Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
Этап мотивации к деятельности | Приветствие. Посадка. Проверка готовности к уроку Есть о математике молва, Что она в порядок ум приводит, Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе. А какие слова вы можете сказать о математике? Какие чувства возникают у вас, когда начинается урок математики? | Посадка. Проверка готовности к уроку Высказывают свое мнение о математике, объясняют свои чувства | Р. Контроль своих действий Л. Понимание значения получения новых знаний, формирование умения и желания учиться К. Формулируют произвольное речевое высказывание |
Этап актуализации опорных знаний | Математический диктант: Посмотрите, на доске числовые выражения, которые вам надо решить и написать в тетрадь соответствующую правильному ответу букву. 29+10 14+16 31-11 65+15 42+18 34-13 50+22 63-33 20 – л 72 – ж 43 - м 39 – с 21 –и 70 - к 60 – о 30 – е 80 - н | Считают устно, из букв составляют слово «сложение» | П. Анализ информации Р. Осознание учебной задачи, осуществление самоконтроля, сравнение информации с эталоном. К. Постановка самому себе вопросов и принятие решений |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Какое слово получилось? Какие еще математические действия вы знаете? Какие знаки используют при записи этих действий? Послушайте задачки и выберите действие для их решения. На доске две картинки кадушек, под ними в ходе разбора записываем число «2»: У окошка две кадушки. В каждой кадушке по две лягушки. На окошке три кошки. У каждой кошки по четыре ножки. Если бы кошек было 6? (добавляем картинки) А если бы кошек было 10…20? Мы бы так и складывали по 4? Это удобно? | Отвечают на вопросы. Записывают решение: 2+2=4 4+4+4=12 4+4+4+4+4+4=24 Отвечают на вопросы, делают вывод, что складывать одно и то же число много раз неудобно. | Л. Установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом, смыслообразование. Р. Целеполагание, выделение и осознание уровня достигнутого К. Установление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, составление речевого высказывания, управление собственным поведением. П. Анализ информации, структурирование знаний, нахождение наиболее эффективного способа решения учебной задачи. Л. Смыслообразование Р. Целеполагание К. Установление учебного сотрудничества |
Построение плана выхода из затруднений в деятельности. Постановка учебной цели | Вспомните, о каких математических действиях мы говорили в начале урока? Можно ли для решения этой проблемы использовать сложение… вычитание? Как же быть? | Отвечают на вопросы, самостоятельно формулируют идею о необходимости использования нового действия | П. Анализ учебной информации, нахождение наиболее эффективного способа решения, самостоятельное формулирование вывода К. Организация совместного обсуждения, сотрудничества разрешение возможных конфликтов |
Овладение новым знанием | Для устранения подобных затруднений, когда много раз приходится складывать одно и то же число, используют другое действие – умножение. (Показать знак действия умножения) Вернемся к нашим кошечкам. Сейчас их 6. И у каждой кошечки по 4 лапки. Мы записали решение так. А теперь запишем это решение новым способом. Какое число повторяется? Сколько раз? Тогда пишут так: на первое место пишут число, которое повторяется, на второе место – сколько раз оно повторяется, а между ними ставят знак «∙»: 4∙6=24 | Слушают, задают вопросы 4+4+4+4+4+4=24 Отвечают на вопросы | К. Организация совместного обсуждения, установления сотрудничества с учителем, речевая коммуникация. Л. Организация исследовательского пространства ученика П. Анализ и исследование информации, рефлексия способов действий |
| Физкультминутка: Ежик шел,шел,шел И грибок нашел. Раз – грибок, два – грибок! Вот и полный кузовок! | Произносят стихотворение, сопровождая физическими упражнениями. | |
Актуализация нового знания | Посмотрите на доске картинки птичек. Сколько птиц? По сколько крыльев у каждой птички? Как записать это сложением? А как записать это короче, умножением? А если прилетит еще одна птичка? (добавляет еще одну картинку) Посмотрите, все слагаемые были одинаковыми. Они повторялис,ь и мы каждый раз могли сделать запись короче и заменить сложение умножением? Тогда, что же такое умножение? (Учитель корректирует выводы детей и направляет на формулировку правила) Работа по учебнику: Стр.48 №1 Рассмотрим рисунок, объясним записи | Записывают решение: 2+2+2=6 2∙3=6 2+2+2+2=8 2∙4=8 Самостоятельно формулируют правило. Несколько учеников повторяют сформулированный вывод. Фронтальная работа, один ученик на доске, работа выполняется с коллективными пояснениями. | К. Организация сотрудничества с учителем и сверстниками, обсуждение, контроль и коррекция поведения П. Самостоятельное использование эффективных способов решений учебной задачи, рефлексия способов действий Р. Организация последовательности действий, контроль и оценка результата П. Анализ информации, выделение существенных признаком, формулирование вывода К. Организация совместной деятельности, самоконтроль, создание пространства речевого сотрудничества, соотнесение своей позиции в коллективе Р. Планирование действий, прогнозирование результата |
Самостоятельная работа | Посмотрите на картинки и запишите решение задачи двумя способами: На доске: Сколько всего вишенок? Сколько всего колокольчиков? Сколько всего груш? | Записывают решение, проверка в парах. Два человека выполняют на индивидуальных досках, проводят проверку друг друга. Затем коллективное обсуждение, как выполнили. | Р. Планирование самостоятельной работы, соотнесение полученных результатов учебной деятельности эталону, контроль и самоконтроль. К. Организация совместного обсуждения, выдвижение и аргументация собственной точки зрения, соотнесение своей позиции взглядам сверстников, разрешение возможных конфликтов, коррекция своих действий |
Домашнее задание | Сделайте в тетради рисунки так, чтобы можно было записать решение и сложением, и умножением. Если рисовать трудно, можно использовать просто геометрические фигуры. | Задают вопросы. | |
Рефлексия | Послушайте маленькую притчу. Однажды один путник увидел каменотеса, который тесал огромный камень и горько плакал. «Почему ты плачешь?»- спросил путник. И каменотес ответил: «Я каждый день обтесываю тяжелые камни и получаю за свою работу гроши!». Путник пошел дальше, за поворотом он увидел второго каменотеса, который молча тесал камень. «Почему ты молчишь?» - спросил путник. «Я каждый день работаю и получаю достаточно денег,» - ответил каменотес. Путник пошел дальше и встретил третьего каменотеса, который тесал тяжелый камень и пел песню. «Почему ты поешь?» - спросил его путник. «Я обтесываю тяжелые камни, из них построят храм!» - сказал третий каменотес. Как вам кажется, сегодня на уроке вы были каким каменотесом? Какое у вас настроение? Как вы справились со своей работой? Как можно применить полученные знания: получить за них гроши, получить достаточно денег или построить храм? | Слушают Оценивают свою работу | К. Организация сотрудничества с учителем, внутренней аргументации и оценки своей позиции Р. Осознание важности и значимости полученных знаний, самооценка, выявление причин успеха или неуспеха учебной деятельности. |