём прощальном уборе. Какие краски должен взять художник, чтобы написать на полотне картину и назвать её осенний лес? Вспомните стихотворение А.С. Пушкина «Осень», в котором он пишет: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса». Подберите синонимы к слову багрец. Этими словами называют густой тёмный оттенок красного. А вы видели багряные листья? Художники и поэты не только более наблюдательны, они умеют изображать окружающий мир в своих произведениях, делятся с читателями своими наблюдениями и чувствами, учат нас видеть красоту природы. Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать стихотворение? Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Но перед тем как познакомиться с его стихотворением «Листопад», послушайте, пожалуйста, произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Что вы услышали в музыке? -Что почувствовали? -Что представили себе, пока слушали музыку? Как вы думаете, как называется эта пьеса? Это «Октябрь». |
3.Знакомство с произведением. Постановка учебной задачи. | Слушают стихотворение с предварительно поставленной целью, обращают внимание на краски, которые использует поэт. Высказывают своё впечатление: понравилось ли стихотворение, отвечают на вопросы учителя.
Определяют учебную задачу. | Давайте прочитаем стихотворение и обратим внимание на то, какие краски использует поэт. Откройте учебники на стр.152 -Понравилось ли вам это стихотворение? - Какое время года описывает поэт? Докажите. - О каком явлении природы идет речь? С каким чувством поэт описывает лес? Вы прослушали стихотворение И.Бунина «Листопад». Как вы думаете, какую работу можно провести по его содержанию? |
5.Анализ стихотворения. | Читают первые 4 строчки стихотворения. Называют краски, которые поэт использует, чтобы передать восхищение осенним лесом. Если встретились незнакомые цвета, называют. Высказывают мнения о том какой цвет оказался неожиданным. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. Объясняют понятие терем. Рассказывают, что знают о теремах и слушают рассказ учителя.
Читают следующие 10 строк. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. Находят в тексте сравнения.
Высказывают мнение почему поэт написал слово Осень с заглавной буквы. Вспоминают прием олицетворение. Характеризуют Бунинскую Осень.
Дочитывают стихотворение да конца. Отвечают на вопросы. Готовятся к выразительному чтению, читают отрывок так, чтобы было слышно как листики зашуршали. Читают последнюю строчку так, чтобы обозначить аллитерацию. Находят в стихотворении предложения со словом сегодня, рассуждают, почему Бунин употребил это слово трижды . Делятся своими чувствами, которые пробуждает в душе это стихотворение. | Прочитайте первые 4 строчки стихотворения. Какие цвета, краски называет поэт , чтобы передать восхищение красотой осеннего леса? Какие цвета не знакомы вам и не можете их представить? Какой цвет оказался для вас неожиданным? Что напомнил осенний лес поэту? С чем сравнивает он его? Найдите и прочитайте отрывок. Видели ли вы терем? Терема строили в Древней Руси. Кто жил в теремах? Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные. В селе Коломенское был построен деревянный теремной дворец для царя. Он был богато украшен резьбой. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема. Прочитайте следующие 10строк. Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема? Какие деревья напоминали ему вышки? Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем же там пахнет и почему? Найдите ответ в стихотворении. Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой и запахом. И чтобы читатели могли лучше представить осенний лес, Бунин использует сравнения. Найдите их в стихотворении. Почему слово Осень поэт пишет с заглавной буквы? Какой поэтический прием использует Бунин , рассказывая об Осени? Какова Осень в представлении поэта – веселая или грустная? Как вы догадались? Кого называют вдовой? Грустят вдовы, грустит и Осень Как вы думаете, о чем она грустит? Дочитайте стихотворение до конца. Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная? Почему стало так тихо в лесу осенью? Бунин восхищается красотой осеннего леса. Почему же он не выразил это восклицательной интонацией? Какие слова помогают представить лесную тишину? Что нарушает тишину? Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листики. Какие звуки будем выделять? А читать как будем громко или тихо? А теперь прочитаем последнюю строчку так, чтобы обозначить аллитерацию. Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово сегодня. Прочитайте все предложения, в которых есть слово сегодня. Как вам кажется, почему поэт подчеркнул это слово? Какие чувства пробуждает в вашей душе это стихотворение? Стихотворение начинается и заканчивается сравнением. Это сравнение, как рама, обрамляет прекрасный пейзаж осеннего леса. |
7. Самостоятельное применений открытых знаний. Работа в парах. | Вспоминают на что надо обратить внимание при подготовке к выразительному чтению. Обсуждают в каком темпе и как тихо или громко надо читать.
Читают вполголоса. Затем читают друг другу в парах.
Потом несколько учеников читают вслух. Оценивают свою работу. | На что надо обращать внимание при подготовке к выразительному чтению? Как мы будем читать стихотворение быстро или медленно? Почему не следует торопливо читать стихотворение? Какую половину стихотворения будем читать громче, какую тише? Почему вторую половину следует читать тише? Будем читать вторую половину так, как будто мы боимся спугнуть замершего мотылька, как будто и нас заворожила тишина осеннего леса. Прочитайте вполголоса. Теперь прочитайте в парах друг другу. Затем прочитаем вслух. Оцените свою работу. |
8. Итог. Рефлексия. | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение о поэте, как о человеке. Размышляют удалось ли нам понять чувства поэта.
С помощью учителя делают вывод.
Оценивают свою работу на уроке с помощью желтых и зеленых листочков.
Пытаются поразмышлять, что самому в себе понравилось на уроке. | О чем же это стихотворение? Что вдохновило Бунина написать его? А как вы думаете, для чего поэт написал его? Что вы можете сказать о поэте как о человеке? Удалось ли нам понять его чувства? Да, написать такое произведение может только человек, который очень любит свою Родину, умеет чувствовать ее и быть в гармонии с ней. Оцените свою работу на уроке. Поднимите желтый листочек, если вам все было понятно и работа была интересной, и зеленый, если вы испытывали какие – то затруднения. Что тебе понравилось в себе на этом уроке? Мне тоже очень понравилась ваша работа. Спасибо за урок. |