СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по литературному чтению 4 класс по программе "Перспективная начальная школа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по литературному чтению для 4 класса по программе ПНШ 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по литературному чтению 4 класс по программе "Перспективная начальная школа"»

Технологическая карта урока (Литературное чтение)


Программа, автор (ы)

Перспективная начальная школа. Н.А. Чуракова

Класс

4

Раздел (содержательная линия)

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека

Тема урока

Иван Бунина «Листопад».


Цели урока

Познакомить учащихся с произведением И.А. Бунина «Листопад».

Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.

Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.

Развивать образное мышление, речь, воображение.

Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Воспитывать любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы

Основное содержание урока

Актуализация знаний об особенностях стихотворений о природе. Проведение исследования стихотворения И. Бунина «Листопад».

Термины и понятия

Багрец, терем, листопад

Планируемый результат

Предметные умения


Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные умения


Совершенствование умения анализировать лирическое стихотворение, совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, обогащать словарный запас.



Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Планировать деятельность на уроке под руководством учителя.

Работать в паре и оценивать товарища.

Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.

Проявлять интерес к поэзии.

Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками.


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы



Окружающий мир


Литературное чтение 4класс Н.А. Чуракова, аудио проигрыватель, пьеса П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года», Ожегов Толковый словарь, изображение терема

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Название этапа: Организационный момент

Педагогические задачи: организовать класс, настроить на работу

Планируемый результат: Полная готовность класса и быстрое включение учащихся в тему урока.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Создаёт положительный эмоциональный настрой.

Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи на уроке.

Алина сейчас назовет, что нам понадобится на уроке, а вы хлопками покажите мне, что у вас это лежит на столе.



Дети приветствуют учителя.


Девочка называет по очереди предметы, которые необходимы для урока.

Остальные дети хлопками показывают свою готовность к уроку.

Название этапа: Актуализация знаний.

Педагогические задачи: актуализировать опорные знания и умения

Планируемый результат:

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Предлагает вспомнить осенний лес и назвать краски, которые художник должен взять, чтобы написать картину и назвать её осенний лес.

Все вы, конечно, не раз видели осенний лес, когда деревья стоят в своём прощальном уборе. Какие краски должен взять художник, чтобы написать на полотне картину и назвать её осенний лес?


Представляют осенний лес, называют краски, которые должен взять художник, чтобы нарисовать картину и назвать её осенний лес.

Название этапа: Целеполагание и мотивация.

Педагогические задачи: сформулировать тему и цель урока вместе с учащимися, активизировать учащихся

Планируемый результат: сообщение учащимися темы и цели урока. Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные: Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Доносить свою позицию до других. Умение совместно работать с одноклассниками.

Просит вспомнить стихотворение А.С.Пушкина «Осень» и подобрать синонимы к слову багрец. Задаёт вопросы, помогает сформулировать тему и цели урока.

Вспомните стихотворение А.С. Пушкина «Осень», в котором он пишет: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса». Подберите синонимы к слову багрец. Этими словами называют густой тёмный оттенок красного. А вы видели багряные листья? Художники и поэты не только более наблюдательны, они умеют изображать окружающий мир в своих произведениях, делятся с читателями своими наблюдениями и чувствами, учат нас видеть красоту природы.

Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать стихотворение?

Перед знакомством с произведением И.Бунина «Листопад» предлагает послушать пьесу П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года». Просит поделиться своими чувствами после прослушивания.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Но перед тем как познакомиться с его стихотворением «Листопад», послушайте, пожалуйста, произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Что вы услышали в музыке?

-Что почувствовали?

-Что представили себе, пока слушали музыку?

Как вы думаете, как называется эта пьеса? Это «Октябрь».





Формулируют тему урока















Слушают пьесу «Октябрь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Высказывают свои впечатления, чувства от прослушанной музыки.





Название этапа: Изучение восприятия нового материала

Педагогические задачи: обеспечить восприятие, осмысление

Планируемый результат:

Регулятивные: иметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

Читает стихотворение (или хорошо читающий ученик), ставит перед учащимися задачу обратить внимание на краски, которые использует поэт. Просит высказать соё впечатление после прочтения стихотворения. Задаёт вопросы на первичное восприятие.


Предлагает определить учебную задачу.

Давайте прочитаем стихотворение и обратим внимание на то, какие краски использует поэт. Откройте учебники на стр.152

-Понравилось ли вам это стихотворение?

- Какое время года описывает поэт? Докажите.
- О каком явлении природы идет речь? 

С каким чувством поэт описывает лес?

Вы прослушали стихотворение И.Бунина «Листопад». Как вы думаете, какую работу можно провести по его содержанию?

Слушают стихотворение с предварительно поставленной целью, обращают внимание на краски, которые использует поэт. Высказывают своё впечатление: понравилось ли стихотворение, отвечают на вопросы учителя.



Определяют учебную задачу.


Название этапа: первичное закрепление

Педагогические задачи: выявить уровень и осознанность полученного материала

Планируемый результат:

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

Предлагает прочитать ещё раз самостоятельно, отметив непонятные слова и затем найти их значение в словаре Ожегова.

Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно и отметьте непонятные слова.

Заворожённый

Лиловый

Лазурь

Найдём значение этих слов в словаре Ожегова.

Самостоятельно читают произведение, отмечают, если есть непонятные слова. Затем в словаре Ожегова находят определение непонятных слов.



Название этапа: Первичный контроль полученных знаний

Педагогические задачи: выявить уровень изученности материала

Планируемый результат:


Предлагает прочитать первые 4 строчки стихотворения. Назвать краски, цвета, которые поэт использует, чтобы передать восхищение осенним лесом. Спрашивает, какие цвета незнакомы и какой цвет в описании оказался неожиданным. Задает вопросы по содержанию, уточняет определение слова терем и рассказывает о теремах в Древней Руси.


Прочитайте первые 4 строчки стихотворения.

Какие цвета, краски называет поэт , чтобы передать восхищение красотой осеннего леса? Какие цвета не знакомы вам и не можете их представить? Какой цвет оказался для вас неожиданным?

Что напомнил осенний лес поэту? С чем сравнивает он его? Найдите и прочитайте отрывок. Видели ли вы терем?

Терема строили в Древней Руси. Кто жил в теремах? Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные. В селе Коломенское был построен деревянный теремной дворец для царя. Он был богато украшен резьбой. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.

Прочитайте следующие 10строк.

Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема? Какие деревья напоминали ему вышки? Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем же там пахнет и почему? Найдите ответ в стихотворении. Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой и запахом. И чтобы читатели могли лучше представить осенний лес, Бунин использует сравнения. Найдите их в стихотворении.

Почему слово Осень поэт пишет с заглавной буквы? Какой поэтический прием использует Бунин , рассказывая об Осени? Какова Осень в представлении поэта – веселая или грустная? Как вы догадались? Кого называют вдовой? Грустят вдовы, грустит и Осень Как вы думаете, о чем она грустит?

Дочитайте стихотворение до конца. Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная? Почему стало так тихо в лесу осенью? Бунин восхищается красотой осеннего леса. Почему же он не выразил это восклицательной интонацией? Какие слова помогают представить лесную тишину? Что нарушает тишину? Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листики. Какие звуки будем выделять? А читать как будем громко или тихо? А теперь прочитаем последнюю строчку так, чтобы обозначить аллитерацию.

Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово сегодня. Прочитайте все предложения, в которых есть слово сегодня. Как вам кажется, почему поэт подчеркнул это слово?

Какие чувства пробуждает в вашей душе это стихотворение? Стихотворение начинается и заканчивается сравнением. Это сравнение, как рама, обрамляет прекрасный пейзаж осеннего леса.

Читают первые 4 строчки стихотворения. Называют краски, которые поэт использует, чтобы передать восхищение осенним лесом. Если встретились незнакомые цвета, называют. Высказывают мнения о том какой цвет оказался неожиданным.

Отвечают на вопросы учителя по содержанию. Объясняют понятие терем. Рассказывают, что знают о теремах и слушают рассказ учителя.
















Читают следующие 10 строк. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. Находят в тексте сравнения.



Высказывают мнение почему поэт написал слово Осень с заглавной буквы. Вспоминают прием олицетворение. Характеризуют Бунинскую Осень.


























Дочитывают стихотворение да конца. Отвечают на вопросы. Готовятся к выразительному чтению, читают отрывок так, чтобы было слышно как листики зашуршали. Читают последнюю строчку так, чтобы обозначить аллитерацию.


Находят в стихотворении предложения со словом сегодня, рассуждают, почему Бунин употребил это слово трижды Делятся своими чувствами, которые пробуждает в душе это стихотворение.

Физкультминутка.

Организует выполнение зарядки для глаз и правильной осанки.

Под руководством учителя выполняют зарядку для глаз и правильной осанки.

Название этапа: Самостоятельное применений открытых знаний.

Педагогические задачи: самостоятельная работа учащихся в паре

Планируемый результат:

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Уметь делать выводы в результате совместной работы.

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить

Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе.

Предлагает вспомнить, на что надо обратить внимание при подготовке к выразительному чтению. Спрашивает в каком темпе надо читать стихотворение. Почему.

Громко или тихо будем читать. Почему.

На что надо обращать внимание при подготовке к выразительному чтению?

Как мы будем читать стихотворение быстро или медленно? Почему не следует торопливо читать стихотворение? Какую половину стихотворения будем читать громче, какую тише? Почему вторую половину следует читать тише? Будем читать вторую половину так, как будто мы боимся спугнуть замершего мотылька, как будто и нас заворожила тишина осеннего леса.

Предлагает прочитать вполголоса. Затем прочитать друг другу в парах.

Потом несколько учеников читают вслух.

Предлагает оценить свою работу.

Прочитайте вполголоса. Теперь прочитайте в парах друг другу.

Затем прочитаем вслух.

Оцените свою работу.

Вспоминают на что надо обратить внимание при подготовке к выразительному чтению. Обсуждают в каком темпе и как тихо или громко надо читать.
















Читают вполголоса. Затем читают друг другу в парах.



Потом несколько учеников читают вслух.


Оценивают свою работу.

Название этапа: Рефлексия

Педагогические задачи: проанализировать состояние учащихся

Планируемый результат:

Личностные: Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные: Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Подводит итог, спрашивая, о чем же это стихотворение, что вдохновило Бунина написать его, для чего он написал. Предлагает высказать свое мнение о поэте, как о человеке.

Помогает сделать вывод.

О чем же это стихотворение? Что вдохновило Бунина написать его? А как вы думаете, для чего поэт написал его? Что вы можете сказать о поэте как о человеке? Удалось ли нам понять его чувства?

Да, написать такое произведение может только человек, который очень любит свою Родину, умеет чувствовать ее и быть в гармонии с ней.

Предлагает оценить свою работу с помощью желтых и зеленых листочков.

Оцените свою работу на уроке. Поднимите желтый листочек, если вам все было понятно и работа была интересной, и зеленый, если вы испытывали какие – то затруднения

Спрашивает, что самому ученику понравилось в себе на этом уроке.

Благодарит за работу.

Что тебе понравилось в себе на этом уроке?

Мне тоже очень понравилась ваша работа. Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение о поэте, как о человеке. Размышляют удалось ли нам понять чувства поэта.



С помощью учителя делают вывод.











Оценивают свою работу на уроке с помощью желтых и зеленых листочков.





Пытаются поразмышлять, что самому в себе понравилось на уроке.



Список использованной литературы:

  1. Учебник литературное чтение, 2 часть, Н.А. Чуракова

  2. Методическое пособие по литературному чтению 4 класс, О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская